Механизм поворота преимущественно гусеничной машины
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам. Сущность изобретения заключается в том, что механизм поворота гусеничной машины содержит силовой дифференциал и механизм регулирования. Механизм регулирования содержит две самотормозящие передачи, задающий дифференциал, управляющий дифференциал и электродвигатель. Ведомые звенья самотормозящих передач соединены с ведомыми звеньями силового дифференциала и приводами движителей. Ведущее звено задающего дифференциала соединено с ведущим звеном силового дифференциала. Ведомые звенья задающего дифференциала соединены с ведущими звеньями самотормозящих передач и ведомыми звеньями управляющего дифференциала таким образом, чтобы ведомые звенья управляющего дифференциала вращались в противоположных направлениях. Электродвигатель соединен с ведущим звеном управляющего дифференциала. Самотормозящие передачи работают в режиме оттормаживания. Техническим результатом является упрощение конструкции, облегчение управления и расширение функциональных возможностей. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам.
Известен механизм поворота по патенту РФ №2109650, МКИ B 62 D 11/08, 27.04.98 бюл. №12, содержащий суммирующие планетарные ряды, первые звенья которых связаны между собой валом и с двигателем через коробку передач с электрогидравлическим управлением, вторые звенья соединены с движителями, а третьи звенья через двухстороннюю коническую зубчатую передачу с гидромотором регулируемой гидрообъемной передачи, гидронасос которой связан с двигателем и органом управления поворотом машины.
Недостатком данного механизма является сложный алгоритм управления и сложная гидравлическая система.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату - прототипом является механизм по АС №1803341, МКИ B 62 D 11/18, 23.03.93, бюл. №11, содержащий механический дифференциал с ведущим и управляющими звеньями, а также ведомыми, взаимодействующими с полуосями привода движителей, две регулируемые, гидравлически сообщенные одна с другой объемные гидромашины, валы которых постоянно связаны с управляющими звеньями дифференциалов, и систему управления гидромашинами.
Недостатком данного механизма является сложная и мощная гидравлика.
Задачей изобретения является упрощение конструкции, расширение функциональных возможностей и облегчение управления.
Поставленная задача решается тем, что механизм поворота гусеничной машины содержит силовой дифференциал и механизм регулирования, согласно формуле изобретения механизм регулирования содержит две самотормозящие передачи, задающий дифференциал, управляющий дифференциал и электродвигатель, ведомые звенья самотормозящих передач соединены с ведомыми звеньями силового дифференциала и приводами движителей, ведущее звено задающего дифференциала соединено с ведущим звеном силового дифференциала, а ведомые звенья задающего дифференциала соединены с ведущими звеньями самотормозящих передач и ведомыми звеньями управляющего дифференциала таким образом, чтобы ведомые звенья управляющего дифференциала вращались в противоположных направлениях, электродвигатель соединен с ведущим звеном управляющего дифференциала, а самотормозящие передачи работают в режиме оттормаживания.
Указанная совокупность признаков является новой и обладает изобретательским уровнем, так как исполнительный механизм поворота выполнен в виде силовой дифференциальной передачи и регулятора. Силовой дифференциал делит на два потока подводимую к нему мощность. Управляющий дифференциал совместно с электродвигателем в зависимости от направления его вращения подтормаживает то или иное ведущее звено самотормозящих передач и синхронизирует скорости вращения ведущих звеньев самотормозящих передач со скоростями вращения ведомых звеньев самотормозящих передач. Задающий дифференциал вращает ведущие звенья самотормозящих передач и ведомые звенья управляющего дифференциала. Самотормозящие передачи, создавая момент сопротивления вращению одного из ведомых звеньев силового дифференциала, заставляют его перераспределять скорости вращения между ведомыми звеньями. При этом самотормозящие передачи работают в режиме оттормаживания, выполняя роль механических усилителей, когда ведущее звено убегает от набегающего на него ведомого звена, задавая скорость вращения последнего. Чем ближе самотормозящая передача выполнена к границе самоторможения, тем меньшее усилие необходимо для управления усилителем и тем соответственно выше коэффициент усиления (Благонравов А.А, Механические бесступенчатые передачи нефрикционного типа. - М: Машиностроение, 1977, с.59).
На чертеже схематично представлен механизм поворота гусеничной машины.
Механизм состоит из:
силового дифференциала 1 с ведомыми звеньями 13, 14, сателлитами 19 и ведущего звена 10;
задающего дифференциала 2 с ведомыми звеньями 15, 16, сателлитами 20 и ведущего звена 11;
управляющего дифференциала 3 с ведомыми звеньями 17, 18, сателлитами 21 и ведущего звена 12;
самотормозящих передач 4, 5 с ведомыми звеньями 6, 7 и ведущими звеньями 8, 9, приводов движителей 33, 34;
электродвигателя 24;
шестерен 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32.
Работает механизм следующим образом. Вращение от привода подают на шестерню 22. Далее вращение подают по силовой кинематической цепи 22-10-19-13-7-33 на привод движителя 33 правого борта, по другой силовой кинематической цепи 22-10-19-14-6-34 вращение подают на привод движителя 34 левого борта. Одновременно с этим по кинематической цепи 22-11-20-15-27-25-29-31-17-21 вращение подают на сателлиты 21 управляющего дифференциала 3. По кинематической цепи 22-11-20-15-27-25-9 вращение подают на ведущее звено 9 самотормозящей передачи 5. По кинематической цепи 22-11-20-16-28-26-30-32-18-21 вращение подают на сателлит 21 управляющего дифференциала 3, а по кинематической цепи 22-11-20-16-28-26-8 на ведущее звено 8 самотормозящей передачи 4, при этом ведомые звенья 17 и 18 управляющего дифференциала 3 вращаются в противоположных направлениях и ведущее звено 12 неподвижно, а приводы движителей 33, 34 вращаются с равными скоростями и гусеничная машина движется прямолинейно. При включении двигателя 24 начинает вращаться шестерня 23 и кинематически соединенное с ней ведущее звено 12 управляющего дифференциала 3. В результате этого скорость вращения ведомого звена 17 уменьшится, также уменьшаются скорости вращения кинематически соединенных с ним ведомого звена 15 задающего дифференциала 2 и ведущего звена 9 самотормозящей передачи 5. Ведомое звено 7 самотормозящей передачи 5, опираясь на ведущее звено 9, также снизит скорость вращения, соответственно снизится скорость вращения соединенного с ним ведомого звена 13 дифференциала 1, во всех дифференциалах происходит перераспределение оборотов между ведомыми звеньями и скорости вращения ведомых звеньев 14, 16, 18 пропорционально увеличатся. Ведущее звено 8 самотормозящей передачи 4 успевает убегать от ведомого звена 6, не создавая препятствий для его вращения. Таким образом, скорость вращения привода движителя 33 уменьшается, а скорость вращения привода движителя 34 увеличивается и происходит поворот направо. При вращении электродвигателя в противоположном направлении происходит поворот налево.
Таким образом, предложенный механизм поворота позволяет упростить конструкцию, облегчить ее управление и расширить функциональные возможности.
Механизм поворота преимущественно гусеничной машины, содержащий силовой дифференциал и механизм регулирования, отличающийся тем, что механизм регулирования содержит две самотормозящие передачи, задающий дифференциал, управляющий дифференциал и электродвигатель, ведомые звенья самотормозящих передач соединены с ведомыми звеньями силового дифференциала и приводами движителей, ведущее звено задающего дифференциала соединено с ведущим звеном силового дифференциала, а ведомые звенья задающего дифференциала соединены с ведущими звеньями самотормозящих передач и ведомыми звеньями управляющего дифференциала таким образом, чтобы ведомые звенья управляющего дифференциала вращались в противоположных направлениях, электродвигатель соединен с ведущим звеном управляющего дифференциала, а самотормозящие передачи работают в режиме оттормаживания.