Боевое отделение танка (варианты)
Иллюстрации
Показать всеГруппа изобретений относится к области бронетанковой техники, а конкретно к боевым отделениям танков. Сущность изобретений заключается в том, что в зоне между задней стенкой башни и механизмом подъема кассет на линии досылания выстрелов из забашенного автомата заряжания установлена проходная труба с окном на ее поверхности и встроено устройство стабилизации направления движения досылателя с возможностью обеспечения перемещения направляющей части упомянутого устройства через окно в полость проходной трубы и образования в проходной трубе направляющего сквозного коридора для цепи досылателя. По второму варианту встроено устройство для досылания выстрелов или их элементов из транспортера карусельного типа, выполненное в виде дополнительного досылателя, которое установлено у упомянутого окна с обеспечением возможности введения через окно в полость проходной трубы клоца досылателя. По третьему варианту в отличие от второго корпус дополнительного досылателя связан с устройством стабилизации направления движения цепи досылателя забашенного автомата заряжания. Направляющая часть упомянутого устройства стабилизации выполнена с возможностью перемещения через окно в полость проходной трубы и образования в проходной трубе направляющего сквозного коридора для цепи досылателя забашенного автомата заряжания. Изобретения позволяют повысить устойчивость процесса автоматизированного заряжания танковой пушки. 3 с. и 16 з.п. ф-лы, 10 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к боевым отделениям танков, и может быть использовано при разработке новых образцов техники или модернизации существующего парка технически устаревающих танков.
Общеизвестно, что применение танков на поле боя предусматривает их многофункциональное использование, в том числе применение против укрепленных опорных пунктов, танкоопасных бронированных целей, включая танки противника, а также против живой силы. В этой связи танковая пушка, как основное вооружение танка, располагаемая в боевом отделении в башне танка, оснащается различными видами снарядов: бронебойными и подкалиберными - для ведения огня по укрепленным пунктам и бронированным целям, фугасными или осколочно-фугасными - для применения против живой силы противника. В последнее время получили распространение бронебойно-подкалиберные снаряды, служащие для поражения, главным образом, бронированных целей [1, стр.4-13].
В современных танках укладка боекомплекта к пушке размещается, главным образом, в автомате заряжания и, частично, - в немеханизированной укладке. При этом применяются танковые выстрелы унитарного типа, включающие снаряд и заряд, а также выстрелы, расположенные поэлементно (снаряд отдельно, заряд отдельно), объединяемые в выстрел на линии досылания в пушку либо непосредственно в пушке [1, стр.30-37]. Далее по тексту описания, там, где не будет требоваться конкретного названия "снаряд" или "заряд", не объединенные в унитарный выстрел снаряд и заряд будут именоваться обобщенно как элемент выстрела.
Известно боевое отделение танков Т-72 и их модификаций, включая Т-90, содержащее броневую башню, пушку с казенником, автомат заряжания и устройства систем управления процессами заряжания и ведения огня [2, стр.47-57 и 107-157]. Автомат заряжания размещен в башне у днища танка, снабжен транспортером карусельного типа и оборудован механизмом подъема выстрелов. На каркасе транспортера карусельного типа равномерно установлены кассеты для укладки выстрелов, при этом снаряд размещен в нижней трубе кассеты, а заряд в верхней трубе кассеты.
Обладая компактной схемой боевого отделения, танк Т-72 перестает отвечать современным требованиям, исходя из следующего. В современных отечественных и зарубежных танках, включая "Леклерк", "Абрамс", модификациях "Леопард-2", существенно повысилась защита лобовой проекции [1, стр.154-159, 166-172]. Эффективность бронебойных снарядов, в ответ на усиление защиты, также повышалась за счет увеличения, главным образом, активной части с подкалиберным сердечником [3, стр.62-67], выполняемым из металла высокой плотности, например, обедненного урана, а также за счет придания более высокой начальной скорости снаряду путем использования более мощного заряда. В автомате заряжания Т-72 разместить такие удлиненные снаряды, тем более унитарные выстрелы, не представляется возможным.
Известно боевое отделение французского танка "Леклерк" [1, стр.153-157] с броневой башней, пушкой с казенником, автоматом заряжания и узлами систем управления процессами заряжания и ведения огня. Автомат заряжания размещен в нише башни в транспортно-заряжающем контейнере с тыльной ее стороны, снабжен магазином для укладки выстрелов и механизмом досылания выстрелов. Поскольку длина контейнера в задней части не ограничена (в приемлемых пределах с позиций соответствия другим тактико-техническим характеристикам, предъявляемым к танку), то в магазине автомата заряжания легко разместить упомянутые удлиненные выстрелы повышенного могущества, что предоставляет преимущество танку с таким боевым отделением в борьбе с бронированными целями, в том числе танками.
Известно боевое отделение танка [4] заявителя. В варианте исполнения известного боевого отделения по п.1 формулы изобретения источника [4], который принят за прототип по большинству существенных признаков, боевое отделение танка содержит броневую башню, пушку с казенником и его ограждением, закрепленный в тыльной части башни (забашенный) транспортно-заряжающий контейнер с магазином для размещения выстрелов или его элементов. Магазин снабжен автоматом заряжания и досылателем выстрела или его элементов. В башне танка размещен второй автомат заряжания, оборудованный транспортером карусельного типа с кассетами для укладки выстрелов либо элементов выстрелов, расположенным у днища корпуса танка.
Для этого автомата заряжания имеется механизм подъема кассет с выстрелом или его элементом на линию досылания. В транспортере карусельного типа вместо одной из кассет размещен поддерживающий лоток, выводимый на линию досылания и служащий для направления досылаемого выстрела или его элемента в зоне между механизмом подъема кассет и зарядной каморой танковой пушки при заряжании из забашенного транспортно-заряжающего контейнера. В качестве досылателя при заряжании боеприпаса, поднятого из транспортера карусельного типа, используется тот же досылатель забашенного автомата заряжания. При этом досылание выстрела из транспортера карусельного типа осуществляется за два хода досылателя: сначала кассета транспортера карусельного типа устанавливается на линии досылания нижней трубой со снарядом, после чего снаряд досылается в зарядную камору пушки, а затем после выведения на линию досылания верхней трубы кассеты, досылается заряд. В боевом отделении размещены также устройства систем управления процессами заряжания и ведения огня. Такая конструкция боевого отделения позволяет, прежде всего, применить, разместив в транспортно-заряжающем контейнере, снаряды повышенного могущества, а также существенно увеличить боекомплект танка, уложенный в автоматизированной укладке и повысить эффективность использования боекомплекта исходя из тактических требований боевой обстановки.
Однако проведенный углубленный анализ боевого отделения с позиций боевой эффективности и макетная его отработка заявителем на действующем образце, изготовленном с использованием технических решений по источникам [5] и [6], позволили выявить отдельные недостатки, которые при устранении могут существенно повысить боевую эффективность танка.
Первый недостаток вытекает из следующего. При досылании выстрела из транспортера карусельного типа согласно источнику [4] используется единый цепной досылатель, который размещен в забашенном автомате заряжания. При досылании выстрела из транспортера карусельного типа клоц данного досылателя не имеет (до начала взаимодействия с досылаемым боеприпасом) устойчивой траектории движения, а вероятностная зона взаимодействия клоца с досылаемым снарядом или зарядом на линии досылания очерчивается окружностью с ее диаметром, незначительно меньшим диаметра заряда. В то же время кассета для размещения выстрела в транспортере карусельного типа по источнику [2], состоящая, как упоминалось ранее, из двух труб для размещения снаряда - в нижней трубе кассеты, а заряда - в верхней трубе кассеты, имеет разные диаметры труб по причине того, что снаряд имеет меньший диаметр поперечного сечения, чем заряд. При этом необходимость размещения разных типов снарядов [1] в нижней трубе предопределила сложную конфигурацию этой трубы с выполнением ограничительных секторов в донной части, способствующих удержанию снарядов (разных типов) в унифицированной трубе. В этой связи клоц досылателя имеет возможность утыкания в торец нижней (снарядной) трубы либо в ограничительный сектор этой трубы, вызывая нестабильность работы автомата заряжания с возможными поломками.
Рассмотренный недостаток, ограничивающий применение боевого отделения источника [4], в наибольшей мере касается модернизации существующего парка танков, например Т-72 или Т-80, у которых башня в кормовой части имеет центрально расположенную нишу, где, как известно, размещается досылатель, см., например рисунок на стр.108-109 источника [2], используемый для заряжания из транспортера карусельного типа. После установки забашенного автомата заряжания с общим досылателем, в зоне этой ниши образуется проем, удлиняющий линию досылания и делающий процесс досылания еще более неустойчивым.
Ко второму из недостатков прототипа относится потеря боевым отделением танка возможности ведения автоматизированного огня при проникающем поражении забашенного транспортно-заряжающего контейнера (или взрыве боеприпасов в нем). При таком поражении среди прочих механизмов может быть выведен из строя механизм досылания выстрелов в зарядную камору пушки, а оставшийся, размещенный в башне автомат заряжания без собственного досылателя не сможет использоваться для ведения автоматизированного огня.
Сразу же следует отметить, что для устранения такого недостатка выполнение боевого отделения с простым совмещением известных автоматов заряжания, первого, заимствованного из источника [1] с его штатным досылателем, и второго, заимствованного из источника [2] также с его штатным досылателем, или аналогов таких автоматов заряжания, не представляется возможным, что также видно из дальнейшего описания.
Обобщая сказанное следует отметить, что недостатком боевого отделения-прототипа является его пониженная военно-техническая эффективность.
Задачей настоящего изобретения является повышение военно-технической эффективности боевого отделения танка.
Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в повышении устойчивости процесса автоматизированного заряжания танковой пушки боевого отделения танка.
Указанная задача решается тем, что в боевом отделении танка по первому варианту исполнения, содержащем броневую башню с пушкой, оборудование систем управления процессом заряжания и ведения огня, забашенный транспортно-заряжающий контейнер с магазином для размещения выстрелов или их элементов, автоматом заряжания с досылателем, второй автомат заряжания, размещенный в башне танка, оборудованный транспортером карусельного типа с поддерживающим лотком, кассетами для укладки выстрелов или их элементов и снабженный механизмом подъема кассет на линию досылания, согласно изобретению в зоне между задней стенкой башни и механизмом подъема кассет на линии досылания выстрелов из забашенного автомата заряжания, установлена проходная труба с окном на ее поверхности и встроено устройство стабилизации направления движения цепи досылателя с возможностью обеспечения перемещения направляющей части упомянутого устройства через окно в полость проходной трубы и образования в проходной трубе направляющего сквозного коридора для цепи досылателя.
Наиболее полно технический результат достигается, если:
- устройство стабилизации направления движения цепи досылателя выполнено в виде направляющих, закрепленных над окном, выполненным в верхней части проходной трубы, снабженных подвижной кареткой с наклонной заслонкой и роликом, размещенными в средней части каретки, и установлено с возможностью образования упомянутого направляющего сквозного коридора между заслонкой, роликом и нижней поверхностью проходной трубы при опускании каретки;
- подвижная каретка оборудована П-образным кронштейном, вертикальные стойки которого расположены симметрично относительно оси проходной трубы и выполнены с возможностью перемещения с внешних сторон боковых поверхностей проходной трубы при опускании каретки, при этом нижние концы вертикальных стоек снабжены упорами для взаимодействия с выполненным на поддерживающем лотке устройством поднятия каретки при выводе поддерживающего лотка из транспортера карусельного типа на линию досылания;
- проходная труба закреплена на стенке башни танка или (по варианту исполнения подвижной каретки) на механизме подъема кассет.
Указанная задача по второму варианту исполнения решается тем, что в боевом отделении танка, содержащем броневую башню с пушкой, оборудование систем управления процессом заряжания и ведения огня, забашенный транспортно-заряжающий контейнер с магазином для размещения выстрелов или их элементов, автоматом заряжания с досылателем, второй автомат заряжания, размещенный в башне танка, оборудованный транспортером карусельного типа с поддерживающим лотком, кассетами для укладки выстрелов или их элементов и снабженный механизмом подъема кассет на линию досылания, согласно изобретению в зоне между задней стенкой башни и механизмом подъема кассет на линии досылания выстрелов из забашенного автомата заряжания установлена проходная труба с окном на ее поверхности и встроено устройство для досылания выстрелов или их элементов из транспортера карусельного типа, выполненное в виде дополнительного досылателя, установленного у упомянутого окна с обеспечением возможности введения через окно в полость проходной трубы клоца данного досылателя.
В этом варианте наиболее полно технический результат достигается, если:
- окно выполнено на верхней поверхности проходной трубы, а возможность введения клоца досылателя в полость проходной трубы обеспечена путем подвижной установки дополнительного досылателя, например на каретке, наделенной возможностью перемещения в направляющих, закрепленных над упомянутым окном;
- каретка оборудована П-образным кронштейном, вертикальные стойки которого расположены симметрично относительно оси проходной трубы и выполнены с возможностью перемещения с внешней стороны боковых поверхностей проходной трубы при опускании каретки, при этом нижние концы вертикальных стоек снабжены упорами для взаимодействия с выполненным на поддерживающем лотке устройством поднятия каретки при выводе поддерживающего лотка из транспортера карусельного типа на линию досылания;
- корпус досылателя оборудован полым кронштейном, выполненным, например, по форме трубы, установленным с возможностью вынесения привода дополнительного досылателя за одну из боковых поверхностей проходной трубы и размещения внутри полости кронштейна выходного вала привода досылателя, а в проходной трубе выполнен паз под размещение упомянутого полого кронштейна;
- проходная труба закреплена на стенке башни танка или (по варианту исполнения подвижной каретки) на механизме подъема кассет.
Указанная задача по третьему варианту исполнения решается тем, что в боевом отделении танка, содержащем броневую башню с пушкой, оборудование систем управления процессом заряжания и ведения огня, забашенный транспортно-заряжающий контейнер с магазином для размещения выстрелов или их элементов, автоматом заряжания с досылателем, второй автомат заряжания, размещенный в башне танка, оборудованный транспортером карусельного типа с поддерживающим лотком, кассетами для укладки выстрелов или их элементов и снабженный механизмом подъема кассет на линию досылания, согласно изобретению в зоне между задней стенкой башни и механизмом подъема кассет на линии досылания выстрелов из забашенного автомата заряжания установлена проходная труба с окном на ее поверхности и встроено устройство для досылания выстрелов или их элементов из транспортера карусельного типа, выполненное в виде дополнительного досылателя, установленного у упомянутого окна с обеспечением возможности введения через окно в полость проходной трубы клоца данного досылателя, при этом корпус дополнительного досылателя связан с устройством стабилизации направления движения цепи досылателя забашенного автомата заряжания, причем направляющая часть упомянутого устройства стабилизации наделена возможностью перемещения через окно в полость проходной трубы и образования в проходной трубе направляющего сквозного коридора для цепи досылателя забашенного автомата заряжания.
Наиболее полно технический результат по третьему варианту достигается, если:
- окно выполнено на верхней поверхности проходной трубы, а возможность введения клоца дополнительного досылателя и направляющей части устройства стабилизации направления движения цепи досылателя забашенного автомата заряжания в полость проходной трубы обеспечена путем подвижной установки дополнительного досылателя и устройства стабилизации, например на каретке, наделенной возможностью перемещения в направляющих, закрепленных над упомянутым окном;
- устройство стабилизации направления движения цепи досылателя забашенного автомата заряжания выполнено в виде наклонной заслонки с роликом, размещенными в нижней части каретки и установленными с возможностью образования направляющего сквозного коридора между заслонкой, роликом и нижней поверхностью проходной трубы при опускании каретки;
- каретка оборудована П-образным кронштейном, вертикальные стойки которого расположены симметрично относительно оси проходной трубы и выполнены с возможностью перемещения с внешней стороны боковых поверхностей проходной трубы при опускании каретки, при этом нижние концы вертикальных стоек снабжены упорами для взаимодействия с выполненным на поддерживающем лотке устройством поднятия каретки при выводе поддерживающего лотка из транспортера карусельного типа на линию досылания;
- корпус досылателя оборудован полым кронштейном, выполненным, например, по форме трубы, установленным с возможностью вынесения привода дополнительного досылателя за одну из боковых поверхностей проходной трубы и размещения внутри полости кронштейна выходного вала привода досылателя;
- проходная труба закреплена на стенке башни танка или (по варианту исполнения подвижной каретки) на механизме подъема кассет;
- в проходной трубе выполнен паз под размещение упомянутого полого кронштейна.
Анализ отличительных признаков показал, что:
- установка в зоне между задней стенкой башни и механизмом подъема кассет на линии досылания выстрелов из забашенного автомата заряжания проходной трубы стабилизирует направление движения досылаемого выстрела или его элемента в данной зоне и, в некоторой мере, цепи и клоца досылателя забашенного автомата заряжания;
- оборудование боевого отделения устройством стабилизации направления движения досылателя с возможностью обеспечения перемещения направляющей части упомянутого устройства через окно в полость проходной трубы и образования в проходной трубе направляющего сквозного коридора для цепи досылателя позволяет обеспечить устойчивую траекторию движения цепи и клоца досылателя с возможностью достаточно точного взаимодействия клоца досылателя с донной частью снаряда при досылании снаряда из транспортера карусельного типа (без утыкания клоца в трубу кассеты);
- выполнение устройства стабилизации направления движения цепи досылателя в виде направляющих, закрепленных над окном, выполненным в верхней части проходной трубы, снабженных подвижной кареткой с наклонной заслонкой и роликом, размещенными в средней части каретки и установленными с возможностью образования упомянутого направляющего сквозного коридора между заслонкой, роликом и нижней поверхностью проходной трубы при опускании каретки, позволяет конструктивно просто и с необходимой эффективностью обеспечить устойчивую траекторию движения цепи и клоца досылателя;
- оборудование подвижной каретки П-образным кронштейном, вертикальные стойки которого расположены симметрично относительно оси проходной трубы и выполнены с возможностью перемещения с внешних сторон боковых поверхностей проходной трубы при опускании каретки, и снабжение нижних концов вертикальных стоек упорами для взаимодействия с выполненным на поддерживающем лотке устройством поднятия каретки при выводе поддерживающего лотка из транспортера карусельного типа на линию досылания позволяет выводить поддерживающим лотком устройство стабилизации направления цепи досылателя из внутренней полости проходной трубы, обеспечивая беспрепятственное досылание выстрела из магазина забашенного транспортно-заряжающего контейнера в камору пушки;
- закрепление проходной трубы на стенке башни танка целесообразно с позиций удобства монтажа механизма подъема кассет, а закрепление проходной трубы на механизме подъема кассет, в альтернативном варианте, более целесообразно для организации взаимодействия устройств боевого отделения в процессе их работы.
Анализ отличительных признаков боевого отделения танка по второму варианту показал, что влияние признаков, общих с первым вариантом, на достижение технического результата аналогично рассмотренному выше. Аналогичны также причинно-следственные связи между техническим результатом и признаками.
Так:
- установка в зоне между задней стенкой башни и механизмом подъема кассет на линии досылания выстрелов из забашенного автомата заряжания проходной трубы стабилизирует направление движения досылаемого выстрела или его элемента в данной зоне и, в некоторой мере, цепи и клоца досылателя забашенного автомата заряжания;
- оборудование подвижной каретки П-образным кронштейном, вертикальные стойки которого расположены симметрично относительно оси проходной трубы и выполнены с возможностью перемещения с внешних сторон боковых поверхностей проходной трубы при опускании каретки, и снабжение нижних концов вертикальных стоек упорами для взаимодействия с выполненным на поддерживающем лотке устройством поднятия каретки при выводе поддерживающего лотка из транспортера карусельного типа на линию досылания позволяет приподнимать поддерживающим лотком дополнительный досылатель с выведением его нижней части (или цепи с клоцем) из внутренней полости проходной трубы, обеспечивая беспрепятственное досылание выстрела из магазина забашенного транспортно-заряжающего контейнера в камору пушки;
- закрепление проходной трубы на стенке башни танка целесообразно с позиций удобства монтажа механизма подъема кассет, а закрепление проходной трубы на механизме подъема кассет в альтернативном варианте более целесообразно для точного взаимодействия устройств боевого отделения в процессе их работы.
Дополнительные отличительные признаки направлены на то, чтобы была сохранена возможность ведения автоматизированного огня при поражении забашенного контейнера с автоматом заряжания.
Так:
- установка дополнительного досылателя для выстрелов или их элементов из транспортера карусельного типа позволяет вести автоматизированный огонь при поражении забашенного контейнера;
- установка досылателя на каретке с возможностью введения через упомянутое окно в полость проходной трубы клоца досылателя при опускании каретки обеспечивает досылание выстрелов или их элементов, поднятых на линию досылания из транспортера карусельного типа;
- выполнение окна на верхней поверхности проходной трубы и обеспечение возможности введения клоца досылателя в полость проходной трубы путем подвижной установки дополнительного досылателя, например на каретке, наделенной возможностью перемещения в направляющих, закрепленных над упомянутым окном, позволяет конструктивно просто и с необходимой эффективностью обеспечить введение клоца дополнительного досылателя и его цепи в проходную трубу для досылания выстрелов или их элементов, поднятых на линию досылания из транспортера карусельного типа;
- оборудование корпуса досылателя полым кронштейном, выполненным, например, по форме трубы, и установка кронштейна с возможностью вынесения привода дополнительного досылателя за одну из боковых поверхностей проходной трубы с размещением выходного вала привода досылателя внутри полости упомянутого кронштейна способствует эргономичному размещению привода в боевом отделении с сохранением функциональных возможностей по опусканию каретки при досылании;
- выполнение в проходной трубе паза под размещение полого кронштейна позволяет выполнить привод дополнительного досылателя более компактным.
Анализ отличительных признаков боевого отделения танка по третьему варианту исполнения показал, что влияние признаков, общих с первыми двумя вариантами, на достижение технического результата аналогично рассмотренному выше. Аналогичны также причинно-следственные связи между техническим результатом и признаками. Дополнительное отличие заключается в том, что в боевом отделении (за счет усложнения конструкции) реализовано совмещение вклада отличительных признаков по первому варианту и второму варианту исполнения, что позволило достичь наибольшего уровня в обеспечении технического результата, а именно позволило сохранить возможность автоматизированного заряжания танковой пушки боевого отделения танка при боевом повреждении, либо забашенного автомата заряжания, либо автомата заряжания с транспортером карусельного типа, либо любого из досылателей.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где показано:
- на фиг.1 - продольный разрез боевого отделения танка по первому варианту исполнения;
- на фиг.2 - вид на боевое отделение танка сверху (вид А на фиг.1);
- на фиг.3 - продольный разрез по транспортеру карусельного типа автомата заряжания, размещенного в башне боевого отделения (вид Б на фиг.2);
- на фиг.4 - механизм подъема кассет с установленной проходной трубой и поддерживающим лотком, выведенным на линию досылания (аксонометрическая проекция, вид сзади). Каретка в верхнем положении;
- на фиг.5 - вид спереди на каретку в нижнем положении (аксонометрическая проекция);
- на фиг.6 - боевое отделение танка (продольный разрез) по второму варианту исполнения;
- на фиг.7 - боевое отделение танка (продольный разрез в увеличенном масштабе) по второму варианту исполнения. Пунктиром показано положение дополнительного досылателя и поддерживающего лотка в готовности к досыланию выстрела из магазина забашенного транспортно-заряжающего контейнера;
- на фиг.8 - вид спереди на каретку с дополнительным досылателем;
- на фиг.9 - боевое отделение танка (продольный разрез) по третьему варианту исполнения;
- на фиг.10 - боевое отделение танка по третьему варианту исполнения (вид В на фиг.9).
Предлагаемое боевое отделение танка, см. фиг.1, 2 и 3, содержит броневую башню 1 с пушкой 2, забашенный транспортно-заряжающий контейнер 3 с автоматом 4 заряжания и магазином 5 для укладки выстрелов 6 (унитарных или раздельного заряжания) в специальные кассеты 7 выстрелов. Выстрелы раздельного заряжания, состоящие из снарядов 8 и зарядов 9, могут быть размещены в этих же кассетах 7 либо в кассетах 10 транспортера 11 карусельного типа, размещенного в башне у днища 12 танка, который выполняет роль питающего магазина для второго автомата 13 заряжания.
Каждая кассета 10 транспортера 11 карусельного типа состоит из нижней трубы 14 для укладки снарядов 8 и верхней трубы 15, выполненной с внутренним диаметром d1, большим, чем диаметр d2 нижней трубы, и предназначенной для укладки зарядов 9. Такое выполнение кассеты 10 позволяет разместить в ней полностью элементы выстрела (снаряд и заряд), объединяемые в выстрел в зарядной каморе "а" казенника 16 танковой пушки 2, точно так же, как это осуществляется в аналоге [2]. Обе трубы 14 и 15 снабжены выходными направляющими "в" и "г".
За казенником 16 расположен механизм 17 подъема кассет из транспортера 11 карусельного типа, снаряженных выстрелом на линию "б" досылания, под которой понимается линия движения досылаемого выстрела или его элемента при заряжании пушки. Для досылания унитарного выстрела 6 или раздельного выстрела 6 из забашенного транспортно-заряжающего контейнера 3 используется досылатель 18, например цепной, включающий клоц 19, размещенный на конце цепи 20 досылателя, а также привод и датчики досылателя, на фиг. не показанные.
На линии досылания выстрелов из забашенного автомата заряжания установлена проходная труба 21, см. также фиг.4 и 5, для стабилизации направления движения цепи 20 досылателя и досылаемого выстрела 6. Проходная труба 21 выступает в качестве мостика, удерживающего выстрел на заданной траектории при досылании из магазина 5 забашенного транспортно-заряжающего контейнера. На цилиндрической поверхности верхней части проходной трубы 21 выполнено фигурное окно "д", назначение которого будет показано ниже. Следует отметить, что форма поперечного сечения проходной трубы может отличаться от цилиндрической, например, может быть овальной, квадратной или иметь более сложную конфигурацию, переменную вдоль оси.
В боевом отделении в зоне над проходной трубой 21 встроено устройство стабилизации направления движения цепи 20 досылателя с клоцем 19, выполненное в виде закрепленных в верхней части механизма 17 подъема кассет направляющих 22, в которых на роликах 23 подвижно, с возможностью качения по пазу "е" направляющих 22 установлена каретка 24. На корпусе каретки 24 в средней ее части выполнена наклонная заслонка 25, несколько впереди которой (ближе к пушке) горизонтально установлен с возможностью вращения ролик 26. При этом нижний горизонтальный срез "ж" заслонки 25 находится немного выше нижней цилиндрической поверхности ролика. При опускании каретки 24 ее заслонка 25 и ролик 26 имеют возможность перемещения (введения) через упомянутое окно "д" в полость проходной трубы 21 с образованием между заслонкой и нижней цилиндрической поверхностью проходной трубы сужающегося сквозного коридора, предназначенного для стабилизации траектории движения цепи 20 с клоцем 19 досылателя 18 во время досылания выстрела или его элемента. При этом после прохождения цепью 20 нижнего горизонтального среза "ж" заслонки 25 цепь от вертикального перемещения удерживается роликом 26, снижающим собственным вращением уровень трения в зоне его взаимодействия с цепью 20. На корпусе подвижной каретки в передней зоне установлен П-образный кронштейн 27 на вертикальных стойках 28 и 29 которого, на нижних концах стоек выполнены упоры 30. Вертикальные стойки 28 и 29 П-образного кронштейна 27, расположены симметрично относительно продольной оси проходной трубы 21 и выполнены таким образом, что при опускании каретки 24 их перемещение осуществляется с внешней стороны боковых цилиндрических поверхностей "и" проходной трубы.
В транспортере 11 карусельного типа вместо одной из кассет под размещение выстрела установлен поддерживающий лоток 31, выводимый на линию досылания и служащий для направления досылаемого выстрела или его элемента в зоне между механизмом подъема кассет 17 и казенником 16 танковой пушки 2 при заряжании из забашенного транспортно-заряжающего контейнера.
На торцевой части поддерживающего лотка 31 размещено устройство поднятия каретки 24, выполненное в виде зацепов 32, которые взаимодействуют с упорами 30 при выводе (поднятии) механизмом подъема кассет 17 поддерживающего лотка 31 на линию заряжания. Любая из кассет 10, поднимаемая механизмом подъема кассет 17 на линию заряжания, не имеет возможности взаимодействия с упорами 30 в связи с отсутствием на кассете 10 зацепов 32, входящих в устройство поднятия каретки.
Проходная труба 21 может быть закреплена на механизме подъема кассет 17, что целесообразно для точного взаимодействия устройств автоматов заряжания 4 и 13 боевого отделения в процессе их работы. По варианту установки проходной трубы 21 она может быть закреплена, например, с помощью болтового соединения, в отверстии "к" в задней стенке башни 1 танка, что облегчает монтаж механизмов при сборке боевого отделения.
В состав оборудования систем управления процессами заряжания и ведения огня входят также не выделенные отдельными позициями на фигурах и известные устройства, такие, как запоминающее устройство, предназначенное для хранения и выдачи информации о состоянии загрузки магазина 5 и транспортера 11 карусельного типа, пульт управления автоматами заряжания 4 и 13 в режимах загрузки и автоматизированного ведения огня, блоки управления формирования команд, управляющих последовательностью движения кинематических узлов, стопор пушки, удерживающий ее на линии заряжания в процессе досылания снарядов, и другие устройства.
В боевом отделении танка по второму варианту исполнения, см. фиг.6, 7 и 8, присутствуют фактически все перечисленные выше устройства, однако существенным отличием является выполнение в боевом отделении устройства для досылания выстрелов с дополнительным досылателем 33, обеспечивающего ведение огня в автоматическом режиме боеприпасами, размещенными в транспортере 11 при поражении забашенного автомата заряжания 4. Изменения также затронули конструкцию каретки 25 применительно к установке дополнительного досылателя 33. Такое устройство для досылания элементов выстрела из транспортера 11 карусельного типа, выполнено в виде закрепленных в верхней части механизма подъема кассет 17 направляющих 22, как и в первом варианте исполнения, снабженных подвижной кареткой 34 с установленным на ней упомянутым дополнительным досылателем 33. Подвижная каретка 34 обеспечена возможностью при ее опускании вводить через фигурное окно "д" в полость проходной трубы 21 клоц 35 досылателя. Окно "д" может располагаться на трубе в ее центральной части, как показано на фиг.4, а может выходить на торец трубы при использовании механизма подъема кассет иной конструкции, отличающейся от показанной на поясняющих фигурах. Досылатель 33, например также цепной, содержит кроме клоца 35, размещенного на конце цепи 36, привод с электродвигателем 37 и редуктором 38, установленный через полый кронштейн 39 корпуса 40 досылателя, связанный через выходной вал 41 привода с подающей цепь 36 ведущей звездочкой (на фиг. не показана), размещенной в нижней части корпуса 40.
Для обеспечения возможности требуемого опускания каретки 34 (для введения через фигурное окно "д" в полость проходной трубы 21 клоца 35 досылателя) в проходной трубе 21 выполнен паз "л", в котором размещается полый кронштейн 39.
Боевое отделение танка по третьему варианту исполнения, см. также фиг.9 и 10, отличается от ранее описанных вариантов тем, что в нем реализована установка как дополнительного досылателя 33', так и устройства стабилизации направления движения цепи досылателя 18 забашенного автомата 4 заряжания.
Для этого дополнительный досылатель 33' закреплен в средней части каретки 42, а в нижней части каретки 42 выполнено устройство стабилизации направления движения цепи досылателя забашенного автомата заряжания в виде наклонной заслонки 43 с роликом 44, которые при опускании каретки могут образовывать направляющий сквозной коридор между заслонкой 43, роликом 44 и нижней цилиндрической поверхностью проходной трубы 21'.
Следует отметить, что устройство стабилизации направления движения цепи досылателя может быть выполнено на донной поверхности "м" нижней части корпуса 40' дополнительного досылателя 33', например, в виде подпружиненной упругой пластины (на фиг. не показано), выполняющей функцию по стабилизации направления движения цепи с клоцем досылателя 18, что и заслонка 43.
Техническое решение по третьему варианту исполнения позволяет достигнуть наибольшего уровня в обеспечении технического результата, а именно позволяет, при прочих равных условиях, сохранить возможность автоматизированного заряжания танковой пушки боевого отделения танка при боевом повреждении любого одного из двух имеющихся автоматов заряжания (любого из досылателей).
В поддерживающем лотке 31 выполнено устройство поднятия каретки в виде зацепов 32, служащих для подъема каретки 24 (выведения заслонки 25 и ролика 26 из проходной трубы 21 - по первому варианту исполнения), или подъема каретки 34 с досылателем 33 - по второму варианту исполнения, или подъема каретки 42 - по третьему варианту исполнения, когда заряжание и досылание выстрела или его элемента ведется из магазина 5 забашенного автомата 4 заряжания.
Работа боевого отделения
В условиях боя наводчик (оператор) танкового вооружения ведет огонь из танковой пушки 2, выбирая наиболее эффективный тип выстрела, в первую очередь против танкоопасных целей.
При наличии танков противника или иных бронированных целей заряжание осуществляется выстрелом 6 повышенного могущества (унитарным или разделенным на снаряд и заряд) из забашенного автомата 4 заряжания. В этом случае выстрел 6 выводится на линию досылания, освобождается из магазина 5 и досылателем 18 подается через проходную трубу 21 в зарядную камору "а" пушки 2, которая к этому моменту подготовлена оборудованием системы