Способ сбережения здоровья учащихся
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к валеологии и может найти применение для оценки и коррекции физического развития детей школьного возраста. Способ включает тестирование базовых качеств на протяжении длительного периода: быстроты, силы, выносливости и скоростно-силовых качеств учащихся, сравнение полученных результатов с нормативными показателями, выявление отклонений тестовых показателей в возрастных группах от нормативных и оценку кондиционных способностей учащихся. При этом оценивают кондиционные способности по интегральному показателю физической подготовленности, выявляют у учащихся состояния нормы или предболезни, или патологии, дополнительно оценивают воздействие тренировочных занятий в условиях естественного тренировочного процесса по индексу физического состояния и показателям гемодинамических компонентов сердечно-сосудистой системы с использованием ортостатических проб, определяющих адаптивные резервы организма, при низком уровне физической подготовленности, равном 55-95 баллов, и значении индекса физического состояния, равном 0,375-0,525, изменении гемодинамики АД более чем на 20% по сравнению с нормой, приросте ЧСС и отклонении величины ИИ более чем на 20% усиливают аэробно-анаэробную тренировку биоэнергетики дополнительным включением ациклических упражнений, при этом интенсивность физической нагрузки выбирают в пределах 60-75% от максимальной с регулярностью в недельном цикле не менее 3-х раз в неделю, двигательный режим дополняют статическими силовыми нагрузками, интенсивность которых устанавливают 60-70% от максимальной, корректировку вида тренировок ведут с учетом показателей физического развития, оцениваемых рядом соматоскопических, соматометрических и физиометрических показателей уровня возрастного развития, если по меньшей мере одна из величин этих показателей выходит за пределы контрольных среднестатистических нормативов, то в тренировку включают физические упражнения, направленные на восстановление пропорциональности телосложения, а дозировку назначенных физических упражнений увеличивают, если величина показателя физической подготовленности, полученная до корректировки вида упражнения, не ниже контрольного среднестатистического норматива возрастной группы учащегося. Способ повышает точность оценки в онтогенезе физического развития детей, подростков, юношей и девушек с учетом результатов их физической подготовленности и физического состояния, упрощает оценку динамики колебаний компонентов физической подготовленности учащихся одного и того же возраста и пола в онтогенезе физического развития детей, подростков, юношей и девушек с учетом результатов их физической подготовленности и физического состояния. 3 з.п. ф-лы, 7 табл., 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к валеологии и может найти применение для оценки и коррекции физического развития детей школьного возраста, в частности учащихся с первого по одиннадцатый классы.
Изобретение позволит решить проблему неблагоприятных экологических воздействий на здоровье учащихся.
Известен способ экспертной оценки физического развития подростков призывного возраста, заключающийся в оценке физического развития подростков призывного возраста (см. патент РФ №2145793, М.Кл. А 61 В 5/103, опубл. 27.02.2000 г., "Способ экспертной оценки физического развития подростков призывного возраста"). Способ позволяет дифференцировать различные состояния физического развития подростков призывного возраста и выделить среди них группы лиц с различными сочетаниями параметров индекса массы тела (ИМТ) и относительной жировой массы тела (ОЖМТ), по соотношению параметров оценивать физическое здоровье подростков.
Известный способ не позволяет исследовать в комплексе основные параметры динамики становления качеств, свойств и способностей детей в онтогенетическом их развитии и подготовленности, оценивать динамику колебаний компонентов физической подготовленности учащихся одного и того же возраста и пола на протяжении длительного периода времени.
Известен способ оценки физической кондиции человека, включающий проведение комплекса контрольных тестов, определяющих быстроту, силу, выносливость и скоростно-силовые качества, сравнение результатов с нормативными показателями, определение базы оценки физического состояния (см. выложенную заявку №2001111193 на изобретение, А 61 В 10/00, опуб. 10.07.2003 г., «Способ оценки физической кондиции человека»), выбранный заявителем в качестве прототипа.
В известном способе после каждого теста осуществляют контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС) и выполнение следующего теста проводят при ЧСС, близкой к норме.
По тестовым и нормативным возрастным показателям, выбранным из таблицы, строят индивидуальный профиль кондиции участника.
Недостатками известного способа являются:
- не высокая точность оценки параметров динамики становления качеств, свойств и способностей детей в онтогенетическом их развитии и подготовленности;
- сложность оценки динамики колебаний компонентов физической подготовленности учащихся одного и того же возраста и пола в онтогенезе физического развития детей, подростков, юношей и девушек с учетом результатов их физической подготовленности и физического состояния;
- сложность корректировки тренировочных и соревновательных нагрузок детей, подростков, юношей и девушек с учетом их физиологических особенностей.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является:
- повышение точности оценки в онтогенезе физического развития детей, подростков, юношей и девушек с учетом результатов их физической подготовленности и физического состояния;
- упрощение оценки динамики колебаний компонентов физической подготовленности учащихся одного и того же возраста и пола в онтогенезе физического развития детей, подростков, юношей и девушек с учетом результатов их физической подготовленности и физического состояния;
- возможность корректировки и дозирования тренировочных и соревновательных нагрузок детей, подростков, юношей и девушек с учетом их физической подготовленности, физического состояния и гемодинамики;
- оперативность корректировки дозирования тренировочных и соревновательных нагрузок.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе сбережения здоровья учащихся, включающем тестирование базовых качеств: быстроты, силы, выносливости и скоростно-силовых качеств учащихся на протяжении длительного периода, сравнение полученных результатов с нормативными показателями, выявление отклонений тестовых показателей в возрастных группах от нормативных и оценку кондиционных способностей учащихся, согласно изобретению оценивают кондиционные способности по интегральному показателю физической подготовленности, выявляют у учащихся состояния нормы или предболезни, или патологии, дополнительно оценивают воздействие тренировочных занятий в условиях естественного тренировочного процесса по индексу физического состояния и показателям гемодинамических компонентов сердечно-сосудистой системы с использованием ортостатических проб, определяющих адаптивные резервы организма, при низком уровне физической подготовленности, равном 55-95 баллов, и значении индекса физического состояния, равном 0,375-0,525, изменении гемодинамики АД более чем на 20% по сравнению с нормой, приросте ЧСС и отклонении величины ИН более чем на 20% усиливают аэробно-анаэробную тренировку выносливости дополнительным включением циклических упражнений, при этом интенсивность физической нагрузки выбирают в пределах 60-75% от максимальной с регулярностью в недельном цикле не менее 3-х раз в неделю, двигательный режим дополняют статическими силовыми нагрузками, интенсивность которых устанавливают 60-70% от максимальной.
Кроме того, для корректировки аэробно-анаэробной тренировки оценивают соматоскопические, соматометрические и физиометрические показатели ,и если, по меньшей мере, один из этих показателей выходит за пределы контрольных среднестатистических нормативов, то в тренировку дополнительно включают физические упражнения, направленные на восстановление пропорциональности телосложения.
В качестве соматоскопических показателей выбирают показатели стопы и осанки.
В качестве соматометрических показателей выбирают показатели роста, веса, отношение веса к росту, жизненную емкость легких, отношение веса к жизненной емкости легких.
В качестве физиометрических показателей выбирают показатели динамометрии правой кисти, динамометрии левой кисти, становой силы, отношение становой силы к массе тела, динамической силы.
При этом интегральный показатель физической подготовленности содержит параметры возраста, веса тела, артериального давления, пульса в покое, гибкости позвоночного столба, быстроты, динамической силы, скоростной выносливости, скоростно-силовой выносливости, общей выносливости, восстанавливаемости пульса.
Показатель физического состояния содержит параметры массы тела, артериального давления (АД), пульса в покое, возраста и роста.
В качестве характеристик гемодинамических компонентов выбирают показатели минутного и ударного объема крови, частоты сердечных сокращений, показатель ИН в пробе лежа и в ортопробе.
Величины показателей физического развития оценивают по трехуровневым шкалам среднестатистических значений соматоскопических, соматометрических и физиометрических показателей.
Величину показателя физической подготовленности оценивают в баллах по пятиуровневой шкале уровня физической подготовленности.
Оценка кондиционных способностей по интегральному показателю физической подготовленности, включающему показатели возраста, веса тела, артериального давления, пульса в покое, гибкости позвоночного столба, быстроты, динамической силы, скоростной выносливости, скоростно-силовой выносливости, общей выносливости, восстанавливаемости пульса, позволяет повысить точность оценки, так как дает возможность исследовать динамику становления качеств, свойств и способностей детей в онтогенетическом их развитии и подготовленности, динамику колебания компонентов физической подготовленности учащихся одного и того же возраста и пола.
Интегральный показатель физической подготовленности отображает неравномерность развития комплекса физических качеств в онтогенезе у школьников и позволяет вести ориентировочный (этапный) контроль за формированием у детей жизненно важных функций и компонентов физического развития.
Для расчета интегрального показателя проводят тестирование по всем его параметрам, полученные результаты сравнивают с контрольными нормативными показателями и выявляют у учащихся состояние нормы или предболезни, или патологии.
Величина отклонения от норматива определяется в процентах, для этого сравнивается исходный показатель (например, на начало года), принятый за 100%, с конечным (окончание года). Качественные показатели для определения сдвига представляются в количественных оценках общепринятой пятиуровневой шкалы, отражающей уровень физической подготовленности.
Оценка полученных результатов позволяет выявить у учащихся следующие состояния:
- нормы, если интегральный показатель физической подготовленности равен или выше 96 баллов;
- предболезни, если интегральный показатель физической подготовленности был равен или выше 55 баллов;
- патологии, если интегральный показатель физической подготовленности был ниже 55 баллов.
Интегральный показатель физической подготовленности может быть графически отражен в виде графика профиля физической подготовленности учащегося на основе возрастных норм моторных тестов, который дает возможность оперативно проследить уровни индивидуальных свойств, качеств и способностей занимающегося с целью их текущей коррекции при систематических занятиях физической культурой.
Однако для проведения текущей коррекции вида и дозирования тренировочных упражнений необходима периодическая оперативная оценка воздействия физических упражнений (УФС) в условиях естественного тренировочного процесса.
Индекс физического состояния (ИФС) позволяет оперативно оценивать резервные возможности организма занимающегося, так как в него включены параметры частоты пульса в покое, систолического давления, диастолического давления, возраст обследуемого, вес тела, рост, характеризующие возможности физической работоспособности. Величина индекса физического состояния (ИФС) рассчитывается по формуле и для определения индивидуального уровня физического состояния школьника она сравнивается со значениями, отраженными в пятибалльной шкале, приведенной в таблице 1.
Таблица 1 | |
УФС - уровень физического состояния | Диапазон значений (ИФС) |
1. Низкий | Менее 0,375 |
2. Ниже среднего | 0,376-0,525 |
3. Средний | 0,526-0,675 |
4. Выше среднего | 0,676-0,825 |
5. Высокий | 0,826 и выше |
Недостаточная двигательная активность, как и чрезмерные физические нагрузки, ведет к предболезненным и болезненным состояниям в связи с индивидуальными адаптивными изменениями гемодинамики.
Дополнительная этапная оценка воздействия тренировочных занятий по показателям гемодинамических компонентов сердечно-сосудистой системы с использованием ортостатических проб позволяет выявить индивидуальные адаптивные изменения гемодинамики и выделить общие закономерности с учетом типа кровообращения и ее регуляции, что обеспечит повышение точности оценки в онтогенезе физического развития детей, подростков, юношей и девушек с учетом их физической подготовленности и физического состояния.
Выбор показателей минутного объема крови (МО) и ударного объема крови (УО), частоты сердечных сокращений (ЧСС), показателя ИН в пробе лежа и в ортопробе в качестве гемодинамических компонентов сердечно-сосудистой системы с использованием ортостатических проб позволит судить о состоянии нейрогуморальной регуляции системы кровообращения ребенка, оперативно выделить особенности системы кровообращения и ее регуляции.
Показатель «ИН» обозначает объективную характеристику в оценке напряжения миокарда мышцы сердца, имеющей широкое использование в диагностике и лечении, а также применение в исследованиях по биологии, медицине, космической медицине, физическом воспитании и спорте (P.M.Баевский, 1979).
Показатели гемодинамики в состоянии покоя (лежа) характеризуются как наиболее стабильные в силу того, что артерии и вены расположены в этом случае примерно на уровне сердца и на них равномерно действует сила тяжести, обеспечивают объективную оценку регуляции сердечной деятельности при разных фазах адаптации, напряжения и перенапряжения, подготовленности и состояния учащихся при переутомлении и перетренированности.
Для расчета показателей гемодинамических компонентов с использованием ортостатических проб проводят тестирование и полученные результаты сравнивают с нормативными показателями.
Дезадаптивными показателями при этом, как показали исследования при проведении ортостатической пробы, необходимо считать:
- резкое учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС);
- резкое увеличение или падение САД (более 20%);
- рост Хитер-индекса при ортостазе;
- рост МОК с одновременным увеличением ЧСС и УС;
- резкое увеличение соотношения фаз предизгнания и изгнания ФП/ФИ;
- достоверные изменения показателей при пробе лежа и в ортопробе.
Важными показателями производительности сердца являются МОК, минутный и ударный объемы крови (МО и УО). При исследовании этих показателей в пробах лежа и ортопробах оказалось, что у учащихся от более младшего к более старшему возрасту отмечается рост УО и МОК, а ЧСС в пробе лежа снижается. Отмечалось превышение величины УО и МОК у мальчиков в сравнении с девочками в возрасте 9-12 лет и юношей и девушек 16-17 лет.
Такого рода реакции отмечались в более старших группах обследуемых, что связывалось с недостаточно активным их двигательным режимом. Было выявлено, что уменьшение обозначенных параметров сравнимо с повышением комплайенса сосудов и последующей устойчивости к ортостазу.
Физические нагрузки обеспечивают аэробизацию и приводят к снижению комплайенса путем повышения мышечной массы вокруг вен.
Усиление аэробно-анаэробной тренировки выносливости дополнительным включением циклических упражнений при низком уровне физической подготовленности, равном 55-95 баллов, и значении индекса физического состояния, равном 0,375-0,525, изменении гемодинамики АД более чем на 20% по сравнению с нормой, приросте ЧСС и отклонении величины ИН более чем на 20 обеспечивает аэробизацию и приводит к снижению комплайенса путем повышения мышечной массы вокруг вен.
Выбор интенсивности физической нагрузки в пределах 60-75% от максимальной с регулярностью в недельном цикле не менее 3-х раз в неделю позволяет корректировать тренировочные и соревновательные нагрузки детей, подростков, юношей и девушек с учетом индивидуальной физической подготовленности и физического состояния. Дополнение двигательного режима статическими силовыми нагрузками, интенсивность которых устанавливают 60-70% от максимальной, позволяет дозировать тренировочные и соревновательные нагрузоки с учетом индивидуального физического состояния и гемодинамики. При этом в пределах статических нагрузок удается регулировать возрастание внутримышечного давления на 50 мм рт.ст.
Корректировка вида тренировок, осуществляемая с учетом показателей физического развития, оцениваемых рядом соматоскопических, соматометрических и физиометрических показателей, позволяет влиять на физическое развитие учащегося и в том случае, если имеется отклонение индивидуальных параметров от нормативов, путем изменения, при необходимости, вида тренировок и/или дозирования тренировочных упражнений и соревновательных нагрузок.
Соматоскопические показатели стопы и осанки позволят оперативно анализировать динамику нормы и отклонений от нормы признаков стопы, осанки.
Соматометрические показатели роста, веса, отношения веса к росту, жизненной емкости легких, отношения веса к жизненной емкости легких позволят анализировать динамику нормы и отклонений от нормы признаков роста, веса тела, жизненной емкости легких.
Физиометрические показатели динамометрии правой кисти, динамометрии левой кисти, становой силы, отношения становой силы к массе тела, динамической силы позволят контролировать динамику нормы и отклонений от нее признаков динамометрии правой и левой кистей, становой силы, динамической силы.
Учет наряду с интегральным показателем физической подготовленности, индекса физического состояния и показателей гемодинамических компонентов, а также показателей физического развития, оцениваемого рядом соматоскопических, соматометрических и физиометрических показателей, позволяет более точно отразить возрастно-морфологические уровни и степень пропорциональности развития, комплексно оценить кондиционные способности, обосновать индивидуальный рациональный двигательный режим, корректировать и дозировать тренировочные, соревновательные нагрузки детей, подростков, юношей и девушек с учетом их физической подготовленности, физического состояния и гемодинамики.
Величины показателей физического развития, оцениваемые соматоскопическими, соматометрическими и физиометрическими характеристиками физического развития, рассчитывают в баллах по трехуровневым шкалам среднестатистических значений и представляют в виде графика антропометрического профиля учащегося с использованием возрастных норм морфометрических показателей.
На фиг.1 показан график профиля физической подготовленности, построенный в результате оценки показателей физической подготовленности занимающегося в сравнении с нормативными показателями.
Таблица 4 | ||||||||||||
Возраст (лет) | Гибкость (см) | Быстрота (см) | Динамическая сила (см) | Скоростная вынослив. (раз) | Скоростно-силовая вынослив. (раз) | Общая выносливость (6-минутный бег, м) | ||||||
М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | |
6 | 9 | 13 | 16 | 17 | 25 | 20 | 11 | 9 | 10 | 10 | 650-730 | 550-700 |
7 | 9 | 12 | 16 | 17 | 25 | 20 | 11 | 9 | 13 | 12 | 730-900 | 600-800 |
8 | 8 | 12 | 17 | 19 | 25 | 20 | 12 | 9 | 15 | 14 | 800-950 | 650-850 |
9 | 8 | 14 | 17 | 19 | 30 | 25 | 13 | 10 | 17 | 15 | 850-1000 | 700-900 |
10 | 10 | 15 | 16 | 18 | 30 | 26 | 13 | 10 | 19 | 15 | 900-1050 | 750-950 |
11 | 10 | 16 | 15 | 17 | 30 | 26 | 14 | 11 | 20 | 17 | 1000-1100 | 850-1000 |
12 | 10 | 18 | 15 | 17 | 35 | 27 | 15 | 11 | 22 | 17 | 1100-1200 | 900-1050 |
13 | 9 | 18 | 15 | 17 | 35 | 28 | 16 | 12 | 22 | 17 | 1150-1250 | 950-1100 |
14 | 12 | 20 | 14 | 16 | 40 | 28 | 16 | 13 | 24 | 18 | 1200-1300 | 1000-1150 |
15 | 13 | 21 | 14 | 16 | 42 | 30 | 17 | 14 | 26 | 18 | 1250-1350 | 1050-1200 |
16 | 13 | 21 | 14 | 16 | 43 | 30 | 17 | 14 | 27 | 17 | 1350-1400 | 1050-1200 |
17 | 18 | 21 | 13 | 15 | 44 | 31 | 18 | 15 | 29 | 18 | 1300-1400 | 1150-1200 |
18 | 15 | 17 | 13 | 15 | 50 | 37 | 18 | 15 | 28 | 19 | 1300-1400 | 1050-1200 |
Примечание: показатели в тестах - М - мальчиков, Д - девочек и девушек. |
На фиг.2 изображен график профиля физической подготовленности учащегося К-на в процессе коррекции и контроля его качеств и способностей.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
Предварительно сравнивают результаты тестирования с нормативными показателями, которые были получены путем исследования физической подготовленности 5379 учащихся, по состоянию здоровья отнесенных к основной медицинской группе, в возрасте от 6 до 17 лет, разного пола (школы №25, 35, 78 и 138 г.Челябинска) в период с 1994-2004 г.г. учебные годы.
Контрольное оценочное тестирование включало в себя следующие упражнения:
- подъем туловища из положения лежа на спине;
- челночный бег 4×9 м;
прыжок в длину с места;
- наклоны вперед из положения сидя.
Полученные результаты были подвергнуты математической обработке на компьютере и легли в основу оценки кондиционных способностей по интегральному показателю физической подготовленности предложенного способа.
В таблицах 2 и 3 приведены параметры физической подготовленности юношей и девушек соответственно (школы г.Челябинска), замеренные на протяжении 1994-2004 г.г. В таблице 4 приведены возрастные нормы моторных тестов, на основе которых оценивали кондиционные способности юношей и девушек.
Оценка интегрального показателя велась на основе следующих параметров:
- возраст: каждый год жизни оценивается в 1 балл;
- вес тела, соответствующий норме в его возрастной группе, оценивается в 30 баллов, норма веса рассчитывается по формуле: Р=Д-108 при Д=155-165; Р=Д-106 при Д=165-175; Р=Д-110 при Д=175 и выше; где Д - рост ребенка; при превышении нормы в 2,5 кг (при снижении нормы в 2,5 кг) вычитают из общей суммы 5 баллов;
- артериальное давление (АД) в норме оценивается в 30 баллов, при отклонении от нормы в 5 мм рт.ст. значений СД или ДД вычитают от нормы 5 баллов; нормативные показатели артериального давления для детей определяются по таблице А.П.Хрипкова;
- пульс в покое, оценка его производится: за каждый удар меньше нормы, например для 6-летнего ребенка 96 ударов, начисляется 1 балл; норма пульса за 1 минуту дает 30 баллов, норма этого показателя для детей оценивается по А.П.Хрипкову; при пульсе выше 95 ударов в минуту баллы не начисляются;
- гибкость (см), оценивается сгибание туловища с максимальной амплитудой (см); при выполнении задания, соответствующего возрастной норме, начисляется 1 балл, свыше ее каждый сантиметр - также 1 балл, при невыполнении нормативных требований баллы не начисляются;
- быстрота (см), оценивается способностью поймать падающую в свободном падении линейку в положении стоя, с вытянутой рукой вперед перед грудью; результат тестирования из трех попыток оценивается по медиане, за выполнение возрастного норматива начисляется 12 баллов;
- динамическая сила (см), оценивается высотой прыжков с места толчком двух ног, по методике В.М. Абалакова; выполненный возрастной норматив и каждый сантиметр сверх его оценивается в 2 балла, в выпрыгивании выполняются 3 попытки, оценка производится по медиане;
- скоростная выносливость (раз), оценивается сгибание туловища в положении лежа на спине за 1 минуту; в этом темпе ведется подсчет максимальной частоты подниманий прямых ног до угла 90 градусов по отношению к туловищу из положения лежа на спине за 30 секунд; оценивается возрастная норма и каждое поднимание сверх ее - в 3 балла;
- скоростно-силовая выносливость (раз), оценивается частота сгибания и разгибания рук в упоре лежа за 30 секунд; выполнение возрастного норматива и каждое отжимание, превосходящее его, оценивается в 4 балла;
- общая выносливость (м), оценивается расстояние 6-минутного бега; за выполнение возрастного норматива начисляется: 30 баллов за каждые 50 метров, превышающих норматив; 15 баллов поощрительных; за каждые 50 метров ниже установленного норматива вычисляется от общей суммы 5 баллов;
- восстанавливаемость пульса (уд./мин) оценивается следующим образом: в положении сидя измеряется пульс за 10 секунд (результат умножается на 6), после выполнения 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд вновь измеряется пульс за 10 секунд и результат умножается на 6, получим пульс в покое; затем дается стандартная нагрузка - 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и испытуемый снова садится, через 2 минуты у него снова измеряется пульс за 10 секунд и результат его умножается на 6; соответствие пульса при повторном тестировании норме, по истечении 2-х минут, исходной величине - 30 баллов; превышение пульса на 10 ударов считают 20 баллов, на 15 ударов - 10 баллов, на 20 ударов - 5 баллов, более 20 ударов - баллы не начисляются. Оценив качества и способности по 11 показателям (параметрам) в баллах, вычисляют их сумму. Оценка полученного результата по шкале 5 уровней физической подготовленности приведена в таблице 5.
Таблица 5 | |
Шкала оценки | Состояния организма |
1. Низкий - 55 баллов | Состояние патологии |
2. Ниже среднего - 56-95 баллов | Состояние предболезни |
3. Средний 96-165 баллов | Состояние нормы |
4. Выше среднего - 166-255 баллов | Состояние нормы |
5.Высокий - более 255 баллов | Состояние нормы |
Выявленные состояния нормы или предболезни, или патологии не достаточны для определения воздействия тренировочных занятий в условиях естественного тренировочного процесса, в частности резервных возможностей организма. Дополнительно оценивают индекс физического состояния (ИФС) по параметрам:
- (ЧП) частота пульса в покое;
- (СД) систолическое давление;
- (ДД) диастолическое давление;
- (В) возраст обследуемого;
- (МТ) вес тела обследуемого;
- (Р) рост (длина тела).
После замера указанных параметров индекс физического состояния (ИФС) определяют расчетным путем по следующей формуле:
где ЧП - частота пульса в покое;
СД - систолическое давление;
ДД - диастолическое давление;
В - возраст обследуемого;
МТ - вес тела обследуемого;
Р - рост (длина тела).
Оценку резервных возможностей растущего организма школьника в условиях естественного тренировочного процесса с учетом индивидуального уровня физического состояния проводят с использованием качественных оценок (УФС) уровней физического состояния, представленных в виде пятибалльной шкалы и приведенных в таблице 6.
Таблица 6 | ||
УФС (уровень физического состояния) | Диапазон значений ИФС (индекса физического состояния) | Резервные возможности растущего организма школьника |
1. Низкий | Менее 0,375 | Низкие резервные возможности |
2. Ниже среднего | 0,376-0,525 | Низкие резервные возможности |
3. Средний | 0,526-0,675 | Средние резервные возможности |
4. Выше среднего | 0,676-0,825 | Высокие резервные возможности |
5. Высокий | 0,826 и выше | Высокие резервные возможности |
Воздействие тренировочных занятий также оценивают по показателям гемодинамических компонентов сердечно-сосудистой системы с использованием ортостатических проб. Оценивают показатели минутного (МОК) и ударного (УО) объема крови, частоту сердечных сокращений (ЧСС), показатели ИН в пробе лежа и в ортопробе (таблица 7) в сравнении со среднестатистическими показателями состояния гемодинамики.
Поскольку устойчивость к ортостазу напрямую зависит от состояния мышц, то физические нагрузки обеспечат повышение выносливости за счет аэробизации и снижение комплайенса путем повышения мышечной массы вокруг вен. Поэтому при низком уровне физической подготовленности, равном 55-95 баллов, и значении индекса физического состояния, равном 0,375-0,525, изменении АД более чем на 20% по сравнению с нормой, приросте ЧСС и отклонении величины ИН более чем на 20% усиливают аэробно-анаэробную тренировку выносливости дополнительным включением циклических упражнений. Интенсивность физической нагрузки выбирают в пределах 60-75% от максимальной с регулярностью в недельном цикле не менее 3-х раз в неделю. Двигательный режим дополняют статическими силовыми нагрузками, интенсивность которых устанавливают 60-70% от максимальной.
Корректировку вида тренировок ведут с учетом величин показателей физического развития, оцениваемых рядом соматоскопических, соматометрических и физиометрических показателей уровня возрастного развития.
Для определения величин комплекса показателей, характеризующих состояние физического развития, замеряют параметры стопы, осанки, роста, веса, отношение веса к росту, жизненной емкости легких, отношение веса к жизненной емкости легких, динамометрию правой кисти, динамометрию левой кисти, становую силу, отношение становой силы к массе тела, динамическую силу. Параметры замеренных показателей сравнивают с показателями нормы, для этого используют прием трехуровневой оценочной шкалы, в которой исследуемое значение показателя сравнивают с нормой в соответствии со средней арифметической выборкой. Учащийся, имеющий отклонение изучаемого показателя в сторону увеличения или уменьшения на Х+2σ или Х-2σ, входит в группу, включающую параметры выше или ниже среднего уровня.
Если величины одного или нескольких показателей, характеризующих комплексное состояние организма, выходят за пределы контрольного среднестатистического норматива, то в тренировку включают физические упражнения, направленные на восстановление пропорциональности телосложения, а дозировку назначенных физических упражнений увеличивают, если величина показателя физической подготовленности, полученная до корректировки, была ниже контрольного среднестатистического норматива возрастной группы учащегося.
Интегральный показатель физической подготовленности содержит параметры возраста, веса тела, артериального давления, пульса в покое, гибкости позвоночного столба, быстроты, динамической силы, скоростной выносливости, скоростно-силовой выносливости, общей выносливости, восстанавливаемости пульса.
Показатель физического состояния содержит параметры массы тела, артериального давления, пульса в покое, возраста и роста.
Для характеристик гемодинамических компонентов выбирают показатели минутного и ударного объема крови, частоты сердечных сокращений, показатель ИН в пробе лежа и в ортопробе.
Для соматоскопических характеристик выбирают показатели стопы и осанки.
Для соматометрических характеристик выбирают показатели роста, веса, отношение веса к росту, жизненную емкость легких, отношение веса к жизненной емкости легких.
Пример конкретного осуществления способа.
Проводили коррекцию физических качеств и способностей учащегося К-на 11 лет исходя из его состояния, функциональных возможностей, уровня развития физических качеств и подготовленности.
Согласно диагностике (тестирования), проводимой в начале учебного года, у обследуемого выявлены существенные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы, базового физического качества - скоростно-силовой выносливости (см. приведенный на фиг.2 1-ый ряд графика профиля физической подготовленности учащегося К-на 11 лет).
Также были выявлены уплощение свода стопы, низкий уровень физического развития -ЖЕЛ - 1388,74 мл и жизненный индекс (ЖЕЛ/Масса тела) - 56,91.
С целью коррекции отстающих качеств и функциональных способностей К-ну была предложена индивидуальная тренировочная программа, включающая следующие средства тренировки: бег (кросс) 15-30 мин - с малой и средней интенсивностью при 2-разовом проведении занятий в неделю. Эта нагрузка выполнялась в течение первых шести недель. В течение последующих 6 недель выполнялись: бег (кросс) со средней интенсивностью в течение 20-40 минут - 3 раза в неделю, лыжные прогулки - прохождение 3-километровой дистанции со средней интенсивностью - 3 раза в неделю, где корректировалось состояние сердечно-сосудистой системы. Параллельно с этим велась коррекция свода стопы с предложенным комплексом упражнений в домашних условиях. Он состоял из упражнений силового и скоростно-силового характера и включал 2 упражнения со следующей дозировкой:
- выход на носки из положения основная стойка с гантелью (6 кг) на плечах - 25-30 повторений в четырех подходах;
- спрыгивание в глубину с 35 см возвышения с последующим отталкиванием от опоры ногами и 10-12-кратные повторения в пяти подходах.
Комплекс упражнений для коррекции свода стопы выполнялся в течение 6-ти недель и входил в утреннюю зарядку как обязательное условие.
Согласно повторной диагностике (тестирования), проводимой спустя шесть недель, у К-на стабилизировались - артериальное давление, пульс в покое и его восстанавливаемость, сформировался свод стопы. Уровень развития скоростно-силовой выносливости повысился до нормативных возрастных границ (см. приведенный на фиг.2 2-ой ряд графика профиля физической подготовленности учащегося К-на 11 лет).
Возросли показатели физического развития - ЖЕЛ и жизненный индекс до величин 1985,17 мл и 62,75 соответственно (при возрастной норме - 1487,71 и 58,59).
Предложенный способ позволил адекватно воздействовать на сердечно-сосудистую систему, являющуюся наиболее лабильной, уязвимой и ранимой в сравнении с другими системами организма, а именно строго дозировать пульсовую стоимость, как условие недопустимого форсирования коррекционных нагрузок (первых и вторых шести недель). При коррекционных воздействиях она определяется тренировочной частотой сердечных сокращений (ТЧСС) по приведенной ниже формуле. Например, резерв максимальной частоты сердечных сокращений (РМЧСС) определяется как разность максимальной ЧСС и ЧСС в покое. Если для этой возрастной группы учащихся ЧСС для занятий рекомендуется 150 уд./мин, как максимальная, то ЧСС для коррекционной тренировочной нагрузки (ТЧСС) рассчитывается по формуле: ТЧСС=80+0,60(150-80)=98 уд./мин.
Из данных мониторинга предложенного способа следует, что рост физических качеств для занимающихся по применяемой технологии составил:
- 8-12% для детей младшего школьного возраста;
- 11-16% для подростков;
- 13-27% для юношей и девушек и занимающихся в профильных группах.
1. Способ сбережения физического здоровья учащихся, включающий тестирование базовых качеств быстроты, силы, выносливости и скоростно-силовых качеств учащихся, сравнение полученных результатов с нормативными показателями, выявление отклонений тестовых показателей в возрастных группах от нормативных и оценку физической подготовленности учащихся, отличающийся тем, что дополнительно оценивают показатели гемодинамических компонентов сердечно-сосудистой системы с использованием ортостатических проб и воздействие тренировочных занятий в условиях естественного тренировочного процесса по индексу физического состояния (ИФС), который определяют по формуле
,
где ЧП - частота пульса в покое;
СД - систолическое давление;
ДД - диастолическое давление;
В - возраст обследуемого;
МТ - вес тела обследуемого;
Р - рост (длина тела),
и при изменении гемодинамики артериального давления (АД) более чем на 20% по сравнению с нормой, приросте ЧСС, отклонении величины индекса напряжения ИН более чем на 20%, низком уровне физической подготовленности и значении ИФС, равном 0,375-0,525, усиливают аэробно-анаэробную тренировку дополнительным включением ациклических упражнений, при этом интенсивность физической нагрузки выбирают в пределах 60-75% от максимальной с регулярностью в недельном цикле не менее трех раз в неделю, двигательный режим дополняют статическими силовыми нагрузками, интенсивность которых устанавливают 60-70% от максимальной, корректировку вида тренировок ведут с учетом соматоскопических, соматометрических и физиометрических показателей и если, по меньшей мере, один из этих показателей выходит за пределы контрольных среднестатистических нормативов, то в тренировку включают физические упражнения, направленные на восстановление пропорциональности телосложения, а дозировку назначенных физических упражнений увеличивают, если величина показателя физической подготовленности, полученная до корректировки вида упражнения, не ниже контрольного среднестатистического норматива возрастной группы учащегося.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве соматоскопических показателей выбирают показатели стопы и осанки.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве соматометрических показателей выбирают показатели роста, веса, отношение веса к росту, жизненную емкость легких, отношение веса к жизненной емкости легких.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве физиометрических показателей выбирают показатели динамометрии правой кисти, динамометрии левой кисти, становой силы, отношение становой силы к массе тела, динамической силы.