Устройство для обработки коллекторов электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Устройство для обработки коллекторов электрических машин относится к элементам электрического оборудования, в частности к устройствам для ремонта электрических машин постоянного тока преимущественно закрытого исполнения, и предназначено для обработки коллекторов двигателей, используемых для мотор-колес большегрузного автотранспорта. Устройство, содержащее, соединенное с бракетом, основание, на котором подвижно установлена каретка, с закрепленным на ней, по меньшей мере, одним рабочим инструментом и ходовой винт, связанный с кареткой, отличающееся тем, что основание выполнено с внутренней полостью, в которой на подшипниках установлен ходовой винт с ведущей гайкой, рабочий инструмент закреплен на каретке с возможностью перемещения, а к основанию присоединен двигатель постоянного тока, сообщающийся с ходовым винтом посредством замкнутой гибкой связи. Кроме того, в ведущей гайке выполнено отверстие, в котором установлен болт, закрепленный на каретке. Устройство дополнительно снабжено двумя регулировочными винтами, один из которых установлен в каретке и сообщается с рабочим инструментом, а другой установлен в основании и сообщается с фигурной планкой, закрепленной на бракете. Техническим результатом является обеспечение возможности обрабатывать поверхности коллекторов электрических машин закрытого типа с высокой степенью равномерности по всей поверхности. 2 з.п. ф-лы. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к элементам электрического оборудования, в частности к устройствам для ремонта электрических машин постоянного тока преимущественно закрытого исполнения, и предназначено для обработки коллекторов двигателей, используемых для мотор-колес большегрузного автотранспорта.

Известно устройство для шлифовки коллекторных колец (а.с. ЧССР №254085, опубл. 14.08.88.) состоящее из прикрепленных к корпусу синхронного двигателя вспомогательного держателя с щетками и приспособления с инструментом для обработки колец. Щетки подключены к источнику питания через регулируемый выпрямитель (преобразователь частоты). Перед обработкой поверхности установленных на роторе сборных колец демонтируется эксплутационный щеткодержатель с щетками и к корпусу двигателя крепится вспомогательный держатель с ремонтными (новыми) щетками. Эти щетки подключены к вспомогательному источнику питания, величина напряжения которого равна напряжению возбуждения на холостом ходе двигателя.

Для использования этого устройства необходим частичный демонтаж двигателя и дополнительное оборудование, что затруднительно обеспечить во время ремонта мотор-колес в условиях отсутствия ремонтной базы. Кроме того, жесткое крепление к корпусу двигателя приспособления для обработки колец приводит к необходимости переустанавливать рабочий инструмент чтобы обработать всю поверхность колец, что требует более точной настройки инструмента и не обеспечивает равномерности обрабатываемой поверхности.

Известно устройство для шлифования поверхностей коллекторов и контактных колец, содержащее шлифовальный брусок, закрепленный через нажимную пластину на поперечном суппорте, установленный на продольном суппорте, и переходную деталь - воздушную камеру с отверстием в форме сопла с наконечником. Корпус воздушной камеры прикреплен с помощью лапы к линейке щеточной траверсы электрической машины. Перемещение поперечного суппорта производится от руки, при помощи ходового винта и зубчатой передачи, продольного - аналогично, с помощью микрометрического винта (патент DE 8322929 U, кл. МПК H 01 R 43/14, опубл. 1983 г.).

В описанном устройстве частично решается задача перемещения рабочего инструмента - шлифовального бруска по всей ширине обрабатываемой поверхности. Однако зубчатая передача, перемещающиеся суппорты и винты, использующие ручную настройку, повышают трудоемкость установки рабочего инструмента с точностью, необходимой для равномерной обработки поверхности коллектора. Кроме того, это устройство не может использоваться в машинах закрытого исполнения (мотор-колесах) без демонтажа ввиду ограниченного пространства, возможного для использования с целью установки любых приспособлений.

Заявляемое техническое решение позволяет обрабатывать поверхности коллекторов электрических машин закрытого типа (мотор-колесо), с высокой степенью равномерности по всей поверхности, обеспечивая точность настройки и надежную работу устройства в ограниченном пространстве, благодаря компактности и уменьшению доли ручной регулировки, что особенно важно в отсутствие специальных условий для ремонта.

Задача решается тем, что в устройстве для обработки коллекторов электрических машин, содержащем, соединенное с бракетом, основание, на котором подвижно установлена каретка, с закрепленным на ней, по меньшей мере, одним рабочим инструментом и ходовой винт, связанный с кареткой, основание выполнено с внутренней полостью, в которой на подшипниках установлен ходовой винт с ведущей гайкой. При этом рабочий инструмент закреплен на каретке с возможностью перемещения, а к основанию присоединен двигатель постоянного тока, сообщающийся с ходовым винтом посредством замкнутой гибкой связи. Кроме этого, в ведущей гайке выполнено отверстие, в котором установлен болт, закрепленный на каретке. Устройство дополнительно снабжено двумя регулировочными винтами, один из которых установлен в каретке и сообщается с рабочим инструментом, а другой установлен в основании и сообщается с фигурной планкой, закрепленной на бракете.

Форма и взаимное расположение несущих частей и элементов для регулировки и настройки устройства обеспечивают надлежащее качество обработки поверхности коллекторов, компактность и надежность устройства в целом.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид устройства; на фиг.2 - разрез по А-А.

Устройство состоит из основания 1, каретки 2, закрепленных на ней рабочих инструментов, например резцов 3, сообщающихся с первой парой регулировочных винтов 4, установленных в торцевой части каретки 2. В основании 1 выполнена полость 5, в которой установлен ходовой винт 6 на подшипниках 7 и 8, связанный с ведущей гайкой 9, в которой выполнено отверстие 10. Ведущая гайка 9 соединена с кареткой 2 болтом 11, установленным в отверстие 10 ведущей гайки 9. Основание 1 закреплено с помощью, например, планок 13 и шпилек 14 на бракете 12, который является элементом двигателя и находится вблизи коллектора. Кроме того, на бракете 12 закреплены фигурные планки 15, сообщающиеся со второй парой регулировочных винтов 16. Для обеспечения большей плавности хода каретки 2 межу контактирующими поверхностями основания 1 и каретки 2 может быть выполнен зазор 17, с размещенной в нем планкой 18, усилие сжатия которой регулируется винтом 19. С основанием 1 посредством кронштейна 20 соединен двигатель постоянного тока 21, связанный с ходовым винтом 6 замкнутой гибкой связью (ременной или цепной передачей) 22. Питание двигателя постоянного тока 21 может осуществляться как от стационарного источника (сетевой адаптер), так и от автономного источника (батарейка). Направление вращения двигателя 21 определяется стандартным трехпозиционным переключателем. Источник питания и переключатель на чертежах не показаны.

Устройство работает следующим образом.

Перед включением устройства необходимо точно определить местоположение рабочего инструмента относительно поверхности коллектора. Для этого болт 11 извлекается, каретка 2 приобретает возможность свободно перемещаться вдоль основания 1. После того как каретка установлена, болт 11 устанавливается в отверстие 10 ведущей гайки 9 и фиксирует положение каретки 2 относительно основания 1. С помощью первой пары регулировочных винтов 4 определяется положение рабочего инструмента относительно поверхности, подлежащей обработке. С помощью второй пары регулировочных винтов 16 обеспечивается параллельность поверхностей основания 1 и обрабатываемого коллектора при работе устройства. После предварительных настроек на двигатель постоянного тока 21 подается питание. Через замкнутую гибкую связь 22 вращающий момент передается на ходовой винт 6, что обеспечивает перемещение каретки с рабочим инструментом вдоль поверхности коллектора. При переключении, полярность источника питания меняется, ходовой винт 6 начинает вращаться в обратную сторону и каретка 2 выполняет обратный ход. При необходимости плавность хода каретки 2 можно настроить регулировкой винтом 19 усилия сжатия планки 18, установленной в зазоре 17.

Предложенная конструкция устройства для обработки коллекторов электрических машин благодаря своей компактности и регулирующим возможностям позволяет осуществить ремонт двигателя без его демонтажа, обеспечивая качественную обработку поверхности коллектора за оптимальное время, благодаря точности настройки рабочего инструмента, что незаменимо при эксплуатации мотор-колес большегрузного автотранспорта, особенно в условиях отсутствия ремонтной базы.

1. Устройство для обработки коллекторов электрических машин, содержащее соединенное с брикетом основание, на котором подвижно установлена каретка с закрепленным на ней, по меньшей мере, одним рабочим инструментом и ходовой винт, связанный с кареткой, отличающееся тем, что основание выполнено с внутренней полостью, в которой на подшипниках установлен ходовой винт с ведущей гайкой, рабочий инструмент закреплен на каретке с возможностью перемещения, а к основанию присоединен двигатель постоянного тока, сообщающийся с ходовым винтом посредством замкнутой гибкой связи.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в ведущей гайке выполнено отверстие, в котором установлен болт, закрепленный на каретке.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено двумя регулировочными винтами, один из которых установлен в каретке и сообщается с рабочим инструментом, а другой установлен в основании и сообщается с фигурной планкой, закрепленной на брикете.