Корпус танкера ледового класса (варианты)

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпусов танкеров ледового класса. Корпус танкера ледового класса содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными на большей части ее длины грузовыми танками. Борта на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными с ледовым усилением и содержат внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте верхней междубортной платформой, расположенной в верхней трети высоты танка. Внутренняя обшивка борта конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками части грузовых танков. Указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками на участке от второго дна до верхней междубортной платформы и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства. Технический изобретения состоит в повышении живучести и долговечности судна. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпусов танкеров (судов для наливных грузов) ледового класса.

Из уровня техники известен корпус танкера, содержащий борта, палубу и подвижное днище, установленное с возможностью вертикального перемещения относительно бортов. С целью улучшения проходимости, пожарной безопасности и упрощения очистки нижняя часть бортов выполнена эластичной (SU 880870, 15.11.1981, В 63 В 25/08).

Также известен корпус нефтеналивного судна, содержащий грузовые танки (SU 1191353, 15.11.1985, В 63 В 25/12).

Недостатком известных технических решений является то, что их конструктивное решение не предусматривает их эксплуатацию в Арктических и других подобных условиях, а при эксплуатации на открытой воде не обеспечивается достаточная аварийная остойчивость, живучесть, долговечность судна, что в свою очередь приводит к дополнительным затратам при эксплуатации.

Задачей, на решение которой направлены оба варианта настоящего изобретения, является повышение экономичности, долговечности и живучести танкера при эксплуатации как на открытой воде, так и в покрытой льдами акватории.

Поставленная задача в части первого варианта решается за счет того, корпус танкера ледового класса, согласно изобретению содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, с образующими водонепроницаемые отсеки главными водонепроницаемыми переборками, кормой, транцем и ахтерштевнем, наклонным носом с форштевнем, с образующими надстройки баком, ютом и кормовой, предпочтительно многоярусной, рубкой, причем борта, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными с ледовым усилением и содержат внешнюю и внутреннюю переборки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя переборка борта конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы, расположенной в верхней трети высоты танка, и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства, при этом танки размещены последовательно в виде ряда, ориентированного по длине судна, симметрично относительно его диаметральной плоскости и имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, а поперечные переборки выполнены из гофрированных элементов, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию судна.

Ледовое усиление может включать усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой, увеличенной не менее чем на 20% относительно обшивок других конструкций танкера толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства шпора, по крайней мере, частично защищающего силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна.

Основные конструкции корпуса могут быть выполнены сварными, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали, предпочтительно, категории А32, при этом для размещения основного оборудования могут быть предусмотрены металлические фундаменты, выполненных также, преимущественно, из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

Верхняя палуба, оконтуривающий ее ширстрек и верхняя часть продольных переборок двойных бортов, второе дно и днище могут быть выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции могут быть выполнены по поперечной системе набора, при этом шпация между продольными ребрами верхней палубы, днища и второго дна могут составлять предпочтительно 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера может быть принята предпочтительно 800 мм, а в грузовой зоне может превышать шпацию, принятую в оконечностях танкера, предпочтительно в 4 раза и может составлять для верхней палубы, второго дна и днища преимущественно 3200 мм, а для борта с промежуточными шпангоутами в зоне ледового пояса предпочтительно 800 мм.

Форштевень может быть изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе из круглого прутка; шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, может быть изготовлен сварным, предпочтительно, из стальных листов, а ахтерштевень может быть выполнен литосварной конструкции.

Для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт ширстрек может быть выполнен с возвышением его верхней кромки над верхней палубой на величину от 150 до 250 мм, предпочтительно 200 мм, а в районе кормовой рубки может быть выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромка ширстрека до превышения над верхней палубой на 450-550 мм, предпочтительно 500 мм.

Корпус танкера может содержать, по крайней мере, восемь грузовых танков и дополнительно два отстойных танка, причем суммарная вместимость грузовых танков может составлять 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, причем полезный объем первого и последнего в ряду танков может составлять 0,55-0,7 от полезного объема каждого из промежуточных танков, а отстойные танки могут быть размещены преимущественно между последним в ряду по ходу судна грузовым танком и машинно-котельным отделением и их суммарный объем может составлять (2-4)%, предпочтительно (2,5-3,6)% от суммарного объема грузовых танков и до 1/3 от объема смежного с ними грузового танка.

Поперечные переборки танков могут быть выполнены с плоской обшивкой с одной или двух сторон переборки.

Подводная часть корпуса может быть окрашена ледостойкой краской, предпочтительно эпоксидной 500 мкм, причем окраска борта может быть выполнена не менее чем на 1 м выше наибольшей осадки судна и может быть доведена до района верхней границы ледовых усилений.

Форма корпуса и соотношение главных размерений могут быть приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса судна по конструктивной ватерлинии, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 секунд.

По второму варианту изобретения корпус танкера ледового класса, согласно изобретению, содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, с образующими водонепроницаемые отсеки главными водонепроницаемыми переборками, кормой, транцем и ахтерштевнем, наклонным носом с форштевнем, с образующими надстройки баком, ютом и кормовой, предпочтительно многоярусной, рубкой, причем борта, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными с ледовым усилением и содержат внешнюю и внутреннюю переборки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя переборка борта конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы, расположенной в верхней трети высоты танка, и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства, при этом танки размещены последовательно в виде ряда, ориентированного по длине судна, симметрично относительно его диаметральной плоскости и имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, а поперечные переборки выполнены из гофрированных элементов, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию судна; кроме того, ледовое усиление корпуса танкера включает усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой, увеличенной не менее чем на 20% относительно обшивок других конструкций танкера толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства шпора, по крайней мере, частично защищающего силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, причем форштевень изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе и из круглого прутка; шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным, предпочтительно, из стальных листов, а ахтерштевень выполнен литосварной конструкции, при этом основные конструкции корпуса, выполнены сварными, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали, предпочтительно, категории А32, при этом для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты, выполненных также, преимущественно, из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

Верхняя палуба, оконтуривающий ее ширстрек и верхняя часть продольных переборок двойных бортов, второе дно и днище могут быть выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции могут быть выполнены по поперечной системе набора, при этом шпация между продольными ребрами верхней палубы, днища и второго дна могут составлять предпочтительно 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера может быть принята предпочтительно 800 мм, а в грузовой зоне может превышать шпацию, принятую в оконечностях танкера, предпочтительно в 4 раза и может составлять для верхней палубы, второго дна и днища преимущественно 3200 мм, а для борта с промежуточными шпангоутами в зоне ледового пояса предпочтительно 800 мм.

Для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт ширстрек может быть выполнен с возвышением его верхней кромки над верхней палубой на величину от 150 до 250 мм, предпочтительно 200 мм, а в районе кормовой рубки может быть выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки ширстрека до превышения над верхней палубой на 450-550 мм, предпочтительно 500 мм.

Корпус танкера может содержать, по крайней мере, восемь грузовых танков и дополнительно два отстойных танка, причем суммарная вместимость грузовых танков может составлять 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, причем полезный объем первого и последнего в ряду танков может составлять 0,55-0,7 от полезного объема каждого из промежуточных танков, а отстойные танки могут быть размещены преимущественно между последним в ряду по ходу судна грузовым танком и машинно-котельным отделением и их суммарный объем может составлять (2-4)%, предпочтительно (2,5-3,6)% от суммарного объема грузовых танков и до 1/3 от объема смежного с ними грузового танка.

Поперечные переборки танков могут быть выполнены с плоской обшивкой с одной или двух сторон переборки.

Подводная часть корпуса может быть окрашена ледостойкой краской, предпочтительно эпоксидной 500 мкм, причем окраска борта может быть выполнена не менее чем на 1 м выше наибольшей осадки судна и может быть доведена до района верхней границы ледовых усилений.

Форма корпуса и соотношение главных размерений могут быть приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса судна по конструктивной ватерлинии, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 секунд.

Технический результат для обоих вариантов заявленного изобретения, состоит в повышении живучести, долговечности судна и, таким образом, повышении экономичности эксплуатации за счет оптимальной, разработанной в изобретении конструкции корпуса, которая обеспечивает улучшение остойчивости судна при аварийных ситуациях и увеличение прочности корпуса на воздействие статических и динамических нагрузок при эксплуатации как на открытой воде, так и в покрытой льдами акватории.

Форма заявленного корпуса танкера обеспечивает при осадке не более 9,0 м при движении на открытой воде глубиной не менее 6 осадок судна и волнении не более 2 баллов и ветре не более 3 баллов по шкале Бофора при чистом свежеокрашенном корпусе, мощности главного двигателя танкера равной 85% от максимальной длительной мощности 7293 кВт и номинальных оборотах 123 об/мин скорость судна не менее 15,4 узла.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых:

на фиг.1 - танкер - вид сбоку с сечением по диаметральной плоскости ниже конструктивной ватерлинии;

на фиг.2 - верхняя палуба танкера в плане с частичными вырезами;

на фиг.3 - танкер, вид сверху в сечении по танкам;

на фиг.4 - фрагмент поперечного разреза танкера в зоне расположения танков, разрез по шпангоуту в грузовом танке.

Корпус 1 танкера 2 ледового класса содержит днище 3, второе дно 4, вертикальные борта 5, балластные цистерны 6, верхнюю палубу 7, грузовую зону 8 с размещенными на большей части ее длины грузовыми танками 9 и 10, с образующими водонепроницаемые отсеки 11 главными водонепроницаемыми переборками 12, транцевой кормой 13 и ахтерштевнем 14, наклонным носом 15 с форштевнем 16, с образующим надстройки 17 баком 18, ютом 19 и кормовой многоярусной рубкой 20.

Борта 5 на большей части длины грузовой зоны 8 выполнены двойными с ледовым усилением 21 и содержат внешнюю и внутреннюю переборки 22 и 23, образующие междубортное пространство 24, разделенное по высоте верхней междубортной платформой 25. Внутренняя переборка 23 борта 5 конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками 26 части грузовых танков 9, 10.

Указанные продольные переборки 26 выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками 27 на участке от второго дна 4 до верхней междубортной платформы 25, расположенной в верхней трети высоты танка 9, 10 и с продольными ребрами 28 на участке от верхней междубортной платформы 25 до верхней палубы 7 с расположением набора внутри междубортного пространства 24.

Танки 9, 10 размещены последовательно в виде ряда, ориентированного по длине судна, симметрично относительно его диаметральной плоскости 29 и имеют продольные и поперечные переборки 26 и 30 соответственно и днище 31 плоской конструкции, а поперечные переборки 30 выполнены из гофрированных элементов 32, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию судна.

Ледовое усиление 21 включает усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия (на чертежах не показано) пояса (не показано) с обшивкой, увеличенной не менее чем на 20% относительно обшивок (на чертежах условно не показано) других конструкций танкера 2 толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса (не показано), а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства 33 шпора 34, частично защищающего силовые элементы 35 рулевого устройства 33 танкера 2 от ударов льда на заднем ходу судна.

Основные конструкции корпуса 1 выполнены сварными из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали категории A32. Для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты (не показаны), выполненные также из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

Верхняя палуба 7, оконтуривающий ее ширстрек 36 и верхняя часть продольных переборок 22 и 23 двойных бортов 5, второе дно 4 и днище 3 выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции выполнены по поперечной системе набора. Шпация между продольными ребрами 28 верхней палубы 7, днища 3 и второго дна 4 составляет 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера 2 принята 800 мм, а в грузовой зоне 8 превышает шпацию, принятую в оконечностях танкера 2 в 4 раза и составляет для верхней палубы 7, второго дна 4 и днища 3-3200 мм, а для борта 5 с промежуточными шпангоутами в зоне ледового пояса (условно на чертежах не показано) 800 мм.

Форштевень 16 изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе из круглого прутка (на чертежах не показано). Шпор 34, защищающий силовые элементы 35 рулевого устройства 33 танкера 2 от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным из стальных листов, а ахтерштевень 14 выполнен литосварной конструкции.

Для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт 5 ширстрек 36 выполнен с возвышением его верхней кромки (условно не показаны) над верхней палубой 7 на величину 200 мм, а в районе кормовой рубки 20 выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки ширстрека 36 до превышения над верхней палубой 7 на 500 мм.

Корпус 1 танкера 2 содержит восемь грузовых танков 9, 10 и дополнительно два отстойных танка 37, суммарная вместимость грузовых танков 9 и 10 составляет 22232,0 м3, полезный объем первого в ряду танков 9 составляет 0,61 от полезного объема каждого из промежуточных танков 10 и последнего в ряду танков 9 составляет 0,64 от полезного объема каждого из промежуточных танков 10.

Отстойные танки 37 размещены между последним в ряду по ходу судна грузовым танком 9 и машинно-котельным отделением 38 и их суммарный объем составляет 3,0% от суммарного объема грузовых танков 9 и 10 и до 1/3 от объема смежного с ними грузового танка 9.

Поперечные переборки 30 танков 9, 10 выполнены с плоской обшивкой 39 с одной или двух сторон переборки 30.

Подводная часть 40 корпуса 1 окрашена ледостойкой краской эпоксидной 500 мкм, причем окраска борта 5 выполнена на 1 м выше наибольшей осадки судна и доведена до района верхней границы ледовых усилений 21.

Форма корпуса 1 и соотношение главных размерений приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса 1 судна по конструктивной ватерлинии 41, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 секунд.

Сущность изобретения по второму варианту иллюстрируется теми же чертежами с использованием тех же позиций:

Корпус 1 танкера 2 ледового класса содержит днище 3, второе дно 4, вертикальные борта 5, балластные цистерны 6, верхнюю палубу 7, грузовую зону 8 с размещенными на большей части ее длины грузовыми танками 9 и 10, с образующими водонепроницаемые отсеки 11 главными водонепроницаемыми переборками 12, транцевой кормой 13 и ахтерштевнем 14, наклонным носом 15 с форштевнем 16, с образующими надстройки 17 баком 18, ютом 19 и кормовой многоярусной рубкой 20.

Борта 5 на большей части длины грузовой зоны 8 выполнены двойными с ледовым усилением 21 и содержат внешнюю и внутреннюю переборки 22 и 23, образующие междубортное пространство 24, разделенное по высоте верхней междубортной платформой 25. Внутренняя переборка 23 борта 5 конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками 26 части грузовых танков 9, 10.

Указанные продольные переборки 26 выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками 27 на участке от второго дна 4 до верхней междубортной платформы 25, расположенной в верхней трети высоты танка 9, 10 и с продольными ребрами 28 на участке от верхней междубортной платформы 25 до верхней палубы 7 с расположением набора внутри междубортного пространства 24.

Танки 9, 10 размещены последовательно в виде ряда, ориентированного по длине судна, симметрично относительно его диаметральной плоскости 29 и имеют продольные и поперечные переборки 26 и 30 соответственно и днище 31 плоской конструкции, а поперечные переборки 30 выполнены из гофрированных элементов 32, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию судна.

Ледовое усиление 21 включает усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия (на чертежах не показано) пояса (не показано) с обшивкой, увеличенной не менее чем на 20% относительно обшивок (на чертежах условно не показано) других конструкций танкера 2 толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса (не показано), а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства 33 шпора 34, частично защищающего силовые элементы 35 рулевого устройства 33 танкера 2 от ударов льда на заднем ходу судна.

Основные конструкции корпуса 1 выполнены сварными из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали категории А32. Для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты (не показаны), выполненные также из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

Верхняя палуба 7, оконтуривающий ее ширстрек 36 и верхняя часть продольных переборок 22 и 23 двойных бортов 5, второе дно 4 и днище 3 выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции выполнены по поперечной системе набора. Шпация между продольными ребрами 28 верхней палубы 7, днища 3 и второго дна 4 составляет 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера 2 принята 800 мм, а в грузовой зоне 8 превышает шпацию, принятую в оконечностях танкера 2 в 4 раза и составляет для верхней палубы 7, второго дна 4 и днища 3-3200 мм, а для борта 5 с промежуточными шпангоутами в зоне ледового пояса (условно на чертежах не показано) 800 мм.

Форштевень 16 изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе из круглого прутка (на чертежах не показано). Шпор 34, защищающий силовые элементы 35 рулевого устройства 33 танкера 2 от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным из стальных листов, а ахтерштевень 14 выполнен литосварной конструкции.

Для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт 5 ширстрек 36 выполнен с возвышением его верхней кромки (условно не показаны) над верхней палубой 7 на величину 200 мм, а в районе кормовой рубки 20 выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки ширстрека 36 до превышения над верхней палубой 7 на 500 мм.

Корпус 1 танкера 2 содержит восемь грузовых танков 9, 10 и дополнительно два отстойных 37 танка, суммарная вместимость грузовых танков 9 и 10 составляет 22232,0 м3, полезный объем первого в ряду танков 9 составляет 0,61 от полезного объема каждого из промежуточных танков 10 и последнего в ряду танков 9 составляет 0,64 от полезного объема каждого из промежуточных танков 10. Отстойные танки 37 размещены между последним в ряду по ходу судна грузовым танком 9 и машинно-котельным отделением 38 и их суммарный объем составляет 3,0% от суммарного объема грузовых танков 9 и 10 и до 1/3 от объема смежного с ними грузового танка 9.

Поперечные переборки 30 танков 9, 10 выполнены с плоской обшивкой 39 с одной или двух сторон переборки 30.

Подводная часть 40 корпуса 1 окрашена ледостойкой эпоксидной краской 500 мкм, причем окраска борта 5 выполнена на 1 м выше наибольшей осадки судна и доведена до района верхней границы ледовых усилений 21.

Форма корпуса 1 и соотношение главных размерений приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса 1 судна по конструктивной ватерлинии 41, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 секунд.

1. Корпус танкера ледового класса, характеризующийся тем, что он содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, с образующими водонепроницаемые отсеки главными водонепроницаемыми переборками, кормой, транцем и ахтерштевнем, наклонным носом с форштевнем, с образующими надстройки баком, ютом и кормовой, предпочтительно многоярусной, рубкой, причем борта, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными с ледовым усилением и содержат внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя обшивка борта конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы, расположенной в верхней трети высоты танка, и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства, при этом танки размещены последовательно в виде ряда, ориентированного по длине судна, симметрично относительно его диаметральной плоскости и имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, а поперечные переборки выполнены из гофрированных элементов, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию судна.

2. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что ледовое усиление включает усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой увеличенной не менее чем на 20% относительно обшивок других конструкций танкера толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства шпора, по крайней мере, частично защищающего силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна.

3. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что основные конструкции корпуса выполнены сварными, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали, предпочтительно, категории А32, при этом для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты, выполненные также преимущественно из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

4. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что верхняя палуба, оконтуривающий ее ширстрек и верхняя часть обшивки двойных бортов, второе дно и днище выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции выполнены по поперечной системе набора, при этом шпация между продольными ребрами верхней палубы, днища и второго дна составляет предпочтительно 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера принята предпочтительно 800 мм, а в грузовой зоне превышает шпацию, принятую в оконечностях танкера, предпочтительно в четыре раза и составляет для верхней палубы, второго дна и днища преимущественно 3200 мм, а для борта с промежуточными шпангоутами в зоне ледового пояса предпочтительно 800 мм.

5. Корпус танкера по п.2, отличающийся тем, что форштевень изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе из круглого прутка, шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным предпочтительно из стальных листов, а ахтерштевень выполнен литосварной конструкции.

6. Корпус танкера по п.4, отличающийся тем, что для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт ширстрек выполнен с возвышением его верхней кромки над верхней палубой на величину от 150 до 250 мм, предпочтительно 200 мм, а в районе кормовой рубки выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромка ширстрека до превышения над верхней палубой на 450-550 мм, предпочтительно 500 мм.

7. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что он содержит, по крайней мере, восемь грузовых танков и дополнительно два отстойных танка, причем суммарная вместимость грузовых танков составляет 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, причем полезный объем первого и последнего в ряду танков составляет 0,55-0,7 от полезного объема каждого из промежуточных танков, а отстойные танки размещены преимущественно между последним в ряду по ходу судна грузовым танком и машинно-котельным отделением и их суммарный объем составляет 2-4%, предпочтительно 2,5-3,6% от суммарного объема грузовых танков и до 1/3 от объема смежного с ними грузового танка.

8. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что поперечные переборки танков выполнены с плоской обшивкой с одной или двух сторон переборки.

9. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что подводная часть корпуса окрашена ледостойкой краской, предпочтительно эпоксидной 500 мкм, причем окраска борта выполнена не менее чем на 1 м выше наибольшей осадки судна и доведена до района верхней границы ледовых усилений.

10. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что форма корпуса и соотношение главных размерений приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса судна по конструктивной ватерлинии, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 с.

11. Корпус танкера ледового класса, характеризующийся тем, что он содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, с образующими водонепроницаемые отсеки главными водонепроницаемыми переборками, кормой, транцем и ахтерштевнем, наклонным носом с форштевнем, с образующими надстройки баком, ютом и кормовой, предпочтительно многоярусной, рубкой, причем борта, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными с ледовым усилением и содержат внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя обшивка борта конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы, расположенной в верхней трети высоты танка, и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства, при этом танки размещены последовательно в виде ряда, ориентированного по длине судна, симметрично относительно его диаметральной плоскости и имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, а поперечные переборки выполнены из гофрированных элементов, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию судна, кроме того, ледовое усиление корпуса танкера включает усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой увеличенной не менее чем на 20% относительно обшивок других конструкций танкера толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства шпора, по крайней мере, частично защищающего силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, причем форштевень изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе и из круглого прутка, шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным предпочтительно из стальных листов, а ахтерштевень выполнен литосварной конструкции, при этом основные конструкции корпуса, выполнены сварными, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали предпочтительно категории А32, при этом для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты, выполненные также преимущественно из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

12. Корпус танкера по п.11, отличающийся тем, что верхняя палуба, оконтуривающий ее ширстрек и верхняя часть обшивки двойных бортов, второе дно и днище выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции выполнены по поперечной системе набора, при этом шпация между продольными ребрами верхней палубы, днища и второго дна составляет предпочтительно 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера принята предпочтительно 800 мм, а в грузовой зоне превышает шпацию, принятую в оконечностях танкера, предпочтительно в четыре раза и составляет для верхней палубы, второго дна и днища преимущественно 3200 мм, а для борта с промежуточными шпангоутами в зоне ледового пояса предпочтительно 800 мм.

13. Корпус танкера по п.12, отличающийся тем, что для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт ширстрек выполнен с возвышением его верхней кромки над верхней палубой на величину от 150 до 250 мм, предпочтительно 200 мм, а в районе кормовой рубки выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки ширстрека до превышения над верхней палубой на 450-550 мм, предпочтительно 500 мм.

14. Корпус танкера по п.11, отличающийся тем, что он содержит, по крайней мере, восемь грузовых танков и дополнительно два отстойных танка, причем суммарная вместимость грузовых танков составляет 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, причем полезный объем первого и последнего в ряду танков составляет 0,55-0,7 от полезного объема каждого из промежуточных танков, а отстойные танки размещены преимущественно между последним в ряду по ходу судна грузовым танком и машинно-котельным отделением и их суммарный объем составляет 2-4%, предпочтительно 2,5-3,6% от суммарного объема грузовых танков и до 1/3 от объема смежного с ними грузового танка.

15. Корпус танкера по п.11, отличающийся тем, что поперечные переборки танков выполнены с плоской обшивкой с одной или двух сторон переборки.

16. Корпус танкера по п.11, отличающийся тем, что подводная часть корпуса окрашена ледостойкой краской, предпочтительно эпоксидной 500 мкм, причем окраска борта выполнена не менее чем на 1 м выше наибольшей осадки судна и доведена до района верхней границы ледовых усилений.

17. Корпус танкера по п.11, отличающийся тем, что форма корпуса и соотношение главных размерений приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса судна по конструктивной ватерлинии, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 с.