Способ профилактики заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для профилактики заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста. Способ заключается в выполнении упражнений дыхательной гимнастики детей дошкольного возраста. Выполняют 18 комплексов дыхательной гимнастики, включающих дыхательные, общеразвивающие, релаксационные упражнения, элементы самомассажа в сочетании с вербальным сопровождением. Каждый из 18 комплексов осваивается детьми на физкультурных занятиях 2-3 раза в неделю в течение 2 недель. Отдельные виды дыхательных упражнений выполняют 2-4 раза в день ежедневно в течение 2 недель. Способ более эффективен, способствует уменьшению кратности ОРЗ и приступов бронхиальной астмы, улучшению состояния лор-органов. Способ способствует гармоничному физическому и нервно-психическому развитию ребенка. Способ доступен, прост и удобен в применении, может быть легко освоен детьми. 4 табл.

Реферат

Изобретение относится к области медицины и касается немедикаментозных способов профилактики заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста.

Известны многочисленные медикаментозные и немедикаментозные методы первичной и вторичной профилактики заболеваний органов дыхания у детей. Медикаментозные методы включают назначение с профилактической целью иммуномодуляторов, бактериальных и вирусных вакцин, витаминов, гомеопатических препаратов [1, 2, 3]. Использование препаратов данных групп у детей может быть ограничено возрастом, наличием противопоказаний, риском развития аллергических реакций, финансовыми возможностями. Среди способов немедикаментозной профилактики респираторных заболеваний широкое распространение получили физиотерапевтические методы (массаж, лечебная физическая культура, галотерапия, аэрофитотерапия, закаливание и другие) [4, 5]. Одним из методов немедикаментозной профилактики болезней органов дыхания является дыхательная гимнастика. Представленные в литературе комплексы дыхательной гимнастики (в том числе, гимнастика по методикам Б.С.Толкачева, А.Н.Стрельниковой, Бутейко) имеют ограниченное применение в детском возрасте из-за сложности в выполнении, отсутствия интереса и лабильности внимания ребенка [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]. Наиболее близким к предлагаемому является способ Б.С.Толкачева [11, 13]. Гимнастика Б.С.Толкачева включает только дыхательные упражнения, обеспечивая воздействие лишь на систему органов дыхания и не оказывая существенного влияния на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, эмоциональную сферу, что снижает эффективность ирофилакшки ОРВИ.

Новая техническая задача - повышение эффективности способа за счет снижения частоты возникновения заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста.

Поставленную задачу решают новым способом профилактики заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста, заключающимся в выполнении упражнений дыхательной гимнастики, причем последовательно выполняют в течение года 18 комплексов дыхательной гимнастики, каждый из которых имеет вербальное сопровождение и осваивается детьми на физкультурных занятиях 2-3 раза в неделю в течение двух недель и заключается в выполнении дыхательных упражнений, а также общеразвивающих, релаксационных упражнений, элементов самомассажа, дополняющих дыхательные упражнения, используемые как в полном комплексе, так и самостоятельно 3-4 раза в день ежедневно в течение двух недель, для детей раннего возраста первый комплекс включает упражнения для разработки мелкой мускулатуры рук, мускулатуры ног, крупных мышечных групп при выполнении ползанья, элементы самомассажа с использованием массажеров и дыхательные упражнения «Веселая собачка», «Чуткий нос», второй комплекс включает упражнения для разработки мелкой мускулатуры верхних конечностей, мускулатуры нижних конечностей, крупных мышечных групп при выполнении ползанья, элементы самомассажа ушей и дыхательные упражнения «Подуй на ладошки», «Веселая собачка», «Чуткий нос», третий комплекс включает упражнения для развития мелкой мускулатуры рук, мускулатуры ног, крупных мышечных групп при передвижении по полосе препятствий с подлезаниями, заданиями на равновесие, передвижении по скамье сидя верхом, подбрасывании и подбирании предмета, упражнения в ходьбе и беге, произвольном кружении, элементы самомассажа ушей и дыхательные упражнения «Подуй» на ладошки, «Подуй» на листочек, «Самолет», четвертый комплекс включает в себя упражнения в ходьбе, беге, прыжках с продвижением, подвижную игру с подбрасыванием и подбиранием предмета, передвижение по полосе препятствий, самомассаж ушей и носа и дыхательные упражнения «Самолет», «Ау!», «Подуй» на листок, пятый комплекс включает упражнения для развития мелкой мускулатуры рук, ног, упражнения в ходьбе, беге, прыжках, упражнения для развития общей моторики, самомассаж ушей, лба, носа и дыхательные упражнения «Ау», «Машинки», шестой комплекс включает упражнения для конечностей, туловища для развития крупных мышечных групп при выполнении ползаний, для развития ловкости при игре с мячом и дыхательные упражнения «Машинки», «Часики», «Бом», «Подуй» на мяч, седьмой комплекс включает упражнения в ходьбе беге, ползаниях, перекаты с боку на бок, лежа на спине, подтянув колени, подвижную игру со сбором и переноской шариков, упражнения на развитие ловкости и глазомера при игре с малыми шариками и дыхательные упражнения «Часики», «Самолет», «Чуткий нос», «Ежик», «Подуй» на шарик, восьмой комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, упражнения на развитие общей моторики, на развитие крупных мышечных групп в перекатах с боку на бок, на развитие мышц брюшного пресса в кружении с помощью рук в приседе, удерживая ноги на вису, на развитие ловкости в игре с шариками, подводящее упражнение к освоению диафрагмального дыхания «Веселый животик» и дыхательные упражнения «Машинки», «Ежик», «Подуй» на шарик, девятый комплекс включается упражнения в ходьбе, ползаниях, кружении, ходьбе, беге, прыжках, танцевальные движения, самомассаж лица и носа, подводящее упражнение к освоению диафрагмального дыхания «Веселый животик» и дыхательные упражнения «Паровозик», «Чуткий нос», «Ежик», «Ау», «Вагончики», десятый комплекс включает упражнения в ходьбе маршевым шагом, ходьбе на коленях, ползание, передвигаясь сидя, на животе, подвижную игру с ленточками, самомассаж лица и носа и дыхательные упражнения «Жук», «Пятачок», «Подуй» на ленточку, одиннадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, ползанье по скамье сидя верхом, подвижную игру, упражнение на развитие координации и дыхательные упражнения «Пятачок», «Ежик», «Машинки», «Самолет», «Дыхание одной ноздрей», «Мычалка», «Вагончики», подводящее упражнение к освоению диафрагмального дыхания «Веселый животик», двенадцатый комплекс включает упражнения для развития крупных мышечных групп в ползанье, для развития общей моторики и ловкости в играх с мячом и дыхательные упражнения «Мычалка», «Ежик», «Бом», «Морзянка», тринадцатый комплекс включает упражнения для развития мелкой мускулатуры верхних конечностей, упражнения в ходьбе маршевым, «петушиным» шагом, беге, перекаты с боку на бок и дыхательные упражнения «Морзянка», «Ежик», «Качели», «Хвать», «Петушок», «Веселый животик», четырнадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, прыжках, беге, кружении, передвижение по полосе припятствий с выполнением основных видов движений и дыхательные упражнения «Петушок», «Змейка», «Пятачок», «Веселый животик», пятнадцатый комплекс включает пальчиковую гимнастику, упражнения в ходьбе, беге, прыжках, упражнения для туловище в приседе ноги скрестно и дыхательные упражнения «Дыхание одной ноздрей», «Змейка», «Обнимашка», «Хвать», «Петушок», «Веселый животик», шестнадцатый комплекс включает пальчиковую гимнастику, упражнения в ходьбе, прыжках с продвижением, беге, кружении, упражнения для плечевого пояса, преодоление полосы препятствий и дыхательные упражнения «Дыхание одной ноздрей», «Самолет», «Ау», «Дровосек», «Обнимашка», «Веселый животик», семнадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании, самомассаж лица и носа и дыхательные упражнения «Паровозик», «Вагончики», «Шишки», «Бросалка», «Дровосек», «Устали», восемнадцатый комплекс включает упражнения для развития мелкой мускулатуры нижних конечностей, мимическую гимнастику, артикуляционное упражнение, пальчиковую гимнастику, упражнения в ходьбе, беге, подвижные игры «Убеги от Мишки», «Прятки» и дыхательные упражнения «Подуй» на ладошки, на ножки, «Диафрагмальное дыхание», «Морзянка», «Петушок», «Обнимашка», «Кнопка смеха», «Дровосек», «Устали», для детей младшего и среднего возраста первый комплекс включает пальчиковую гимнастику, упражнения в ходьбе, прыжках, беге, ползании на четвереньках и на животе, общеразвивающие упражнения для мышц ног и туловища и дыхательные упражнения «Веселая собачка», «Чуткий нос», «Бабочка», «Квак», «Жук», «Подуй» на ладошки, второй комплекс включает пальчиковую гимнастику, упражнения в ходьбе, прыжках с продвижением, беге, кружением, упражнение для плечевого пояса, передвижение по полосе препятствий, выполняя основные виды движений и дыхательные упражнения «Веселый животик», «Мычалка», «Змейка», «Самолет», «Ау», «Дровосек», «Обнимашка», третий комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, прыжках с продвижением, подвижные игры «Мы осенние листочки», «Солнышко и дождь», самомассаж лица и носа и дыхательные упражнения «Пятачок», «Морзянка», «Самолет», «Ау», «Чуткий нос», «Подуй» на листочек, на дождинку, четвертый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, кружении, общеразвивающее упражнение для туловища, перекаты из стороны в сторону в исходном положении лежа на спине, подтянув колени к груди, самомассаж стоп, ладоней, лица и носа и дыхательные упражнения «Пятачок», «Петушок», «Ежик», «Жук», «Обнимашка», «Квак», «Квакушки-лягушки», «Веселая собачка», «Чуткий нос», пятый комплекс включает пальчиковую гимнастику, упражнения в ходьбе, прыжках с продвижением, в беге, кружении, мимическое упражнения, упражнение для плечевого пояса, туловища и дыхательные упражнения «Веселый животик», «Морзянка», «Змейка», «Обнимашка», «Хвать», «Петушок», шестой комплекс включает упражнения в ходьбе, прыжках, беге, кружении, упражнение на координацию, подвижную игру «Мишенька-медведь» и дыхательные упражнения «Паровозик», «Ветер качает», «Шишки», «Пчелы», «Вкусно», «Мычалка», «Лев», «Вагончики», седьмой комплекс включает упражнения для развития мелкой моторики конечностей, мимическую гимнастику, артикуляционное упражнение, упражнения в ходьбе, беге, подвижные игры «Убеги от Мишки», «Прятки», «Игра с лисичкой» и дыхательные упражнения «Подуй» на ладошки, на ножки, «Диафрагмальное дыхание», «Морзянка», «Петушок», «Обнимашка», «Кнопка смеха», «Дровосек», «Устали», восьмой комплекс включает упражнения в ходьбе, прыжках, беге, упражнение на координацию и на развитие мелкой моторики, игру-хоровод и дыхательные упражнения «Мычалка», «Ежик», «Ветер качает», «Сдуй» снежинку, «Шарик», «Петушок», «Морзянка», девятый комлекс включает упражнения в ходьбе, беге, кружении, общеразвивающее упражнение для туловища, перекаты из стороны в сторону в исходном положении - лежа на спине, подтянув колени к груди, самомассаж стоп, ладоней, лица и носа и дыхательные упражнения, самомассаж лица и носа и дыхательные упражнения «Пятачок», «Петушок», «Ежик», «Жук», «Обнимашка», «Квак», «Квакушки-лягушки», «Веселая собачка», «Чуткий нос», десятый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, прыжках с продвижением, подвижные игры, самомассаж лица и носа и дыхательные упражнения «Пятачок», «Морзянка», «Самолет», «Ау», «Чуткий нос», «Тарахтелка», «Бабочка», «Подуй», одиннадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, ползании, прыжках, беге и дыхательные упражнения «Пятачок», «Ежик», «Устали», «Обнимашка», «Морзянка», «Лягушка», «Дровосек», «Пузырь», «Диафрагмальное дыхание», двенадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, прыжках, кружении, перекаты на спине, упражнение психогимнастики, подвижную игру и дыхательные упражнения «Паровозик», «Вагончики», «Спуск», «Тарзан», «Лев», «Веселый животик», «Обнимашка», тринадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, кружении, беге, ползании, прыжках, упражнения для мышц конечностей, упражнение психогимнастики, мимическую гимнастику, релаксацию и дыхательные упражнения «Мычалка», «Пф», «Дровосек», «Ау», «Спуск», «Змейка», «Квакушки-лягушки», «Лев», «Пляска», «Диафрагмальное дыхание», четырнадцатый комплекс включает основные виды движений, упражнения в ходьбе, беге, ползании, упражнение мимической гимнастики, упражнения для мышц конечностей, релаксацию и дыхательные упражнения «Ау», «Спуск», «Змейка», «Лягушки-квакушки», «Лягушка», «Лев», «Пляска», «Рыбка-плюх», «Задержка дыхания», «Дровосек», пятнадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, ползании, прыжках, беге, подвижную игру и дыхательные упражнения «Морзянка», «Кричалка», «Ежик», «Петушок», «Змейка», «Обнимашка», «Рыбка-плюх», «Чуткий нос», «Подуй» на дыхательный тренажер-игрушку, шестнадцатый комплекс включает упражнения для развития равновесия, общеразвивающие упражнения для рук, туловища нор, упражнения в ползании, прыжках, упражнение из основных видов движений и дыхательные упражнения «Морзянка», «Шарик», «Задержка дыхания», «Лев», «Тарзан», «Хлопушка», «Жужжалка», «Пляска», «Пуск», «Бвбочка», семнадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, кружении, беге, прыжках, логопедическое упражнение, общеразвивающие упражнения для верхних конечностей, туловища, ног, релаксацию верхних конечностей и дыхательные упражнения «Диафрагмальное дыхание» стоя, «Пятачок», «Мычалка», «Лев», «Тарзан», «Жужжалка», «Пляска», упражнение звуковой гимнастики «Комары», «Ежик», «Шарик», восемнадцатый комплекс включает упражнения для плечевого пояса, верхних конечностей, упражнения в ходьбе, беге, задание на развитие двигательного творчества и общей моторики и дыхательные упражнения «Вагончики», «Морзянка», «Задержка дыхания», «Хлопушка», «Жужа», «Зизи», «Пляска», «Пуск», «Бабочка», для детей старшего возраста первый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, общеразвивающие упражнения для мышц верхних и нижних конечностей, туловища, ног, подвижные игры и дыхательные упражнения «Трубочка», «Шарик», «Змейка», «Жужжалка», «Лев», «Ежик», «Бабочка», второй комплекс включает упражнения в ходьбе, кружении, беге, прыжках, строевое перестроение, упражнение психогимнастки, общеразвивающее упражнение для мышц нижних конечностей и дыхательные упражнения «Бабочка», «Вагончики», «Тарахтелка», «Рыбка-плюх», «Кнопка смеха», «Пляска», «Шарик», «Морзянка»; третий комплекс включает упражнения в ходьбе, прыжках, беге, упражнение психогимнастики, перекаты из положения приседа на спину и обратно, перебежки с залезанием на скамью, подвижную игру, произвольное кружение на месте и дыхательные упражнения «Морзянка», «Вагончики», «Спуск», «Рыбка-плюх», «Тарзан», «Лев», «Веселый животик», «Обнимашка», «Морзянка», четвертый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, упражнение на развитие равновесия, самомассаж лица и носа, малоподвижную игру «Каравай», используемую для игровой подводки к самостоятельному показу дыхательных упражнений детьми, и дыхательные упражнения «Жужжалка», «Пляска», «Хлопушка», «Солдатик», «Лев», «Обнимашка», «Мычалка», пятый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, строевое перестроение, общеразвивающие упражнения для мышц туловища, верхних конечностей и дыхательные упражнения «Дыхание одной ноздрей», «Ежик», «Вагончики», «Солдатик», «Дровосек», «Лыжник с горки», «Шарик», шестой комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, строевое перестроение, общеразвивающие упражнения для мышц туловища и ног, упражнение для расслабления верхних конечностей, малоподвижную и подвижную игру и дыхательные упражнения «Хлопушка», «Лыжник», «Лыжник с горки», «Выжимание стоя», дыхательные упражнения с использованием дыхательных тренажеров «Надуй шар», «Улетай, бабочка, с цветка», «Вертушка», седьмой комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, малоподвижную игру «Каравай», обыгрывающую выход детей в центр круга для самостоятельного показа упражнения, самомассаж лица и носа и дыхательные упражнения «Морзянка» на одной ноздре, «Лев», «Тарзан», «Дровосек», «Лыжник», «Петушок», восьмой комплекс включает упражнения в ходьбе, прыжках, беге, упражнение на развитие общей моторики и двигательной фантазии, малоподвижную игру-хоровод и дыхательные упражнения «Мычалка», «Ежик», «Ветер качает», «Шарик» или выполнение задания на дыхательном тренажере «Надуй шар», «Хлопушка», «Петушок», «Пляска», «Морзянка», девятый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, строевое перестроение, общеразвивающие упражнения для мышц туловища, прыжки подскоками и дыхательные упражнения «Дыхание одной ноздрей», «Ежик», «Вагончики», «Солдатик», «Дровосек», «Шлеп-хлоп-ква», «Лягушка», «Кричалка», «Шарик», десятый комплекс включает упражнения в ходьбе, кружении, беге, упражнение психогимнастики, перекаты, кувырки боком, упражнение для конечностей, подвижную игру и дыхательные упражнения «Пятачок», «Двери открываются», «Дровосек», «Панда», «Лягушка», «Змейка с задержкой дыхания», «Спуск», «Лев», «Каратист», «Диафрагмальное дыхание» в медленном темпе в положениях лежа на спине и стоя, одиннадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, строевое перестроение, общеразвивающие упражнения для туловища, ползания, релаксационное упражнение «Солнышко-тучка» и дыхательные упражнения «Насос», «Лягушка», «Дыхательное упражнение с отведением плеч», «Рыбка-плюх», «Пловец», «Задержка дыхания» на вдохе, «Панда», «Диафрагмальное дыхание» лежа на спине, двенадцатый комплекс включает упражнения в беге, самомассаж лица и носа, малоподвижную игру «Каравай» для мотивации самостоятельного выполнения и показа упражнений самими детьми и дыхательные упражнения «Морзянка», «Лев», «Тарзан», «Лыжник», «Пловец», «Задержка дыхания», «Выжимание стоя», тренировку дыхания с помощью дыхательных тренажеров, тринадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, ползании, беге, прыжках, общеразвивающие упражнения для развития гибкости, силы и дыхательные упражнения «Бабочка», «Задержка дыхания», «Ветер качает», «Ласточка», «Приседай и считай», «Лягушка», «Выжимание стоя», «Диафрагмальное дыхание», «Каратист», четырнадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, кружении, ползании, основные виды движений, произвольные прыжки, подскоки, стойку на одной ноге, упражнение на развитие двигательного творчества и дыхательные упражнения «Морзянка», «Задержка дыхания», «Лев», «Тарзан», «Хлопушка», «Жужжалка», «Пляска», «Пуск», «Жужа», «Зизи», «Бабочка», пятнадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, ползании, строевое перестроение, общеразвивающие упражнения для туловища, релаксационное упражнение «Солнышко-тучка» и дыхательные упражнения «Насос», «Лягушка», «Рыбка-плюх», «Упражнение с отведением плеч», «Пловец», «Задержка дыхания», «Панда», шестнадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, кружении, беге, строевое перестроение, общеразвивающие упражнения для мышц конечностей, туловища, подвижную игру и дыхательные упражнения «Диафрагмальное дыхание» стоя, «Пятачок», «Мычалка», «Лев», «Тарзан», «Жук-жук», «Змейка», «Ежик», «Бабочка», «Шарик», семнадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, беге, прыжках, упражнение для профилактики нарушения осанки, упражнение психогимнастики и дыхательные упражнения «Каратист», «Ласточка», «Задержка дыхания», «Рыбка-плюх», «Пловец», «Жук-жук», «Бабочка», восемнадцатый комплекс включает упражнения в ходьбе, кружении, беге, строевое перестроение, общеразвивающие упражнения для мышц конечностей, туловища, подвижную игру и дыхательные упражнения "Морзянка", "Пляска", "Выжимание стоя", "Лягушка", причем для выполнения дыхательного упражнения «Веселая собачка» совершают произвольный вдох и в произносят в момент выдоха звукосочетания «Ав!», согласуя момент произнесения с подтягиванием коленей к ладоням, при ползании на коленях, передвигаясь за счет одновременного выпада руками вперед и подтягивания к ним коленей, для выполнения дыхательного упражнения «Чуткий нос» выполняют подряд три коротких активных вдоха через нос с закрытым ртом, после которых делают спокойный удлиненный выдох через рот, сложив губы «трубочкой», для выполнения дыхательного упражнения «Подуй» выполняют акцентированный вдох через нос и продолжительный выдохе через рот, вытягивая губы "трубочкой", дуя при этом на подставленные к губам чашечкой ладони либо на другие предметы: листики, дождинки, пушинки, для выполнения дыхательного упражнения «Самолет» совершают произвольный вдох и продолжительно произносят в момент выдоха звука "у", сопровождая выдох покачиванием вверх-вниз выпрямленных, разведенных в стороны на уровне плеч рук, совершая при этом передвижение в ходьбе или беге, либо стоя на месте или сидя на скамье верхом, для выполнения упражнения «Ау» выполняют вдоха через нос, приняв исходное положение - стойка ноги врозь-руки вниз-ладони кпереди, и на выдохе произносят звукосочетания "Ау" с максимальной задержкой на последнем звуке, выполнив поворот туловища с небольшим наклоном в одноименную сторону, приложив кисть разноименной руки ладонью вниз параллельно ко лбу, для выполнения упражнения «Машинка» выполняют вдоха через нос и протяжно произносят в момент выдоха звукосочетания «Биб» с задержкой на гласном звук, сопровождая выдох легким надавливанием указательным пальцем на кончик носа, и последующим выполнением после вдоха продолжительного выдоха, выпуская воздушную струю через неплотно сомкнутые губы, имитируя звук мотора едущей машины, совершая при этом передвижения в ходьбе или беге с работой рук, имитирующей повороты руля, для выполнения упражнения «Часики» выполняют вдох в исходном положении - стойка - одна рука впереди, другая прямая сзади, с последующим двух-, трехкратным ритмичным произнесением в момент выдоха звукосочетаний «тик-так», производя встречные маховые движения рук со сменой их положений, для выполнения упражнения «Бом» выполняют вдох через нос в исходном положении лежа на спине, держа мяч перед грудью на вытянутых руках и произносят в момент выдоха звукосочетание «Бом», согласуя выдох с подъемом ног до касания стопами мяча, возвращаясь по окончании дыхательного акта в исходное положение, для выполнения упражнения «Ежик» выполняют вдоха через нос в исходном положении - стойка, согнув руки, отведя локти назад, сжав кисти в кулаки и производят активный краткий выдох с произнесением звукосочетания «Пых!», согласуя выдох с резким выпрямлением рук вперед, широко расставив по окончании выпрямления напряженные пальцы, для выполнения упражнения «Паровозик» выполняют вдох через нос и выдох с произнесением звукосочетания «Ту-ту», максимально задерживая произнесение последнего звука, согласуя выдох с подъемом одной руки вверх, сжав пальцы поднятой руки в кулак, для выполнения упражнения «Жук» выполняют произвольный вдох в исходном положении лежа на спине и продолжительно произносят в момент выдоха звук «ж», сопровождая выдох последовательными круговыми движениями рук и ног, для выполнения упражнения «Пятачок» выполняют вдох через нос, сопровождая его небольшим приподниманием кончика носа указательным пальцем кверху и производят выдох через нос, сопровождая его легкими поколачиваниями тем же указательным пальцем по кончику носа либо поглаживаниями носа по направлению сверху вниз, для выполнения упражнения «Мычалка» выполняют вдох через нос и продолжительно спокойно произносят в момент выдоха звук «м», сохраняя губы сомкнутыми на протяжении всего выдоха, приставив для образности указательные пальцы к голове, для выполнения упражнения «Вагончики» выполняют вдох через нос в исходном положении - стойка руки вперед, пальцы в кулаки, и активно произносят в момент выдоха звукосочетание «Чух», сопровождая выдох резким сгибанием рук, отводя локти максимально назад, для выполнения упражнения «Дыхание через одну ноздрю» выполняют полный дыхательный акт, сомкнув губы, через одну ноздрю, прижав крыло второй указательным пальцем, для выполнения упражнения «Морзянка» выполняют вдох и выдох через нос, сопровождая выдох легким постукиванием указательными пальцами по крыльям носа и продолжительным произнесением звука «м», для выполнения упражнения «Качели» выполняют вдох через нос в исходном положении - стойка руки вперед-вверх, и ритмично неоднократно произносят в момент выдоха звукосочетаний «кач-кач», выполняя при этом одновременные маховые движения руками вниз-назад и обратно в исходное положение, согласуя один мах с одним произнесением звукосочетания «кач», для выполнения упражнение «Хвать» выполняют вдох через нос в исходном положении лежа на спине вытянув руки на полу вверх и произносят в момент выдоха звукосочетания «Хвать», согласуя выдох со встречным подъемом рук и ног и захватом стоп кистями, и с последующим возвращением в исходное положение, для выполнения упражнения «Петушок» выполняют вдох через нос, согласуя его с подниманием колена одной ноги вверх, разведением прямых напряженных рук в стороны - вверх и ритмично по слогам произносят в момент выдоха слово «Ку-ка-ре-ку», согласуя произнесение каждого слога с опусканием и подниманием колена, опусканием рук вниз и подниманием их до положение вниз - в стороны, и максимально задерживая произнесение последнего гласного звука, сопровождая его максимально частыми небольшой амплитуды похлопываниями руками по наружным сторонам бедра, стоя на двух ногах, для выполнения упражнения «Змейка» выполняют вдох через нос, поднимаясь из исходного положения - присед на корточках с согнутыми перед грудью руками, соединив ладони, в стойку руки над головой, совершая кистями по направлению вверх волнообразные движения, и выполняют выдоха с продолжительным произнесением звука «ш», опускаясь при этом в присед на корточки, сгибая и разводя руки в стороны, удерживая их кистями вверх, согнув напряженно пальцы, для выполнения упражнения «Обнимашка» выполняют вдох через нос, согласуя его с разведением рук в стороны ладони кпереди, пальцы широко расставлены, и совершают активный выдох с произнесением громким шепотом звукосочетания «Ха», согласуя его с энергичным встречным движением рук до положения максимального скрещивания их перед грудью и заведением ладоней за спину, дотягиваясь до разноименных лопаток, для выполнения упражнения «Дровосек» выполняют вдох через нос, согласуя его с подниманием сцепленных рук вверх из стойки ноги врозь, сцепленные в «замок» руки внизу, и выполняют выдох с произнесением звукосочетания «Бух» или «Брух» в зависимости от звукопроизношения у ребенка звука «р», согласуя его с энергичным наклоном вперед-вниз-назад, согнув ноги и максимально заведя сцепленные руки под ноги назад-вверх, добиваясь максимального сгибания туловища по отношению к тазобедренному суставу, для выполнения упражнения «Шишки» выполняют вдох через нос в исходном положении стойка руки вверх, соединив ладони над головой и ритмично, достаточно быстро произносят звукосочетания «Тук-тук-тук» в момент выдоха, согласованно выполняя медленное приседание в присед на корточки, совершая поступательные частые легкие поочередные постукивания кулачками по щекам, боковым поверхностям туловища, ног, заканчивая громкими постукиваниями по полу, для выполнения упражнения «Бросалка» выполняют произвольный вдох и активный выдох с произнесением звукосочетания «Бац» в момент метательного движения, согласуя с выдохом энергичное маховое движение руки из-за головы вперед с выпуском из кисти метательного снаряда, для выполнения упражнения «Устали» выполняют вдох через нос, согласуя его с поднятием согнутой руки предплечьем параллельно полу, касанием и проведением тыльной стороной кисти вдоль лба и произнесения в момент выдоха звукосочетания «Ох», согласуя выдох с расслабленным опусканием руки вниз и потряхиванием кисти по окончании дыхательного акта, для выполнения упражнения «Диафрагмальное дыхание» выполняют из исходных положений стоя, сидя, лежа на спине, используя положенную на живот игрушку, выпячивая переднюю стенку живота в момент вдоха через нос и втягивая ее в момент спокойного выдоха через рот, при этом для обучения диафрагмальному дыханию используется ряд подводящих и подготовительных упражнений, а именно для выполнения упражнения «Веселый животик», втягивают и выпячивают переднюю стенку живота при отсутствии контроля за дыханием, для выполнения упражнения «Йог», совершают движения мышцами передней стенки живота и диафрагмы без контроля над дыханием в исходном положении - сидя, согнув ноги скрестно, руки на колени, спина прямая, для выполнения упражнения «Тарахтелка», выпячивают живот в момент вдоха и подтягивают его при многократном произнесении на протяжении одного выдоха звуков «т» или «ф», для выполнения упражнения «Пыхтелка» выпячивают живот в момент вдоха и подтягивают его при многократном произнесении на протяжении одного выдоха звукосочетания «Пых», для выполнения упражнения «Бабочка» выполняют вдох через нос, согласуя его с подниманием рук через стороны вверх и соединяя их над головой тыльными сторонами кисти, совершая пронацию предплечий, и выполняют спокойный выдоха через рот, сложив губы трубочкой, медленно опуская руки через стороны вниз, для выполнения упражнения «Квак» выполняют вдох при подъеме из исходного положения - упор присев, ладони на полу, пальцы широко расставлены, в стойку, вынося руки махом вверх и совершают активный выдох, согласуя его с энергичным приседом, возвращением в исходном положением, произнося в момент выдоха звукосочетание «Квак», для выполнения упражнения «Лягушки-квакушки» произносят в момент выдоха звукосочетание «Квак», согласуя его с подтягиванием коленей к груди, стоп - к находящимся на полу кистям при передвижении вперед прыжками в упоре на стопы-ладони, согласуя вдох с моментом выноса рук на пол вперед, для выполнения упражнение «Шлеп-хлоп-ква» выполняют из исходного положения - стойка ноги врозь легкий удар ладонями по одноименным коленям, выполнив полуприсед, сопровождая движение звукосочетанием «Шлеп», хлопком в ладоши, выпрямившись в стойку и сопровождая движение звукосочетанием «Хлоп», с последующим акцентированным выполнением вдоха через нос с одновременным разведением рук в стороны-ладони кпереди-пальцы широко расставлены, выполняют выдох с произнесением звукосочетания «Квак», согласуя выдох с приседом на корточки-ладони на пол, для выполнения упражнение «Лягушка» выполняют вдох через нос в исходном положении - упор лежа при удержании прямого туловища лицом вниз при опоре на стопы и ладони выпрямленных рук, совершают выдох, согласуя его с подтягиванием прыжком коленей к груди, удерживая их вместе, и постановкой стоп около ладоней, произнося в момент выдоха громким шепотом звукосочетание «Ха», совершая следующий вдох при отведении стоп одним прыжковым движением в исходное положение, для выполнения упражнения «Ветер качает» выполняют вдох через нос, отводя плечи назад из исходного положения - стойка руки вниз-чуть в стороны, ладони параллельно полу, и произносят в момент выдоха звука «у», совершая при этом наклоны в стороны с малой и средней амплитудой, удерживая спину прямой, для выполнения упражнение «Пчелы» выполняют перебежки с приседаниями в произвольном месте и загребающими в момент приседа движениями пальцев рук, произнося при этом максимально удлиненно звук «з» с изменением высоты и громкости звука без акцентирования внимания на вдохе, для выполнения упражнения «Вкусно» выполняют «шумный» вдох через нос с наклоном головы вперед в исходном положении - стойка ноги врозь, руки полукругом перед собой параллельно полу, пальцы переплетены, и совершают выдох, широко раскрыв рот, «причмокнув» языком, громким шепотом произнося звукосочетание «Ха», выпрямив голову в положение «прямо», для выполнения упражнения «Лев» выполняют вдоха через нос в сходном положении - присед на коленях, ладони на коленях, пальцы широко расставлены и напряжены и совершают выдох, широко раскрыв рот, пытаясь языком дотянуться до подбородка, в момент выдоха громким шепотом, с достаточной силой издавая горловой звук; для выполнения упражнение «Кнопка смеха» выполняют вдох через нос и произвольный выдох с имитацией звуков смеха, согласуя их с легким надавливанием указательным пальцем на кончик носа, для выполнения упражнения «Сдуй» выполняют вдоха через нос и выдох через губы, сложенные «трубочкой», под выступающий край достаточно легкого предмета - бумажной снежинки, листочка, находящегося на ладони, поднятой на уровень губ, пытаясь сдуть его с ладони, для выполнения упражнения «Шарик» выполняют вдох через нос из исходного положения - стойка руки перед собой ладони вместе, выполняя разведение рук в стороны, и спокойно произносят в момент максимально удлиненного выдоха звука «с», постепенно сводя при этом руки навстречу друг к другу, по окончании выдоха, выполнив хлопок в ладоши, для выполнения упражнения «Пляска» выполняют вдоха через нос в исходном положении - стойка одна нога вперед - в сторону на пятку, руки, полусогнутые, в стороны, ладони кверху, и произносят в момент энергичного выдоха громким шепотом звукосочетания «Ха», согласуя выдох с полным приседом на корточки, разведя колени в стороны, положив ладони на колени, пальцами вовнутрь, совершая следующий ритмичный вдох при подъеме в стойку исходного положения со сменой ноги при выставлении ее вперед - в сторону на пятку, для выполнения «Пузырь» выполняют построение группы детей в круг, взявшись за руки и разомкнувшись на расстояние вытянутых рук, совершают вдох через нос и продолжительное произнесение в момент удлиненного выдоха звука «с», смыкаясь при этом мелким шагом вперед к центру круга, выполняя следующий вдох при размыкании мелким шагом назад на расстояние вытянутых рук, для выполнения упражнения «Спуск» выполняют вдох через нос из положения основной стойки, поднимая руки через стороны вверх, соединив их над головой, обхватывая кулак одной руки ладонью другой, и совершают выдох, согласуя его с быстрым приседом со сгибанием рук, не разъединяя кистей, стараясь удерживать предплечья вместе, с достаточной силой произнося в момент выдоха звукосочетания «Уф», усиливая звук «ф», для выполнения упражнения «Тарзан» выполняют спокойный вдох через нос в исходном положении - стойка руки полусогнутые перед грудью параллельно полу, кисти сжаты в кулаки, и произносят в момент удлиненного выдоха низким тоном звук «а», совершая легкие поколачивания кулачками по грудным ребрам в области грудины, за счет которых издаваемый ровно звук звучит прерывистым, для выполнения упражнение «Рыбка-плюх» выполняют ритмичные волнообразные движения кистью одной руки по направлению к неподвижной, отведенной в сторону, другой руке, повернутой ладонью кверху, произносят при этом словосочетание «Рыбка-рыбка-рыбка-плюх», производят одновременно с последним словом хлопок двигающейся ладони о неподвижную, и после повтора данного движения в другую сторону опускания рук вниз, ладони кнаружи, совершают вдох через нос, согласуя его с подъемом рук через стороны вверх, в момент выдоха произнося звукосочетание «Ух», «уронив» руки вниз, с их последующим расслабленным покачиванием, для выполнения упражнения «Кричалки» совершают громкое выкрикивание любых звукосочетаний и словосочетаний без фиксации внимания на вдохе, для выполнения упражнения «В космосе» выполняют задержку дыхания после вдоха, согласовав его выполнение с подъемом рук через стороны вверх, соединив ладони вместе над головой, и задержкой в данном положении до выполнения вынужденного выдоха, для выполнения упражнения «Под водой» производят задержку дыхания после выдоха, согласуя его с приседом на корточки и задержкой в данной позе до совершения вынужденного вдоха, при этом учитывая степень развитости у ребенка устойчивости к гипоксии и предлагая дозировку, способствующую достаточно спокойному выполнению вынужденного вдоха или выдоха, для выполнения упражнения «Хлопушка» выполняют вдох через нос при разведении рук в стороны ладонями кпереди из исходного положения - стойка ноги врозь, и совершают тройной выдох, произнося громким шепотом звукосочетания «Ха-ха-ха», согласуя каждый слог с хлестким ударом ладоней по разноименным лопаткам сведенных навстречу рук, максимально скрещенных перед грудью и с заведенными за спину ладонями, для выполнения упражнения «Жук-жук» выполняют вдох через нос при разведении рук в стороны ладонями кпереди из исходного положения - стойка ноги врозь, и совершают тройной выдох, наклоняют туловище вперед и произносят в момент хлестких ударов ладонями по лопаткам звукосочетаний «жук-жук-жук», для выполнения упражнения «Жужжалка» выполняют вдох через нос при разведении рук в стороны ладонями кпереди и выдох с продолжительным произнесением звука «ж», усилив сжатие грудной клетки м