Танкер - судно для наливных грузов
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпусов танкеров. Танкер - судно для наливных грузов содержит корпус с днищем, вторым дном, бортами, верхней палубой, грузовой зоной с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками. Борта по всей длине грузовой зоны выполнены двойными и содержат каждый внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой. Внутренняя обшивка каждого борта конструктивно совмещена с обращенной к нему продольной переборкой, по крайней мере, части грузовых танков и, кроме того, указанные продольные переборки подкреплены горизонтальными и/или вертикальными балками, расположенными внутри междубортного пространства. Грузовые танки содержат крышу, которая, по крайней мере, у большей части танков конструктивно совмещена с верхней палубой и выполнена с плоской обшивкой, обращенной во внутренний объем танка, и набором, расположенным поверху со стороны верхней палубы. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в обеспечении повышения экономичности судна за счет снижения материалоемкости судна и затрат на его эксплуатацию. 24 з.п. ф-лы, 8 ил.
Реферат
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям танкеров - судов для наливных грузов.
Из уровня техники известен танкер, содержащий корпус с бортами и палубой. С целью улучшения проходимости, пожарной безопасности и упрощения очистки нижняя часть бортов выполнена эластичной. Корпус снабжен подвижным днищем, установленным с возможностью вертикального перемещения относительно бортов (SU 880870, 15.11.1981, В 63 В 25/08).
Также известен танкер - нефтеналивное судно, содержащее корпус с грузовыми танками и грузовую систему, включающую грузовые и зачистные насосы с всасывающими и напорными трубопроводами, а также наливные трубопроводы, соединенные с грузовыми танками (SU 1191353, 15.11.1985, В 63 В 25/12).
Известен танкер, который предназначен для транспортировки нефти и осуществления встречных перевозок. Танкер конструктивно выполнен в виде самоходного судна докового типа, в доковой камере которого расположена несамоходная наливная баржа. Носовая оконечность судна докового типа и кормовая оконечность баржи снабжены устройством для их возможного сцепления в толкаемый состав, где толкачом является судно докового типа (RU 2112691, 18.01.1993, В 63 В 35/42).
Известен танкер, конструктивно выполненный в виде самоходного судна докового типа, в доккамере которого установлен несамоходный нефтеналивной понтон, осадка которого при порожних грузовых танках меньше или равна разности между высотой его борта и высотой минимального надводного борта (RU 94027018 А1, 27.08.1996, В 63 В 25/12).
Недостатком известных технических решений является то, что их конструктивное решение не обеспечивает достаточной аварийной остойчивости, из-за чего снижается живучесть, долговечность судна, что в свою очередь приводит к дополнительным затратам при эксплуатации.
Задачей настоящего изобретения является повышение экономичности, долговечности и живучести судна.
Поставленная задача решается за счет того, что танкер - судно для наливных грузов, согласно изобретению содержит корпус с днищем, вторым дном, бортами, верхней палубой, грузовой зоной с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками с образующими водонепроницаемые отсеки главными, по крайней мере, поперечными водонепроницаемыми переборками, снабженными фундаментами, по крайней мере, часть из которых через эти фундаменты оперты, по крайней мере, частично на рамные шпангоуты, балластными цистернами, кормой с машинно-котельным отделением, транцем и ахтерштевнем, носом с форштевнем с образующими надстройки баком и кормовой рубкой, энергетическую установку, грузовое оборудование, судовые устройства, в том числе гребной движитель, рулевое, якорное и швартовно-буксирное устройства и судовые системы, причем борта по всей длине грузовой зоны выполнены двойными и содержат каждый внешнюю и внутреннюю переборки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя переборка каждого борта конструктивно совмещена с обращенной к нему продольной переборкой, по крайней мере, части грузовых танков и, кроме того, указанные продольные переборки подкреплены горизонтальными и/или вертикальными балками, расположенными внутри междубортного пространства, причем грузовые танки размещены по левому и правому борту, предпочтительно, симметрично относительно диаметральной плоскости, попарно разделены средней продольной переборкой гофрированной конструкции с предпочтительно вертикальным расположением гофров и содержат крышу, которая, по крайней мере, у большей части грузовых танков конструктивно совмещена с верхней палубой и выполнена с плоской обшивкой, обращенной во внутренний объем грузового танка, и набором, расположенным поверху со стороны верхней палубы, при этом, по крайней мере, главные водонепроницаемые поперечные переборки выполнены с вертикально ориентированными гофрами, прямоугольными или квазипрямоугольными в поперечном сечении на большей части длины переборки и снабжены каждая не менее чем одной в пределах ширины грузового танка вставкой с трапецеидальным профилем гофра.
При этом танкер может быть выполнен однопалубным с кормовой, предпочтительно пятиярусной, рубкой и кормовым расположением машинно-котельного отделения, с укороченным баком, носовым бульбом и наклонным форштевнем.
Основные конструкции корпуса и надстройки могут быть выполнены сварными металлическими, например, из судостроительной листовой стали, предпочтительно, категории LRA и профильной судостроительной стали, предпочтительно, категории LRA, при этом основное оборудование установлено на металлических фундаментах, выполненных также, преимущественно, из судостроительной стали вышеупомянутой марки, причем рубка выполнена металлической, предпочтительно, из листовой судостроительной стали категории LRA и гофрированной листовой стали.
Дедвейт судна при расчетной осадке может составлять 35000-65000 т, предпочтительно 47100 т±10%, а при осадке по летнюю грузовую марку дедвейт судна составляет 35000-65000 т, предпочтительно 47400 т ± 10%.
Корпус судна может иметь длину не менее 150 м, предпочтительно 182,4 м, наибольшую ширину не менее 30 м, предпочтительно 32,2 м, высоту борта, предпочтительно составляющую 17,5 м, высоту двойного дна в районе машинно-котельного отделения, составляющую 1850-2250 мм, предпочтительно 2000 мм, в районе грузовых танков 1900-2550 мм, предпочтительно 2150-2300 мм, а шпация между рамными шпангоутами составляет предпочтительно 3400 мм.
Профиль гофров в поперечном сечении, по крайней мере, средней продольной переборки танкера может быть выполнен прямоугольным.
По крайней мере, часть главных водонепроницаемых поперечных переборок может быть снабжена не менее чем двумя вставками, размещенными каждая по торцам, примыкающим к бортам танкера.
По крайней мере, часть главных водонепроницаемых поперечных переборок может быть образована каждая из двух примыкающих к средней продольной переборке поперечных переборок грузовых танков, а вставки размещены у внутренних торцов указанных переборок, обращенных к средней продольной переборке.
По крайней мере, амплитуда трапецеидальных гофров вставок может быть унифицирована с амплитудой прямоугольных гофров основной части переборки.
По крайней мере, продольные переборки грузовых танков могут быть соединены с конструкциями внутреннего борта с плавным переходом, выполненным, предпочтительно по цилиндрической поверхности, а поперечные переборки грузовых танков и средняя продольная переборка соединены с вторым дном и верхней палубой посредством разгружающих создаваемые в зоне опирания местные усилия конструктивных элементов, образованных продольными и/или поперечными листами, подкрепленными ребрами и/или диафрагмами.
Внешняя и внутренняя переборки двойных бортов, по крайней мере, в средней части корпуса танкера могут быть выполнены с продольным набором.
Танкер может содержать, по крайней мере, десять грузовых танков и не менее чем два отстойных танка, при этом грузовые танки имеют продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, причем суммарная вместимость грузовых танков составляет 36000-72000 м3, предпочтительно 50000-55000 м3, отстойные танки размещены преимущественно между крайними по ходу танкера грузовыми танками и машинно-котельным отделением и их суммарный объем составляет 2-4%, предпочтительно 2,5-3,7% от суммарного объема грузовых танков.
Танкер может содержать, по крайней мере, десять балластных цистерн, расположенных в пространстве двойного дна и двойного борта в районе грузовых танков.
Для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт по контуру верхней палубы может быть выполнен ширстрек с возвышением его верхней кромки над верхней палубой на величину предпочтительно от 150 до 250 мм, а в районе кормовой рубки выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки ширстрека до превышения над верхней палубой, предпочтительно, на 450-550 мм.
Грузовое оборудование может включать, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 15 т; по крайней мере, один электрический тельферный кран грузоподъемностью не менее 2,5 т с максимальным вылетом за борт не менее 4,0 м.
Судовые системы могут включать наливную грузовую систему, снабженную манифольдами, установленными у каждого борта и, по крайней мере, у одной, преимущественно, кормовой оконечности танкера и соединенными с ними трубопроводами с запорной и регулирующей арматурой с переключателями потока жидких грузов, и оборудованную, по крайней мере, погружными насосами с гидроприводом производительностью, предпочтительно, 550 м3/ч, не менее чем по одному на каждый грузовой танк, не менее чем двумя погружными насосами с гидроприводом производительностью, предпочтительно, 200 м3/ч, не менее чем по одному на каждый отстойный танк, и не менее чем одним зачистным насосом производительностью, предпочтительно, 70 м3/ч, причем наливная грузовая система обеспечивает проведение погрузочно-разгрузочных работ не более чем с шестью, преимущественно пятью, сортами груза, в том числе перекачку груза из одного танка в другой; также наливная грузовая система обеспечивает инертизацию грузовых и отстойных танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов производительностью не менее 3000 м3/ч.; наливная грузовая система включает систему подогрева груза, причем подогрев груза осуществляют палубными подогревателями через грузовую систему и паровыми змеевиками подогрева, расположенными, по крайней мере, в отстойных танках; по мере необходимости на судне выполняют продувку змеевиков и магистральных трубопроводов на верхней палубе воздухом низкого давления.
Для отвода газов из танков при погрузке, поддержания в них избыточного давления не выше 14,0 кПа и предотвращения вакуумирования танков ниже 3,5 кПа каждый танк может быть оборудован не менее чем одним высокоскоростным газовыпускным устройством и вакуумным клапаном, причем устройство выполнено обеспечивающим выпуск газов из каждого танка со скоростью не менее 30 м/с.
Движитель может быть выполнен предпочтительно бронзовым с четырехлопастным гребным винтом фиксированного шага.
Энергетическая установка может быть расположена в кормовой части судна и включает силовую энергетическую установку, электроэнергетическую установку и вспомогательную энергетическую установку, при этом силовая энергетическая установка содержит не менее одного соединенного валопроводом с гребным движителем главного двигателя, предпочтительно двухтактного крейцкопфного реверсивного малооборотного дизеля с максимальной длительной мощностью около 8400 кВт при 127 об/мин с газотурбинным наддувом, с встроенным упорным подшипником, причем главный двигатель имеет демпфер, валоповоротное устройство с электроприводом для поворачивания главного двигателя и валопровода, а также дистанционное автоматизированное управление; пуск главного двигателя осуществляют сжатым воздухом с максимальным давлением не более 3,0 МПа; электроэнергетическая установка включает не менее трех автоматизированных дизель-генераторов переменного тока, два из которых мощностью по 1350 кВт, а третий - 720 кВт при 1000 об/мин, и, по крайней мере, один аварийный дизель-генератор переменного тока мощностью 200 кВт при 1500 об/мин, при этом каждый дизель-генератор состоит из соединенных предпочтительно эластичной муфтой дизеля и генератора, смонтированных на общей фундаментной раме, установленной на амортизаторах; дизель для привода генератора в составе автоматизированного дизель-генератора применяют четырехтактный нереверсивный с турбонаддувом и максимальной мощностью 900-1100 кВт с удельным расходом топлива 188±6 г/кВт·ч, запуск которого осуществляют сжатым воздухом с максимальным давлением не более 3,0 МПа, а охлаждение - пресной водой по замкнутому контуру; привод аварийного дизель-генератора осуществляют от четырехтактного быстроходного дизеля, смонтированного на общей раме с генератором аварийного дизель-генератора; аварийный дизель-генератор оборудован системой автоматического стартерного запуска, срабатывающего при исчезновении напряжения в судовой сети.
Вспомогательная энергетическая установка может содержать, по крайней мере, вспомогательную котельную установку, включающую не менее одного котла, предпочтительно парового с нефтяным отоплением с производительностью, предпочтительно, 19 т/ч при рабочем давлении 1 МПа, не менее одного утилизационного котла производительностью предпочтительно 1,4 т/ч при рабочем давлении 1 МПа; кроме того, вспомогательная энергетическая установка содержит, по крайней мере, одну вакуумную опреснительную установку производительностью 25 т/сут; инсинератор производительностью по сжиганию мусора и нефтеостатков около 50 кг/ч, а также вспомогательные механизмы и аппараты, обслуживающие энергетическую установку.
Рулевое устройство может содержать один полубалансирный руль полой конструкции, для перекладки которого танкер снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами, каждый из которых обеспечивает перекладку полностью погруженного в воду руля от 35° с одного борта до 30° другого борта на полном переднем ходу за время, составляющее не более 28 с, при этом площадь рабочей поверхности руля принята обеспечивающей при повороте руля на максимально допустимый угол выход танкера на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса танкера по конструктивной ватерлинии.
Якорное устройство танкера может включать два становых якоря массой предпочтительно не менее 6000 кг каждый, например типа "Холла", соединенных с танкером якорными цепями повышенной прочности, например, калибром 58 мм и длиной 270±50 м каждая с хранением в цепных ящиках с устройством самоукладки цепей, системами обмыва и осушения, при этом для подъема и отдачи становых якорей на палубе бака установлены, преимущественно, четыре швартовные лебедки с брашпильными приставками; швартовно-буксирное устройство снабжено не менее чем двенадцатью швартовными, предпочтительно полипропиленовыми плетеными, не менее чем восьмипрядными канатами предпочтительно окружностью 200 мм и длиной не менее 190 м каждый, а также, по крайней мере, одним буксирным стальным канатом диаметром не менее 57 мм и длиной не менее 200 м и по крайней мере двумя пожарными стальными канатами диаметром не менее 38 мм, длиной не менее 150 м каждый, причем восемь швартовных канатов уложены для хранения на барабанах швартовных лебедок, а остальные - на смонтированных для этого вьюшках в тросовых и на палубе рубки; танкер снабжен шлюпочными устройствами и спасательными средствами, включающими, по крайней мере, одну моторную спасательную шлюпку сбрасываемого типа вместимостью не менее двадцати восьми человек, одну моторную дежурную шлюпку вместимостью не менее шести человек; по крайней мере, два сбрасываемых спасательных плота вместимостью шестнадцать человек и один вместимостью шесть человек, а также два спускаемых спасательных плота вместимостью шестнадцать человек, при этом спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы.
Судовые системы могут включать систему мойки танков как сырой нефтью, так и забортной холодной и горячей водой по закрытому и открытому циклу, а при перевозке пищевых продуктов предусмотрена возможность мойки грузовых танков в порту пресной водой, принятой с берега через трубопровод выдачи моечной воды и отдельные шланги приема пресной воды, для чего смонтирован, по крайней мере, один водяной насос с вертикальным электроприводом производительностью, предпочтительно, не менее 150 м3/ч при напоре не менее 1,2 МПа и грузовые насосы; кроме того, в состав системы мойки также входят, предпочтительно, односопловые гидромониторы с программным управлением производительностью не менее 30 м3/ч при давлении 0,8 МПа, установленные предпочтительно попарно в каждом грузовом танке, причем подвод моечной жидкости к гидромониторам предусмотрен по стационарно установленным трубам, а при мойке сырой нефтью наряду с трубопроводами моечной системы предусмотрено использование насосов, смонтированных с возможностью зачистки грузовых танков от моечной жидкости с обеспечением режима "сухого дна"; система мойки танков также содержит до четырех переносных моечных машин, для чего каждый танк оборудован необходимым количеством моечных горловин, а также труб с концевыми клапанами для присоединения рукавов.
В состав судовых систем могут входить системы пожаротушения, включающие систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя центробежными пожарными электронасосами производительностью предпочтительно 160 м3/ч при напоре 1,0 МПа и одним аварийным пожарным центробежным электронасосом с самовсасывающим устройством, трубопроводами выполненной по линейной схеме пожарной магистрали для подачи воды к гидрантам и шлангам, при этом, кроме тушения пожаров и очагов возгорания, система водяного пожаротушения предназначена для подачи воды на эжекторы осушения, обмыв якорных цепей, орошение шлюпки; систему пенотушения, обслуживаемую, по крайней мере, одним пожарным электронасосом системы водяного пожаротушения и содержащую в своем составе, по крайней мере, цистерну с пенообразователем, насос подачи пенообразователя и автоматический дозатор подачи пенообразователя через напорную магистраль с трубопроводами в лафетные стволы и переносные пенные стволы, а также воздушно-пенные стационарные аппараты и переносные пенные установки, причем для обеспечения возможности тушения пожаров пеной в жилых и служебных помещениях предусматривается перемычка между трубопроводами системы пенотушения и системы водяного пожаротушения; кроме того, в состав систем пожаротушения входит также система углекислотного пожаротушения, включающая углекислотную установку пожаротушения высокого давления и не менее трех, предпочтительно пять, автономных углекислотных станций, причем углекислотная установка смонтирована для защиты, по крайней мере, машинно-котельного отделения, помещения аварийного дизель-генератора, инсинератора и помещения генератора инертных газов, а автономные углекислотные станции установлены на судне для защиты главного двигателя, а также тушения пожара, по крайней мере, в газоходах главного двигателя и дизель-генераторов, дымоходах котлов и инсинератора; также в состав систем пожаротушения входит система локального пожаротушения водяным туманом, преимущественно SEM-SAFE, защищающая зоны с высокой степенью риска в машинно-котельном отделении и включающая электрически приводной насос высокого давления с производительностью, преимущественно, 106 л/мин, электрический двигатель с электроподогревом мощностью, предпочтительно, 24 кВт, емкость для пресной воды, входной фильтр и систему секционных клапанов, состоящих из селенойдного клапана высокого давления и ручного "by-pass" клапана, причем система локального пожаротушения водяным туманом спроектирована для возможности срабатывания в автоматическом, дистанционным и ручном режиме, при этом автоматическое включение пожаротушения предусмотрено от локальной пожароизвещательной системы, базирующейся на тепловых и дымоизвещательных датчиках и встроенной в систему управления секционными клапанами; дистанционное включение системы производится от системы управления секционными клапанами, а местное управление системы осуществляется с кнопочных постов, расположенных рядом с защищаемым объектом; в случае неисправности в системе управления секционными клапанами система вводится в действие открытием "by-pass" клапанов, расположенных у секционных клапанов в каждой секции, пуск насоса при этом производится с панели пускателя насоса.
Танкер может быть оборудован системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды, в том числе содержит не менее семи систем подготовки, подачи и удаления воды и технических жидкостей, причем входящая в их состав единая двухконтурная система бытового водоснабжения пресной водой включает разводку трубопроводов и не менее шести электронасосов центробежных бытовых и двух пневмоцистерн, причем система закоммутирована с опреснительной установкой с возможностью пополнения запасов пресной воды и снабжена бактерицидными аппаратами для обеззараживания воды; также танкер оборудован системой для удаления сточных и хозяйственно-бытовых вод, по которой указанные воды по отдельным трубопроводам подаются на установку очистки сточных вод, либо в цистерну сточных вод, либо за борт; в танкере выполнены также осушительная, балластная системы и система очистки льяльных вод, при этом первые две из них содержат, по крайней мере, два осушительных и один балластный самовсасывающие центробежные электронасосы, а также не менее трех поршневых осушительных насосов известного типа и трех осушительных эжекторов; система очистки льяльных вод включает две цистерны сбора льяльных вод, закоммутированных через насос с сепаратором льяльных вод, обеспечивающим очистку вод от нефтепродуктов до содержания их в сливаемой за борт воде не более 15 млн-1, а для слива отсепарированных остатков нефтепродуктов предусмотрена сообщенная с сепаратором цистерна сбора нефтеостатков; танкер оснащен также системами парового отопления, хозяйственного пароснабжения, подогрева жидкостей и пропаривания, кроме того, судно снабжено системами подачи и удаления воздуха, охлаждения и кондиционирования, в том числе технической системой компримирования и подачи к потребителям сжатого воздуха, системами общесудовой вентиляции, вентиляции машинно-котельного отделения, кондиционирования воздуха, холодильными установками системы кондиционирования воздуха и провизионных кладовых.
Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью признаков, состоит в обеспечении повышения экономичности судна за счет снижения материалоемкости судна и затрат на его эксплуатацию, а также повышения долговечности и живучести судна за счет оптимальной, разработанной в изобретении конструкции корпуса судна, которая обеспечивает улучшение остойчивости судна в нормальных и экстремальных ситуациях и увеличение прочности корпуса на воздействие статических и динамических нагрузок, а именно за счет оптимального подкрепления внутренней и внешней переборок бортов внутренними элементами жесткости, совмещения конструкций танка и переборок судна, конструктивного исполнения продольных и поперечных переборок судна, обеспечивающих в сочетании оптимальную работу танков, грузового отсека судна и судна в целом.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 - танкер, вид сбоку с сечением по диаметральной плоскости ниже конструктивной ватерлинии;
на фиг.2 - танкер, план по контурной ватерлинии;
на фиг.3 - поперечный разрез танкера в грузовой зоне, вид на нос судна;
на фиг.4 - рамный шпангоут, вид спереди;
на фиг.5 - фрагмент поперечной переборки танкера;
на фиг.6 - палуба бака танкера;
на фиг.7 - конструктивный элемент, посредством которого соединены поперечная переборка грузового танка и средняя продольная переборка с вторым дном и верхней палубой;
на фиг.8 - грузовое оборудование, фрагмент танкера.
Танкер - судно для наливных грузов содержит корпус 1 с днищем 2, вторым дном 3, бортами 4 и 5, верхней палубой 6, грузовой зоной с размещенными на всей ее длине грузовыми танками 7, с образующими водонепроницаемые отсеки 8 главными поперечными водонепроницаемыми переборками 9, снабженными фундаментами (не показано), по крайней мере, часть из которых через эти фундаменты оперты, по крайней мере, частично на рамные шпангоуты 10, балластными цистернами 11, кормой 12 с машинно-котельным отделением 13, транцем 14 и ахтерштевнем 15, носом 16 с форштевнем 17, с образующими надстройки баком 18 и кормовой рубкой 19, энергетическую установку 20, грузовое оборудование 21, судовые устройства, в том числе гребной движитель 22, рулевое 23, якорное 24 и швартовно-буксирное 25 устройства и судовые системы. Борта 4 и 5 по всей длине грузовой зоны выполнены двойными и содержат внешнюю 26 и внутреннюю 27 переборки, образующие междубортное пространство 28, разделенное по высоте верхней междубортной платформой 29. Внутренняя переборка 27 борта 4, 5 конструктивно совмещена с обращенными к нему продольными переборками 30 грузовых танков 7. Указанные продольные переборки 30 подкреплены горизонтальными и/или вертикальными балками 31, расположенными внутри междубортного пространства 28. Грузовые танки 7 размещены по левому 5 и правому 4 борту симметрично относительно диаметральной плоскости 32, попарно разделены средней продольной переборкой 33 гофрированной конструкции с вертикальным расположением гофров 34 и содержат крышу 35, которая у большей части танков 7 конструктивно совмещена с верхней палубой 6 и выполнена с плоской обшивкой, обращенной во внутренний объем грузового танка 7, и набором, расположенным поверху со стороны верхней палубы 6. Главные водонепроницаемые поперечные переборки 9 выполнены с вертикально ориентированными гофрами 36, прямоугольными или квазипрямоугольными в поперечном сечении на большей части длины переборки 9 и снабжены каждая в пределах ширины грузового танка 7 вставкой 37 с трапецеидальным профилем гофра 38.
Танкер выполнен однопалубным с кормовой пятиярусной рубкой 19 и кормовым расположением машинно-котельного отделения 13, с укороченным баком 18, носовым бульбом 39 и наклонным форштевнем 17.
Основные конструкции корпуса 1 и надстройки выполнены сварными металлическими из судостроительной листовой стали категории LRA и профильной судостроительной стали категории LRA, при этом основное оборудование установлено на металлических фундаментах, выполненных также из судостроительной стали вышеупомянутой марки. Рубка выполнена также металлической из листовой судостроительной стали категории LRA и гофрированной листовой стали.
Дедвейт танкера при расчетной осадке составляет 47100 т ± 10%, а при осадке по летнюю грузовую марку дедвейт танкера составляет 47400 т ± 10%.
Корпус 1 танкера имеет наибольшую длину около 182,4 м, наибольшую ширину 32,2 м, высоту борта 4, 5, составляющую 17,5 м, высоту двойного дна в районе машинно-котельного отделения 13, составляющую 2000 мм, в районе грузовых танков 7 2150-2300 мм, а шпация между рамными шпангоутами 10 составляет 3400 мм.
Профиль гофров 34 в поперечном сечении средней продольной переборки 33 танкера выполнен прямоугольным.
Главные водонепроницаемые поперечные переборки могут быть снабжены двумя вставками, размещенными каждая по торцам, примыкающим к бортам танкера (не показано).
Главные водонепроницаемые поперечные переборки 9 образованы каждая из двух примыкающих к средней продольной переборке 33 поперечных переборок 40 грузовых танков 7.
Вставки могут быть размещены у внутренних торцов указанных переборок, обращенных к средней продольной переборке (не показано).
Амплитуда трапецеидальных гофров 38 вставок 37 унифицирована с амплитудой прямоугольных гофров 36 основной части переборки 9.
Продольные переборки 30 грузовых танков 7 соединены с конструкциями внутреннего борта 4, 5 с плавным переходом, выполненным по цилиндрической поверхности 41. Поперечные переборки 40 грузовых танков 7 и средняя продольная переборка 33 соединены с вторым дном 3 и верхней палубой 6 посредством разгружающих создаваемые в зоне опирания местные усилия конструктивных элементов 42, образованных продольными и/или поперечными листами 43, подкрепленными ребрами и/или диафрагмами 44.
Внешняя 26 и внутренняя 27 переборки двойных бортов 4, 5 в средней части корпуса 1 танкера выполнены с продольным набором.
Танкер содержит десять грузовых танков 7 и два отстойных танка 45. Танки имеют продольные 30 и поперечные 40 переборки и днище 46 плоской конструкции, причем суммарная вместимость грузовых танков 7 52970 м3. Отстойные танки 45 размещены преимущественно между крайними по ходу танкера грузовыми танками 7 и машинно-котельным отделением 13 и их суммарный объем составляет 3% от суммарного объема грузовых танков 7.
Танкер содержит, по крайней мере, десять балластных цистерн 11, расположенных в пространстве двойного дна 47 и двойного борта 28 в районе грузовых танков 7.
Для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт по контуру верхней палубы 6 выполнен ширстрек 48 с возвышением его верхней кромки над верхней палубой 6 на величину 200 мм, а в районе кормовой рубки 19 выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки ширстрека 48 до превышения над верхней палубой 6, предпочтительно, на 500 мм.
Грузовое оборудование 21 включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран 49 грузоподъемностью 15 т; по крайней мере, один электрический тельферный кран (не показано) грузоподъемностью 2,5 т с максимальным вылетом за борт 4,0 м.
Судовые системы включают наливную грузовую систему, снабженную манифольдами 50, установленными у каждого борта 4, 5 и соединенными с ними трубопроводами 51 с запорной и регулирующей арматурой 52 с переключателями потока жидких грузов, и оборудованую погружными насосами с гидроприводом (не показано) производительностью 550 м3/ч по одному на каждый грузовой танк 7, двумя погружными насосами с гидроприводом производительностью 200 м3/ч (не показано) по одному на каждый отстойный танк 45, и одним зачистным насосом производительностью 70 м3/ч. Наливная грузовая система обеспечивает проведение погрузочно-разгрузочных работ с пятью сортами груза, в том числе перекачку груза из одного танка 7 в другой. Также наливная грузовая система обеспечивает инертизацию грузовых 7 и отстойных 45 танков за счет включенного в ее состав генератора инертных газов (не показано) производительностью 3000 м3/ч.
Наливная грузовая система включает систему подогрева груза (не показано). Подогрев груза осуществляют палубными подогревателями (не показано) через грузовую систему и паровыми змеевиками подогрева (не показано), расположенными в отстойных танках 45. По мере необходимости на танкере выполняют продувку змеевиков и магистральных трубопроводов на верхней палубе 6 воздухом низкого давления.
Для отвода газов из танков 7, 45 при погрузке, поддержания в них избыточного давления 14,0 кПа и предотвращения вакуумирования танков ниже 3,5 кПа каждый танк 7, 45 оборудован одним высокоскоростным газовыпускным устройством и вакуумным клапаном (не показано). Газовыпускное устройство выполнено обеспечивающим выпуск газов из каждого танка 7, 45 со скоростью 30 м/с.
Гребной движитель 22 выполнен бронзовым с четырехлопастным гребным винтом 53 фиксированного шага.
Энергетическая установка расположена в кормовой части танкера и включает силовую энергетическую установку (не показано), электроэнергетическую установку (не показано) и вспомогательную энергетическую установку (не показано).
Силовая энергетическая установка содержит соединенный валопроводом 54 с гребным движителем 22 главный двигатель 55, двухтактный крейцкопфный реверсивный малооборотный дизель (не показано) с максимальной длительной мощностью 8400 кВт при 127 об/мин с газотурбинным наддувом, с встроенным упорным подшипником (не показано). Главный двигатель 55 имеет демпфер (не показано), валоповоротное устройство (не показано) с электроприводом для поворачивания главного двигателя 55 и валопровода 54, а также дистанционное автоматизированное управление. Пуск главного двигателя 55 осуществляют сжатым воздухом с максимальным давлением 3,0 МПа.
Электроэнергетическая установка включает три автоматизированных дизель-генератора переменного тока (не показано), два из которых мощностью по 1350 кВт, а третий - 720 кВт при 1000 об/мин, и один аварийный дизель-генератор переменного тока (не показано) мощностью 200 кВт при 1500 об/мин. Каждый дизель-генератор состоит из соединенных предпочтительно эластичной муфтой дизеля (не показано) и генератора (не показано), смонтированных на общей фундаментной раме (не показано), установленной на амортизаторах. Дизель для привода генератора в составе автоматизированного дизель-генератора применяют четырехтактный нереверсивный с турбонаддувом и максимальной мощностью 900-1100 кВт с удельным расходом топлива 188±6 г/кВт·ч, запуск которого осуществляют сжатым воздухом с максимальным давлением 3,0 МПа, а охлаждение - пресной водой по замкнутому контуру. Привод аварийного дизель-генератора осуществляют от четырехтактного быстроходного дизеля (не показано), смонтированного на общей раме с генератором аварийного дизель-генератора. Аварийный дизель-генератор оборудован системой автоматического стартерного запуска, срабатывающего при исчезновении напряжения в судовой сети.
Вспомогательная энергетическая установка содержит вспомогательную котельную установку (не показано), включающую один паровой котел с нефтяным отоплением с производительностью 19 т/ч при рабочем давлении 1 МПа и один утилизационный котел производительностью 1,4 т/ч при рабочем давлении 1 МПа. Вспомогательная энергетическая установка содержит одну вакуумную опреснительную установку (не показано) производительностью 25 т/сут; инсинератор (не показано) производительностью по сжиганию мусора и нефтеостатков около 50 кг/ч, а также вспомогательные механизмы и аппараты (не показано), обслуживающие энергетическую установку.
Рулевое устройство 23 содержит один полубалансирный руль 56 полой конструкции, для перекладки которого танкер снабжен электрогидравлической рулевой машиной с двумя силовыми агрегатами (не показано), каждый из которых обеспечивает перекладку полностью погруженного в воду руля 56 от 35°с одного борта до 30° другого борта на полном переднем ходу за время, составляющее не более 28 с. Площадь рабочей поверхности руля 56 принята обеспечивающей при повороте руля на максимально допустимый угол выход танкера на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим 3,5 длины корпуса 1 танкера по конструктивной ватерлинии 57.
Якорное устройство 24 танкера включает два становых якоря 58 массой 6000 кг каждый типа "Холла", соединенных с танкером якорными цепями (не показано) повышенной прочности калибром 58 мм и длиной 270±50 м каждая с хранением в цепных ящиках (не показано) с устройством самоукладки цепей, системами обмыва и осушения (не показано). Для подъема и отдачи становых якорей 58 на палубе бака 18 установлены четыре швартовные лебедки 59 с брашпильными приставками.
Швартовно-буксирное устройство 25 снабжено двенадцатью швартовными, предпочтительно полипропиленовыми плетеными восьмипрядными канатами (не показано), окружностью 200 мм и длиной 190 м каждый, а также одним буксирным стальным канатом (не показано) диаметром 57 мм и длиной 200 м и двумя пожарными стальными канатами (не показано) диаметром 38 мм длиной 150 м каждый. Восемь швартовных канатов уложены для хранения на барабанах (не показано) швартовных лебедок 59, а остальные - на смонтированных для этого вьюшках (не показано) в тросовых и на палубе рубки 19.
Танкер снабжен шлюпочными устройствами и спасательными средствами, включающими одну моторную спасательную шлюпку 60 сбрасываемого типа вместимостью двадцать восемь человек, одну моторную дежурную шлюпку 61 вместимостью шести человек, два сбрасываемых спасательных плота (не показано) вместимостью шестнадцать человек и один вместимостью шесть человек, а также два спускаемых спасательных плота (не показано) вместимостью шестнадцать человек. Спасательные средства включают спасательные круги, жилеты и термокостюмы (не показано).
Судовые системы включают систему мойки танков (не показано) как сырой нефтью, так и забортной холодной и горячей водой по закрытому и открытому циклу, а при перевозке пищевых продуктов предусмотрена возможность мойки грузовых танков в порту пресной водой, принятой с берега через трубопровод (не показано) выдачи моечной воды и отдельные шланги (не показано) приема пресной воды. Для этого смонтиров