Способ холодной прокатки полос
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к прокатке, и может быть использовано при производстве тонколистовой стали. Задача изобретения - уменьшение количества поперечных полос на поверхности холоднокатаного металла. В способе холодной прокатки полос, включающем последовательное обжатие полосы в клетях непрерывного стана с натяжением ее между клетями, в соответствии с изобретением, для пятиклетевого стана натяжение полосы перед третьей клетью устанавливают в 1,01-1,56 раз больше натяжения после этой клети, натяжение полосы перед четвертой клетью - в 1,01-1,85 раз больше натяжения полосы после клети, а натяжение после второй клети - в 1,01-1,40 больше, чем перед этой клетью. Изобретение обеспечивает снижение вибрации рабочих и опорных валков в процессе прокатки.
Реферат
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к прокатке, и может быть использовано при прокатке тонколистовой стали.
Известен способ холодной прокатки полос, включающий последовательное обжатие горячекатаной заготовки в клетях непрерывного стана с натяжением ее между клетями (RU 2014916, МПК 21 В 1/28, публ. 30.06.94 г.).
Недостатком известного решения является наличие поперечных полос на поверхности холоднокатаного листа, что снижает качество проката.
Наиболее близким является способ холодной прокатки полос, включающий последовательное обжатие полосы в клетях непрерывного стана с натяжением ее между клетями (SU 1044347, МПК В 21 В 1/26, публ. 30.09.83 г.).
Недостатком известного технического решение является наличие поперечных полос на поверхности холоднокатаного листа, что снижает качество проката.
Задачей изобретения является повышение качества проката.
Технический результат - уменьшение количества поперечных полос на поверхности холоднокатаного металла за счет снижения вибрации опорных и рабочих валков в процессе прокатки.
Технический результат достигается тем, что в способе холодной прокатки полос, включающем последовательное обжатие полосы в клетях непрерывного стана с натяжением ее между клетями, характеризующемся тем, что для пятиклетевого стана натяжение полосы перед третьей клетью назначают в 1,01-1,56 раз больше натяжения после этой клети, а натяжение полосы перед четвертой клетью назначают в 1,01-1,85 раз больше натяжения полосы после этой клети. Натяжение полосы перед и после второй клети назначают одинаковым, или натяжение после второй клети назначают в 1,01-1,40 раза больше, чем перед этой клетью.
В последнее время скоростные режимы прокатки приводят к более интенсивному использованию оборудования. Повышение скорости прокатки приводит к проявлению динамических эффектов, в частности к высокочастотным колебаниям. Последствием возникновения вибраций является уменьшение скорости прокатки, а также снижение качества поверхности продукции из-за появления на полосе поперечных полос (поперечных направлению прокатки) и обрыва полосы.
Причин возникновения вибраций может быть несколько. Одной из них является наличие зазоров между подушками рабочих валков и станины и в подшипниках подушек рабочих валков. Наличие зазоров при прокатке приводит к смещению рабочих валков по направлению прокатки. Такое смещение приводит к увеличению зазора между валками. Одновременно, в результате контакта рабочих и опорных валков, на рабочие валки действует сила, стремящаяся вернуть их в исходное состояние. Величина этих сил зависит от коэффициента трения, что при определенной скорости прокатки приводит к возникновению продольных колебаний, которые в свою очередь вызывают вертикальные колебания валков. Этот процесс приводит к возникновению в стане холодной прокатки вибрации, имеющей автоколебательный характер.
Исследования показали, что для пятиклетевого стана колебания в основном наблюдаются в третьей и четвертой клетях, где уже тонкая полоса, а обжатия еще высокие. Установлено, что увеличение натяжения перед третьей клетью в 1,01-1,56 раз больше, чем после этой клети, и перед четвертой клетью в 1,01-1,85 больше, чем после этой клети приводит к уменьшению зоны опережения в очаге деформации, уменьшаются продольные колебания, что, в свою очередь, приводит к снижению вертикального колебания в валковой системе и снижению количества отпечатков поперечных полос на прокате. Уменьшение величины соотношения натяжения перед и после третьей и четвертой клетями ниже регламентированного соотношения не приводит к снижению количества поперечных полос, а увеличение - может вызвать обрыв прокатываемого металла. Натяжение после второй клети менее 1,01, чем перед этой клетью не приводит к снижению отпечатков поперечных полос на прокате, а увеличение натяжения после второй клети более 1,40, чем перед этой клетью приводит к обрыву полосы.
Пример реализации способа. Производится непрерывная прокатка малоуглеродистой стали 08ПС с размером 2,5×1200 мм на пятиклетевом стане холодной прокатки с последовательным обжатием по клетям до 0,5 мм. В процессе прокатки поддерживают следующее удельное натяжение полосы в межклетевых промежутках, кг·с/мм2:
Клети | 1 | - | 2 | - | 3 | - | 4 | - | 5 |
Удельное натяжение | 14 | 16 | 14 | 10 |
Таким образом, натяжение полосы перед третьей клетью поддерживают выше в 1,14 раза натяжения после клети, а натяжение полосы перед четвертой клетью поддерживают в 1,4 раза больше натяжения после клети. Натяжение полосы после второй клети поддерживают в 1,14 раза больше, чем перед этой клетью.
Использование рекомендуемого соотношения величины натяжения полосы привело к уменьшению количества отпечатков поперечных полос на готовом прокате и уменьшению количества брака.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения заключается в уменьшении поперечных отпечатков на поверхности готового проката, в повышении качества продукции при одновременном повышении производительности стана и снижении усилий прокатки при сохранении величины обжатия.
Способ холодной прокатки полос, включающий последовательное обжатие полосы в клетях непрерывного стана с натяжением ее между клетями, отличающийся тем, что для пятиклетевого стана натяжение полосы перед третьей клетью назначают в 1,01-1,56 раз больше натяжения после этой клети, а натяжение полосы перед четвертой клетью - в 1,01-1,85 раз больше натяжения полосы после этой клети, при этом натяжение после второй клети устанавливают в 1,01-1,40 больше, чем перед этой клетью.