Пусковая установка для запуска ракет

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к ракетному вооружению кораблей. Установка содержит башню 1, смонтированную на раме 4, размещенную на палубе, и барабан, установленный на колонне под палубой. На башне 1 имеются связанные с приводом вертикального наведения силовые стрелы 2 для пакетов 3 с ракетами. На барабане закреплены балки 10 для сменных пакетов. На колонне установлены балки 14 и каретки 15 для перемещения пакетов с ракетами по балкам на стрелы 2 и возврата пустых пакетов. Барабан имеет привод поворота для подачи сменных пакетов на каретки. Изобретение повышает скорострельность и эффективность пусковой установки. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к ракетному оружию надводных кораблей.

Известна пусковая установка (ПУ), содержащая поворотную опору, на которой закреплены стойки с узлами крепления для пакетов пусковых направляющих труб с ракетами (см. патент США №5452640, 1995). В данной установке универсальная опора обеспечивает закрепление разных пакетов пусковых направляющих. К ее недостаткам следует отнести открытое размещение боезапаса на верхней палубе. Кроме того, пакеты занимают много места, а их замена достаточно трудоемка.

Наиболее близкой, на наш взгляд, к предлагаемому изобретению является корабельная ПУ, включающая подъемник, установленный под палубой (см. патент ФРГ DE 3545343 A1, B 63 G 1/00, 1987 - прототип). Указанная установка содержит закрепленное на платформе подъемника основание с фиксирующими штырями. На основании смонтирована башня с пакетом пусковых труб. В походном положении ПУ находится под палубой. Для запуска ракет ее поднимают через прямоугольный люк, поворачивают на 90° и опускают. При этом штыри попадают в соответствующие отверстия на палубе и фиксируют основание ПУ.

К недостаткам прототипа следует отнести невысокую скорострельность, поскольку ПУ необходимо сначала поднять вместе с ракетами из-под палубы, развернуть, попасть штырями в отверстия и только затем опустить. Перечисленные операции занимают много времени и снижают эффективность.

Технической задачей является повышение скорострельности и эффективности корабельной ПУ.

Технический результат достигается тем, что в пусковой установке для запуска ракет, преимущественно с палубы надводного корабля, включающей размещенный под палубой подъемник пакетов пусковых труб для ракет, башню с узлами наведения ракет, включающими, как минимум, одну силовую стрелу для пакета, подъемник выполнен в виде заряжающего устройства, которое содержит барабан с балками для пакетов, оборудованных полозками и штырем, каретку, установленную с возможностью перемещения по балкам и снабженную подпружиненным рычагом с Г-образным выступом для захвата штыря на пакете. Заряжающее устройство также содержит промежуточные балки, закрепленные с возможностью стыковки с балками на барабане, и переходные балки, установленные на прикрепленной к палубе раме с возможностью сопряжения одним концом с переходными балками, а другим - со стрелами на башне, которые закреплены на оси, связанной с приводом вертикального наведения, при этом башня установлена на палубе с возможностью сообщения с заряжающим устройством через люки в раме.

Пусковая установка характеризуется тем, что стрелы на башне снабжены стопорами пакетов. Барабан содержит четное количество балок, которые закреплены на одинаковых расстояниях между ними.

Неочевидность решения в том, что башня с приводами наведения установлена на палубе, а пакеты с ракетами хранятся под палубой в заряжающем устройстве, которое перемещает только пакеты. Увеличивается доля полезной нагрузки на подъемник, соответственно повышаются скорострельность установки и ее эффективность.

Изобретение поясняется чертежами, на которых показаны следующие виды: фиг.1 - вид на ПУ сбоку, фиг.2 - вид сверху, фиг.3 - вид сверху на барабан с пакетами; фиг.4 - вид сбоку при перезаряжании, фиг.5 - положение стопоров при фиксации пакета на стреле, фиг.6 - положение рычага на каретке при снятии пакета со стрелы.

В примере конкретного исполнения устройство состоит из надпалубной части в виде собственно пусковой установки, включающей башню 1 с тумбой, внутри которой размещены приводы наведения по горизонту и вертикали (не показаны). С приводом наведения по вертикали связаны две силовые стрелы 2 для сменных пакетов 3. Башня установлена на раме 4, прикрепленной к палубе корабля. В раме имеются крышки 5 люков для подачи пакетов 3 на стрелы 2. Пакеты находятся под палубой в заряжающем устройстве (ЗУ), которое содержит центральную колонну 6 и барабан 7. Колонна закреплена на основании 8 и связана с опорой 9, которая прикреплена к раме 4. Барабан содержит восемь балок 10 для пакетов. Пакет имеет полозки 11 для перемещения по балкам, штырь 12 и упор 13. На колонне закреплены две промежуточные балки 14 и установлены две каретки 15 для перемещения пакетов. Торцы 16 балок 14 выполнены по цилиндрическим поверхностям. Силовая установка ЗУ включает насосную станцию 17 и электродвигатели 18, которые соединены карданными передачами 19 с механизмами досылки кареток (не показаны). Каждая каретка оборудована механизмом захвата пакета. Указанный механизм содержит рычаг 20 с Г-образным выступом 21 для захвата штыря 12 на пакете и пружину 22.

На конце каждой стрелы 2 имеется рычаг 23 с роликами для взаимодействия с рычагом 20 на каретке, а также стопоры 24 и 25 для фиксации пакета. Торцы 26 на концах стрел выполнены по цилиндрическим поверхностям. На раме 4 под люками 5 установлены две переходные балки 27. Торцы балок 27 выполнены по цилиндрическим поверхностям для сопряжения с торцами 26 на стрелах и торцами 16 на балках 14. Упоры 28 на концах стрел служат для фиксации пакетов.

Пусковая установка функционирует следующим образом. Боевое положение ПУ показано на фиг.1. После получения координат целей включают приводы наведения в башне 1 и производят залповый пуск ракет по площадям. Для продолжения стрельбы требуется быстро снять с ПУ пустые пакеты и заменить их на заряженные, которые хранятся в ЗУ. Для этого открывают крышки 5, при этом балки 27 устанавливаются вертикально. На фиг.4 показано положение стрел 2 на башне, а также балок 27, 14 и 10 при перезаряжании ПУ. В указанном положении торцы на концах балок 27 сопрягаются по цилиндрическим поверхностям с торцами 26 стрел 2 и торцами 16 балок 14. При этом образуется тракт досылки 10-14-27-2 для подачи заряженных пакетов из ЗУ на ПУ и возврата пустых пакетов из ПУ в ЗУ.

Для возврата пустых пакетов каретки 15 перемещают вверх до упора в пакеты 3 на стрелах 2. При повороте рычагов 20 выступы 21 захватывают штыри 12. После этого на стрелах отключают стопоры 24, 25, освобождая упоры 13. В результате пакеты удерживаются только каретками 15. Затем включают приводы кареток на спуск. Каретки, связанные рычагами 20 с пакетами, снимают их со стрел 2 и опускают через люки 5 по балкам 27, 16 и 10 в барабан. Здесь пустые пакеты фиксируют замками (не показаны), а рычаги 20 поворачивают в обратную сторону, освобождая штыри 12. После отключения рычагов 20 каретки оставляют под барабаном на основании 8.

Для подачи заряженных пакетов на ПУ включают привод барабана и поворачивают его на угол, кратный 45°. При этом над каретками 15 устанавливается следующая пара пакетов с ракетами. Затем включают приводы кареток на подъем. Сначала каретки поднимают до стыковки с пакетами. При этом рычаги 20 под воздействием копиров на балках 10 (не показаны) поворачиваются в положение, показанное на фиг.5. После подхвата пакетов каретками открывают замки, фиксирующие пакеты на барабане. Затем каретки с пакетами резко перемещают вверх по тракту досылки. На конечном участке скорость кареток уменьшают, пакеты плавно доходят до упоров 28 на стрелах 2.

На фиг.5 показано положение механизмов при фиксации пакета на стреле. После дохода пакета до упора 28 срабатывают стопоры 24 и 25 и фиксируют пакет на стреле. Освободившиеся каретки опускают под палубу, а люки 5 закрывают, чтобы горячие газы от стартующих ракет не попадали под палубу. Для поворота ПУ на требуемый угол стрельбы включают приводы наведения по горизонту и вертикали, после чего производят запуск ракет из очередной пары пакетов.

Согласно описанной выше схеме на предприятии ОАО "НПП "Старт" разработан опытный образец пусковой установки, имеющий следующие технические характеристики:

- количество труб в пакете - 20;

- количество пакетов в барабане - 8;

- время досылки двух пакетов на ПУ, с, - 50, не более;

- время перезаряжания ПУ, с, - 120, не более;

- максимальные скорости наведения ПУ, град/с: по вертикали - 20, по горизонтали - 25;

- интервал времени между пусками, с, - 0,5;

- установленная мощность, кВт, - 70.

Испытания опытного образца показали хорошие результаты. В сравнении с известными аналогами данного класса предлагаемая установка имеет значительно более высокую скорострельность (40 пусков за 20 секунд) и эффективность (8 пакетов по 20 ракет в каждом).

Описанное выше техническое решение отвечает критериям новизны, неочевидности и промышленной применимости, в связи с чем предлагается к правовой защите патентом на изобретение.

1. Пусковая установка для запуска ракет преимущественно с палубы надводного корабля, включающая размещенный под палубой подъемник пакетов пусковых труб для ракет, башню с узлами наведения ракет, которые содержат как минимум одну силовую стрелу для пакета, отличающаяся тем, что подъемник выполнен в виде заряжающего устройства, включающего барабан с балками для пакетов, оборудованных полозками и штырем, каретку, установленную с возможностью перемещения по балкам и снабженную подпружиненным рычагом с Г-образным выступом для захвата штыря на пакете, промежуточные балки, закрепленные с возможностью стыковки с балками на барабане, и переходные балки, установленные на прикрепленной к палубе раме с возможностью сопряжения одним концом с промежуточными балками, а другим - со стрелами на башне, которые закреплены на оси, связанной с приводом вертикального наведения, при этом башня установлена на палубе с возможностью сообщения с заряжающим устройством через люки в раме.

2. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что стрелы оборудованы стопорами пакетов.

3. Пусковая установка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что барабан содержит четное количество направляющих, которые закреплены на одинаковых расстояниях между ними.