Управляемая ракета
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области вооружения. Управляемая ракета содержит отсек управления, разгонный двигатель, боевую часть, стартовый двигатель и хвостовой отсек с катушкой проводной линии связи и консолями стабилизатора. Разгонный двигатель размещен между отсеком управления и боевой частью, корпус которой выполнен в виде тонкостенной оболочки, состоящей из двух частей. Одна часть выполнена в виде усеченного конуса, который по большему основанию сопряжен с другой частью, имеющей постоянное сечение. У меньшего основания расположен стартовый двигатель, на корпус которого намотана катушка проводной линии связи, ширина намотки которой не превышает половину длины корпуса стартового двигателя. Консоли стабилизатора закреплены к корпусу стартового двигателя с обеспечением зазора, превосходящего высоту намотки катушки проводной линии связи. Высота укладки консолей в совокупности с диаметром корпуса стартового двигателя не превышает диаметра большего основания усеченного конуса корпуса боевой части. При использовании изобретения повышается эффективность управляемой ракеты. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к области вооружения, в частности к управляемым ракетам (УР), запускаемым с малыми начальными скоростями из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК).
Известен противотанковый реактивный управляемый снаряд 9М113 противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) "Конкурс", принятый за прототип ([1] Управляемый реактивный снаряд 9М113. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1974.). Конструктивно прототип (фиг.1) состоит из контейнера (1), управляемого снаряда (2) и вышибной двигательной установки (3). Управляемый снаряд (фиг.2) состоит из отсека управления (4), боевой части (5), разгонно-маршевой двигательной установки (6) и расположенного в хвостовой части аппаратурного отсека, включающего корпус (7), внутри которого расположена бортовая аппаратура управления, катушку проводной линии связи (8) и бортовой источник излучения лампу - фару (9). На корпусе аппаратурного отсека крепятся лопасти (10), обеспечивающие стабилизацию ракеты в полете. Лопасти при расположении ракеты в контейнере находятся в сложенном вокруг корпуса аппаратурного отсека положении и удерживаются двумя полухомутами, которые предназначены для задержки раскрытия лопастей при выходе ракеты из контейнера с целью исключения обрыва троса проводной линии связи. В момент старта для сообщения управляемому снаряду начальной скорости полета при выходе его из контейнера используется вышибная двигательная установка, которая представляет собой однокамерный, однорежимный двигатель, работающий на твердом топливе.
Габариты управляемого снаряда в данной конструкции существенно зависят от габаритных размеров консолей стабилизаторов. В зависимости от тактико-технических характеристик и выполняемых задач производится компоновка управляемой ракеты и, соответственно, выбираются размеры консолей стабилизаторов. В момент расположения ракеты в контейнере лопасти стабилизаторов находятся в сложенном вокруг корпуса аппаратурного отсека положении. Высота укладки консолей стабилизаторов, в конечном счете, определяется калибром снаряда, а также геометрическими размерами, способом установки, конструктивными особенностями и формой самих консолей. В свою очередь, диаметр транспортно-пускового контейнера, в котором размещается управляемый снаряд, напрямую зависит от совокупности диаметра корпуса управляемого снаряда и высоты укладки консолей. Эта совокупность будет неизбежно увеличиваться при увеличении геометрических размеров консолей стабилизаторов, что в конечном итоге приведет к увеличению габаритно-массовых характеристик всего комплекса. Соответственно, снижается его маневренность на поле боя и повышается уязвимость от огня противника.
Задачей предполагаемого изобретения является повышение эффективности управляемой ракеты и противотанкового комплекса за счет исключения влияния габаритных размеров составных частей управляемой ракеты на ее диаметр с одновременным повышением надежности боевой работы управляемой ракеты.
Поставленная задача решается тем, что в управляемой ракете, содержащей отсек управления, разгонный двигатель, боевую часть, стартовый двигатель и хвостовой отсек с катушкой проводной линии связи и консолями стабилизатора, разгонный двигатель размещен между отсеком управления и боевой частью, корпус которой выполнен в виде тонкостенной оболочки, состоящей из двух частей, при этом одна часть выполнена в виде усеченного конуса, который по большему основанию сопряжен с другой частью, имеющей постоянное сечение, а у меньшего основания расположен стартовый двигатель, на корпус которого намотана катушка проводной линии связи, ширина намотки которой не превышает половину длины корпуса стартового двигателя, консоли стабилизатора закреплены к корпусу стартового двигателя с обеспечением зазора, превосходящего высоту намотки катушки проводной линии связи, причем высота укладки консолей в совокупности с диаметром корпуса стартового двигателя не превышает диаметра большего основания усеченного конуса корпуса боевой части.
На фиг.3 приведена схема конструкции управляемой ракеты. На фиг.4 изображен внешний вид управляемой ракеты в транспортно-пусковом контейнере, в котором консоли стабилизатора сложены вокруг корпуса стартового двигателя.
Управляемая ракета (фиг.3) состоит из последовательно расположенных блоков:
- отсека управления с рулями 4;
- разгонного двигателя 6;
- боевой части 5;
- хвостового отсека 7, состоящего из стартового двигателя 3, на корпус которого намотана катушка проводной линии связи 8 и установлены упругие консоли стабилизатора 10, к одной из которых прикреплен бортовой источник излучения (трассер) 9.
Трапециевидные консоли стабилизатора крепятся к корпусу ракеты таким образом, чтобы между бóльшим основанием консоли и корпусом стартового двигателя расстояние было максимальным, а между бóльшим основанием консоли и катушкой проводной линии связи расстояние было минимальным и, одновременно с этим, достаточным для обеспечения надежного функционирования катушки проводной линии связи (сматывания микрокабеля управления) в процессе полета управляемой ракеты. Причем большее основание консоли стабилизатора может располагаться над корпусом боевой части, выполненной в виде усеченного конуса.
Управляемая ракета до старта размещается в транспортно-пусковом контейнере (фиг.4). Консоли стабилизатора сложены вокруг корпуса стартового двигателя. Бортовой источник излучения крепится на одной из консолей стабилизатора. В сложенном состоянии бортовой источник излучения находится между консолью стабилизатора, на которой он закреплен, и корпусом стартового двигателя. Причем совокупность высоты корпуса стартового двигателя и высоты укладки консолей стабилизаторов Rc не превосходит радиуса корпуса боевой части Rбч. После старта управляемой ракеты и ее выхода из транспортно-пускового контейнера консоли стабилизатора под действием упругих сил раскрываются. После раскрытия консоли стабилизатора бортовой источник излучения фиксируется на верхней кромке консоли стабилизатора и остается в таком положении до конца полета управляемой ракеты.
Консоли стабилизатора в предлагаемой конструкции аналогичны прототипу. В качестве бортового источника излучения может быть использован пиротехнический трассер.
Предлагаемое техническое решение позволяет существенно уменьшить габариты управляемой ракеты, т.к. консоли стабилизатора в раскрытом виде располагаются над составными частями управляемой ракеты (боевой частью, стартовым двигателем и катушкой проводной линии связи), а в сложенном положении совокупность радиуса корпуса стартового двигателя и высоты укладки консолей стабилизаторов Rc не превосходит радиуса корпуса боевой части Rбч.
Применение предлагаемого технического решения на малогабаритных вращающихся по крену управляемой ракеты, имеющих в своей конструкции бортовой источник излучения и запускаемых их транспортно-пусковых контейнеров, позволяет:
- уменьшить габариты транспортно-пусковых контейнеров;
- исключить влияние геометрических размеров составных частей управляемой ракеты на конечный диаметр транспортно-пусковых контейнеров;
- повысить эффективность управляемой ракеты за счет более универсальной компоновки.
Источники информации
1. Управляемый реактивный снаряд 9М113. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1974. - прототип.
Управляемая ракета, содержащая отсек управления, разгонный двигатель, боевую часть, стартовый двигатель и хвостовой отсек с катушкой проводной линии связи и консолями стабилизатора, отличающаяся тем, что разгонный двигатель размещен между отсеком управления и боевой частью, корпус которой выполнен в виде тонкостенной оболочки, состоящей из двух частей, при этом одна часть выполнена в виде усеченного конуса, который по большему основанию сопряжен с другой частью, имеющей постоянное сечение, а у меньшего основания расположен стартовый двигатель, на корпус которого намотана катушка проводной линии связи, ширина намотки которой не превышает половину длины корпуса стартового двигателя, консоли стабилизатора закреплены к корпусу стартового двигателя с обеспечением зазора, превосходящего высоту намотки катушки проводной линии связи, причем высота укладки консолей и диаметр корпуса стартового двигателя не превышают диаметра большего основания усеченного конуса корпуса боевой части.