Способ диагностики фаз стрессовых состояний

Изобретение относится к медицине, в частности к физиологии, и может быть использовано для диагностики дизадаптивных процессов у человека при различных патологических состояниях. Сущность способа диагностики фаз стрессовых состояний: в крови обследуемого определяют концентрацию кортизола и фертильных факторов α2-микроглобулина (АМГФ), трофобластического β1-1-гликопротеида (ТБГ) и α1-плацентарного микроглобулина (ПАМГ-1). Фазы стрессовых состояний диагностируют по коэффициенту, рассчитываемому путем деления суммы концентраций АМГФ и ТБГ на сумму концентраций ПАМГ-1 и кортизола, причем концентрацию используемых для расчета величин выражают в % от значения средних величин у здоровых людей. Значение коэффициента, равное 1,0-1,1, соответствует норме; при значении коэффициента 1,2-1,5 диагностируют фазу тревоги; 0,7-0,9 - фазу резистентности, 0,2-0,6 - фазу истощения. Использование способа позволяет повысить точность диагностики фаз стрессовых состояний, что, в свою очередь, дает возможность более точно программировать течение патологического процесса. 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к медицине, в частности к физиологии, и может быть использовано для диагностики дизадаптивных процессов у человека при различных патологических состояниях.

Известные методы диагностики нарушений дизадаптивных процессов у человека при некоторых патологических состояниях базируются на данных Г.Селье (Селье Г., 1982) о включении гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

Последняя определяет адаптивные возможности организма на действие чрезвычайного раздражителя, но при этом совершенно не учитываются сдерживающие механизмы, отсутствие которых или недостаточное включение сопровождается развитием патологических процессов, приводящих к гибели организма (шок, коагулопатия потребления и др.)

Аналогом является определение степеней стрессовых состояний по концентрации глюкокортикоидов (кортизола). Недостаток аналога в том, что только по изменению концентрации кортизола трудно диагностировать стадии стресса, поскольку явно выражена зависимость от характера действующего стрессора (Горизонтов П.Д., 1981).

Прототипом является способ диагностики тяжести стрессовых состояний по изучению показателей крови и концентрации глюкокортикоидов (кортизона) и связанного с этим состояния белой крови (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А., 1990). Однако данный способ трудно поддается учету, так как состояние лейкоцитарной формулы трактуется разными врачами по своему, что и отражается на лечении данной группы больных. Трудно согласиться с авторами о делении стрессовой реакции на реакцию тренировки, реакцию активации и непосредственно стрессовую реакцию. Понятие тренировки находит большое распространение в спорте и здесь она сочетается с реакциями не на слабые, а, наоборот, на средние и сильные стрессоры.

Недостатком данного способа является то, что не принимается во внимание активность фертильных факторов, более полно отражающих функциональное состояние организма.

Задачей настоящего изобретения является наиболее точно отобразить функциональное состояние организма путем поиска показателей, объективно отражающих характер сдерживания фаз стрессовой реакции при развитии стрессовых состояний. Это позволяет более точно программировать течение патологического процесса.

Поставленная задача решается за счет того, что изучают показатели крови, отражающие функциональное состояние организма, и определяют концентрации глюкокортикоидов (кортизола) и фертильных факторов (α2-микроглобулина (АМГФ), трофобластического β1-1-гликопротеида (ТБГ) и α1-плацентарного микроглобулина (ПАМГ-1)), диагностируя фазы стрессовых состояний по коэффициенту активности синтоксических программ адаптации с учетом фертильных факторов (КАСПУФФ), определяемому по следующей зависимости:

где САМГФ - концентрация α2-микроглобулина фертильности в %; СТБГ - концентрация трофобластического β1-1-гликопротеида в %; СПАМГ-1 - концентрация плацентарного α1-микроглобулина в %, Скортизола - концентрация кортизола в %. Концентрация или активность используемых для расчета величин выражена в % от значения средних величин у здоровых людей. Контролем служили 20 здоровых лиц в возрасте 18-25 лет, КАСПУФФ у которых равнялся 1,07±0,01 с колебаниями от 1,0 до 1,1.

Выделение фертильных факторов (АМГФ и ТБГ) способствует включению синтоксических программ адаптации, результатом чего является сдерживание развития фаз стрессового состояния за счет поддержания гомеостаза. Кортизол взят в эту формулу как показатель активности кататоксических программ адаптации, которая противодействует синтоксическим программам адаптации, так как они функционируют реципрокно. Этому же способствует и ПАМГ-1.

Способ осуществляется следующим образом: при обращении больного к врачу дается полная клиническая оценка состояния, а также степень включения адаптивных программ с учетом концентрации фертильных факторов. Данный коэффициент объективно отражает динамику развития стрессовой реакции по степени активности синтоксических программ адаптации в течение всего патологического процесса и определяется следующим способом. У больного забирается кровь натощак из локтевой вены в количестве 10 мл. В ней исследуются показатели АМГФ, ТБГ, ПАМГ-1 и кортизол по унифицированным методикам. Затем производится расчет коэффициента активности синтоксических программ с учетом фертильных факторов.

Исследование проведено на 95 лицах обоего пола от 25 до 55 лет. Данные о фертильных факторах и кортизоле исследованы в динамике холодового воздействия и климактерического синдрома и показана их роль в развитии стрессовой реакции по фазам.

Исследование развития стрессовой реакции при холодовом воздействии проведено на 80 лицах обоего пола от 25 до 35 лет. Данные о фертильных факторах и кортизоле приведены в таблице №1.

Таблица №1.Изменение фертильных факторов и кортизола в процессе действия холодового стресса.
ПоказателиКонтрольФаза тревогиФаза резистентностиФаза истощения
АМГФ, мкг/л12,3±2,2817,8±1,02*14,3±1,23*11,2±1,39*
ТБГ, мкг/л10,3±1,2618,6±1,14*16,5±2,416,9±0,41*
ПАМГ, мкг/л7,5±1,948,6±1,4519,1±0,67*24,2±4,63
Кортизол, нмоль/л264,2±11,7328,6±21,4*223,7±12,6*95,7±10,1*
КАСПУФФ1,07±0,011,36±0,03*0,81±0,04*0,44±0,02*
* Достоверность р<0,05 по сравнению с контролем.

Показатель КАСПУФФ четко указывал на фазы стресса в зависимости от силы и длительности раздражителя. В фазу тревоги показатель КАСПУФФ колебался от 1,2 до 1,5, в среднем 1,36±0,03, за счет повышения активности фертильных факторов, что сопровождалось включением синтоксических программ адаптации в первый год воздействия раздражителя. В дальнейшем, при развитии фазы резистентности, концентрация фертильных факторов снижалась с увеличением активности коры надпочечников и поэтому показатель КАСПУФФ снижался в среднем до 0,81±0,04 с колебаниями от 0,7-0,9. Дальнейшее действие криораздражителя приводило к развитию стадии истощения (эта фаза обычно наступает после 5 лет длительного холодового воздействия или воздействия раздражителя средней степени) с колебанием КАСПУФФ от 0,2 до 0,6, в среднем 0,44±0,02, за счет снижения активности коры надпочечников.

Следовательно, по коэффициенту КАСПУФФ можно диагностировать фазы стрессовых состояний при криовоздействии.

Пример 1. Больная С., 40 лет, обратилась в поликлинику 16.01.1997 года с жалобами на боли в правой кисти и ее небольшой отек, онемение. В ночь на 16.01.1997 года произошло отморожение во время прогулки, когда температура воздуха была -18°С и ее правая кисть была без перчатки. Дома кисть отогрела теплой водой и на следующий день обратилась в поликлинику. Объективно: покраснение правой кисти с небольшим отеком. Пульсация на лучевой артерии нормальная. Диагноз: отморожение слабой степени тяжести (I-II степени). Была взята кровь из левой кубитальной вены на исследование КАСПУФФ, который у данной больной составлял 1,45 и соответствовал стадии тревоги.

Пример №2. Больной М., 48 лет, обратился в поликлинику 20.02.1997 года с жалобами на боли в обеих стопах с их отеком, онемением и нарушением их движения. 19.02.1997 года был на рыбалке и промочил ноги, температура воздуха была -16°С. Дома отогрел стопы теплой водой и смазал жиром, но отек не снижался, а появились пузыри с серозным содержимым. Объективно: обе стопы и пальцы отечны, слева отек достигает нижней трети голени, пузыри на пальцах с серозным содержимым, движения пальцев стопы ограничены из-за отека, чувствительность снижена. Диагноз: отморожение стоп средней степени тяжести (II степени). Взята кровь из кубитальной вены на исследование КАСПУФФ. Его показатель был равен 0,85, который соответствовал стадии резистентности и соответствовал средней тяжести повреждения.

Пример №3. Больной А., 32 лет, обратился в поликлинику 22.01.1995 года с жалобами на резкие боли в обеих кистях и значительный отек обеих кистей и пальцев, ограничение движения в них, онемение. Отморожение произошло в ночь с 20 на 21 01.1995 года во время работы, когда при температуре воздуха -25°С в течение 1,5 часа находился без перчаток. Дома обе кисти отогрел в горячей воде, смазал жиром, но позже появились пузыри с геморрагическим содержимым. Объективно: обе кисти и пальцы резко отечны, справа отек достигает локтевого сустава, пузыри на пальцах с геморрагическим содержимым, движения пальцев ограничены из-за отека и их чувствительность снижена. Пульсация лучевых артерий сохранена. Диагноз: отморожение кистей сильной степени (III-IV степени). Взята кровь из кубитальной вены на исследование КАСПУФФ. Данный показатель у больного 0,38 и соответствует стадии истощения, что характерно для сильной степени повреждения, с резким доминированием кататоксических программ адаптации и депрессией синтоксических механизмов.

Подобные сдвиги в характеристики фаз стрессового синдрома происходят и при других патологических процессах, например климактерическом синдроме. Данные представлены в таблице №2.

Таблица №2.Изменение фертильных факторов и кортизола при климактерическом синдроме.
ПоказателиКонтрольФаза тревогиФаза резистентностиФаза истощения
АМГФ, мкг/л12,3±2,2822,5±0,76*24,2±3,12*9,7±0,14*
ТБГ, мкг/л10,3±1,2615,9±0,14*17,0±1,83*7,3±0,12*
ПАМГ, мкг/л7,5±1,9410,1±0,31*19,1±0,14*25,0±1,16*
Кортизол, нмоль/л264,2±11,7350,4±21,8*390,8±32,6*537,8±28,6*
КАСПУФФ1,07±0,011,26±0,03*0,89±0,05*0,27±0,01*
* Достоверность р<0,05 по сравнению с контролем.

Пример 4. Больная Г., 52 лет, обратилась в поликлинику 21.02.2006 года с жалобами на частые приливы крови к голове (пять раз в сутки), боли в сердце, сердцебиение, онемение верхних конечностей, ухудшение самочувствия, сильную потливость. Объективно: повышение артериального давления. Диагноз: климактерический синдром средней тяжести. Взята кровь из кубитальной вены на исследование КАСПУФФ. Его показатель составил 0,88, что соответствует фазе резистентности и средней степени тяжести.

Следовательно, активность синтоксических программ адаптации, определяющих устойчивость организма к действию экстремального раздражителя, зависит от концентрации фертильных факторов.

Таким образом, определяя коэффициент КАСПУФФ или концентрацию фертильных факторов, мы можем говорить о диагностике фаз стрессовых состояний.

Способ диагностики фаз стрессовых состояний, включающий изучение показателей крови, отражающих функциональное состояние организма и определение концентрации глюкокортикоидов, отличающийся тем, что определяют концентрацию кортизола и фертильных факторов α2-микроглобулина (АМГФ), трофобластического β1-1-гликопротеида (ТБГ) и α1-плацентарного микроглобулина (ПАМГ-1), фазы стрессовых состояний диагностируют по коэффициенту, определяемому по следующей зависимости:

где САМГФ - концентрация α2 - микроглобулина фертильности, %; СТБГ - концентрация трофобластического-β1-1-гликопротеида, %; СПАМГ-1 концентрация плацентарного α1-микроглобулина, %; Скортизола - концентрация кортизола, %, причем концентрацию используемых для расчета величин выражают в % от значения средних величин у здоровых людей, значение коэффициента, равное 1,0-1,1, соответствует норме, при значении коэффициента 1,2-1,5 диагностируют фазу тревоги, 0,7-0,9 - фазу резистентности, 0,2-0,6 - фазу истощения.