Способ создания и сохранения сервовитных пленок во время работы подшипников и других пар трения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам и другим парам трения. Способ создания и сохранения сервовитных пленок в подшипниках и других парах трения заключается в том, что сервовитная пленка на деталях создается в процессе их изготовления и сохраняется при работе пары трения за счет соответствующих смазочных материалов, создающих условия для избирательного переноса ионов металла. Технический результат - значительное повышение рабочего ресурса подшипников.

Реферат

Подшипники качения и скольжения нашли широкое применение в машиностроении.

Существенным недостатком всех видов подшипников является то, что при больших радиальных нагрузках они имеют недостаточную наработку на отказ.

Вместе с тем известен эффект безызносности подшипников скольжения и других пар трения, базирующихся на избирательном переносе ионов металла с одной поверхности пары трения на другую и обратно, позволяющий резко увеличить как нагрузки на подшипники, так и их долговечность.

На эффекте избирательного переноса работают десятки лет пары трения поршневого компрессора домашнего холодильника (подшипники скольжения, поршень-гильза цилиндра) [1].

Однако широкого распространения в машиностроении эффект безызносности не нашел, т.к. имеются трудности в образовании и сохранения на поверхностях пар трения сервовитных пленок.

Прототипом изобретения являются пары трения, не использующие эффект избирательного переноса и обладающие недостаточной наработкой на отказ [2, 3].

Предлагаемое изобретение направлено на создание сервовитных пленок и их сохранение на поверхностях пар трения.

Сущность изобретения состоит в том, что сервовитные пленки толщиной 2-2,5 мкм создаются при изготовлении деталей машин путем электрохимического покрытия.

При этом созданная сервовитная пленка не должна подвергаться обработке шлифованием или другими методами механической обработки.

Для нанесения на поверхность детали сервовитной пленки равномерной толщины во время электролитического процесса катод (деталь) или анод должны вращаться.

Во время работы пары трения с готовыми сервовитными пленками должны смазываться материалами, обеспечивающими избирательный перенос.

Пары трения в зависимости от назначения, материалов, из которых они изготовлены, и их устройств (открытые, замкнутые) могут смазываться смазкой ЦИАТИМ-201, глицерином, составами минеральное масло-фреон, масло-глицерин и т.д.

Предлагаемый способ создания и сохранения сервовитных пленок в парах трения практически делает их безызносными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаркунов Д.Ч. Триботехника. - М.: Машиностроение, 1989. - 328 с.

2. Хелды М., Чечинадзе А.В. Справочник по триботехнике. Том 2. - М.: Машиностроение, 1990. - 411 с.

3. Снеговский Ф.П. Расчет и конструирование подшипников скольжения. Киев: Изд. «Техника», 1974. - 98 с.

Способ создания и сохранения сервовитных пленок в подшипниках и других парах трения, отличающийся тем, что сервовитная пленка на деталях создается в процессе их изготовления и сохраняется при работе пары трения за счет соответствующих смазочных материалов, создающих условия для избирательного переноса ионов металла.