Волоконно-адгезивная шина и способ шинирования имплантата, замещающего концевой дефект зубного ряда с помощью волоконно-адгезивной шины

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и может быть использовано для протезирования на имплантатах. Технический результат - предохранение имплантата от расшатывания у пациентов с низкой плотностью костной ткани, обеспечение высокого уровня гигиены протеза, надежной и долговременной фиксации, жесткости и надежности конструкции. Волоконно-адгезивная шина-протез для имплантата состоит из шинирующего элемента на имплантат в виде коронки из композитного материала и шинирующих элементов на опорные зубы с единым волоконным каркасом. Шинирующий элемент на опорные зубы представляет собой сочетание вестибулярной и язычной адгезивных накладок с окклюзионной вставкой на опорных зубах. Способ шинирования имплантата с помощью волоконно-адгезивной шины включает изготовление шины, ее установку и фиксацию на имплантат и соседние дефекту зубы. Шину устанавливают на коронку имплантата, замещающего концевой дефект зубного ряда, и опорные зубы, по вестибулярной и язычной поверхностям опорные зубы препарируют под шинирующие накладки в пределах зубной эмали, а на окклюзионной поверхности опорных зубов формируют борозду для окклюзионной вкладки глубиной 0,3 мм. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, разделу «имплантология».

Актуальность применения зубных имплантатов определяется ростом количества пациентов с отсутствующими зубами, а также появлением возможности пользования несъемным протезом при концевых дефектах зубных рядов вместо ранее неизбежного съемного. Кроме того, современная тенденция развития стоматологии направлена на сохранение здоровых зубов, чему, в отличие от традиционных несъемных мостовидных протезов, требующих сошлифовывания зубных тканей, удовлетворяют зубные имплантаты.

Однако при планировании операции имплантации у пациентов с различным коэффициентом плотности костной ткани прогноз лечения различен. В случае определения коэффициента плотности костной ткани как среднего или ниже среднего и для большей вероятности успешного завершения этапа остеоинтеграции рекомендовано шинирование имплантата и зубов (двух и более) временными протезами, чтобы за счет последних шинировать имплантат.

Аналогом заявляемого способа авторы предлагают способ изготовления временных пластмассовых коронок, фиксируемых на временный цемент.

Определенными недостатками предлагаемого способа является необходимость препарирования зубов, необходимость обезболивания, травматизация зубов с изменением, а зачастую и ухудшением внешнего вида пациента, невозможность применения подобного протезирования как временного.

В качестве прототипа предлагаемого способа авторы предлагают способ шинирования протеза на имплантате // Патент №2170561 от 31.12.1999 г. Стрельников В.Н., Петрикас О.А., Петрикас И.В. «Способ шинирования протеза на имплантате».//

Способ осуществляют следующим образом. Проводят клиническую и рентгенологическую оценку функциональной активности (подвижности) приживленного имплантата после присоединения наддесневой его части. При подвижности имплантата планируют его шинирование с соседними зубами с помощью временной адгезивной шины-протеза (вАШ) с опорой на наддесневую часть имплантата и соседние естественные зубы, вАШ-протез укрепляют адгезивным композиционным цементом на имплантате и эмали соседних зубов.

Определенными недостатками предлагаемого способа является использование данной шины в качестве постоянного протеза, отсутствует достаточная жесткость конструкции, т.к. не предусмотрены окклюзионные накладки.

Прототипом волоконно-адгезивной шины авторы предлагают волоконно-адгезивную шину-протез на имплантате // Свидетельство на полезную модель №15648 от 31.12.1988 г. Петрикас О.А., Петрикас И.В., Стрельников В.Н. «Волоконно-адгезивная шина-протез на имплантате» //. Волоконно-адгезивная шина-протез для имплантата состоит из опирающейся на имплантат коронки из композиционного материала, армированной волоконными лентами, и адгезивных шинирующих накладок, представляющих собой продолжение арматуры композитной коронки.

Недостатками предлагаемой в качестве прототипа шины-протеза является то, что применяется подобная конструкция при включенном дефекте зубного ряда для шинирования подвижного имплантата с соседними зубами, отсутствие достаточной жесткости конструкции.

Авторы предлагают способ шинирования имплантата, замещающего концевой дефект зубного ряда с помощью волоконной адгезивной шины-протеза.

Техническим результатом предлагаемого способа является предохранение имплантата от расшатывания у пациентов с низкой плотностью костной ткани, обеспечение высокого уровня гигиены протеза, а также жесткость и надежность конструкции за счет передачи давления по оси зуба.

Способ шинирования и изготовление временной волоконной адгезивной шины-протеза осуществляют следующим образом. Проводят рентгенологическую оценку плотности костной ткани в месте предполагаемой установки имплантата. При среднем или ниже среднего значении коэффициента плотности планируют применение волоконной адгезивной шины-протеза (см. чертеж). После установки имплантата снимают двойной рабочий оттиск с протезируемого концевого дефекта зубного ряда, отливают рабочую модель с смоделированными из гипса соседними концевому дефекту зубы (4) и наддесневой частью имплантата, очерчивают карандашом границы будущего протеза. Подготавливают волоконный материал для каркаса и пропитывают его адгезивом и композитом. В качестве волоконного армирующего элемента для вАШ-протезов могут быть использованы многослойная стеклолента FiberSplint («Polydentia»), жгуты-чулки GlasSpan («GlasSpan») стеклоткань Vectris (Vivadent), либо полиэтиленовые ленты Ribbond (»Ribbond«) и Connect («Kerr»). Элементы каркаса адаптируют на гипсовой модели. На имплантат (1) моделируют коронку (3) путем наложения дентинных и эмалевых слоев облицовочного композита, адгезивные шинирующие накладки с вестибулярной (5) и язычной (5) стороны и окклюзионную вкладку (6) на оба зуба (2), причем адгезивные шинирующие накладки и окклюзионная вставка представляют собой продолжение арматуры композитной коронки.

Полимеризуют композит галогеновой лампой и осуществляют контурирование, шлифовку и полировку вАШ-протеза. Протез удаляют с модели, обрабатывают внутреннюю поверхность вАШ-протеза ацетоном и в пескоструйном аппарате для придания дополнительной шероховатости, опорные зубы препарируют в пределах зубной эмали кислотным протравливанием, формируют на окклюзионной поверхности опорных зубов борозду глубиной 0.3 мм и фиксируют шину-протез к имплантату и соседним зубам. Фиксация на зубной эмали осуществляется жестко за счет адгезивных свойств клеящего материала и шероховатой поверхности эмали опорных зубов, получаемой при ее кислотном травлении.

Преимуществами предлагаемого способа шинирования имплантата с помощью вАШ является: предохранение имплантата от расшатывания у пациентов с низкой плотностью костной ткани; обеспечение высокого уровня гигиены протеза, надежная долговременная фиксация, передача давления по оси зуба, что обеспечивает, в свою очередь, жесткость и надежность конструкции.

Клинический пример №1

Больной X., 35 лет, история болезни №1112. Диагноз: односторонний концевой дефект нижней челюсти, ограниченный 44 зубом. Предложено: Применение имплантата в области 46, 47 с последующим изготовлением мостовидного протеза 47, 46, 45, 44, 43. При анализе ортопантомограммы - низкая плотность костной ткани в области отсутствующих зубов. На период интеграции имплантата запланирована вАШ. Через 1,3 и 6 месяцев проведен контрольный осмотр. Выявлен высокий уровень гигиены вАШ, прочность соединения конструкции как с зубами, так и с имплантатом. Через 6 месяцев произведена замена вАШ на постоянные коронки.

1. Волоконно-адгезивная шина-протез для имплантата, состоящая из шинирующего элемента на имплантат в виде коронки из композитного материала и шинирующих элементов на опорные зубы с единым волоконным каркасом, отличающаяся тем, что шинирующий элемент на опорные зубы представляет собой сочетание вестибулярной и язычной адгезивных накладок с окклюзионной вставкой на опорных зубах.

2. Волоконно-адгезивная шина-протез для имплантата по п.1, отличающаяся тем, что между опорными зубами и имплантатом смоделированы соседние концевому дефекту зубы.

3. Способ шинирования имплантата с помощью волоконно-адгезивной шины, включающий изготовление шины, ее установку и фиксацию на имплантат и соседние дефекту зубы, отличающийся тем, что шину, выполненную по пп.1 и 2, устанавливают на коронку имплантата, замещающего концевой дефект зубного ряда, и опорные зубы, по вестибулярной и язычной поверхностям опорные зубы препарируют под шинирующие накладки в пределах зубной эмали, а на окклюзионной поверхности опорных зубов формируют борозду для окклюзионной вкладки глубиной 0,3 мм.