Система перемещения бортового плавсредства гидросамолета

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к средствам спасения людей на море при проведении операций с использованием гидросамолетов и самолетов-амфибий с бортовыми плавсредствами, преимущественно надувными. Система содержит перемещаемую по грузовому полу тележку 4 с консольно выступающей опорной панелью 5 под плавсредство 1 и спускоподъемный механизм, включающий бортовой люк 12, состоящий из крышки и окантовки, и подкос с канатным блоком. Тележка 4 снабжена направляющими 5, по которым может перемещаться опорная панель, снабженная откидным козырьком 7, удлиняющим опорную панель 6, и фиксатором 8 бортового плавсредства 1. На бортовом люке установлен легкоразъемный опорный узел, ответная часть которого установлена на тележке. Подкос с канатным блоком соединяется с крышкой бортового люка через пластину, соединенную с подкосом через шарнир и вставляемую в обойму, закрепленную на крышке люка. Изобретение предотвращает повреждение бортового плавсредства и упрощает процесс спуска его на воду и приема на борт. 7 ил.

Реферат

Изобретение относится к средствам спасения людей на море при проведении операций с использованием гидросамолетов и самолетов-амфибий с бортовыми плавсредствами, преимущественно надувными.

Система может использоваться для перемещения бортовой лодки с подвесным мотором при спуске на воду для подбора пострадавших или для осуществления пересадки людей с гидросамолета на морское судно.

Известна система для перемещения грузов «Крылья Родины» №5, 1999 г., стр.22, включающая спускоподьемный механизм, содержащий поворотную стрелу, закрепленную внутри фюзеляжа самолета, и бортовой люк. Стрела также выполняет роль средства для перемещения груза внутри фюзеляжа самолета.

Недостатком данной системы является то, что при подъеме и опускании стрела такой системы выступает из люка, занимая значительную часть его проема (по высоте), остальная часть которого используется для перемещения груза. При этом длинные грузы приходится разворачивать в висячем положении снаружи борта, для чего бортовой люк должен быть выполнен с шириной, значительно превышающей его высоту, что приводит к усложнению и утяжелению конструкции, т.к. приходится применять двухстворчатый люк. Также недостатком является то, что перемещение внутри самолета ограничивается радиусом поворота стрелы спускоподъемного механизма.

Известна система для перемещения плавсредства, а.с. №1338278, кл. B 64 D 9/00, 1986 г., содержащая спускоподъемный механизм, включающий поворотную стрелу, бортовой люк с закрепленной на створке люка стрелой, и перемещаемую по стреле каретку с лебедкой, на тросе которой подвешивается спускаемое плавсредство.

Недостаток этой системы заключается в том, что во время спуска свободно подвешенное на одном тросе плавсредство (например, надувная лодка с мотором), не имея устойчивого положения, раскачивается под воздействием волнения моря и порывов ветра, угрожая повреждением фюзеляжа гидросамолета при столкновении. При посадке людей в спущенное на воду плавсредство или выходе из него существует опасность травмирования о выступающую из бортового люка стрелу с лебедкой в тот момент, когда лодка находится на гребне волны. В данной системе также перемещение плавсредства внутри самолета происходит только около люка по стреле.

Известна система для перемещения бортового плавсредства гидросамолета, а.с. №1802486, В 64 С 35/00, содержащая грузовой пол, тележку с неподвижно закрепленной на ней опорной панелью под плавсредство, выступающей консольно впереди тележки, спускоподъемный механизм, включающий бортовой люк, переставную стрелу с канатным блоком, выступающую в рабочем положении из проема бортового люка. При положении тележки с плавсредством у открытого проема бортового люка, перед спуском плавсредства на воду, консоль опорной панели выступает через проем бортового люка за борт, облегчая снятие с тележки плавсредства для последующего его разворота и спуска на воду. Разворот плавсредства в положение вдоль фюзеляжа гидросамолета производится при помощи швартового фала и оттяжки. Такая система позволяет осуществлять спуск на воду плавсредства, длина которого значительно превышает ширину проема люка.

Однако эта система имеет недостатки, заключающиеся в следующем. Неподвижное крепление на тележке опорной панели под плавсредство не позволяет выполнить консольную часть достаточной длины, чтобы она выступала из бортового люка за центр тяжести плавсредства, когда оно висит на грузовом канате спускоподъемного механизма. Поэтому при снятии плавсредства с тележки, во время спуска на воду, и особенно при втаскивании плавсредства на тележку во время приема на борт с использованием оттяжки и швартового фала, происходят перекосы корпуса относительно опорной панели, в результате чего возможно повреждение плавсредства, особенно если его корпус выполнен из надувных элементов.

Задачей предлагаемого изобретения является предотвращение повреждения бортового плавсредства и упрощение процесса спуска его на воду и приема на борт.

Задача решается тем, что предложенная система перемещения бортового плавсредства гидросамолета содержит перемещаемую по грузовому полу тележку с опорной панелью под плавсредство, снабженную направляющими, по которым опорная панель, снабженная откидным козырьком, удлиняющим опорную панель, может двигаться, при этом на опорной панели установлен фиксатор бортового плавсредства, при этом на бортовом люке установлен легкоразъемный опорный узел, ответная часть которого размещена на тележке, а в спускоподъемном механизме подкос с канатным блоком соединяется с крышкой бортового люка через вставляемую в обойму пластину, соединенную с подкосом через шарнир. Возможность перемещения опорной панели по направляющим относительно тележки, а также наличие козырька, позволяет подвести опорную поверхность для плавсредства под канатный блок. Благодаря этому снятие плавсредства с опорной панели для спуска на воду и принятие его на опорную панель при подъеме происходят при устойчивом положении плавсредства. Это позволяет избежать перекосов плавсредства, могущих привести к его повреждению.

Сущность заявляемой системы перемещения бортового плавсредства гидросамолета поясняется чертежами:

- на фиг.1 показана система в положении перед перемещением тележки с плавсредством по грузовому полу, крышка бортового люка открыта;

- на фиг.2 показана система для перемещения бортового плавсредства гидросамолета - тележка с плавсредством перед бортовым люком;

- на фиг.3 показана система для перемещения плавсредства в процессе его выдвижения через бортовой люк и спуска на воду,

- на фиг.4 показан вид сзади на тележку с плавсредством в исходном положении;

- на фиг.5 показан вид сбоку на тележку с плавсредством в положении у бортового люка (створка люка открыта);

- на фиг.6 показан узел соединения подкоса грузовой стрелы с крышкой бортового люка;

- на фиг.7 показан вид сверху на опорный узел и его ответную часть.

Система для перемещения бортового плавсредства 1 гидросамолета содержит грузовой пол 2 с узлами крепления 3 к грузовому полу 2 тележки 4, тележку 4 с продольными направляющими 5, по которым может перемещаться опорная панель 6, консольно выступающая впереди тележки 4. Панель 6 снабжена откидным козырьком 7, закрепленным впереди тележки 4, и фиксатором 8 плавсредства 1 в виде перекладины со стойками. Спускоподъемный механизм 9 включает подкос 10 с канатным блоком 11, соединенный с крышкой бортового люка 12 через пластину 13, вставляемую в обойму 14, которая закреплена на крышке бортового люка 12, и соединенную с подкосом 10 через шарнир 15, на окантовке бортового люка 12 закреплен опорный легкоразъемный узел 16, ответная часть 16а которого располагается на консольных частях направляющих 5 тележки 4.

Опорный легкоразъемный узел 16 может быть выполнен с грибовидным выступом 17 и с направляющими ограничителями 18. Его ответная часть 16а выполнена с выемкой 19, зацепляющейся с грибовидным выступом 17, и с роликом 20, взаимодействующим с направляющими ограничителями 18.

Опорная панель 6 опирается ходовыми роликами на направляющие 5, закрепленные на тележке 4.

Опорная панель 6 под плавсредство 1 выполнена с горизонтальным козырьком 7, закрепленным по переднему краю опорной панели 6 с возможности поворота козырька 7 вниз.

Перемещение опорной панели 6 по направляющим 5 ограничено упорами.

Козырек 7 в горизонтальном и в повернутом вниз положениях фиксируется.

В исходном положении системы тележка 4 крепится к грузовому полу 2 в стороне от бортового люка 12.

В положении у открытого бортового люка 12 тележка 4 с плавсредством 1 закреплена к грузовому полу 2 узлами крепления 3 и к окантовке бортового люка 12 при помощи легкоразъемного опорного узла 16.

На опорной панели 6, у ее заднего края, закреплен фиксатор 8 бортового плавсредства 1, соединяемый с кормовой частью пдавсредства 1 (или с транцем надувной лодки). Фиксатор 8 может быть выполнены с привязным ремнем, охватывающим корпус подвесного мотора плавсредства 1.

Спускоподъемный механизм 9 включает подкос 10 с канатным блоком 11, который крепится к крышке бортового люка 12 через пластину 13, а другим концом опирается на окантовку бортового люка 12.

Для выполнения разворота плавсредства 1 в процессе спуска или подъема может использоваться оттяжка и швартовный канат.

Элемент системы - легкоразъемный опорный узел 16 и его ответная часть 16а обеспечивают связь тележки 4 с окантовкой бортового люка 12 в процессе погрузки-выгрузки плавсредства 1.

Грузовой пол 2 служит элементом связи между тележкой 4 и спускоподъемным механизмом 9 в процессе движения тележки 4 от исходного положения к бортовому люку 12.

Грузовой пол 2 может быть снабжен ограждениями, ограничивающими зону перемещения тележки 4.

Узлы крепления 3 к грузовому полу 2 обеспечивают устойчивое положение тележки 4 при снятии плавсредства 1 с опорной панели 6 для спуска на воду и при подъеме с воды и установки на опорную панель 6.

Система перемещения бортового плавсредства работает следующим образом.

Перемещение включает движение тележки 4 с плавсредством 1 по грузовому полу 2 и загрузку-выгрузку плавсредства 1 при помощи спускоподъемного механизма 9 и тележки 4 с выдвигаемой опорной панелью 6.

В исходном транспортном положении перед перемещением тележка 4 с бортовым плавсредством 1, расположенным на опорной панели 6 и зафиксированным на ней при помощи фиксатора 8 и с козырьком 7, зафиксированным в горизонтальном положении, тележка 4 закреплена к грузовому полу 2 при помощи узлов крепления 3.

Для приведения системы в рабочее положение тележку 4 с бортовым плавсредством 1 транспортируют к бортовому люку 12. Крышка бортового люка 12 спускоподъемного механизма 9 предварительно открывается, устанавливается подкос 10 с канатным блоком 11, опираясь нижним концом на окантовку бортового люка, а другим концом через пластину 13 с шарниром соединяется с крышкой бортового люка 12, пластину 13 заводят в пазы обоймы 14, закрепленной на крышке бортового люка 12. Тележку 4 подкатывают к открытому бортовому люку 12, направляя бортовое плавсредство носовой частью в проем бортового люка 12, стыкуют между собой легкоразъемный опорный узел 16 и его ответную часть 16а. При этом части легкоразъемного узла 16 совмещаются при помощи ролика 20, взаимодействующего с ограничителями 18, и стыкуются между собой. Тележку 4 закрепляют к грузовому полу 2 узлами крепления 3. На плавсредстве 1 закрепляют стропы грузового каната спускоподъемного механизма 9. Опорную панель 6, опирающуюся на направляющие 5 ходовыми роликами, выдвигают вместе с плавсредством 1 в проем бортового люка 12, подтягивая грузовой канат спускоподьемного механизма 9 и приподнимая плавсредство 1 над опорной панелью, и разворачивают его вдоль корпуса гидросамолета. Опорную панель 6 задвигают в исходное положение, козырек 7 поворачивают вниз. Плавсредство 1 опускают на воду при помощи спускоподъемного механизма.

Подъем бортового плавсредства 1 осуществляют в обратном порядке. Плавсредство 1 закрепляют на стропах, поднимают до уровня проема бортового люка 12, подводят под него опорную панель 6 с повернутым горизонтально козырьком 7, опускают на нее плавсредство 1, поворачивают плавсредство 1 вдоль опорной панели 6 и, опуская стропы с грузовым канатом, втягивают в проем бортового люка 12 опорную панель 6 с плавсредством 1, плавсредство 1 закрепляют на опорной панели 6 при помощи фиксатора 8, отцепляют стропы, тележку 4 освобождают от крепления к грузовому полу 2 и транспортируют в исходное положение, крепят к грузовому полу 2 при помощи узлов крепления 3. Подкос 10 с канатным блоком 11 отстыковывают от окантовки и крышки бортового люка 12.

Если нижняя кромка окантовки бортового люка 12 находится на одном уровне с грузовым полом 2, то система может быть снабжена фальшбортом, установленным перед проемом бортового люка для ограждения от забортной воды.

Заявляемая система перемещения бортового плавсредства 1 позволяет осуществлять спасательные операции на море при повышенном волнении, что обеспечивается высоким расположением бортового люка 12 над ватерлинией или наличием фальшборта, а также осуществлять спуск и подъем бортового плавсредства 1 и при движении гидросамолета на малом газу, т.к. плавсредство 1 ориентируется носом по ходу движения.

Система перемещения бортового плавсредства гидросамолета, содержащая перемещаемую по грузовому полу тележку с консольно выступающей опорной панелью под плавсредство и спускоподъемный механизм, включающий бортовой люк, состоящий из крышки и окантовки, и подкос с канатным блоком, отличающаяся тем, что тележка снабжена продольными направляющими с возможностью перемещения по ним опорной панели, которая снабжена в передней части откидным козырьком, при этом на опорной панели, в задней ее части, установлен фиксатор бортового плавсредства, на окантовке бортового люка установлен легкоразъемный опорный узел, ответная часть которого размещена на продольных направляющих тележки, а в спускоподъемном механизме подкос с канатным блоком соединен с крышкой бортового люка, на которой закреплена обойма, в которую вставлена пластина, соединенная с подкосом через шарнир.