Способ оценки склонности к риску

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к способам оценки психофизиологических качеств человека-оператора сложных систем управления и может быть использовано при профессиональном отборе. Способ заключается в формировании на экране монитора компьютера, по меньшей мере, трех кадров с изображением трех концентрических кругов, размеры которых от кадра к кадру установлены случайным образом. При этом последовательно формируется от меньшего круга к наибольшему для каждого кадра зоны старта/финиша и совмещенной с ней подвижной марки, перемещаемой по кругу со скоростью тем большей, чем больше угол отклонения рукоятки джойстика компьютера. Обследуемому производится выдача задания на максимально быстрое перемещение марки из зоны старта в зону финиша по каждому из концентрических кругов, начиная с меньшего и максимально точной остановки марки в зоне финиша. При этом регистрируются для каждого круга текущие значения средней скорости перемещения марки и расстояния от начала торможения марки перед финишем до зоны финиша. При удовлетворении зарегистрированных значений установленным критериям - пороговым значениям средней скорости перемещения марки и расстояния от начала торможения марки перед финишем до зоны финиша устанавливают уровень склонности к риску СК=1, а при неудовлетворении СК=0. Далее вычисляют сумму полученных значений СК, уровень склонности к риску оценивают как низкий при 0≤СК≤3, средний - при 4≤СК≤6 и высокий - при 7≤СК≤9. Технический результат заключается в сокращении времени исследования и уменьшении психологической нагрузки на обследуемого при оценке склонности к риску. 3 з.п. ф-лы, 3 ил., 3 табл.

Реферат

Изобретение относится к способам оценки психофизиологических качеств человека-оператора сложных систем управления и может быть использовано при профессиональном отборе.

Риск относится к действию, реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какой-либо достаточно важной потребности. Ситуация риска основана на выборе из двух альтернативных вариантов поведения - связанного с возможной неудачей, с одной стороны, и предполагающего хотя бы минимальное сохранение уже достигнутого, с другой. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого при этом результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному, немотивированному риску, который воспринимается как самостоятельная ценность.

Понятие "риск" является одним из ключевых в описании деятельности человека-оператора сложных систем управления, в особенности процесса принятия решений. Оно широко используется в связи с оценкой управленческой ситуации, анализом возможных вариантов решения, принятием решения и его реализацией (Котик М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления. Психологические причины, метод автоматизированного анализа. - Таллин: Валгус, 1985). Риск зависит от многих факторов, в том числе индивидуальных особенностей человека-оператора, его профессиональных качеств, социальной принадлежности, внешних условий деятельности и прочих причин.

В мировой психологической практике используется тест «Склонность к риску по Г.Шуберту», он позволяет оценить степень готовности к риску (см., например, Киршева В.Н., Рябчикова Н.В. Психология личности: тесты, опросники, методики. - М.: Геликон, 1995). Этот тест основан на анализе бланка ответов испытуемого по специально составленному опроснику, подсчете результатов в баллах и определении параметров склонности к риску (далее - СК). Однако этот процесс длителен, так как следует осмыслить несколько десятков вопросов и дать ответы типа «да», «скорее да, чем нет», «трудно сказать», «скорее нет, чем да», «нет», причем три последних в зачет не идут, но испытуемый об этом заранее не знает.

Заявителю не известны какие-либо способы или средства оценки склонности к риску, не использующие опросники, даже если при этом используются компьютерные технологии, реализующие безбумажную технологию.

Задача изобретения - оценка параметров склонности к риску (СК) без использования опросников. Технический результат - сокращение времени исследования и уменьшение психологической нагрузки на обследуемого.

Технический результат изобретения обеспечивается тем, что способ оценки склонности к риску (СК) включает следующие операции: формирование на экране монитора компьютера по меньшей мере трех кадров с изображением трех концентрических кругов, размеры которых от кадра к кадру установлены случайным образом; последовательное формирование от меньшего круга к наибольшему для каждого кадра зоны старта/финиша и совмещенной с ней подвижной марки, перемещаемой по кругу со скоростью тем большей, чем больше угол отклонения рукоятки джойстика компьютера; выдача обследуемому задания на максимально быстрое перемещение марки из зоны старта в зону финиша по каждому из концентрических кругов, начиная с меньшего и максимально точной остановки марки в зоне финиша; регистрация для каждого круга текущих значений средней скорости Vi (см/сек) перемещения марки и расстояния ri (см) от начала торможения марки перед финишем до зоны финиша.

При удовлетворении зарегистрированных значений установленным критериям: Vi≥Vi crit и ri<ri crit, где Vi crit, ri crit - пороговые значения средней скорости Vi перемещения марки и расстояния ri, см от начала торможения марки перед финишем до зоны финиша, i - номера кругов, устанавливают СКi=1, а при неудовлетворении - СКi=0, далее вычисляют , где n=3·k, k - число кругов, а уровень склонности к риску оценивают как низкий при 0≤СК≤3, средний - при 4≤СК≤6 и высокий - при 7≤СК≤9.

Способ может характеризоваться тем, что диаметры кругов удовлетворяют условиям:

8 см≤D1, 4, 7≤10 см; 11 см≤D2, 5, 8≤13 см; 15 см≤D3, 6, 9≤17 см,

где D1, 4, 7, D2, 5, 8, D3, 6, 9 - диаметры наименьших, средних и наибольших кругов в каждом из кадров.

Способ может характеризоваться и тем, что значения максимальных скоростей движения марки удовлетворяют условиям:

V1, 4, 7:V2, 5, 8:V3, 6, 9=10:15:20,

где V1, 4, 7, V2, 5, 8, V3, 6, 9 - значения максимальных скоростей движения марки в наименьших, средних и наибольших кругах в каждом из кадров, см/сек.

Способ может характеризоваться также тем, что пороговые значения скорости Vi crit, см/сек перемещения марки и расстояния ri crit, см от начала торможения марки перед финишем до зоны финиша составляют:

V1, 4, 7 crit=7,5; V2, 5, 8 crit=12,0; V3, 6, 9 crit=17,0;

r1, 4, 7 crit=1,2; r2, 5, 8 crit=1,3; r3, 6, 9 crit=1,3.

Патентуемый компьютерный способ оценки склонности к риску основан на впервые установленной заявителем взаимосвязи между склонностью обследуемого к бескорыстному, немотивированному риску и особенностями выполнения задания по управлению с помощью манипулятора (джойстика) перемещением марки (сформированного элемента изображения) по круговой траектории на экране компьютера. Использование обнаруженной закономерности позволяет, на основе анализа динамических показателей управления манипулятором, достоверно определить степень предрасположенности обследуемого к рискованным действиям. По отношению к тесту «Склонность к риску по Г.Шуберту» обеспечивается безбланковая технология, что сокращает время исследования и снижает нагрузку на обследуемого, поскольку патентуемый инструментальный метод не сопровождается чередованием больших массивов заданий типа «вопрос-ответ» и характеризуется практически мгновенной выдачей результата обследования.

Существо изобретения поясняется на чертежах, где:

на фиг.1 показан кадр изображения на экране монитора обследуемого;

на фиг.2 - интерфейс испытателя;

на фиг.3 - блок-схема алгоритма патентуемого способа.

Способ осуществляют с использованием персонального компьютера, имеющего манипулятор-джойстик; программное обеспечение компьютера обеспечивает генерацию кругов и подвижной марки, регистрацию параметров движения марки и подсчет результатов действий испытуемых.

На фиг.1 представлен кадр изображения на экране монитора компьютера, где 1, 2, 3 - концентрические круги, 4, 5, 6 - зоны старта/финиша (по заданию «красная точка»), 7 - подвижная марка (по заданию - «зеленая точка»), 8 - условно показаны моменты торможения марки - ri и полного останова марки 7 - R+I на i-том круге, которые регистрируются в способе. Стрелкой с индексом Vi показано направление перемещения марки 7 со скоростью V на i-том круге.

В результате экспериментов установлены информативные параметры движения марки, которые должны соблюдаться испытуемым в процессе обследования и которые позволяют соотнести их со склонностью к риску. К параметрам движения марки относятся:

Vi ins - минимально допустимое значение средней скорости прохождения круга;

R+I ins - максимально допустимое значение расстояния от точки полной остановки марки до точки финиша;

Vi crit - пороговое значение средней скорости перемещения марки от начала торможения марки перед финишем до зоны финиша, характеризующее максимально допустимое значение скорости марки на момент начала торможения;

ri crit - пороговое значение расстояния от начала торможения марки перед финишем до зоны финиша, характеризующее минимальное расстояние между точкой финиша и маркой на момент начала торможения.

В результате исследований и статистической обработки определены следующие числовые значения параметров.

Номера кругаЧисловые значения параметров
iVi ins, см/сR+I ins, смVi crit, см/сri crit, см
1, 4, 76.01.57.51.2
2, 5, 89.01.812.51.3
3, 6, 911.02.017.01.3

Перед началом собственно тестирования обследуемому предъявляется учебное задание, которое сопровождается следующим заданием: «Сейчас перед Вами на экране появится круг, в нижней части его будет гореть зеленая точка, которая будет двигаться по нему. Начало движения, скорость движения и место остановки будут регулироваться Вами. Для этого Вам необходимо отклонить рукоятку джойстика от нейтрального положения максимально "на себя". При перемещении рукоятки джойстика "от себя" начинается движение зеленой точки по кругу, а место старта загорается красным цветом. Чем дальше Вы перемещаете рукоятку "от себя", тем выше скорость зеленой точки, и наоборот. Чтобы остановить зеленую точку, необходимо перевести рукоятку джойстика максимально "на себя". Вы должны, используя весь диапазон хода рукоятки джойстика, как можно быстрее провести зеленую точку по кругу и остановиться на месте старта, не переезжая через него».

Иными словами, обследуемый имеет задание: регулируя скорость перемещения марки 7, как можно точнее и быстрее оказаться в точке финиша. Чтобы не нарушать задание, обследуемый должен пройти круг со средней скоростью не ниже Vi ins и должен остановить марку на расстоянии, отстоящем не дальше R+I ins от точки финиша, чем это указано в таблице для основного задания способа.

Если обследуемый не выполняет задание, а именно: средняя скорость прохождения круга в учебном задании Vi ins<11,0 см/с и/или точка начала торможения R+I ins>2,0 см, то процесс обучения прерывается на несколько секунд и обследуемому предъявляется надпись на экране монитора «Результаты на круге недостоверны из-за невыполнения задания по скорости (или по точности; или по скорости и точности)».

После прохождения учебных кругов столько раз, сколько потребуется обследуемому для ощущения полной уверенности в управлении подвижной маркой, ему включают основной режим тестирования и предъявляется следующее задание:

«Сейчас перед Вами на экране появятся три круга. В нижней части каждого круга, по очереди, будет загораться зеленая точка, которая будет двигаться по кругу. Начало движения, скорость движения и место остановки будут регулироваться Вами так же, как и в учебном задании. Переход с круга на круг будет происходить автоматически после остановки зеленой точки. Тест состоит из трех заданий, в каждом из которых Вы должны будете пройти по три круга. Переход от одного задания к другому происходит автоматически. Вы должны, используя весь диапазон хода рукоятки джойстика, как можно быстрее провести зеленую точку по кругу и остановиться на месте старта, не переезжая через него».

Режим тестирования осуществляют следующим образом.

На экране персонального компьютера последовательно формируют три кадра. Каждый кадр состоит из трех концентрических кругов с центром в середине экрана.

Круги обозначены номерами 1...9: первый кадр имеет номера 1-3, второй - 4-6, третий - 7-9. Круг 1-й (4 или 7) - меньшего диаметра (диаметр выбирается из условия 8 см≤D1, 4, 7≤10 см), круг 2-й (или 5, 8) - среднего диаметра (11 см≤D2, 5, 8≤13 см), круг 3-й (или 6, 9) - наибольшего диаметра (15 см≤D3, 6, 9≤17 см). Толщина линии (окружности), огранивающей круг, - 1 мм. В нижней части каждого круга размещаются зоны 4, 5, 6 старта/финиша (достаточным является выполнение кружка диаметром 0,5 см). Зоны 4, 5, 6 появляются на кругах последовательно, начиная с круга малого диаметра. При отклонении обследуемым рукоятки джойстика из начального положения от себя (начальное положение - максимально на себя) начинается перемещение подвижной марки 7 по соответствующему кругу, а место старта изменяет цвет (например, становится красным). Перед обследуемым ставится задача максимально быстро и точно выполнить перемещение марки 7 из зоны 4 (5 или 6) старта в зону финиша последовательно по каждому из концентрических кругов 1, 2, 3, начиная с меньшего 1.

При этом, чем больше угол отклонения рукоятки джойстика, тем выше скорость V движения марки 7 по соответствующему кругу. В результате экспериментов подобраны максимальные значения скоростей Vmax движения подвижной марки 7. Для кругов с диаметром D1, 4, 7 значение Vmax составляет 10 см/сек; для кругов с диаметром D2, 5, 8 - 15 см/сек; для кругов с диаметром D3, 6, 9 - 20 см/сек. При перемещении рукоятки джойстика на себя скорость уменьшается аналогично режиму увеличения скорости.

Полный останов подвижной марки происходит при отклонении ручки джойстика максимально на себя.

Далее, согласно способу, после полного останова анализируются величины текущих значений: средней скорости Vi и момента начала торможения ri. Если одновременно выполнены условия, что средняя скорость не меньше значения скорости Vi crit для данного круга (Vi≥Vi crit) и точка начала торможения отстоит не далее, чем соответствующее расстояние ri crit для данного круга (ri≤ri crit), то обследуемый получает 1 балл (CKi=1).

Обследуемый получает 1 балл и в том случае, когда момент начала торможения настал после прохождения маркой 7 точки финиша (марка остановилась на расстоянии (-R) от точки финиша). Максимальная сумма баллов равна 9.

Если обследуемый более трех раз не выполняет задание, то он получает 10 баллов (СК=10) и результат считается недействительным.

Компьютерная программа, блок-схема которой представлена на фиг.3, обеспечивает последовательный перевод зон старта/финиша и подвижной марки 7 с круга на круг и учет регистрируемых параметров. В процессе выполнения обследуемым задания для каждого круга проводится регистрация текущих параметров прохождения соответствующего круга: средняя скорость Vi (см/сек), а также расстояние rI (см) от момента начала торможения марки 7 перед финишем до зон 4,5,6 старта/финиша соответствующих кругов. Если скоростные и точностные режимы прохождения i-того круга соответствуют установленным критериям, то назначается «1», если нет - то «0».

После прохождения последнего круга на последнем кадре программа выдает общую оценку степени склонности обследуемого к риску - величину СК в баллах. Она складывается из суммы набранных баллов за все 9 пройденных кругов. В зависимости от количества набранных баллов определяются три степени склонности к риску: низкая (0-3 балла), средняя (4-6 баллов) или высокая (7-9 баллов). В последнем случае лица с высокой склонностью к риску предпочитают рискованные действия в ситуациях, которые могут быть разрешены более безопасным способом при больших затратах времени и средств. В восприятии ситуации они руководствуются скорее внешней стратегией, то есть ориентируются на внешние особенности ситуации, как правило, недооценивая ее.

В процессе реализации способа могут дополнительно регистрироваться или рассчитываться дополнительные параметры: время Ti прохождения круга, точность полной остановки марки 7 (расстояние R±I), тормозное ускорение ai, время (длительность) торможения тi, число Ni пиков максимума скорости прохождения круга. Эти данные могут быть использованы психологом для получения качественной картины о стиле управления транспортом у испытуемого.

Проверка методики на валидность осуществлялась с использованием теста «Склонность к риску по Г.Шуберту» (тест RSK Шуберта) с привлечением экспертных оценок. Исследования показали, что корреляция на разных выборках (водители автобусов, водители грузового междугороднего транспорта, водители автомобилей «Газель») составляла от 0,69 до 0,74, что свидетельствует о перспективности патентуемого способа оценки склонности к риску.

Пример 1. Испытуемый С-ов С.С., 28 лет, водитель микроавтобуса. Стаж работы - 9 лет. На 3, 4 и 8 кругах значение ri приравнено к -1 (помечено знаком *), поскольку испытуемый начал тормозить после прохождения точки финиша. Зарегистрированы следующие значения.

ПараметрыНомера кругов
123456789
Vi, см/сек8.97513.00418.2199.21213.89618.4888.95513.89618.459
ri, см0.1600.641-1*-1*0.8020.0510.311-1*0.370
CKi (0/1)111111111
ΣСКiСК=9

Сравнение зарегистрированных значений показало, что они удовлетворяют установленным критериям. Скорость на момент начала торможения на 1, 4, 7 кругах превышает пороговое значение (7,5 см/сек), то же касается и последующих кругов. Расстояние r от точки начала момента торможения для тех кругов, когда торможение осуществлено перед точкой финиша, также удовлетворяет пороговым значениям - менее 1,2-1,3 см.

Вывод. Испытуемый характеризуется высоким уровнем склонности к риску. Результаты по тесту RSK Шуберта также показали, что этот испытуемый характеризуется высоким уровнем склонности к риску.

Пример 2. Испытуемый Б-в В.В., 40 лет, водитель грузового автопоезда. Зарегистрированы следующие значения. На 3 и 7 кругах значение ri приравнено к -1 (помечено знаком *), поскольку испытуемый начал тормозить после прохождения точки финиша.

ПараметрыНомера кругов
123456789
Vi, см/сек4.0910.00417.2005.45213.89614.5697.7812.03017.790
ri, см1.491.12-1*1.321.701.90-1*1.401.26
CKi (0/1)011000101
ΣСКiСК=4

Анализ зарегистрированных значений показал, что они удовлетворяют установленным пороговым значениям. Скорость на момент начала торможения на 1, 4, 5, 6, 8 кругах меньше, чем пороговые значения скорости для соответствующих кругов. Расстояние r от точки момента начала торможения для тех кругов, когда торможение осуществлено перед точкой финиша, удовлетворяет пороговым значениям - менее 1,2-1,3 см.

Вывод. Испытуемый характеризуется средним уровнем склонности к риску. Результаты по тесту RSK Шуберта показали согласие с инструментальным методом.

1. Способ оценки склонности к риску, включающий следующие операции:

формирование на экране монитора компьютера по меньшей мере трех кадров с изображением трех концентрических кругов, размеры которых от кадра к кадру установлены случайным образом,

последовательное формирование от меньшего круга к наибольшему для каждого кадра зоны старта/финиша и совмещенной с ней подвижной марки, перемещаемой по кругу со скоростью тем большей, чем больше угол отклонения рукоятки джойстика компьютера,

выдача обследуемому задания на максимально быстрое перемещение марки из зоны старта в зону финиша по каждому из концентрических кругов, начиная с меньшего, и максимально точной остановки марки в зоне финиша,

регистрация для каждого круга текущих значений средней скорости Vi, см/с, перемещения марки и расстояния ri, см, от начала торможения марки перед финишем до зоны финиша, при удовлетворении зарегистрированных значений установленным критериям

Vi>Vi crit и ri≤ri crit,

где Vi crit, ri crit - пороговые значения средней скорости Vi перемещения марки и расстояния ri, см, от начала торможения марки перед финишем до зоны финиша, i - номера кругов,

устанавливают СКi=1, а при неудовлетворении - CKi=0, далее вычисляют

где n=3·k, k - число кругов,

а уровень склонности к риску оценивают как низкий при 0≤СК≤3, средний - при 4≤СК≤6 и высокий - при 7≤СК≤9.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что диаметры кругов удовлетворяют условиям

8 см≤D1, 4, 7≤10 см; 11 см<D2, 5, 8≤13 см; 15 см≤D3, 6, 9≤17 см,

где D1, 4, 7, D2, 5, 8, D3, 6, 9 - диаметры наименьших, средних и наибольших кругов.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что значения максимальных скоростей движения марки удовлетворяют условиям

V1, 4,7:V2, 5, 8:V3, 6, 9=10:15:20,

где V1, 4, 7, V2, 5, 8, V3, 6, 9 - максимальные скорости движения марки в наименьших, средних и наибольших кругах, см/с.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что пороговые значения скорости Vi crit, см/с, перемещения марки и расстояния ri crit, см, от начала торможения марки перед финишем до зоны финиша составляют

V1, 4, 7 crit=7,5; V2, 5, 8 crit=12,5; V3, 6, 9 crit=17,0;

r1, 4, 7 crit=1,2; r2, 5, 8 crit=1,3; r3, 6, 9 crit=1,3.