Передвижная установка для возбуждения сейсмических волн

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области сейсмической техники, а именно к передвижным установкам для возбуждения упругих колебаний в грунте. Сущность: установка содержит буксируемый тягачом полуприцеп, размещенные на его платформе ударные нагружатели электродинамического типа, накопители электрической энергии емкостного типа, по одному на каждый из нагружателей, гидравлические механизмы опускания нагружателей на грунт и подъема их с поверхности грунта, бортовой источник электропитания с бензоприводом и систему управления. В составе системы управления имеется два программируемых пульта для дистанционного управления работой нагружателей и исполнительных механизмов гидросистемы. Гидросистема имеет два контура питания указанных механизмов рабочей жидкостью. Технический результат: повышение технико-эксплуатационных качеств. 7 з.п. ф-лы, 72 ил.

Реферат

Изобретение относится к области сейсмической техники, а именно к передвижным установкам для возбуждения упругих колебаний в грунте посредством соответствующего ударного воздействия на его поверхность при помощи электродинамических импульсных нагружателей, исполнительные механизмы электромагнитного типа которых способны преобразовывать запасаемую в особых устройствах - накопителях емкостного типа электрическую энергию в механическую работу, реализуемую в виде силового импульса большой интенсивности, передаваемого вышеупомянутой поверхности.

Указанная установка может быть использована при проведении сейсмической разведки как в научных (например, для изучения геологического строения земной коры в том или ином регионе), так и в сугубо практических целях, связанных например, с поиском и подготовкой к разведочному бурению нефтегазоносных и других структур или соответствующими инженерными изысканиями в районах предстоящих массовых застроек, гидромелиорации либо возведения спецсооружений.

Известно достаточно большое количество аналогов изобретения как отечественной, так и зарубежной разработки (см., например, авт. свид. SU № 744403, G 01 V 1/14, 30.06.80; SU № 890304, G 01 V 1/14, 15.12.81; SU № 104450 А, G 01 V 1/143, 23.07.84; SU № 11005842 А, G 01 V 1/14, 30.07.84; SU № 1120261 А, G 01 V 1/09, 23.10.84; SU № 1383248 А1, G 01 V 1/09, 23.03.88; SU № 1404999 A1, G 01 V 1/09, 1/143, 23.06.88; пат. RU 2216753 C2, G 01 V 1/02, 20.11.2003; пат. США 3295630, G 01 V 1/14, 1963; пат. США 3929206, G 01 V 1/04, 1975; пат. США 3306391, G 01 V 1/04, 1967; пат. США 3306392, G 01 V 1/14, 1967 и др.).

Сейсмическое оборудование рассматриваемого класса нашло достаточно широкое применение в мировой практике. В немалой степени этому способствовали особые потребительские качества указанного оборудования, а также значительный рост в последнее время номенклатуры и объемов производимых с его использованием сейсморазведочных работ.

Однако многие из перечисленных аналогов сложны в исполнении и имеют относительно небольшую мощность, нерациональную металлоконструкцию и компоновку, несовершенную кинематику, малоэффективный гидропривод и недостаточно надежны в работе и удобны в обслуживании.

Очевидно, что мощность установок рассматриваемого класса существенным образом зависит от количества и типа располагаемых на грузовой платформе входящего в их состав транспортного средства ударных нагружателей. Чем большее количество их несет на себе передвижная установка, тем, естественно, и большей силы ударное воздействие она способна оказывать на грунт. Ну и конечно же, передвижные установки с электродинамическими нагружателями в этом отношении гораздо эффективнее тех, в которых используются нагружатели копрового либо вибрационного типов, а также с массивными вращающимися инерционными маховиками, снабженными кулачковыми ударными механизмами, взаимодействующими с опускаемой на поверхность грунта наковальней штангового типа, оканчивающейся плоской плитой.

В вышеупомянутых аналогах используются несколько типовых схем размещения нагружателей на платформе транспортного средства в частности непосредственно за кабиной последнего, в центральной и хвостовой зонах платформы. Первые две схемы компоновки предпочтительнее с позиций оптимизации кинематических схем отбора мощности от двигателя транспортного средства и уменьшения протяженности гидравлических соединительных магистралей, имеющихся в составе установок гидросистем.

Однако при этом существенно усложняются монтаж и демонтаж нагружателей, поскольку у ряда используемых в качестве транспортного средства автомобилей, в основном серийного производства, выполнению указанной задачи могут помешать поперечины рамы их шасси, карданные валы, редуктор заднего моста, агрегаты колесной подвески и тормозных систем, а также другие элементы заполнения рассматриваемой зоны. Именно по этой причине в ряде известных установок нагружатели, когда их более одного, располагают по бокам грузовой платформы, за внешними обводами хребтовых лонжеронов ее рамы, что, естественно, влечет за собой соответствующее увеличение габарита машины и опасность повреждения нагружателей из-за отсутствия боковой защиты последних, позволяющей избежать этого.

При размещении нагружателей в хвостовой части грузовой платформы транспортного средства необходимо ее соответствующее удлинение и разрешение на такую доработку изготовителя указанного средства. К тому же такая схема компоновки значительно ухудшает динамическую устойчивость машины при ее движении.

По отношению к только что рассмотренным схемам компоновки более предпочтительными являются передвижные установки, в которых используются буксируемые тягачами непосредственно по поверхности грунта компактные электродинамические нагружатели-полозы модульного типа по пат. RU 2216753 C2 с электромагнитными исполнительными механизмами, оснащенные соответствующими тягово-сцепными устройствами.

Исполнительные механизмы такого типа широко применяются в электродинамических ударных стендах, используемых для испытаний изделий на воздействие ударных нагрузок (см., например, Справочник "Испытательная техника", в 2-х кн., Г.С.Батуев и др., под ред. д-ра техн. наук проф. В.В.Клюева, - М.: "Машиностроение", 1982, кн.1, стр.342...344). Из таких нагружательных модулей могут формироваться мобильные передвижные установки любой по составу конфигурации. Они предельно просты в исполнении, поскольку в этом случае нет надобности в платформе для размещения нагружателей и соответствующих спуско-подъемных механизмах.

Тем не менее, волоком такие нагружатели без особых затруднений можно перемещать лишь по санному пути (снежному покрову, льду), а по земле - только на относительно небольшие расстояния. Для доставки к удаленным местам проведения работ, разгрузки и монтажа их там необходимы соответствующий транспорт, грузоподъемная техника, например, манипуляторного типа и, естественно, время.

В связи с тем, что в указанном аналоге каждый из нагружателей объединен с единичным накопителем электрической энергии в общий блок, для снижения уровня действующих на силовые схемы электроавтоматики последних при работе нагружателей ударных нагрузок, очевидно, необходима соответствующая защита от них.

Сложность исполнения и большая металлоемкость некоторых из известных передвижных установок обусловлены, в основном, типом используемых в их составе нагружателей, нерациональностью компоновки, несовершенством кинематики, формированием рам грузовых платформ из нескольких секций и рядом других факторов.

Гидросистемы практически всех из известных передвижных установок построены на традиционной элементной базе и относительно устаревших технических решениях, не позволяющих достигнуть необходимого совершенства управления ими и безопасного проведения работ, отвечающих современному техническому уровню, а следовательно, и конкурентоспособности оборудования рассматриваемого класса. Ни в одной из них не предусмотрено резервных контуров питания гидравлических исполнительных механизмов рабочей жидкостью и дистанционного управления ими. Используемые в них насосы, в основном, - нерегулируемого типа.

Из числа известных аналогов заявляемого технического решения ближайшим (прототипом) может служить передвижной электродинамический источник сейсмических импульсов по авт. свид. SU №1104450 А, G 01 V 1/143, 23.07.84.

Указанный источник представляет собой не что иное, как соответствующую передвижную установку на колесном ходу для возбуждения сейсмических волн (упругих колебаний) посредством ударного воздействия на поверхность грунта.

Конструктивно она содержит транспортное средство, например автомобиль, с открытой грузовой платформой рамного типа, размещенные на платформе с возможностью опускания на грунт и подъема с него, а также стопорения в крайнем верхнем положении электродинамические нагружатели импульсного действия, соединенные с ними токопроводами и заряжаемые от бортового источника электропитания накопители электрической энергии емкостного типа, разряжаемые по окончании зарядки на обмотки индукторов электромагнитных исполнительных механизмов нагружателей, гидросистему, включающую в себя гидроцилиндры перемещения нагружателей, гильзы которых подвешены на жестко закрепленных на платформе с возвышением над нагружателями траверсах П-образной конфигурации, а концевые присоединители их штоков подстыкованы при помощи цилиндрических осей к проушинам нагружателей, задействуемый от коробки отбора мощности двигателя автомобиля насос, бак с рабочей жидкостью, соответствующую распределительную, защитно-предохранительную и регулирующую аппаратуру с гидравлическими соединительными магистралями и систему управления, включающую в себя дистанционный пульт управления работой нагружателей с соответствующей программно-задающей, приемно-командной и контрольно-регистрирующей аппаратурой, а также средствами связи, автономным источником питания аккумуляторного типа и необходимыми соединительными кабелями.

В составе прототипа имеется всего лишь два электродинамических нагружателя, располагаемых на грузовой платформе автомобиля непосредственно за его кабиной с компоновкой их в поперечном направлении.

Для перемещения каждого из нагружателей используется только по одному гидроцилиндру. Поэтому для обеспечения плоскопараллельного движения нагружателей в конструкции прототипа предусмотрены соответствующие вертикально ориентированные направляющие штангового типа достаточно большой высоты, жестко прикрепленные к корпусам нагружателей. Эти направляющие кинематически взаимодействуют с вращающимися катками, установленными в соответствующих гнездах на боковых стенках траверсы.

Регулировка величины зазора между катками и штангами осуществляется при помощи предусмотренных для этого соответствующих механизмов.

Рассмотренные особенности конструктивного исполнения прототипа показывают, что и ему, в той или иной мере, свойственны многие из недостатков упомянутых выше аналогов заявляемого изобретения. Он тоже сложен в исполнении и имеет нерациональную компоновку и металлоконструкцию. Кинематика его несовершенна, а гидропривод малоэффективен. В составе гидросистемы прототипа нет резервного контура питания входящих в нее гидравлических исполнительных механизмов рабочей жидкостью.

Грузовая платформа не имеет соответствующих трапов для безопасного подъема обслуживающего персонала на нее и спуска оттуда. Пульт управления работой нагружателей располагается не в кабине автомобиля, а на его платформе, рядом с оборудованием, работа которого, а также прямое воздействие в этом случае на оператора внешней среды могут вызывать у него вполне определенный дискомфорт.

Задачей настоящего изобретения является устранение вышеупомянутых недостатков известных аналогов и прототипа заявляемой передвижной установки для возбуждения сейсмических волн, а именно улучшение ее технико-эксплуатационных качеств, позволяющих достигнуть современного технического уровня и конкурентоспособности такого рода оборудования, а также снижение стоимости и сокращение сроков его создания.

В соответствии с изобретением она достигается конкретной совокупностью существенных признаков заявляемой передвижной установки для возбуждения сейсмических волн.

К совокупности существенных признаков, характеризующих заявляемую установку, относятся:

- ударный характер воздействия на поверхность грунта при возбуждении сейсмических волн;

- наличие в ее составе транспортного средства с закрываемой съемным тентом, либо без него, грузовой платформой рамного типа;

- размещение на платформе с возможностью опускания на грунт и подъема с него, а также стопорения в крайнем верхнем положении электродинамических нагружателей импульсного действия;

- наличие соединенных с нагружателями токопроводами и заряжаемых от бортового источника электропитания накопителей электрической энергии емкостного типа, разряжаемых по окончании зарядки на обмотки индукторов электромагнитных исполнительных механизмов нагружателей;

- наличие гидросистемы, включающей в себя гидроцилиндры перемещения нагружателей, гильзы которых подвешены на жестко закрепленных на платформе, с возвышением над нагружателями траверсах, а концевые присоединители их штоков подстыкованы при помощи цилиндрических осей к проушинам нагружателей, задействуемый от коробки отбора мощности двигателя транспортного средства насос, бак с рабочей жидкостью, соответствующую распределительную, защитно-предохранительную и регулирующую аппаратуру с гидравлическими соединительными магистралями;

- наличие системы управления, включающей в себя дистанционный пульт управления работой нагружателей с соответствующей программно-задающей, приемно-командной и контрольно-регистрирующей аппаратурой, а также средствами связи, автономным источником питания аккумуляторного типа и необходимыми соединительными кабелями;

- выполнение транспортного средства в виде буксируемого тягачом автомобильного полуприцепа;

- формирование рамы грузовой платформы полуприцепа из двух параллельно расположенных хребтовых и вынесенных наружу, за их внешние обводы, боковых лонжеронов, соответственно двутаврового и швеллерного сечений, соединенных друг с другом поперечинами, с образованием между последними в ее срединной части, нескольких, по числу нагружателей, следующих один за другим с соосным расположением над ними, сквозных проемов идентичной конфигурации, и закрытием сверху остающихся по обе стороны от указанных проемов, в передней и хвостовой зонах, просветов плоскими приварными настилами с образованием там соответствующих площадок;

- оснащение полуприцепа располагаемыми спереди гнездом для установки шкворня седельно-сцепного устройства и двумя опорными лапами телескопического типа, а также подъемными трапами для доступа обслуживающего персонала на грузовую платформу и спуска его оттуда, рабочей и стояночной тормозными системами, соответственно с пневматическим и механическим приводами, контурными и сигнальными огнями, соответствующей бортовой электропроводкой, подключаемой к электросистеме буксировочного тягача, и закрепленным на хвостовой части рамы грузовой платформы буфером безопасности;

- выполнение используемых для подстыковки к нагружателям концевых присоединителей штоков гидроцилиндров их перемещения проушин в виде двух пар разнесенных между собой и центрально расположенных в одной плоскости по бокам нагружателей вертикально ориентированных пластин с развитыми по высоте соосными отверстиями в них прямоугольной конфигурации, приваренных снаружи к потолку корпуса нагружателей с подкреплением с тыльной стороны силовой стенкой, в которой по обе стороны от указанных пластин прорезаны насквозь отверстия такого же, как и у отверстий в пластинах профиля;

- схемное объединение гидроцилиндров перемещения нагружателей, траверс подвеса их гильз, а также фиксаторов стопорения нагружателей в крайнем верхнем положении в отдельно собранные, по одному на нагружатель, единичные крепежно-приводные модули идентичного исполнения, каждый из которых включает в себя по одной траверсе и по два размещенных на ней гидроцилиндра и фиксатора соответственно перемещения и стопорения нагружателя;

- выполнение траверс каждого из указанных крепежно-приводных модулей в виде соответствующей балки, снабженной располагаемыми над хребтовыми лонжеронами рамы грузовой платформы полуприцепа боковыми присоединительными фланцами и двумя парами размещенных на ее концах поперечных и вертикально ориентированных полых цилиндрических опор, соответственно неразъемного и разъемного исполнений, а также охватывающих последние по наружному обводу торцовых плоскопараллельных проушин с круглыми сквозными отверстиями в них;

- закрепление одной из вертикальных опор траверсы крепежно-приводного модуля на ее балке неподвижно, а другой - с возможностью относительно небольшого поворота в плоскости последней;

- выполнение подвески гильз гидроцилиндров перемещения нагружателей на траверсе крепежно-приводного модуля посредством ввода сформированных на их наружной поверхности цилиндрических шеек вовнутрь ее разъемных опор, с базированием по внутреннему диаметру и торцам последних, и взаимного стягивания полукорпусов опор при помощи соответствующих крепежных элементов;

- выполнение используемых для стопорения нагружателей в крайнем верхнем положении фиксаторов в виде шарнирно подвешиваемых на закрепленных в поперечных опорах траверс крепежно-приводных модулей цилиндрических осях пространственно развитых захватов, каждый из которых сформирован из двух, разнесенных между собой и жестко скрепленных друг с другом посредством приварных поперечин, плоских крюкообразных зацепов, оканчивающихся клиновидными наконечниками, вводимыми при стопорении нагружателей в прямоугольные отверстия подкрепляющих их проушины силовых стенок и выводимыми оттуда при расстопорении при помощи соответствующих гидроцилиндров, концевые присоединители гильз и штоков которых шарнирно сочленены с закрепленными в отверстиях торцовых проушин траверс и соосно вваренных в зацепы втулок цилиндрическими осями;

- выполнение используемых для подстыковки концевых присоединителей штоков гидроцилиндров перемещения нагружателей к проушинам последних цилиндрических осей ступенчатыми с утолщенной центральной частью, сопрягаемой через шарнирный подшипник с концевым присоединителем штока, и крайними ступенями меньшего диаметра, на хвостовики которых надеты пропущенные вовнутрь сквозь прямоугольные отверстия проушин нагружателей, с базированием по их боковым стенкам, и привернутые болтами к торцам хвостовиков, с упором в распорные кольца осевой фиксации шарнирного подшипника и возможностью плоскопараллельного перемещения в указанных отверстиях, поджимные втулки квадратного в поперечном сечении, по внешнему обводу, профиля;

- выполнение подвески, с исключением проворота, на обращенных к распорным кольцам осевой фиксации шарнирного подшипника концах поджимных втулок упомянутых выше ступенчатых осей двуухой вилки, замкнутой через пружину сжатия на потолок нагружателя, причем при полностью разгруженной пружине цилиндрическая ось располагается на равном удалении от верхней и нижней полок прямоугольных отверстий вышеупомянутых проушин, а при поджатии ее на половину хода - в крайнем нижнем положении;

- снабжение каждой из двух пар проушин нагружателей устанавливаемыми в соответствующем посадочном гнезде одной из проушин пары, напротив подпружиненной двуухой вилки, индивидуальными электронными индикаторами с выходным электрическим сигналом, регистрирующими факты пребывания используемых для подстыковки к проушинам концевых присоединителей штоков гидроцилиндров перемещения нагружателей ступенчатых цилиндрических осей в крайнем нижнем положении, а следовательно, и нахождения подвешенных на них нагружателей на поверхности грунта либо отсутствия указанных осей там и, соответственно, нагружателей на грунте;

- размещение каждого из крепежно-приводных модулей в площади выполненных в грузовой платформе полуприцепа проемов с опиранием присоединительными фланцами траверс на верхние полки хребтовых лонжеронов ее рамы, пространственной ориентацией при помощи приваренных к последним внутренним швом направляющих штырей трубчатой конфигурации, сопрягаемых при посадке модуля на место с соответствующими отверстиями в упомянутых выше фланцах, и жестким закреплением при помощи пропускаемых сквозь стыковочные отверстия во фланцах и устанавливаемых напротив них, с примыканием к нижним полкам лонжеронов, накладных планок, и охватывающих лонжероны с обеих сторон стяжных шпилек соответствующей длины, а также поджимных и контровочных гаек;

- образование в каждой из накладных планок крепления вышеуказанных модулей вертикально ориентированных гнезд, в которых размещено, с выходом наружу и ориентацией книзу, по одному идентичному по исполнению и размерам самоневыпадающему подпружиненному ограничителю, пальцевого типа, перемещения нагружателя, при его подъеме, в крайнем верхнем положении;

- образование на опорных поверхностях клиновидных наконечников крюкообразных зацепов входящих в состав крепежно-приводных модулей фиксаторов стопорения нагружателей в крайнем верхнем положении местных углублений, ширина которых эквивалентна, с обеспечением необходимых зазоров, толщине подкрепляющих проушины нагружателей силовых стенок, в зоне расположения в последних прямоугольных заходных отверстий под наконечники зацепов, используемых для посадки на их донья верхних полок указанных отверстий, после ввода в них наконечников и сброса давления рабочей жидкости из штоковых полостей гидроцилиндров перемещения нагружателей, под действием собственного веса последних и соответствующих усилий, развиваемых разжимающимися при этом пружинами контактирующих с их потолками вышеупоминавшихся самоневыпадающих ограничителей пальцевого типа;

- установка напротив, по крайней мере двух, диаметрально противоположных, из четырех упоминавшихся выше пальцевых ограничителей, в резьбовых отверстиях накладных планок, по одному электронному индикатору с электрическим выходным сигналом, фиксирующему факты пребывания нагружателей в крайнем верхнем положении, либо отсутствия их там;

- монтаж каждого из накопителей электрической энергии на прикрепленных сверху к присоединительным фланцам траверс крепежно-приводных модулей съемных подставках тумбового типа, имеющих одинаковую высоту;

- снабжение гидросистемы резервным контуром питания гидроцилиндров перемещения нагружателей и привода фиксаторов их стопорения в крайнем верхнем положении рабочей жидкостью, выполненным в виде размещаемой на передней площадке грузовой платформы полуприцепа автономной насосной станции с собственным баком и подсоединяемым к указанной системе параллельно имеющемуся в ее составе насосу другим таким же насосом, а также приводящим его в действие электродвигателем, подключаемым к бортовому источнику электропитания;

- выполнение обоих из насосов гидросистемы регулируемыми с установленными на их выходах индивидуальными обратными клапанами;

- выполнение баков обоих контуров питания входящих в состав крепежно-приводных модулей гидроцилиндров гидросистемы в виде закрытых резервуаров, отсеки расположения сливной и всасывающей труб в которых пространственно удалены друг от друга с разобщением между собой двумя вертикально ориентированными перфорированными перегородками, имеющими протяженность в этом направлении не менее двух третей высоты минимального уровня заливаемой в них рабочей жидкости;

- последовательное встраивание в общую напорную магистраль гидросистемы, за установленными на выходе из насосов обратными клапанами, напорного фильтра и нормально открытого двухпозиционного электрогидравлического распределителя переключения режимов работы системы, сообщающего выходы насосов со сливной магистралью;

- установка за указанным распределителем переключения режимов работы гидросистемы в идущих к упоминавшимся выше гидроцилиндрам ответвлениях напорной магистрали двух идентичных по исполнению трехпозиционных электрогидравлических распределителей, один из которых служит в качестве пилота для дистанционного перемещения золотников двух, основного и вспомогательного, трехпозиционных гидравлических распределителей, одинакового исполнения с запараллеленными линиями управления, обеспечивающих необходимую коммутацию потоков вышеупомянутой жидкости при работе гидроцилиндров перемещения нагружателей, а другой - для дистанционного управления работой гидроцилиндров привода фиксаторов стопорения нагружателей, причем непосредственно перед ним в напорную магистраль встроен редукционный клапан, перед основным гидравлическим распределителем установлен обратный клапан, сразу же после указанного распределителя - измеритель давления жидкости и предохранительный клапан, вход которого сообщен с поршневыми полостями гидроцилиндров перемещения нагружателей, а выход - со сливной магистралью, за вспомогательным гидравлическим распределителем установлены реле давления с электрическим выходным сигналом и предохранительный клапан, выход которого сообщен с поршневыми полостями тех же самых гидроцилиндров и через первый, из только что упомянутых, предохранительный клапан - со сливной магистралью;

- выполнение золотников входящих в состав гидросистемы электрогидравлических распределителей с обеспечением пружинного возврата их в исходное положение после снятия управляющего тока с приводных электромагнитов;

- группирование конструктивно всей вышеперечисленной электрогидравлической аппаратуры, за исключением устанавливаемых на выходах насосов обратных клапанов, в отдельно собранный блок, размещаемый рядом с насосной станцией;

- снабжение гидроцилиндров перемещения нагружателей встроенными в их штоковые магистрали индивидуальными дроссельными шайбами необходимого проходного сечения;

- снабжение гидроцилиндров привода фиксаторов стопорения нагружателей в крайнем верхнем положении последовательно встроенными в их поршневые магистрали индивидуальными гидрозамками и дроссельными шайбами необходимого проходного сечения с сообщением управляющих полостей гидрозамков со штоковыми магистралями указанных цилиндров;

- выполнение гидравлических соединительных магистралей гидросистемы в виде совокупности проложенных по кратчайшим трассам, с дискретным закреплением по месту на металлоконструкции грузовой платформы полуприцепа и размещаемого на ней оборудования, жестких трубопроводов и состыкованных с ними компенсационных вставок из гибких шлангов, обеспечивающих необходимое удобство и легкость их монтажа и демонтажа;

- оснащение упоминавшегося выше бортового источника электропитания дистанционно управляемым двигателем внутреннего сгорания, используемым для привода его генератора;

- размещение вышеупомянутого бортового источника электропитания на передней площадке грузовой платформы полуприцепа рядом с насосной станцией и блоком электрогидравлической аппаратуры;

- дополнительное включение в состав системы управления построенных на микропроцессорной основе бортового электронного блока и дистанционного пульта управления работой гидросистемы, снабженного выходным электроразъемом для подключения к бортовой электросети, двумя двухпозиционными тумблерами, один из которых предназначен для задействования основного либо резервного контуров питания гидроцилиндров рабочей жидкостью, а второй - для переключения режимов работы "техническое обслуживание - работа гидросистемы", двумя пусковыми кнопками, одна из которых служит для управления опусканием нагружателей, а другая - для управления их подъемом, и соответствующими световыми сигнальными индикаторами, выполненными в виде двухцветных светодиодов, контролирующих процессы опускания, подъема, конечные положения нагружателей и показания встроенного в гидросистему реле давления, а также соответствующей электропроводки, необходимой для сопряжения между собой этого пульта, указанного электронного блока, имеющегося в составе гидросистемы электрооборудования, контрольной аппаратуры и бортового источника электропитания;

- размещение обоих пультов системы управления в кабине буксировочного тягача, а бортового электронного блока с соответствующими коммутационными модулями подключения, колодками клеммного типа, релейной аппаратурой и внутренним источником тока - в располагаемом на передней площадке полуприцепа электрошкафу.

Совпадающими в прототипе и заявляемом изобретении являются первые шесть из существенных признаков, приведенных в данном перечне, а остальные - отличительными.

При этом все из указанных отличительных признаков относятся к существенным, поскольку каждый из них соответствующим образом (в той или иной мере) влияет на достигаемый при осуществлении заявляемого изобретения технический результат, т.е. находятся с ним в причинно-следственной связи.

Характер указанного влияния, применительно к каждому из отличительных признаков, детально рассмотрен ниже по тексту при пояснении сущности заявляемого изобретения.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где изображены:

На фиг.1 - Общий вид автомобильного полуприцепа заявляемой установки с размещенным на его грузовой платформе сейсмическим оборудованием (Электродинамические нагружатели подняты с поверхности грунта и застопорены в крайнем верхнем положении. Опорные лапы полуприцепа опущены на грунт.);

На фиг.2 - Общий вид автомобильного полуприцепа заявляемой установки с размещенным на его грузовой платформе сейсмическим оборудованием (Электродинамические нагружатели опущены на грунт.);

На фиг.3 - Вид А сверху (см. фиг.1) на полуприцеп заявляемой установки с размещенным на его грузовой платформе сейсмическим оборудованием;

На фиг.4 - Общий вид автомобильного полуприцепа заявляемой установки с размещенным на его грузовой платформе сейсмическим оборудованием (Аксонометрическая проекция в ракурсе спереди, слева по ходу движения. Электродинамические нагружатели подняты с поверхности грунта и застопорены в крайнем верхнем положении. Размещаемое на передней площадке платформы полуприцепа оборудование условно не показано.);

На фиг.5 - Общий вид автомобильного полуприцепа заявляемой установки с размещенным на его грузовой платформе сейсмическим оборудованием (Аксонометрическая проекция в ракурсе сзади, слева по ходу движения. Электродинамические нагружатели расстопорены и опускаются на грунт. Размещаемое на передней площадке платформы полуприцепа оборудование условно не показано.);

На фиг.6 - Поперечный разрез Б-Б (см. фиг.1) полуприцепа в плоскости расположения одного из электродинамических нагружателей (Нагружатель поднят в крайнее верхнее положение и застопорены там.);

На фиг.7 - Вид В спереди (см. фиг.2) на полуприцеп с размещенным на его грузовой платформе сейсмическим оборудованием. (Электродинамические нагружатели опущены на грунт. Опорные лапы полуприцепа и размещаемое на передней площадке его платформы оборудование условно не показаны.);

На фиг.8 - Общий вид заявляемой установки в транспортном положении (Б1 и H1 - соответственно бак и насос основного контура питания гидросистемы);

На фиг.9 - Продольный разрез Г-Г (см. фиг.3) заявляемой установки по месту монтажа одного из крепежно-приводных модулей опускания и подъема электродинамических нагружателей на хребтовых лонжеронах рамы грузовой платформы полуприцепа (Нагружатель поднят с поверхности грунта и застопорен в крайнем верхнем положении.);

На фиг.10 - Поперечный сечение Д-Д (см. фиг.9) заявляемой установки по месту расположения стяжных шпилек закрепления крепежно-приводных модулей на хребтовых лонжеронах грузовой платформы полуприцепа;

На фиг.11 - Общий вид одной из четырех съемных подставок под накопители электрической энергии, устанавливаемых на фланцах траверс крепежно-приводных модулей (аксонометрическая проекция);

На фиг.12 - Продольный разрез Е-Е (см. фиг.6) заявляемой установки по месту подстыковки концевого присоединителя штока одного из гидроцилиндров перемещения нагружателей к их проушинам (Ц1...Ц12 - гидроцилиндры перемещения нагружателей. Электродинамический нагружатель поднят с поверхности грунта и застопорен в крайнем верхнем положении.);

На фиг.13 - Вид Ж сверху (см. фиг.9) на один из крепежно-приводных модулей, смонтированный на хребтовых лонжеронах грузовой платформы полуприцепа;

На фиг.14 - Продольный разрез И-И (см. фиг.13) заявляемой установки по месту расположения одного из направляющих трубчатых штырей, обеспечивающих необходимую пространственную ориентацию крепежно-приводных модулей на грузовой платформе полуприцепа;

На фиг.15 - Вид К снизу (см. фиг.9) на одну из накладных планок крепления крепежно-приводных модулей на грузовой платформе полуприцепа;

На фиг.16 - Продольный разрез Л-Л (см. фиг.15) заявляемой установки по месту расположения одного из ограничителей перемещения нагружателей в крайнем верхнем положении (Нагружатель уведен вниз. Пружина ограничителя разжата. Ограничитель полностью выпущен наружу.);

На фиг.17 - Вид М сбоку (см. фиг.12) на узел подстыковки концевого присоединителя штока одного из гидроцилиндров перемещения нагружателей к их проушинам (Ц1...Ц12 - гидроцилиндры перемещения нагружателей. Электродинамический нагружатель располагается на поверхности грунта. Пружина поджатия нагружателя к поверхности грунта разгружена. Ось крепления присоединителя располагается по центру прямоугольного отверстия в проушине нагружателя.);

На фиг.18 - Поперечное сечение Н-Н (см. фиг.12) хвостовика одной из ступенчатых цилиндрических осей, используемых для подстыковки концевых присоединителей штоков гидроцилиндров перемещения нагружателей к проушинам последних в зоне расположения уха двуухой вилки.);

На фиг.19 - Вид О сбоку (см. фиг.3) на переднюю площадку грузовой платформы полуприцепа с размещенным на ней оборудованием (Опорные лапы полуприцепа условно не показаны.);

На фиг.20 - Вид П сверху (см. фиг.19) на переднюю площадку грузовой платформы полуприцепа с размещенным на ней оборудованием (Б2 и Н2 - соответственно бак и насос резервного контура питания гидросистемы; КР - клапан редукционный; P1 - основной трехпозиционный гидравлический распределитель; Р2 - вспомогательный трехпозиционный гидравлический распределитель; Р3 -трехпозиционный электрогидравлический распределитель - пилот, управляющий распределителями Р1 и Р2; Р4 - трехпозиционный электрогидравлический распределитель; Р5 - двухпозиционный электрогидравлический распределитель);

На фиг.21 - Вид Р спереди (см, фиг.20) на автономную насосную станцию резервного контура питания гидроцилиндров перемещения электродинамических нагружателей и привода фиксаторов их стопорения в крайнем верхнем положении рабочей жидкостью (Аксонометрическая проекция. Б2 и Н2 - соответственно бак и насос резервного контура питания гидросистемы);

На фиг.22 - Поперечное сечение С-С (см. фиг.12) заявляемой установки по месту расположения одного из крюкообразных зацепов фиксаторов стопорения нагружателей в крайнем верхнем положении;

На фиг.23 - Общий вид входящего в состав заявляемой установки автомобильного полуприцепа;

На фиг.24 - Вид Т сверху (см. фиг.23) на автомобильный полуприцеп;

На фиг.25 - Вид У сзади (см. фиг.23) на автомобильный полуприцеп;

На фиг.26 - Общий вид автомобильного полуприцепа (Аксонометрическая проекция в ракурсе спереди, слева по ходу движения.);

На фиг.27 - Общий вид автомобильного полуприцепа (Аксонометрическая проекция в ракурсе сзади, справа по ходу движения.);

На фиг.28 - Общий вид электродинамического нагружателя (Аксонометрическая проекция);

На фиг.29 - Выносной элемент Ф (см. фиг.28) с увеличенным фрагментом вскрытой центральной части конструкции электродинамического нагружателя;

На фиг.30 - Выносной элемент Х (см. фиг.28) с увеличенным фрагментом конструкции электродинамического нагружателя, поясняющим особенности исполнения его проушин, используемых для подстыковки к ним концевых присоединителей штоков гидроцилиндров перемещения нагружателя;

На фиг.31 - Общий вид крепежно-приводного модуля, используемого для опускания на грунт и подъема с него единичного электродинамического нагружателя, а также стопорения последнего в крайнем верхнем положении (Ц1, Ц2 - гидроцилиндры перемещения нагружателя; Ц13, Ц14 - гидроцилиндры привода фиксаторов стопорения нагружателя);

На фиг.32 - Продольный разрез Ц-Ц (см. фиг.33) крепежно-приводного модуля (Ц1, Ц2 - гидроцилиндры перемещения нагружателя; Ц13, Ц14 - гидроцилиндры привода фиксаторов стопорения нагружателя);

На фи