Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам
Иллюстрации
Показать всеНастоящее изобретение относится к области нефтепереработки, нефтехимии и автомобильной промышленности, конкретно к многофункциональной присадке, предназначенной для использования в составе автомобильных бензинов. Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот и полиэтиленполиаминов формулы NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7, взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:технические алкилсалициловые кислоты, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, в качестве которого содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси. Присадка улучшает моющие, антиокислительные, антикоррозионные и другие свойства автомобильных бензинов, а также снижает содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобилей. Использование настоящего изобретения позволит увеличить выпуск высококачественных неэтилированных бензинов. 5 табл.
Реферат
Изобретение относится к нефтепереработке, нефтехимии и автомобильной промышленности, в частности к присадкам к автомобильным бензинам для придания им моющих, антиокислительных, антиобледенительных и других свойств, а также для улучшения экологических характеристик.
С целью улучшения эксплуатационных и экологических свойств бензинов за рубежом выпускаются и широко используются многофункциональные присадки, такие как Keropur 3430, Adibis-5007, Hitec-6430, SAP-9500 и др. Использование этих присадок необходимо для уменьшения отложений в системе подачи топлива в камеру сгорания, улучшения эксплуатационных характеристик бензинов и снижения токсичности отработавших газов автомобилей. Недостатками этих присадок являются многокомпонентность, дефицитность сырья, сложная технология получения отдельных компонентов и, как следствие, высокая стоимость.
В России предложены моющие присадки, получаемые на базе продуктов реакции карбоновых кислот и полиэтиленполиаминов различного состава, в частности моющая присадка "Неолин", представляющая собой раствор продукта конденсации олеиновой кислоты и диэтилентриамина и оксиэтилированного алкилфенола в бутилцеллозольве [ТУ 38.401103-93, A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. - М.: Химия, 2000. - С.121]. Недостатками этой присадки являются низкая эффективность моющего действия, неудовлетворительные низкотемпературные свойства, использование для ее производства растительных масел - пищевого сырья, ресурсы которого ограничены.
Известна присадка "Автомаг" [ТУ 38.401-58-33-92, A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. - М.: Химия, 2000. - С.120], которая вырабатывалась в ПО "Норси". В состав этой присадки входят, мас.%:
Продукт конденсации диэтилентриамина | |
с синтетическими жирными кислотами (СЖК) | 5,0 |
Алифатический спирт C3-C4 (н-бутанол) | 30,0 |
Полиоксиэтилированный алкилфенол (неонол) | 5,0 |
Углеводородная фракция 180°-350°С (денормализат) | 60,0 |
В настоящее время ее производство прекращено из-за закрытия производства основного сырья - синтетических жирных кислот.
Недостатками присадки "Автомаг" являются сложный состав и недостаточно высокая эффективность действия.
Наиболее близким аналогом предлагаемой присадки является присадка Паливин - продукт конденсации технических алкилсалициловых кислот и диэтилентриамина (прототип) [A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. - М.: Химия, 2000. - С.119-120].
Задачей настоящего изобретения является создание на основе доступного нефтехимического сырья многофункциональной присадки к автомобильным бензинам, которая, обладая антиокислительными, антикоррозионными, антиобледенительными и другими свойствами, обеспечивает высокую эффективность моющего действия и тем самым улучшает эксплуатационные и экологические характеристики топлива, снижая содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобилей.
Поставленная задача решается тем, что, многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот (ТАСК) и полиэтиленполиаминов формулы
NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7,
взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:ТАСК, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, в качестве органического растворителя содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси. Соотношение компонентов, мас.%:
Продукты взаимодействия полиэтиленполиаминов | |
с техническими алкилсалициловыми кислотами | 40-60 |
Органический растворитель | До 100 |
В качестве органического растворителя используются:
- индустриальные масла И-5А, И-8А, И-12А, И-20А (ГОСТ 20799); или трансформаторные масла ГК (ТУ 38.1011025) либо ВГ (ТУ 38.401978); или моторные масла МС-14, МС-20 (ГОСТ 21743), а также другие углеводородные масла с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С;
- синтетические полиальфаолефиновые масла ПАОМ-4, 5, 6 (ТУ 38.4011093-2003), или диоктилсебацинат ДОС (ТУ 6-06-11-88);
- полиэфирамины, в частности полиоксипропилендиамины ДА (ТУ 6-02-2-971-88);
- или смеси перечисленных продуктов.
ТАСК содержат от 10 до 30 углеродных атомов и состоят в основном из алкилсалициловых кислот 50-60% и алкилфенолов 30-40%. Такой состав ТАСК определяется обратимостью реакций при их производстве по методу Кольбе-Шмидта.
В результате взаимодействия указанных реагентов в зависимости от их мольного соотношения получаются моноамиды и диамиды полиэтиленполиламинов и ТАСК.
Растворители присадки, заявляемые в настоящем техническом решении, предложены впервые, что соответствует критерию "новизна".
В отличие от прототипа:
- в качестве растворителя присадки, усиливающего ее функциональные свойства, используются углеводородные или синтетические масла, или полиоксипропилендиамины, или их смеси.
Присадка добавляется в углеводородные топлива в концентрации 0,01-0,15 мас.%, предпочтительно 0,03-0,06 мас.%.
Присадку предлагаемого состава получают смешением при температуре 25°С полиэтиленполиамина с раствором ТАСК в прямогонной бензиновой фракции в мольном соотношении от 1:1 до 1:2 с последующим подъемом температуры до 140-160°С и выдержкой при этой температуре до полного удаления воды, выделяющейся в результате реакции. После окончания процесса и отгонки бензиновой фракции активное вещество присадки при перемешивании растворяется в перечисленных выше растворителях.
Были приготовлены образцы присадки на основе ТАСК, полиэтиленполиаминов и различных растворителей. Соотношения реагентов и свойства полученных продуктов приведены в таблице 1.
Исследование эффективности моющего действия представленных образцов осуществлялось на установке УИТ-65 по методике, включенной в комплекс методов квалификационной оценки (КМКО) автомобильных бензинов.
Оценка эффективности моющего действия синтезированных продуктов проводилась по среднему уровню загрязнения контрольной поверхности при заданном режиме чередования процессов накопления и смыва отложений, так называемому интегральному показателю моющих свойств - Ас, %.
Интегральный показатель Ас является комплексным показателем для сравнения присадок. Чем меньше значения Ас, тем большей эффективностью моющего действия обладает присадка.
Результаты исследования моющего действия образцов приведены в таблице 2.
Из полученных данных видно, что амиды технических алкилсалициловых кислот в растворе нефтяных и синтетических масел с уровнем вязкости, не превышающим 25 мм2/с при 100°С (обр.1-10), проявляют высокую моющую эффективность. С ростом вязкости масла-растворителя выше указанного уровня, характеризующегося также ухудшением низкотемпературных свойств (обр.11-13), моющие свойства ухудшаются.
Такая же тенденция наблюдается при использовании в качестве растворителя присадки ароматических углеводородов (обр.14, 16). При использовании в качестве растворителя смеси ксилола с изопропиловым спиртом (обр.15) также наблюдается значительное ухудшение моющих свойств присадки.
Антикоррозионные свойства синтезированных продуктов оценивались по модифицированному методу ASTM D665, заключающемуся в контакте специальным образом подготовленного стального стержня (Ст.3, ГОСТ 380-85) с водно-топливной эмульсией в течение 4 часов при температуре 38°С.
Для сравнения эффективности действия образцов в качестве эталонного топлива использовалась смесь искусственного топлива (ИТ), состоящего из изооктана (80 об.%.) и толуола (20 об.%), с 10 об.% этанола и в качестве водной фазы - искусственная "морская" вода, содержащая набор неорганических солей в соответствии с указанным стандартом. Соотношение топливо:водная фаза составляло 10:1 по объему.
Коррозионную активность испытуемого топлива оценивали визуально по чистоте стержня в баллах в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3 | ||
Изменения на поверхности стержня | Значение | Степень коррозии |
Отсутствуют следы коррозии в виде пятен и точек | Отсутствие | 0 |
Не более шести темных точек и пятен диаметром не более 1 мм каждое | Следы | 1 |
Пятна и потускнения занимают не более 5% поверхности | Умеренная | 2 |
Коррозии подвержено более 5% поверхности | Сильная | 3 |
Антиокислительные свойства синтезированных соединений исследовали по величине индукционного периода базового бензина их содержащего по ГОСТ 4039 и методу ускоренного старения бензина с определением растворимых и нерастворимых высокомолекулярных продуктов окисления (фактических смол) по ГОСТ 22054. В качестве базового бензина использовали смесь 70 об.%. бензина прямой гонки и 30 об.% бензина термического крекинга.
Антиобледенительные свойства оценивали по изопропиловому эквиваленту, который равняется содержанию изопропилового спирта в модельном топливе в процентах, при котором наблюдается такая же скорость обледенения, что и в случае испытуемого образца. В качестве модельного топлива использовали смесь, состоящую из 80% н-пентана и 20% толуола.
Результаты исследований приведены в таблице 4.
Таблица 4Функциональные свойства синтезированных образцов (концентрация 0,05 мас.%) | ||||
Примеры (составы по таблице 1) | Степень коррозии в морской воде, баллы, | Антиокислительные свойства | Изопропиловый эквивалент, % (при норме - не менее 1,0) | |
Индукционный период по ГОСТ 4039, мин | Концентрация фактических смол по ГОСТ 22054, мг/100 см3 | |||
1 | 1 | 605 | 2,0 | 1,4 |
2 | 2 | 590 | 2,6 | 1,2 |
3 | 1 | 612 | 2,2 | 1,5 |
4 | 2 | 580 | 2,6 | 1,4 |
5 | 1 | 625 | 2,0 | 1,6 |
6 | 2 | 580 | 2,5 | 1,3 |
7 | 1 | 610 | 2,1 | 1,5 |
8 | 2 | 615 | 1,9 | 1,5 |
9 | 1 | 595 | 2,5 | 1,4 |
10 | 2 | 625 | 2,3 | 1,5 |
Для сравнения | ||||
11 | 3 | 570 | 2,7 | 1,2 |
12 | 3 | 550 | 3,0 | 1,1 |
13 | 3 | 554 | 2,7 | 1,2 |
14 | 3 | 560 | 2,8 | 1,2 |
15 | 3 | 575 | 2,6 | 1,3 |
16 | 3 | 565 | 2.8 | 1,1 |
Базовое топливо | 3 | 200 | 5,0 | 0,8 |
Прототип | 3 | 545 | 2,9 | 1,1 |
Введение предлагаемой присадки в концентрации до 0,15 мас.%. не оказывает отрицательного влияния на физико-химические и эксплуатационные свойства автомобильных бензинов. При этом проверке подвергались показатели качества бензина, наиболее чувствительные к наличию поверхностно-активных веществ. Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5Влияние синтезированных образцов на некоторые свойства автобензина АИ-80 (экспортный) Киришинефтеоргсинтез (концентрация присадок 0,15 мас.%) | |||||||||
№ п/п | Показатель | Норма по ГОСТ 51107 | АИ-80 Экспортный | Примеры (составы по таблице 1) | Прототип | Метод испытаний | |||
(2084) | 2 | 5 | 7 | 10 | |||||
1 | Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина | не более 5,0 | 0,4 | 2,2 | 2,5 | 2,6 | 2,8 | 2,9 | ГОСТ 1567 |
2 | Кислотность, мг КОН/100 см3 | (не более 3,0) | 0,1 | 1,24 | 1,35 | 1,12 | 1,31 | 1,65 | ГОСТ 5985 |
3 | Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | Отсутствие | ГОСТ 6307 |
4 | Испытание на медной пластинке | Выдерживает | Выдерживает | Выдерживает | Выдерживает | Выдерживает | Выдерживает | Выдерживает | ГОСТ6307 |
Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот и полиэтиленполиаминов формулы:
NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7,
взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:технические алкилсалициловые кислоты, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, отличающаяся тем, что в качестве органического растворителя содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси.