Способ изготовления пороха и топлива баллиститного типа
Изобретение относится к порохам и топливам баллиститного типа. Предложен способ изготовления пороха и топлива баллиститного типа, включающий введение в варочный котел и смешение в водной среде компонентов - волокон нитроцеллюлозы, технологических добавок, модификаторов горения, пластификаторов и стабилизаторов химической стойкости с получением топливной массы, причем при смешении компонентов топлива после ввода пластификаторов равномерно вводят 0,5...1,0%-ный водный раствор полиакриламида, а затем ведут смешение в течение не менее 10 минут и производят отжим топливной массы, вальцевание и прессование топливных заготовок. Предпочтительно используют водный раствор полиакриламида, приготовленный из порошкообразного полиакриламида. Изобретение позволяет уменьшить потери мелкодисперсных соединений металлов и других добавок при изготовлении порохов и топлив. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Патентуемое изобретение относится к области изготовления пороха и топлива баллиститного типа, а именно их способам получения, в процессе реализации которых обеспечивается равномерное распределение мелкодисперсных компонентов (твердых добавок) в пороховой массе.
Изобретение может быть использовано при изготовлении зарядов для ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), для различных вспомогательных устройств ракет - бортовых источников питания (газогенераторов), аккумуляторов давления, разделителей ступеней ракет и др.
Большинство порохов и топлив баллиститного типа содержат твердые компоненты в виде мелкодисперсных порошков, равномерное распределение которых обеспечивает требуемый комплекс выходных характеристик. Однако в процессе изготовления топливной массы вследствие различия плотности твердых добавок и их адгезионной способности к нитроцеллюлозе (НЦ) равномерное распределение в массе не всегда обеспечивается, кроме того, имеют место потери этих добавок. Для уменьшения потерь и увеличения адгезии твердых добавок к волокнам НЦ используются различные технологические приемы: введение смачивающих агентов, модификация катализаторов путем химического осаждения и др.
Известны способы изготовления твердых ракетных топлив на основе НЦ, предусматривающие ее модификацию путем химического осаждения соединений металлов (свинца, меди и др.) на волокна НЦ (патенты: RU 2167137 от 29.06.1999 г., RU 2203872 от 04.07.2001 г.).
Недостатками указанных способов являются:
1. Высокие потери дефицитных соединений металлов в процессе изготовления топлива на фазе смешения компонентов ("варки"). Как правило, в зависимости от применяемого оборудования и особенностей приготовления конкретных рецептур топлив, они составляют от 5 до 20% и более.
2. Мелкодисперсные частицы соединений металлов, слабоскрепленные с волокнами НЦ в процессе изготовления топливной массы ("варки"), с отжимными водами попадают в технологические сточные воды, что приводит, как к прямым экономическим потерям дефицитного сырья, так и дополнительным издержкам, связанным с экологической очисткой сточных вод. В определенной степени этот недостаток устраняется при целенаправленном предварительном изготовлении топливного полуфабриката в отдельном реакторе в виде НЦ с высаженными, путем химической реакции на молекулярном уровне, соединениями металлов (патент RU 2167137 от 29.06.1999 г.). Однако такой способ сопряжен как со значительным повышением себестоимости изготовления топлива, так и существенным увеличением длительности технологического процесса его изготовления. Кроме того, в процессе изготовления такого полуфабриката потери при высаживании соединений металлов на волокна НЦ по такому способу также велики - до 65%.
3. Используемый по патенту RU 2203872 скрепляющий компонент - латекс является энергоотрицательной добавкой, остается в составе окончательной рецептуры топлива и ухудшает его энергетические характеристики.
В целом, известные способы отличает либо сложность и длительность технологического процесса изготовления топлива, либо высокая затратность, что существенно увеличивает себестоимость его изготовления. Как наиболее близкое к патентуемому техническому решению в качестве прототипа выбрано изобретение по патенту RU 2167137.
Технической задачей патентуемого изобретения является разработка способа изготовления пороха и топлива баллиститного типа, обеспечивающего уменьшение потерь мелкодисперсных соединений металлов и других твердых добавок (катализаторов, стабилизаторов горения, кристаллических ВВ и др.), снижение себестоимости изготовления топлива, за счет уменьшения, как собственно прямых затрат на его изготовление, так и затрат на экологическую очистку сточных вод, обеспечивающего повышение энергетики топлива и улучшение характеристик горения.
Технический результат изобретения заключается в разработке способа изготовления пороха и топлива баллиститного типа, включающего введение в варочный котел и смешение в водной среде компонентов - волокон нитроцеллюлозы, технологических добавок, модификаторов горения, пластификаторов и стабилизаторов химической стойкости с получением топливной массы. При этом, при смешении компонентов топлива, после ввода пластификаторов в варочный котел, равномерно вводят 0,5-1,0%-ный водный раствор полиакриламида (ПАА), после чего ведут смешение в течение не менее 10 мин. Температурно-временные режимы ввода "и перемешивания компонентов, их порядок ввода производятся существующим способом для каждого состава пороха и топлива. Количество вводимого раствора ПАА подбирают применительно к конкретной марке топлива с учетом количества вводимых в рецептуру соединений металлов и других твердых добавок.
Дальнейшую переработку топлива (отжим топливной массы, вальцевание, прессование заготовок топлива) осуществляют известными способами.
Сущность патентуемого способа заключается в использовании в процессе смешения компонентов порохов и топлив технологической добавки в виде водного раствора ПАА, обладающего активной ионогенной способностью, что с одной стороны позволяет максимально увеличить осаждение соединений металлов и других твердых добавок на волокна НЦ, а, с другой стороны, опосредованно увеличить энергетику порохов и твердого ракетного топлива, за счет максимального удаления из рецептуры топлива водорастворимого ПАА в процессе отжима. Осаждение твердых частиц осуществляется путем их флокуляции на волокнах НЦ за счет адсорбции на их поверхности полимера ПАА.
В таблице приведены примеры реализации патентуемого способа.
Результаты экспериментальных проверок патентуемого способа показывают, что введение ПАА при изготовлении топливной массы значительно сокращает потери соединений металлов и других твердых добавок за счет механизма адсорбционной флокуляции с 19,6 до 1,2-2,4% (см. таблицу). Вследствие этого, топливные композиции более надежно обеспечивают требуемый уровень энергетических и баллистических характеристик. Кроме того, достигается значительное уменьшение загрязнения технологических стоков, в том числе солями тяжелых металлов.
Таблица | |||
Наименование операций | Режимы изготовления | ||
Прототип по патенту RU 2167137 | По предлагаемому техническому решению | ||
Опыт.I | Опыт.II | ||
1. Осаждение оксида меди на волокнах НЦ | Ввод в водную смесь НЦ в соотношении 1:18 при температуре 85÷105°С ацетата меди | - | - |
2. Осаждение оксида свинца на волокнах НЦ. | Окисление ацетата или нитрата свинца гипохлоритом кальция или натрия в водной взвеси НЦ при температуре 60÷80°С | - | - |
3. Залив воды | Факультативно | Фак-но | Фак-но |
4. Ввод НЦ, мин. | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
5. Перемешивание, мин, не менее | 5 | 5 | 5 |
6. Ввод технологических добавок, мин. | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 |
7. Перемешивание, мин, не менее | 5 | 5 | 5 |
8. Ввод катализаторов горения, мин. | - | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 |
9. Перемешивание, мин, не менее | - | 5 | 5 |
10. Ввод стабилизатора горения, мин | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 |
11. Перемешивание, мин, не менее | 5 | 5 | 5 |
12. Ввод кристаллического ВВ, мин. | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 |
13. Перемешивание, мин, не менее | 5 | 5 | 5 |
14. Ввод углерода технического, мин. | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 |
Продолжение Таблицы | |||||
Наименование операций | Режимы изготовления | ||||
Прототип по патенту RU 2167137 | По предлагаемому техническому решению | ||||
Опыт.I | Опыт.II | ||||
15. Перемешивание, мин, не менее | 5 | 5 | 5 | ||
16. Ввод смеси пластификаторов со стабилизатором хим.стойкости, мин. | 20-25 | 20-25 | 20-25 | ||
17. Перемешивание, мин, не менее | 30 | 30 | 15-30 | ||
18. Ввод 0,5-1% раствора ПАА, мин. | - | 0,5-1,0 | 0,5-1,0 | ||
19. Перемешивание, мин, не менее | 10 | 30 | 10 | 30 | |
Количество введенного полиакрил-амида в % к массе топлива | - | 0,01 | 0,01 | 0,5 | 0,5 |
Суммарное количество твердых добавок, введенных в топливо, %, | 10,2 | 8,4 | 8,4 | 29,0 | 29,0 |
Суммарное количество твердых добавок в топливе по анализу, %, | 8,2 | 8,3 | 8,3 | 28,4 | 28,3 |
Потери твердых добавок, % | 19,6 | 1,2 | 1,2 | 2,1 | 2,4 |
Примечание: 1. Опытные образцы готовились в реакторе объемом 14 дм3, модуль смешения (топливо: вода)=1:7. Температура смешения 25°С. Масса опытного образца 1,5 кг.2. Использовался порошкообразный ПАА марки "Праестол-2510". |
1. Способ изготовления пороха и топлива баллиститного типа, включающий введение в варочный котел и смешение в водной среде компонентов - волокон нитроцеллюлозы, технологических добавок, модификаторов горения, пластификаторов и стабилизаторов химической стойкости с получением топливной массы, отличающийся тем, что при смешении компонентов топлива после ввода пластификаторов равномерно вводят 0,5...1,0%-ный водный раствор полиакриламида, после чего ведут смешение в течение не менее 10 мин, затем производят отжим топливной массы, вальцевание и прессование топливных заготовок.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют водный раствор полиакриламида, приготовленный предпочтительно из порошкообразного полиакриламида.