Способ спасения на воде и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеСпособ спасения на воде и устройство для его осуществления относятся к авиаморской технике спасения терпящих бедствие людей на воде и могут быть использованы аварийно-спасательной службой морского флота. Сущность изобретения по способу, включающему доставку средств спасения к месту катастрофы по целеуказанию, поступающему от терпящих бедствие людей или плавсредств, авиационными носителями (самолетом, вертолетом или другими летательными аппаратами), заключается в доставке средств спасения самонаводящимся в воде подводным аппаратом по сигналам гидроакустического маяка, которым снабжен терпящий бедствие человек. В зоне спасения производится захват человека выпускаемой из подводного спасательного аппарата (СПА) сетью-тралом. При спасении человека задействование средств спасения осуществляется газом емкости-плота. При этом заполняемые газом средства спасения выполнены из эластомерного материала, которые в исходном положении размещаются в СПА. Устройство для осуществления этого способа спасения включает в себя гидроакустический маяк, которым человек снабжается до катастрофы, и СПА, имеющий сеть-трал, связанную с ним кабель-тросом, и емкость-плот с закрепленным на нем источником газа. Такое выполнение способа и устройства повышает оперативность оказания помощи. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к авиаморской технике спасения и жизнеобеспечения людей, терпящих бедствие на воде, и может быть использовано аварийно-спасательной службой морского флота.
Известны способы и устройства спасения людей, терпящих бедствие на море, разработаны инструкции и методические указания по поиску терпящих бедствие на море, а также описаны летательные аппараты (самолеты, вертолеты) в качестве современных средств, с помощью которых производится доставка и сброс на воду в зону действия по спасению лодок и плотов, а также доставка водолаза-спасателя одновременно с ними в определенных условиях спасения на море (слабое волнение на море) (Руководство по поиску и спасению на море (1МС08АК). М.: ЦРИЛ «Морфлот», 1982, с.103 (поиск летательным аппаратом), 112-113 (спасение с помощью летательного аппарата.)
Известны способы и устройства для оказания помощи терпящим бедствие плавсредствам (посадка на мель, потеря плавучести после пробоины), при этом не предусматриваются технические средства, доставляемые в срочных аварийных ситуациях авиационным способом (Я.И.Дунаевский. Снятие судов с мели. М.: Транспорт, 1980, с.65).
Известны способы и устройства для тушения пожара на плавсредствах на море: тушение пожара на плавсредстве (судне и т.п.) со стороны моря осуществляется пожарными катерами, которые во время пожара, как правило, находятся на достаточно большом расстоянии от терпящего бедствие плавсредства (Е.Я.Дунаевский, А.В.Жбанов. Спасение на море. Справочник. М.: Транспорт, 1991, с.79-82).
Известны конструкции эластичных средств спасения (лодок, плотов, понтонов) при аварийно-спасательных операциях на море (В.И.Алексеев. Эластичные конструкции для проведения аварийно-спасательных операций на море. Л.: Судостроение, 1989, с.44).
Наиболее близкими к предлагаемому изобретению являются способы и устройства, описанные в книге: Н.М.Александров. Безопасность человека на море. Л.: Судостроение, 1983, с.149-157). В этих способах и устройствах используются сбрасываемые неуправляемые надувные плоты и понтоны. В исходном положении, до момента их задействования, они находятся в сложенном состоянии и занимают сравнительно малые объемы, изготавливаются из водонепроницаемой ткани. Плот для придания плавучести заполняются нетоксичным негорючим газом при давлении 0,5÷0,6 МПа. В описанных способах и устройствах в качестве средства экстренной помощи для доставки их к месту бедствия на воде используются летательные аппараты (вертолеты, самолеты). Описанные способ и устройство приняты в качестве прототипа.
Способы спасения на воде и устройства для их осуществления, описанные в приведенных аналогах и прототипе, имеют ряд недостатков:
- относительно большую погрешность по расстоянию до цели спасения в момент приведения при доставке средств спасения в зону их действия на воде;
- отсутствие средств обнаружения цели и управления средствами спасения;
- недостаточную эффективность указанных устройств из-за отсутствия необходимых действий со стороны средств спасения (срочный подвод спасательного плота под человека).
Отмеченные недостатки устраняются заявленными способом и устройством для его осуществления. Предлагаемым изобретением решается задача обеспечения одним комплексным устройством способов спасения и жизнеобеспечения терпящих бедствие людей.
Заявленное для реализации способа спасения на воде устройство выполнено в виде самонаводящегося подводного аппарата (СПА), снабженного акустической системой обнаружения и пеленгования целей-объектов спасения (людей) и специальными устройствами, действующими непосредственно у цели, обеспечивающими поддержание человека путем использования доставляемых самонаводящимся подводным аппаратом плотов.
Благодаря наличию в заявленном устройстве указанных элементов обеспечивается точная доставка средств спасения самонаводящимся подводным аппаратом по сигналам гидроакустического маяка (станции), которым заранее снабжен терпящий бедствие человек: в зоне спасения - захват человека выпускаемым из СПА сетью-тралом с последующим подводом под человека спасательной емкости-плота.
Заявленные способ и устройство иллюстрируются чертежами, представленными на фиг.1-3.
На фиг.1, 2 показана последовательность действий способа спасения в случае оказания помощи терпящему бедствие на воде человеку.
На фиг.3 показана конструктивная схема устройства для осуществления способа спасения на воде человека.
Способ спасения в варианте оказания помощи терпящему бедствие на воде человеку 1 (фиг.1) осуществляется следующим образом. После получения поисково-спасательной станцией (центром спасения) сигналов бедствия от радиомаяков или судовых радиостанций, которыми заранее снабжают терпящих бедствие, к месту происшествия направляются авиационные средства доставки (самолеты, вертолеты).
Устройство спасения в виде самонаводящегося подводного аппарата доставляется авиационными средствами непосредственно в район катастрофы, десантируется с самолета 3 с помощью парашюта или с вертолета сбрасыванием на малой высоте. СПА достигает водной поверхности и после заглубления на заранее установленную глубину хода в автоматическом режиме с помощью системы акустического обнаружения и пеленгования цели движется в приповерхностном слое воды к пострадавшему человеку 1, при этом человек заранее обеспечен акустическим маяком 4. При подходе к терпящему бедствие человеку 1 на расстояние 3σ до него, где σ - среднеквадратная ошибка определения расстояния, из СПА 2 выпускается сеть-трал 6, связанная с СПА 2 гибким силовым кабель-тросом 5, которая буксируется движущимся СПА 2 до контакта с потерпевшим, после чего прекращается движение аппарата, отделяется от СПА 2 емкость-плот 7, выполненный из герметичного эластомерного материала. Затем по кабель-тросу 5, соединяющему СПА 2 с сетью-тралом 6, к терпящему бедствие человеку (или непосредственно под него) направляют емкость-плот 7, наполняющуюся газом, источник которого находится на емкости-плоту.
Устройство спасения человека на воде (фиг.3) содержит в составе самонаводящегося подводного аппарата 2, приводимого в движение собственной энергосиловой установкой, работающую в автоматическом режиме акустическую систему обнаружения и пеленгования цели, кабель-трос 5, сеть-трал 6 и емкость-плот 7 с источником газа 9.
Заявленные способ и устройство могут быть также использованы службами спасения Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и службой поиска и спасения космонавтов и спускаемых космических аппаратов и др.
1. Способ спасения на воде, включающий определение места катастрофы, доставку авиационными носителями средств спасения к месту катастрофы, задействование средств спасения, отличающийся тем, что доставку средств спасения производят сбрасываемым с авиационных носителей самонаводящимся подводным аппаратом, снабженным акустической системой обнаружения и пеленгования терпящего бедствие человека, емкостью-плотом, которую выполняют из герметичного эластомерного материала, и сетью-тралом, осуществляют движения в воде самонаводящегося подводного аппарата по акустическим сигналам гидромаяка, которым до катастрофы снабжают терпящего бедствие человека, с не доходом до места цели на расстояние 3σ, где σ - среднеквадратичная ошибка определения места терпящего бедствие человека, выпускают из самонаводящегося подводного аппарата сеть-трал, осуществляют движение самонаводящегося подводного аппарата с раскрытой сетью-тралом до контакта с терпящим бедствие человеком, прекращают движение самонаводящегося подводного аппарата, отделяют от него емкость-плот, направляют емкость-плот по кабель-тросу, связывающему сеть-трал с самонаводящимся подводным аппаратом, под терпящего бедствие человека, при этом во время всплытия емкость-плот наполняют газом, источник которого заранее устанавливают на нем.
2. Устройство для спасения на воде, используемое на месте катастроф и доставляемое к нему авиационными носителями, отличающееся тем, что выполнено в форме самонаводящегося подводного аппарата, в состав которого входит акустическая система обнаружения и пеленгования терпящегося бедствие на воде человека с размещенным на нем гидроакустическим маяком, при этом в состав самонаводящегося подводного аппарата введены в сложенном виде сеть-трал, связанная кабель-тросом с самонаводящимся подводным аппаратом, и емкость-плот, выполненная из герметичного эластомерного материала, на которой заранее установлен источник газа.
3. Устройство по п.2, отличающее тем, что горизонтальная поверхность емкости-плота, без нарушения ее герметичности, выполнена со сквозным отверстием в центре, через которое проходит кабель-трос.