Учебная ручная граната

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к учебным средствам боевого оружия, предназначенным для обучения личного состава ведению ближнего боя, и, в частности, к учебным ручным гранатам. Граната содержит корпус с жестко закрепленной по ее продольной оси втулкой и имитационное устройство. Втулка выполнена в форме ступенчатой трубы, нижняя часть которой закреплена в конусном отверстии на донной части корпуса гранаты, а ее верхняя часть разъемно связана с переходной втулкой, причем внутри ступенчатой и переходной втулок размещено имитационное устройство, а к внешней части переходной втулки крепится колпак. Применение предлагаемой конструкции учебной ручной гранаты позволяет обеспечить возможность максимального ее приближения к своему боевому аналогу - ручной гранате при одновременном повышении безопасности ее действия и обеспечить возможность многократного использования корпуса учебной ручной гранаты. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к учебным средствам боевого оружия, предназначенным для обучения личного состава ведению ближнего боя, и, в частности, к учебным ручным гранатам.

Известна учебная фугасная граната по заявке Швейцарии №0150881 от 07.08.1985 г., кл. МПК F 42 B 27/10. Учебная граната содержит сферический корпус, внутри которого расположено кольцо, изготовленное прессованием порошка из металла или оксидов металла. Кольцо окружено разрывным зарядом. При срабатывании заряда кольцо превращается в порошок, благодаря чему не образуются эффективные для поражения осколки. Учебная граната обладает такими же свойствами, как и боевая осколочная граната, и отличается от боевой гранаты минимальным осколочным действием.

Учебная фугасная граната является боеприпасом одноразового действия. Конструкция такого боеприпаса не может обеспечить полную безопасность личного состава в процессе обучения, так как при срабатывании боеприпаса подобной конструкции разрывается его корпус, обладающий осколочным действием, что немаловажно при наличии неординарных ситуаций, часто встречающихся в процессе обучения.

Известна учебная граната для рассеивания красящего вещества по заявке Франции №99830181 от 31.03.1999 г., кл. МПК F 42 B 8/26, которая состоит из полого корпуса, ограничивающего камеру, в которой размещены заряд взрывчатого вещества, красящее вещество и (или) наполнитель из легкого вещества. Красящее вещество и наполнитель выбрасываются вместе с осколками корпуса при подрыве заряда.

Очевидно, что и данный боеприпас, как и предыдущий, не может обеспечить полную безопасность личного состава в процессе обучения, так как ему присущи те же недостатки, что и рассмотренному боеприпасу по заявке Швейцарии №0150881.

Известна учебная ручная граната по патенту США №3369486 от 1968 г., кл. МПК F 42 B 27/10 - прототип. Учебная ручная граната содержит корпус с относительно толстыми стенками, выполненный из мягкого губчатого материала, в котором имеется продолговатая полость, и устройство, имитирующее разрыв гранаты. Это устройство содержит сгорающий патрон с воспламенителем и ударник, подпружиненный в направлении патрона. Патрон и ударник жестко закреплены на корпусе и имеют между собой общую осевую линию.

Боеприпас данной конструкции, как и конструкции рассмотренных ранее аналогов, является боеприпасом одноразового действия и не может обеспечить полную безопасность личного состава в процессе обучения, так как при срабатывании боеприпаса его корпус разрывается, что немаловажно при наличии неординарных ситуаций, часто встречающихся в процессе обучения. Кроме того, указанный боеприпас не обеспечивает возможности максимального приближения учебного боеприпаса к его боевому аналогу, не дает обучаемому личному составу эффекта применения им настоящего боеприпаса (боевого аналога) на учебном боеприпасе.

Задачей заявленного изобретения является повышение эффективности применения учебного боеприпаса, обеспечение необходимой безопасности в процессе обучения личного состава и удешевление учебного процесса.

Технический результат заключается в обеспечении возможности максимального приближения учебной ручной гранаты к ее боевому аналогу - ручной гранате (оборонительной РГО или наступательной РГН) при одновременном повышении безопасности ее действия и возможности многократного использования корпуса учебной ручной гранаты, являющегося наиболее дорогостоящим узлом по сравнению с другими узлами гранаты.

Технический результат достигается тем, что учебная ручная граната содержит корпус с жестко закрепленной по ее продольной оси втулкой и имитационное устройство. Втулка выполнена в форме ступенчатой трубы, нижняя часть которой закреплена в конусном отверстии на донной части корпуса гранаты, а ее верхняя часть разъемно связана с переходной втулкой, причем внутри ступенчатой и переходной втулок размещено имитационное устройство, а к внешней части переходной втулки крепится колпак.

Соблюдение всех перечисленных признаков позволит обеспечить возможность максимального приближения учебной ручной гранаты к ее боевому аналогу - ручной гранате (оборонительной РГО или наступательной РГН) при одновременном повышении безопасности ее действия, обеспечить возможность многократного использования корпуса учебной ручной гранаты, являющегося наиболее дорогостоящим узлом по сравнению с другими узлами гранаты, за счет чего значительно удешевить учебный процесс.

Выполнение втулки в форме ступенчатой трубы позволит использовать ее в виде компенсатора и подобрать требуемую массу учебной гранаты, идентичную массе ее боевого аналога - ручной гранаты РГО или РГН.

Выполнение конусного отверстия в донной части корпуса гранаты и крепление в нем нижней части втулки позволит после срабатывания имитационного устройства гранаты направить образующиеся от срабатывания газы в конусное отверстие, разгрузив корпус гранаты и создав звуковой и зрительный эффект подрыва боевого аналога учебной ручной гранаты. При этом при срабатывании гранаты осколки не образуются, так как корпус гранаты после срабатывания ее имитационного устройства остается целым.

Разъемное соединение верхней части втулки через переходную втулку с колпаком и имитационным устройством позволит после срабатывания имитационного устройства гранаты отделить ее корпус для дальнейшего использования.

В отдельных конкретных случаях конструкция учебной ручной гранаты может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков.

Так, колпак гранаты может содержать корпус и закрывающую ударник П-образную трубку. Стороны трубки соединены с переходной втулкой гранаты, а дно трубки имеет проем, через который проходит рычаг, связанный с ударником, и чеку с кольцом, концы которой разведены на корпусе колпака. Колпак по своим габаритно-массовым характеристикам идентичен своему боевому аналогу, что очень важно при обучении личного состава приемам и навыкам ведения ближнего боя. Имитационное устройство учебной ручной гранаты задействуется идентично задействованию от взрывателя основного заряда ее боевого аналога.

Конусное отверстие, выполненное на донной части корпуса гранаты, может быть повернуто меньшим диаметром к внутренней части корпуса, а большим диаметром - к его внешней части. Это позволит полнее воспроизвести звуковой и зрительный эффект срабатывания учебной ручной гранатой ее боевого аналога.

Таким образом, совокупность всех приведенных признаков позволит обеспечить возможность максимального приближения учебной ручной гранаты к ее боевому аналогу - ручной гранате (оборонительной РГО или наступательной РГН), обеспечить возможность многократного использования корпуса учебной ручной гранаты, являющегося наиболее дорогостоящим узлом по сравнению с другими узлами гранаты, за счет чего значительно удешевить учебный процесс, обеспечить необходимую безопасность обучаемому личному составу, включая и неординарную ситуацию.

На фиг.1 представлен основной вид, а на фиг.2 - вид слева конструкции предлагаемой учебной ручной гранаты, у которой боевым аналогом является ручная граната оборонительная (РГО), на фиг.3 - конструкция предлагаемой учебной ручной гранаты, у которой боевым аналогом является ручная граната наступательная (РГН).

Учебная ручная граната содержит корпус 1 с жестко закрепленной по ее продольной оси втулкой 2 и имитационное устройство 3. В качестве корпуса 1 учебной ручной гранаты используется, например, корпус ее боевого аналога - ручной гранаты оборонительной РГО (фиг.1, 2), состоящий из двух наружных и двух внутренних полусфер, изготовленных из рифленого стального листа и поджатых изнутри кольцом 4, или корпус 1 ручной гранаты наступательной РГН (фиг.3), изготовленного из цельного стального листа. Втулка 2 выполнена в форме ступенчатой трубы, нижняя часть которой закреплена в конусном отверстии 5 на донной части корпуса 1 гранаты, а ее верхняя часть разъемно связана с переходной втулкой 6. Внутри втулок 2 и 6 находится имитационное устройство 3. К внешней части втулки 6 крепится колпак 7.

Имитационное устройство 3 может содержать последовательно расположенные подпружиненный ударник 8, капсюль-воспламенитель 9, пиротехнический замедлитель 10 и пороховой заряд 11, закрытый прокладками 12. Это позволит, с одной стороны, надежно задействовать имитационное устройство 3 гранаты после броска и освобождения ударника 8, и, с другой стороны, - обеспечить необходимую безопасность обучаемому личному составу, включая и неординарную ситуацию, например случайное падение гранаты после выдергивания чеки.

Колпак 7 гранаты может содержать корпус 13 и закрывающую ударник 8 П-образную трубку 14. Стороны трубки соединены с переходной втулкой 6 гранаты, а дно трубки имеет проем 15, через который проходит рычаг 16. Рычаг связан с ударником 8. На корпусе 13 колпака разведены концы чеки 17, жестко соединенной с кольцом 18. Колпак 7 по своим габаритно-массовым характеристикам идентичен своему боевому аналогу - ручной гранате РГО (РГН), что очень важно при обучении личного состава приемам и навыкам ведения ближнего боя.

Конусное отверстие 5, выполненное на донной части корпуса 1 гранаты, может быть повернуто меньшим диаметром "d" к внутренней части корпуса 1, а большим диаметром "D" - к его внешней части. Это позволит быстрее сбрасывать образующиеся при срабатывании имитационного устройства 3 газы, полнее воспроизводить звуковой и зрительный эффект подрыва боевого аналога учебной ручной гранатой.

Приемы и правила метания учебной ручной гранаты соответствуют приемам и правилам метания ее боевого аналога - ручной гранаты РГО (или РГН). Для метания учебную ручную гранату берут так, чтобы рычаг 16 пальцами руки был прижат к корпусу 1 гранаты. Другой рукой выпрямляют концы чеки 17, выдергивают чеку пальцем за кольцо 18 из корпуса 13 колпака 7, размахиваются и осуществляют бросок гранаты в цель. После удаления чеки 17 и броска гранаты в цель ее действие происходит следующим образом. Отбрасывается рычаг 16, освобождая подпружиненный ударник 8 имитационного устройства 3, который под действием пружины 19 своим жалом 20 накалывает капсюль-воспламенитель 9. Луч огня от сработавшего капсюля-воспламенителя 9 задействует составы пиротехнического замедлителя 10. После заданной временной задержки, в течение которой прогорают пиросоставы замедлителя 10, срабатывает пороховой заряд 11. Образующиеся при этом газы выходят через конусное отверстие 5 в корпусе 1 наружу, создавая звуковой и зрительный эффект подрыва боевого аналога учебной ручной гранатой.

Для повторного использования корпуса 1 учебной ручной гранаты из жестко связанной с корпусом втулки 2 вывинчивают сработавшее имитационное устройство 3 с колпаком 7, заменяя последние на новые, поставляемые в комплекте к учебной ручной гранате.

Применение предлагаемой в настоящей заявке конструкции учебной ручной гранаты позволит обеспечить возможность максимального ее приближения к своему боевому аналогу - ручной гранате (оборонительной РГО или наступательной РГН) при одновременном повышении безопасности ее действия, обеспечить возможность многократного использования корпуса учебной ручной гранаты, являющегося наиболее дорогостоящим узлом по сравнению с другими узлами гранаты, за счет чего удешевить учебный процесс, обеспечить необходимую безопасность обучаемому личному составу, включая и неординарную ситуацию.

1. Учебная ручная граната, содержащая корпус с жестко закрепленной по ее продольной оси втулкой и имитационное устройство, отличающаяся тем, что втулка выполнена в форме ступенчатой трубы, нижняя часть которой закреплена в конусном отверстии на донной части корпуса гранаты, а ее верхняя часть разъемно связана с переходной втулкой, причем внутри ступенчатой и переходной втулок размещено имитационное устройство, а на внешней части переходной втулки закреплен колпак.

2. Учебная ручная граната по п.1, отличающаяся тем, что колпак содержит корпус, закрывающую ударник П-образную трубку, стороны которой соединены с переходной втулкой гранаты, а дно имеет проем, через который проходит рычаг, связанный с ударником, и чеку с кольцом, причем концы чеки разведены на корпусе колпака.

3. Учебная ручная граната по п.1 или 2, отличающаяся тем, что конусное отверстие, выполненное на донной части корпуса гранаты, меньшим диаметром повернуто к внутренней части корпуса, а большим диаметром к его внешней части.