Ковш экскаватора

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машинам и оборудованию с рабочим органом ковшового типа, предназначенным для взаимодействия с влажными связными средами. Технический результат - повышение эффективности работы машин и оборудования с рабочим органом ковшового типа, предназначенным для взаимодействия с влажными связными средами. Ковш экскаватора включает корпус с задней, передней и боковыми стенками, поворотное днище и соединенный с ним при помощи шарнирных тяг очистной узел, выполненный в виде повторяющей внутренний профиль ковша замкнутой рамки с двухсторонними режущими кромками, которая установлена при помощи закрепленных на корпусе продольных направляющих. Кроме того, обращенная к днищу режущая кромка рамки имеет угол заострения, больший угла заострения другой режущей кромки рамки, а продольные направляющие выполнены в виде ласточкина хвоста. Замкнутая рамка очистного узла состоит из частей переменной длины, телескопически связанных между собой, каждая из шарнирных тяг выполнена в виде плунжерного гидроцилиндра с ограниченным перемещением плунжера, в поршневой полости которого установлена перегородка, разделяющая ее на верхнюю полость, по периметру которой в корпусе гидроцилиндра выполнены радиальные отверстия, и нижнюю полость, соединенную с гидроаккумулятором через противоточный обратный клапан, а с верхней полостью - через прямоточный обратный клапан. 8 ил.

Реферат

Изобретение относится к машинам и оборудованию с рабочим органом ковшового типа, предназначенным для взаимодействия с влажными связными средами.

Известно устройство для принудительного опорожнения ковша экскаватора [а.с. ЧССР №192851], содержащее ковш, ось ковша и скребок, очищающий ковш при повороте ковша вокруг его оси.

Недостатком данного устройства является неполная очистка ковша вследствие невозможности полного копирования внутреннего профиля ковша.

Известен ковш экскаватора [а.с. СССР №1168674], наиболее близкий к заявленному по технической сущности и достигаемому результату, принятый за прототип, содержащий корпус с задней, передней и боковыми стенками, поворотное днище и соединенный с ним при помощи шарнирных тяг очистной узел, выполненный в виде повторяющей внутренний профиль ковша замкнутой рамки с двухсторонними режущими кромками, установленной при помощи закрепленных на корпусе продольных направляющих, выполненных в виде ласточкина хвоста.

Недостатком ковша экскаватора с замкнутой рамкой является невозможность копирования реального сечения ковша по высоте в связи с переменным его периметром, что не позволяет замкнутой рамке качественно очистить ковш.

Технический результат - повышение эффективности работы машин и оборудования с рабочим органом ковшового типа, предназначенным для взаимодействия с влажными связными средами.

Технический результат достигается тем, что ковш экскаватора включает корпус с задней, передней и боковыми стенками, поворотное днище и соединенный с ним при помощи шарнирных тяг очистной узел, выполненный в виде повторяющей внутренний профиль ковша замкнутой рамки с двухсторонними режущими кромками, которая установлена при помощи закрепленных на корпусе продольных направляющих. Кроме того, обращенная к днищу режущая кромка рамки имеет угол заострения, больший угла заострения другой режущей кромки рамки, а продольные направляющие выполнены в виде ласточкина хвоста. Замкнутая рамка очистного узла состоит из частей переменной длины, телескопически связанных между собой, каждая из шарнирных тяг выполнена в виде плунжерного гидроцилиндра с ограниченным перемещением плунжера, в поршневой полости которого установлена перегородка, разделяющая ее на верхнюю полость, по периметру которой в корпусе гидроцилиндра выполнены радиальные отверстия, и нижнюю полость, соединенную с гидроаккумулятором через противоточный обратный клапан, а с верхней полостью - через прямоточный обратный клапан.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен боковой разрез ковша; на фиг.2 - поперечный А-А разрез ковша; на фиг.3 - разрез Б-Б ковша; на фиг.4 - разрез В-В ковша; на фиг.5 - разрез Г-Г ковша; на фиг.6 - разрез Д-Д ковша; на фиг.7 - телескопический узел замкнутой рамки; на фиг.8 изображена схема шарнирной тяги.

Ковш экскаватора состоит из передней 1, боковых 2, задней 3 стенок, поворотного днища 4. На внутренней поверхности ковша в продольных направляющих 5 установлен очистной узел 6, выполненный в виде замкнутой рамки, состоящей из частей переменной длины, телескопически связанных между собой. Замкнутая рамка 6 выполнена с двухсторонними режущими кромками с различными углами заострения, при этом обращенная к днищу режущая кромка рамки имеет угол заострения, больший угла заострения другой режущей кромки рамки. Шарнирные тяги 7 в виде плунжерных гидроцилиндров с ограниченным перемещением плунжера соединены с замкнутой рамкой 6 через серьгу 12 при помощи пальца 11, а с поворотным днищем 4 - при помощи пальца 13 с серьгой 14. Шарнирные тяги 7 (см. фиг.8) состоят из корпуса гидроцилиндра 22, плунжера 18, перегородки 20, радиальных отверстий 21, прямоточного обратного клапана 24, нижней 19 и верхней 23 полостей. Шарнирные тяги 7 соединены с гидроаккумулятором 8 с помощью гидролиний 10, имеющих противоточный обратный клапан 9. Исходя из конструкции ковша замкнутая рамка 6 имеет соединительные узлы, состоящие из ступенчатого штока 16 и цилиндра 17, прикрепленных к замкнутой рамке 6. Продольные направляющие 5 в виде ласточкина хвоста прикрепляются на прокладках 15 к внутренним стенкам ковша. Прокладки 15 предотвращают выход замкнутой рамки из ковша при крайних положениях ножа.

Очистка ковша осуществляется следующим образом. После наполнения ковша грунтом производится его разгрузка. При этом под действием веса грунта или в результате действия гидрофицированного привода машины поворотное днище 4 начинает открываться. Открывание днища 4 вызывает перемещение замкнутой рамки 6 при помощи шарнирных тяг 7 вниз, производя первичную очистку стенок 1-3 ковша от налипшего или намерзшего слоя материала. При закрывании ковша поворотом днища 4 шарнирные тяги 7 возвращают замкнутую рамку 6 в исходное положение, осуществляя доочистку стенок ковша. При этом плунжер 18 гидроцилиндра, служащий шарнирной тягой 7, вдвигается в корпус гидроцилиндра 22, и вытесняет жидкость из нижней полости 19 через прямоточный обратный клапан 24 в верхнюю полость 23 с распылением ее через радиальные отверстия корпуса 21 внутри ковша с оседанием на его внутренних поверхностях.

В момент нагнетания плунжером 18 жидкости, побуждаемой давлением и отсекаемой противоточным клапаном 9, замкнутая рамка 6 займет окончательно свое исходное положение. После этого гидроаккумулятор 8 подает в нижнюю полость 19 новую порцию жидкости, отсекаемую прямоточным клапаном 24, давление срабатывания которого больше давления срабатывания противоточного клапана 9.

Жидкость, распыленная плунжерным гидроцилиндром 7 на внутренних поверхностях ковша, частично выносится выгружаемым грунтом, а частично накапливается на его стенках, обеспечивая в дальнейшем режим жидкостного трения «грунт-металл».

В качестве жидкости рекомендуются смазывающие эмульсии, в частности, используемые в гидросистемах машин, например, мыльные эмульсии, применяемые в условиях повышенной пожароопасности.

Предложенная конструкция позволяет качественно осуществлять очистку рабочих органов ковшового типа от налипших влажных связных сред.

Ковш экскаватора, включающий корпус с задней, передней и боковыми стенками, поворотное днище и соединенный с ним при помощи шарнирных тяг очистной узел, выполненный в виде повторяющей внутренний профиль ковша замкнутой рамки с двухсторонними режущими кромками, которая установлена при помощи закрепленных на корпусе продольных направляющих, кроме того, обращенная к днищу режущая кромка рамки имеет угол заострения, больший угла заострения другой режущей кромки рамки, а продольные направляющие выполнены в виде ласточкина хвоста, отличающийся тем, что замкнутая рамка очистного узла состоит из частей переменной длины, телескопически связанных между собой, каждая из шарнирных тяг выполнена в виде плунжерного гидроцилиндра с ограниченным перемещением плунжера, в поршневой полости которого установлена перегородка, разделяющая ее на верхнюю полость, по периметру которой в корпусе гидроцилиндра выполнены радиальные отверстия, и нижнюю полость, соединенную с гидроаккумулятором через противоточный обратный клапан, а с верхней полостью - через прямоточный обратный клапан.