Конструкция окна или двери
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области конструирования устройств для открывания и закрывания окон и дверей. Конструкция окна или двери содержит коробку, створку, прикрепленную с возможностью перемещения к коробке, и установочные узлы между коробкой и створкой. Для управления створкой имеется окружной управляющий элемент, который может быть приведен в движение посредством двигателя и узла управления. Узел управления находится в зацеплении с, по меньшей мере, одним установочным узлом при различных положениях створки относительно коробки и управляет последовательностью перемещений установочных узлов. При этом обеспечивается четкая последовательность перемещений створки с помощью ряда перемещений управляющего элемента и ползуна. Ползун приводится в движение двигателем и может быть соединен с управляющим элементом. Изобретение обеспечивает простоту в управлении створкой при использовании одного двигателя. 3 н. и 20 з.п. ф-лы, 37 ил.
Реферат
Изобретение относится к конструкции окна или двери, имеющей коробку и створку/полотно, прикрепленную с возможностью перемещения к коробке.
Изобретение основано на задаче проектирования конструкции окна или двери этого типа таким образом, чтобы управление им посредством двигателя могло быть реализовано простым способом.
В соответствии с изобретением эта задача решается признаками пункта 1 формулы изобретения. Наличие окружного управляющего элемента, который управляет последовательностью перемещений установочных узлов, расположенных между коробкой и створкой/полотном, делает возможным приведение в движение этого управляющего элемента единственным двигателем таким образом, что осуществляется открывание и закрывание створки/полотна, кроме того, вращательный электропривод обуславливает возможность использования дистанционного управления.
Варианты осуществления изобретения только в качестве примера будут пояснены ниже со ссылками на чертежи, на которых:
фиг.1 - схематичные изображения, иллюстрирующие способы открывания створки окна;
фиг.2 - схематичный вид, иллюстрирующий размещение различных установочных узлов по периферии конструкции окна;
фиг.3 - вид в перспективе установочного узла;
фигуры 4-7 - схематичные виды, иллюстрирующие различные положения установочного узла согласно фиг.3;
фигуры 8-9 - схематичные виды, иллюстрирующие два различных рабочих положения установочного узла;
фиг.10 - вид в перспективе изображения части откидывающего рычажного узла;
фиг.11 - вид откидывающего рычажного узла согласно фиг.10 совместно с откидывающим рычагом;
фиг.12 - откидывающий рычажный узел в положении откидывания совместно с установочным узлом;
фиг.13 - деталь откидывающего рычажного узла в различных рабочих положениях;
фиг.14 - сечение шарнирного участка откидывающего рычага из фиг.13;
фиг.15 - вид установочного узла с функцией поворота;
фиг.16 - вид установочного узла из левой части фиг.15;
фиг.17 - вид установочного узла из нижней части фиг.15;
фиг.18 - положение поворота установочного узла;
фигуры 19-20 - схематичные виды, иллюстрирующие два рабочих положения установочного узла;
фиг.21 - схематичные виды приводного узла в двух рабочих положениях;
фиг.22 - вид в перспективе изображения узла управления;
фиг.23 - схематичное изображение поворотного рычага;
фиг.24 - схематичный вид клавиатуры на пульте дистанционного управления;
фиг.25 - схематичный вид, иллюстрирующий размещение установочных узлов согласно второму варианту осуществления изобретения;
фиг.26 - вид в перспективе изображения с пространственным разделением деталей конструкции установочного узла;
фиг.27 - схематичные виды, иллюстрирующие различные положения установочного узла согласно фиг.26;
фиг.28 - виды, иллюстрирующие конструкцию управляющего паза в четырех установочных узлах согласно второму варианту осуществления;
фиг.29 - схематичный разрез установочного узла;
фиг.30 - продольный схематичный разрез конструкции установочного узла согласно фиг.26;
фиг.31 - виды, иллюстрирующие два положения установочного узла с шарниром;
фиг.32 - виды, иллюстрирующие различные относительные положения коробки и створки/полотна согласно второму варианту осуществления;
фиг.33 - схематичные виды конструкции поворачивающего и откидывающего рычажного узла согласно второму варианту осуществления;
фиг.34 - виды конструкции поворачивающего и откидывающего рычажного узла согласно фиг.33;
фиг.35 - виды соединительного механизма между управляющим элементом и ползуном на поворачивающем и откидывающем узле согласно фигурам 33 и 34;
фиг.36 - виды третьего варианта осуществления поворачивающего и откидывающего рычажного узла; и
фиг.37 - вид, иллюстрирующий расположение шарнира между коробкой и створкой/полотном при использовании поворачивающего и откидывающего рычажного узла согласно фиг.36.
На фиг.1 схематично показаны неподвижная коробка 1 окна и прикрепленная к ней с возможностью перемещения створка 2, при этом:
на фиг.1а показано параллельное выставление створки 2 от коробки 1, например, для проветривания,
на фиг.1b показано откидывание створки 2 окна после параллельного выставления согласно фиг.1а, и
на фиг.1с показан поворот створки 2 окна после параллельного выставления створки на определенное расстояние от коробки 1.
На фиг.2 показаны в первом варианте осуществления согласно фигурам со 2 по 21 различные установочные узлы, расположенные по периферии конструкции окна, при этом предпочтительно, чтобы установочные узлы были прикреплены к створке 2 вместе с управляющим элементом 22. В каждом случае на обеих боковых сторонах створки 2, вблизи углов створки расположены по два установочных узла 3.1, 3.2 и 3.3, 3.4 для параллельного выставления створки от коробки 1, при этом работа узлов будет пояснена ниже.
Для откидывания створки 2 откидывающие рычажные узлы 4.1 и 4.2 прикреплены к створке 2 в верхней области по обеим боковым сторонам, при этом для откидывания створки 2 указанные узлы взаимодействуют с двумя нижними установочными узлами 3.2 и 3.4, предназначенными для параллельного выставления.
Для поворота створки 2 окна на верхней стороне указанной створки выполнен поворачивающий рычажный узел 5, взаимодействующий с двумя установочными узлами 3.3 и 3.4 на стороне створки 2, которая находится справа на фиг.2.
Кроме того, в области расположения узла 7 управления на профиле створки 2 размещен приводной узел 6, который в дополнение к обычной функции управления окном выполняет дополнительные функции управления, описанные более подробно ниже.
Место нахождения узла питания, от которого приводной узел 6 снабжается током, указано номером 8.
Кроме того, к створке 2 может быть прикреплен узел 9 датчиков для определения отдельных перемещений и положений створки относительно коробки 1 и передачи соответствующей информации на центральный пункт контроля и управления.
На фиг.3 показан вид в перспективе изображения основной конструкции установочных узлов с 3.1. по 3.4, которые, между прочим, управляют параллельным выставлением створки 2 от коробки 1. Под номером 20 воспроизведена секция профиля оконной створки, при этом указанная секция снабжена окружной канавкой 21 и имеет в поперечном сечении конструкцию, которая как таковая известна и не будет показываться более конкретно. Управляющий элемент в виде плоскозвенной цепи 22 направляется в канавке 21, которая окружает периферийную часть створки 2, и имеет на отдельных звеньях цепи управляющие штыри 23, которые выступают на периферийной части, параллельной плоскости окна. Пластина 24, на которой с возможностью поворота установлен секторный элемент 30, посредством поворотного пальца 26 на стороне, которая обращена к коробке 1 на фиг.2, прикреплена к профилю 20 створки. Цепь 22 снабжена управляющими штырями 23, вытянутыми по одному краю пластины 24.
Этот секторный элемент 30 имеет полукруговое зубчатое кольцо 31 по контуру полукругового диска 32, и, согласно фиг.3, это зубчатое кольцо находится в зацеплении с управляющими штырями 23 цепи 22. Удерживающий элемент 33, который выполнен по форме сектора круга, выступает поверх управляющих штырей 23 и не находится в соединении с ними, прочно соединен с полукруговым диском 32. Выемки 34 и 34', которые предназначены для размещения удерживающего штыря 11 (фиг. с 4 по 7), образованы на обеих боковых сторонах удерживающего элемента 33 и находятся на угловом расстоянии относительно поворотного пальца 26. На стороне, которая удалена от поворотного пальца 26, или на радиально внешней боковой поверхности, две выемки 34, 34' прикрыты удлиненными частями 35 и 35' удерживающего элемента 33, тогда как на внутренней стороне выемки 34, 34' сменяются заплечиками 36 и 36'. В примере варианта осуществления согласно фиг.3 эти участки удерживающего элемента 33, которые снабжены выемками 34, 34', расположены на расстоянии над зубчатым кольцом 31 и управляющими штырями 23 либо благодаря образованным заплечикам либо благодаря промежуточному диску, размещенному между полукруговым диском 32 и удерживающим элементом 33.
Секторный элемент 30, имеющий пластину 24, присутствует во всех установочных узлах с 3.1 по 3.4, причем для пояснения функций управления этот секторный элемент и зубчатое кольцо 31, выступающее поверх удерживающего элемента 33, схематично воспроизведены на последующих чертежах. Закрытое положение окна
Для пояснения способа удержания створки 2 на коробке 1, которая на фиг.4 обозначена пунктирными линиями, в качестве примера на фиг.4 показан установочный узел 3.2. Два удерживающих штыря 11 и 11' прикреплены к коробке 1 на расстоянии друг от друга в окружном направлении и следующим образом взаимодействуют с двумя выемками 34 и 34' удерживающего элемента 33 на створке 2.
В закрытом положении окна в соответствии с фиг.4 два удерживающих штыря 11 и 11', которые прикреплены к коробке 1, опираются на заплечики 36 и 36' на обеих боковых сторонах удерживающего элемента 33, так что давление ветра, действующее в направлении стрелки Х на фиг.4, не может выставить створку 2 от коробки 1, поскольку удерживающий элемент 33 прочно соединен с профилем 20 створки и со створкой 2 посредством поворотного пальца 26.
Вытянутый горизонтально направляющий паз 12 образован в коробке 1 в области каждого из четырех установочных узлов с 3.1 по 3.4 и он направляет ролик 25, который находится слева на фиг.4, в левом нижнем углу пластины 24 установочного узла, и соединен со створкой 2 посредством хвостовика 27, при этом хвостовик 27 выступает через отверстие в пластине 24 (сравни с фиг.16). Нагрузка створки 2 выдерживается коробкой 1 посредством этих четырех роликов 25 на установочных узлах с 3.1 по 3.4.
Параллельное выставление створки от коробки
Для открывания окна из закрытого положения, показанного на фиг.4, необходимо осуществить подготовительное управляющее перемещение цепи 22 вверх или вниз из начального положения, которое обозначено как 0 на фиг.4, с тем, чтобы удерживающий элемент 33 несколько повернулся посредством цепи 22 и освободился от одного из двух удерживающих штырей 11 или 11'.
На фиг.5 показано это подготовительное управляющее перемещение, при осуществлении которого цепь 22 на фиг.5 перемещается вниз из положения 0 в положение I для того, чтобы удерживающий элемент 33 повернулся посредством зубчатого кольца 31 в направлении по часовой стрелке вокруг поворотного пальца 26 до высвобождения заплечика 36 возле верхней выемки 34 удерживающего элемента 33 из зацепления с верхним удерживающим штырем 11. На фиг.5 это показано в упрощенной форме посредством укорочения заплечика 36 на удерживающем элементе 33. В примере осуществления удерживающего элемента согласно фиг.3 переходный участок между углублением выемки 34 и заплечиком 36 выполнен таким образом, что во время поворота удерживающего элемента 33, вызванного подготовительным управляющим перемещением цепи, верхний штырь 11 скользит по этому переходному участку и выходит из заплечика 36.
Одновременно с этим поворотом удерживающего элемента 33 нижний удерживающий штырь 11' начинает опираться на удлиненную часть 35' стенки выемки 34'. После выхода верхнего удерживающего штыря 11 из выемки 34 выставление створки от коробки может быть осуществлено вправо на фиг.5, поскольку удерживающий элемент 33 больше не связан с двумя удерживающими штырями 11 и 11'.
На фиг.6 показано положение установочного узла 3.2 после дополнительного управляющего перемещения цепи 22 вниз на протяжении участка I-II, и в этом случае удерживающий элемент 33 совершил поворот вокруг поворотного пальца 26 в направлении по часовой стрелке приблизительно на 30°. Верхний конец удерживающего элемента 33 отошел на расстояние от верхнего удерживающего штыря 11 коробки 1, тогда как нижний удерживающий штырь 11' как и прежде находится в выемке 34' удерживающего элемента.
При установочном перемещении цепи 22 из положения I на фиг.5 в положение II на фиг.6 удерживающий элемент 33 поворачивается в направлении по часовой стрелке, нижняя удлиненная часть 35' удерживающего элемента прижимается к нижнему удерживающему штырю 11', так что створка 2 выставляется от коробки 1 благодаря рычагу (штрихпунктирная линия) между нижним удерживающим штырем 11' и поворотным пальцем 26. В этом случае ролик 25, который соединен со створкой 2, поддерживается в горизонтальной направляющей 12 коробки 1. Этот процесс управления осуществляется синхронно в четырех установочных узлах с 3.1 по 3.4 посредством окружной цепи 22 с тем результатом, что створка 2 выставляется параллельно от коробки 1.
На фиг.6 показано положение створки 2, при котором она максимально выставлена от коробки 1, и в этом случае ролик 25 поддерживается на правом конце горизонтальной направляющей 12 коробки 1, а коробка тем самым воспринимает массу выставленной створки 2.
Во время параллельного выставления створки 2 от коробки 1 (фиг.1а) может быть получено любое желаемое промежуточное положение створки относительно коробки, в каждом случае зависящее от управляющего перемещения цепи 22 из положения I в направлении положения II, например, для обеспечения возможности ограниченного проветривания комнаты посредством только небольшого выставления створки от коробки.
Во время закрывающего перемещения из параллельного положения на фиг.6 или из промежуточного положения обратно в положение согласно фиг.4 цепь 22 сначала перемещается обратно из положения II или из промежуточного положения в положение I согласно фиг.5, и в этом случае удерживающий элемент 33 поворачивается в направлении против часовой стрелки посредством зубчатого кольца 31. В этом случае нижний заплечик 36' прижимается к нижнему удерживающему штырю 11', в результате чего створка 2 продвигается в направлении коробки 1 благодаря рычагу между поворотным пальцем 26 и удерживающим штырем 11', а ролик 25 сдвигается влево на чертежах в горизонтальной направляющей 12 коробки 1. Когда достигается положение согласно фиг.5, цепь 22 перемещается обратно на величину подготовительного управляющего перемещения из положения I в положение 0, и в этом случае створка 2 прижимается к коробке 1 посредством нижнего заплечика 36' удерживающего элемента 33, который опирается на нижний удерживающий штырь 11', тогда как верхний удерживающий штырь 11 располагается в выемке 34 удерживающего элемента таким образом, что верхний заплечик 36 опирается на удерживающий штырь 11 в том же самом месте, что и нижний заплечик 36'. При таком закрывающем перемещении, после которого створка 2 плотно прилегает к коробке 1, эластичное уплотнение, расположенное между коробкой 1 и створкой 2, сжимается, при этом предварительное напряжение уплотнения является гарантией того, что два удерживающих штыря 11 и 11' будут поддерживать заплечики 36 и 36' удерживающего элемента 33 и, следовательно, будет обеспечиваться плотное закрывание окна.
Для начала выставления створки 2 от коробки 1 управляющая цепь 22 может быть перемещена вверх или вниз из положения 0 в пределах подготовительного управляющего перемещения от 0 до I, вследствие чего удерживающий элемент 33 освобождается от одного из двух удерживающих штырей 11 или 11'. В примере осуществления изобретения согласно фиг.5 для откидывания створки окна цепь 22 перемещалась в положение предварительного выбора из положения 0 вниз в положение I.
Откидывание створки окна
Из положения максимального параллельного выставления согласно фиг.6 можно осуществить откидывание створки, как показано на фигурах 7 и 10, при этом ролик 25 на двух нижних установочных узлах 3.2 и 3.4 фиксируется в опорном положении в горизонтальной направляющей 12, а пластина 24 установочного узла удерживается в вертикальном положении, тогда как створка 2 поворачивается относительно пластины 24.
Пластина 24, имеющая секторный элемент 30 (фиг.3), установлена с возможностью поворота на профиле створки 2 посредством ролика 25, соединенного посредством хвостовика 27 с профилем створки 2 (фиг.14), при этом хвостовик 27 пропущен через отверстие в пластине 24 и несет ролик 25, свободный конец которого может вращаться. Поэтому, как показано на фиг.7, пластина 24, имеющая удерживающий элемент 33, может поворачиваться вокруг хвостовика 27 ролика 25 относительно створки 2.
Как схематично показано на фиг.4 и 5, штифт 13, который выступает параллельно ролику 25, прикреплен к коробке 1 выше горизонтальной направляющей 12 на ее правом конце. Как будет пояснено ниже, этот штифт 13 используется для удержания пластины 24 в вертикальном положении относительно откинутой створки 2 (фиг.7).
В положении на фиг.4 соединительный элемент 37 шарнирно соединен с полукруговым диском 32 и с удерживающим элементом 33 около поворотного пальца 26 приблизительно по горизонтальной линии, а опорный элемент 38 шарнирно закреплен на своем противоположном конце, при этом опорный элемент направляется в вертикальной направляющей 28 на пластине 24 и имеет приблизительно полукруговую выемку 38' для размещения хвостовика 27 ролика 25.
Во время поворота удерживающего элемента 33 в направлении по часовой стрелке из положения на фиг.4 в положение согласно фиг.6 этот опорный элемент 38 смещается вниз на пластине 24 посредством соединительного элемента 37, так что, как показано на фиг.6, к окончанию выставления створки он опирается на хвостовик 27. Во время горизонтального перемещения пластины 24 относительно коробки 1 из положения на фиг.4 в положение на фиг.6 опорный элемент 38 незадолго до достижения положения на фиг.6 входит в зацепление со штифтом 13, который прикреплен к коробке 1, при этом опорный элемент 38 имеет наклонную канавку 39, в которую входит штифт 13, тогда как сам опорный элемент 38 размещается на хвостовике 27 ролика 25. Это размещение на хвостовике 27 ролика 25 и фиксация штифта 13 в канавке 39 происходят на конечном участке перемещения управляющей цепи 22 в положение II.
Во время перемещения управляющей цепи 22 в положение II на фиг.6 откидывающие рычажные узлы 4.1 и 4.2 уже приведены в действие и находятся в зацеплении с управляющей цепью, в результате чего во время дальнейшего управляющего перемещения цепи 22 из положения II в положение III (фиг.7) верхняя часть створки 2 направляется от коробки посредством откидывающего рычага 40 откидывающих узлов (фигуры 9 и 10), так что нижняя часть створки 2 поворачивается вокруг хвостовика 27 в положение, показанное на фигурах 7 и 10, тогда как пластина 24 удерживается в вертикальном положении благодаря штифту 13, вследствие чего цепь 22 может быть освобождена от зацепления с зубчатым кольцом 31 удерживающего элемента 13.
В положении откидывания согласно фиг.7 ролики 25 на двух нижних установочных узлах 3.1 и 3.4 расположены в горизонтальной направляющей 12 коробки 1, которая находится на заданном расстоянии от нижнего угла створки 2, тогда как ролики 25 на верхних установочных узлах 3.1 и 3.3 отделяются от коробки, а откидывающие рычажные узлы 4.1 и 4.2 удерживают и направляют верхнюю часть створки 2. В положении откидывания согласно фигурам 7 и 10 пластина 24 двух верхних установочных узлов 3.1 и 3.3 точно так же удерживается вертикально относительно откинутой створки 2, так что при тех же самых условиях и при тех же самых относительных положениях деталей цепь также может выставляться от зубчатого кольца 31 на верхних установочных узлах 3.1 и 3.3, после чего верхние установочные узлы 3.1 и 3.3 также целиком выставляются от коробки 1.
На фигурах 8 и 9 показан установочный узел 3.1, который прикреплен к створке 2 посредством установочного узла 3.2 из фигур с 4 по 7, при этом положение на фиг.8 соответствует положению на фиг.6, а на фиг.9 показано выставление установочного узла от коробки 1 в начале откидывания створки 2 и до достижения полного откинутого положения на фиг.7.
Поскольку нет необходимости в том, чтобы ролик 25 на верхних установочных узлах 3.1 и 3.3 фиксировался на коробке 1 во время откидывания, опорный элемент 38 из фигур с 4 по 7, который направляется в направляющей 28 на пластине 24, исключен из установочного узла 3.1. Для удерживания пластины 24 во время откидывания створки 2 дисковый кулачок 320 образован на секторном элементе 30 вокруг поворотного пальца 26, а штифт 210, который прикреплен к створке 2, входит в соприкосновение с ним. Дисковый кулачок 320 образован на радиусе вокруг поворотного пальца 26 и имеет отогнутые по радиусам наружу концы 321. Вследствие использования одинаковых установочных узлов на обеих боковых сторонах створки дисковый кулачок 320 образован симметричным относительно центральной линии секторного элемента 30, при этом штифт 210 в начальном положении установочного узла 3.1, соответствующем фиг.4, находится на центральной линии секторного элемента 30, которая соответствует середине дискового кулачка 320. В положении на фиг.8 при управляющем перемещении цепи 22 в положение II секторный элемент 30 поворачивается в направлении по часовой стрелке до тех пор, пока штифт 210, который прикреплен к створке 2, не будет находиться вблизи верхнего конца 321 дискового кулачка 320. Дальнейшее управляющее перемещение цепи 22 в направлении положения III вызывает поворот секторного элемента 30 из положения на фиг.8, и в этом случае прежде всего нижняя удлиненная часть 35' отделяется от нижнего удерживающего штыря 11' коробки 1, а нижний заплечик 36' освобождается от удерживающего штыря 11'. Одновременно откидывающие рычажные узлы 4.1 и 4.2 начинают откидывать створку 2, при этом, как показано на фиг.9, установочный узел 3.1 полностью отходит от коробки 1. Во время этого управляющего перемещения цепи 22 из положения II в направлении положения III штифт 210, который прикреплен к створке 2, располагается, как показано на фиг.9, на верхнем отогнутом конце 321 дискового кулачка 320. До тех пор, пока штифт 210 не достигнет этого положения, цепь 22 все еще будет находиться в зацеплении с зубчатым кольцом 31, так что пластина 24 будет удерживаться в вертикальном положении. В положении на фиг.9 цепь 22 вышла из зацепления с зубчатым кольцом 31, при этом дальнейший поворот пластины 24 предотвращается штифтом 210, опирающимся на конец дискового кулачка 320. До достижения максимального положения откидывания согласно фигурам 7 и 12 пластина 24 сохраняет свое положение относительно створки 2, которое воспроизведено на фиг.9 и при котором пластина 24 не повернута относительно створки 2 в такой степени, как на фиг.7, однако это положение с меньшим поворотом, показанное на фиг.9, является достаточным для того, чтобы в случае, когда створка 2 откидывается назад из положения максимального откидывания, создать ту же самую степень зацепления между управляющей цепью 22 и зубчатым колесом 31 как на верхнем установочном узле 3.1, так и на нижнем установочном узле 3.2.
Когда створка 2 поворачивается назад из откинутого положения, управляющая цепь 22 перемещается вверх на фиг.9 в направлении положения II, при этом зацепление между цепью и зубчатым кольцом согласно фиг.9 происходит в промежуточном положении, в результате чего секторный элемент 30 поворачивается кверху в направлении против часовой стрелки вокруг поворотного пальца 26, так что штифт 210 перемещается в направлении середины дискового кулачка 320, тогда как пластина 24 удерживается вертикально посредством существующего соединения между секторным элементом 30 и цепью 22 до тех пор, пока, как показано на фиг.8, нижний удерживающий штырь 11' коробки не станет опираться на удлиненную часть 35', а ролик 25 не войдет в горизонтальную направляющую 12.
Во время откидывания створки 2 удерживающие элементы 33 на нижних установочных узлах 3.2 и 3.4 также больше не находятся в зацеплении на нижнем удерживающем штыре 11' коробки 1. Они удерживаются в положении согласно фиг.7 посредством соединительного элемента 37, который опирается на штифт 13 коробки. Поддержка створки 2 осуществляется только посредством роликов 25 в горизонтальной направляющей 12 под управлением откидывающих узлов 4.1 и 4.2. Когда начинается откидывание створки 2 относительно пластины 24 вокруг хвостовика ролика 25, зубчатое кольцо 31 отделяется от цепи, так что удерживающий элемент 33 в положении, показанном на фигурах 7 и 9, больше не выполняет какой-либо функции на всех четырех установочных узлах с 3.1 по 3.4.
Откидывание створки 2 согласно фиг.1b начинается с помощью двух откидывающих рычажных узлов 4.1 и 4.2 на обеих боковых сторонах створки 2 (фиг.2), в то время как управляющая цепь 22 все еще находится в зацеплении с зубчатым кольцом 31 на установочных узлах с 3.1. по 3.4 в соответствии с положением, показанным на фигурах 6 и 8. Окончание управляющего перемещения цепи 22 в положение II согласно фиг.6 перекрывается с началом действия откидывающих рычажных узлов 4.1 и 4.2, так что управляющая цепь 22 все еще находится в зацеплении с зубчатым кольцом 31 установочных узлов в соответствии с фигурами 6 и 8, хотя зацепление цепи на откидывающем рычажном узле уже произошло, вследствие чего, когда с началом откидывания цепь выходит из зацепления с зубчатым кольцом 31, удерживающая и направляющая функции откидывающих рычажных узлов 4.1 и 4.2 уже находятся под управлением цепи 22 и происходит плавная передача последовательности перемещений от установочных узлов с 3.1 по 3.4 к откидывающим рычажным узлам 4.1 и 4.2.
На фиг.10 показан вид в перспективе детали откидывающего рычажного узла, которая прикреплена к створке 2 по обеим боковым сторонам и выполнена, по существу, в виде прямоугольной пластины 41. Продольный паз, в котором направляется цепь 22, обозначен номером 42. Зубчатое колесо 43 находится в зацеплении с цепью (не показанной на фиг.10), при этом указанное зубчатое колесо прочно соединено с меньшим зубчатым колесом 44, которое расположено под ним и находится в зацеплении с зубчатой лентой 45, образованной вдоль одной стороны удлиненного углубления 46, по которому может перемещаться меньшее зубчатое колесо 44, тогда как зубчатое колесо 43, которое находится над ним и имеет больший диаметр, опирается на края этого углубления 46. Два зубчатых колеса 43 и 44 прочно соединены друг с другом посредством винта 47, выступающий вниз стержень которого направляется в направляющем пазу 48, который вытянут вдоль дна углубления 46. Направляющий паз 48 несколько изогнут на верхнем конце 49 (на фиг.10) углубления 46.
По четырем углам пластины 41 расположены проушины 41' для закрепления профиля створки 2. Кроме того, вокруг большего зубчатого колеса 43 образованы выступающие кверху кромки 41", которые продолжаются, по меньшей мере, до верхней стороны зубчатого колеса 43.
На фигурах 11 и 12 показано, как деталь откидывающего рычажного узла на створке 2, которая схематично воспроизведена на фиг.10, может быть использована для соединения створки 2 с коробкой 1 посредством откидывающего рычага 40.
На фигурах с 13а по 13е показана часть откидывающего рычажного узла с задерживающим элементом 400, шарнирно соединенным с концом рычага 40, который находится напротив зубчатых колес 43, 44. На фиг.13 коробка 1 показана штрихпунктирными линиями, а створка показана сплошными линиями.
На фиг.14 показан разрез участка места шарнирного соединения рычага 40 и задерживающего элемента 400, который соединен с рычагом 40 посредством оси 402 шарнира, при этом ось 402 шарнира выступает по обеим сторонам и находится в U-образном пазу 14 в коробке, которая показана на фиг.13. На противоположной стороне ось 402 шарнира выполнена несколько более длинной и выступает в направляющий паз 29 в створке 2, и этот паз виден в противоположном направлении по отношению к направляющему пазу 14 в коробке 1. Направляющий паз 14 показан в коробке 1 на правой стороне фиг.14. Соответственно направляющий паз 29, который образован аналогичным образом, изображен слева в створке 2, так что ось 402 шарнира может быть отделена от створки в случае, когда она устанавливается в коробку 1.
Задерживающий элемент 400 имеет две прорези 401 и 401', которые вытянуты от обеих боковых сторон задерживающего элемента, имеющего форму сектора, на некотором радиальном расстоянии вокруг оси 402 шарнира и заканчиваются на расстоянии от центральной линии 403 задерживающего элемента, на котором управляющая удлиненная часть 404 выступает на радиально наружном конце и находится в зацеплении с цепью 22 в положении 0 на фиг.13а.
Задерживающий штифт 405 (фиг.14), который входит в соприкосновение с задерживающим элементом, прикреплен к коробке 1. На расстоянии от него, на прямой линии, параллельной направлению перемещения цепи 22, к створке 2 прикреплен задерживающий штифт 406, который аналогичным образом входит в соприкосновение с задерживающим элементом 400.
В закрытом положении окна согласно фиг.13а управляющая цепь находится в положении 0, при котором центральная линия 403 задерживающего элемента расположена горизонтально, как и управляющая удлиненная часть 404. В этом случае два задерживающих штифта 405 и 406 расположены в области открытых концов прорезей 401 и 401'. Ось 402 шарнира расположена в пазу 14 в коробке 1 и в направляющем пазу 29 (не показанном на фиг.13) в створке 2. Как показано на фиг.13b, во время подготовительного управляющего перемещения цепи 22 из положения 0 в положение I, предназначенное для откидывания, задерживающий элемент 400 поворачивается в направлении по часовой стрелке вокруг оси 402 шарнира вследствие зацепления с цепью, так что нижний задерживающий штифт 405 коробки 1 опирается на внутренний конец прорези 401', тогда как задерживающий элемент 400 полностью освобождается от верхнего задерживающего штифта 406 створки. В этом положении предварительного выбора, предназначенном для осуществления откидывания, согласно фиг.13b откидывающий рычаг 40 соединен с коробкой 1 вследствие того, что нахождение прикрепленного к коробке нижнего задерживающего штифта 405 в прорези 401' означает, что ось 402 шарнира не может выйти из паза 14 в коробке 1.
На фиг.13с показано положение предварительного выбора цепи 22 при переходе из положения 0 в положение I', предназначенное для осуществления поворота створки, который будет пояснен более подробно ниже. В этом случае противоположное перемещение цепи 22 приводит к повороту задерживающего элемента 400 в направлении против часовой стрелки, так что верхний, прикрепленный к створке задерживающий штифт 406 располагается в верхней прорези 401 задерживающего элемента, в результате чего во время поворота (описываемого ниже) створки 2 относительно коробки 1 откидывающий рычаг 20 продолжает опираться на створку 2 вследствие того, что ось 402 шарнира удерживается в направляющем пазу 29 в створке посредством соединения задерживающего элемента 400 с задерживающим штифтом 406 со стороны створки (соответственно удержанию на фиг.13b в направляющем пазу 14 коробки), так что когда створка поворачивается, ось 402 шарнира перемещается согласованно со створкой из направляющего паза 14 коробки вправо на фиг.13.
Как изображено на фигурах 13b и 13с, во время подготовительного управляющего перемещения цепи 22 из положения 0 в положение I или I' откидывающий рычаг 40 уже фиксирован относительно коробки 1 или закреплен на створке 2 в зависимости от предварительного выбора перемещения в направлении откидывания или в направлении поворота. После предварительного выбора перемещения в направлении откидывания створка 2 выставляется вправо из положения на фиг.13b, и в этом случае ось 402 шарнира, которая установлена в коробке 1, вызывает поворот откидывающего рычага 40 в направлении по часовой стрелке вокруг поворотного пальца (фиг.11). Тот конец 49 направляющего паза 48, который изогнут в детали 41 откидывающего рычажного узла, находится на радиусе вокруг оси 402 шарнира в положении, показанном на фиг.13b, так что начало поворота откидывающего рычага 40 обуславливает отход конца откидывающего рычага, который снабжен зубчатыми колесами 43, 44, от изогнутого конца 49 благодаря зацеплению меньшего зубчатого колеса 44 с зубчатой лентой 45 и обуславливает вхождение зубчатого колеса 43 в зацепление с цепью 22. Это зацепление уже происходило во время параллельного выставления створки 2 от коробки 1, когда цепь перемещалась из положения I в положение II, так что в случае, когда достигается положение створки, при котором она выставлена в максимальной степени, как на фиг.6, откидывающий рычаг 40 уже может осуществлять управляющие и удерживающие функции во время откидывания с помощью цепи 22, и при этом перемещении из положения II в положение III происходит поворот зубчатого колеса 43 в направлении по часовой стрелке на фиг.11, в результате которого откидывающий рычаг 40 на фиг.11 неизбежно поворачивается в направлении по часовой стрелке вокруг оси 402 шарнира посредством зубчатого колеса 44, которое находится в зацеплении с зубчатой лентой 45, а створка перемещается в положение откидывания посредством двух откидывающих рычажных узлов 4.1 и 4.2, в то время как верхние установочные узлы 3.1 и 3.3 отсоединяются от коробки, а нижние установочные узлы 3.2 и 3.4 опираются на коробку посредством роликов 25.
На фиг.11 показано начало параллельного выставления створки 2 от коробки 1, при котором откидывающий рычаг 40 поворачивается в направлении по часовой стрелке вокруг оси 402 шарнира, установленной в коробке 1, с тем результатом, что зубчатое колесо 43 входит в зацепление с управляющими штырями 23 цепи 22.
На фиг.12 показано положение откидывания откидывающего рычажного узла, при котором стержень соединительного винта между зубчатыми колесами 43 и 44 опирается на нижний конец направляющего паза 48. На фиг.12 показано положение только нижнего установочного узла 3.2 по отношению к откидывающему рычажному узлу 4.1. Верхний установочный узел 3.1, находящийся в промежуточном месте, расположен на створке 2 в положении, показанном на фиг.9.
На фиг.12 показана створка 2 с левой стороны фиг.2 вместе с нижним установочным узлом 3.2 в откидывающем рычажном узле 4.1. Поскольку на этой стороне створки цепь перемещается вниз во время управляющего перемещения окружной цепи 22, управляющее перемещение цепи 22 вверх происходит на противоположной, правой стороне створки. Для того чтобы, несмотря на это, получить то же самое управляющее действие откидывающего рычажного узла 4.2 на правой стороне синхронно с управляющим действием откидывающего рычажного узла 4.1 на левой стороне, на правом откидывающем узле 4.2 расположен соединительный механизм для реверсирования вращения зубчатого колеса 43, которое находится в зацеплении с цепью 22, и меньшего зубчатого колеса 44, которое находится в зацеплении с зубчатой лентой 45, и поэтому, когда зубчатое колесо 43 цепи вращается в направлении против часовой стрелки, меньшее зубчатое колесо 44 вращается в направлении по часовой стрелке, и осуществляется синхронное откидывающее перемещение двух откидывающих рычагов 40.
Соединительный механизм этого типа между двумя зубчатыми колесами 43 и 44, который преобразует поворот одного зубчатого колеса в поворот другого зубчатого колеса в противоположном направлении, может быть выполнен различными способами и на чертежах конкретно не показан.
Когда створка 2 перемещается назад от откинутого положения на фиг.12 в закрытое положение, прежде всего цепь 22 перемещается обратно из положения III в положение II (вверх на фиг.12), в результате чего зубчатое колесо 44 откатывается вверх по зубчатой ленте 45, и поэтому откидывающий рычаг 40 поворачивается в направлении против часовой стрелки вокруг оси 402 шарнира до достижения максимального параллельного положения, показанного на фигурах 6 и 8, при котором цепь 22 уже приходит в зацепление с зубчатым кольцом 31 на верхнем и нижнем установочных узлах 3.1 и 3.2. В этом случае створка 2 поворачивается в направлении против часовой стрелки вокруг хвостовика 27 ролика 25 на всех четырех установочных узлах и снова совмещается с пластиной 24.
До того, как может быть начат поворот створки 2 согласно фиг.1с, створка должна перейти в закрытое положение согласно фиг.4 с помощью цепи 22, перемещающейся обратно из положения II в положение 0. Посредством этого с помощью цепи приводится в движение удерживающий элемент 33 на установочных узлах с 3.1 по 3.4 и он поворачивается в направлении против часовой стрелки, в результате чего осуществляется перемещение, обратное тому, которое производится при параллельном выставлении створки 2 от коробки 1.
Во время этого закрывающего перемещения из положения, показанного на фиг.6, в положение согласно фиг.5 опорный элемент 38 поднимается вверх от хвостовика 27 посредством соединительного элемента 37 вследствие поворота удерживающего элемента 33, так что при этом отсутствует какое-либо соединение между хвостовиком 27 и опорным элементом 38, что показано на фиг.5