Способ шинирования зубов при пародонтите

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в стоматологии для фиксации естественных зубов при пародонтите первой или второй степени при наличии включенных дефектов зубного ряда. Способ включает препаровку шинируемых зубов под коронки и изготовление несъемной шины на коронках, фиксирующей подвижные зубы и заменяющей включенные дефекты зубного ряда, укрепление шины на устойчивых зубах. Несъемную шину на коронках изготавливают металлокерамической, при этом шину укрепляют на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, посредством ортодонтической проволоки-флекс, для чего при моделировании в блоке коронок одновременно моделируют паз для размещения шинирующей ортодонтической проволоки-флекс, который выполняют с возможностью ретенции проволоки, при этом паз керамикой не покрывают, готовую шину примеряют, после чего в паз закладывают ортодонтическую проволоку-флекс и закрепляют ее клеящим материалом, при этом края ортодонтической проволоки оставляют выступающими. На устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, выполняют паз на длину выступающей части проволоки на одном уровне с пазом в блоке коронок, затем шину укрепляют на цемент, с помощью композита закрывают паз, а выступающую по краям шины ортодонтическую проволоку-флекс также с помощью композита замуровывают в пазы, выполненные на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, выполняют коррекцию в области каждого зуба шинируемой группы с последующей полимеризацией композита, шлифуют, полируют. Технический результат - повышение физиологичности способа шинирования и расширение функциональных возможностей. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для фиксации естественных зубов при пародонтите первой или второй степени при наличии включенных дефектов зубного ряда.

Известен способ шинирования зубов при пародонтите, включающий подготовку поверхности зубов, препарирование паза на поверхностях шинируемых зубов, укладку в паз ортодонтической проволоки-флекс, нанесение композита поверх проволоки, коррекцию в области каждого зуба с последующей полимеризацией композита, шлифование, полировку (патент РФ, №2209050, А 61 С 8/02, 13/00, 27.07.2003 г.).

Недостаток известного способа шинирования зубов при пародонтите состоит в том, что он обеспечивают возможность шинирования зубов только при отсутствии включенных дефектов зубного ряда и при отсутствии зубов, ранее отпрепарированных под покрывные конструкции, что сужает функциональные возможности способа. Кроме того, при наличии диастем и трем невозможно полностью скрыть шинирующий элемент - ортодонтическую проволоку, что снижает эстетичность шинирования.

Наиболее близким к предлагаемому является способ шинирования зубов при пародонтите, включающий препаровку шинируемых зубов под коронки и изготовление несъемной шины на коронках, фиксирующей подвижные зубы и заменяющей включенные дефекты зубного ряда. Шину изготавливают из благородных металлов, при этом фронтальные участки шины облицовывают пластмассой. (Перзашкевич Л.М., Липшиц Д.Н. Шинирование при пародонтозе. Л.: Медицина, 1985, с.60).

Недостаток известного способа состоит в том, что в способе конечные опоры шины укрепляют на зубах, непораженных патологическим процессом, посредством коронок, для чего приходится препарировать здоровые зубы под коронки, что снижает физиологичность способа. Использование пластмассы для облицовки фронтальных участков шины также снижает физиологичность способа, поскольку из-за веществ, входящих в состав пластмасс, пластмассы могут оказывать отрицательное действие на ткани протезного ложа и организм в целом, в частности оказывать аллергическое и токсико-химическое воздействие на слизистую оболочку протезного ложа, особенно в случае, когда пластмасса недополимеризована. Кроме того, даже при тщательном уходе на поверхности пластмассы быстро собирается налет, содержащий в себе микроорганизмы, оказывающие патологическое воздействие на слизистую оболочку протезного ложа, что также снижает физиологичность известной шины.

При использовании пластмассы для облицовки фронтальных участков шины толщина стенок коронок в этих местах уменьшается на толщину пластмассы, что снижает прочность шины по отношению к жевательным нагрузкам. Кроме того, велика вероятность нарушения пластмассовой облицовки: трещины, отслоения от металла (накладки отпадают), изменение цвета, что снижает срок службы и ухудшает эстетический вид шины.

Предлагаемое изобретение решает задачу создания способа шинирования зубов при пародонтите, осуществление которого позволяет достичь технического результата, заключающегося в повышении физиологичности способа, в повышении эстетичности шинирования, в повышении срока службы конструкции, изготовленной по способу.

Сущность изобретения состоит в том, что в способе шинирования зубов при пародонтите, включающем препаровку шинируемых зубов под коронки и изготовление несъемной шины на коронках, фиксирующей подвижные зубы и заменяющей включенные дефекты зубного ряда, укрепление шины на устойчивых зубах, новым является то, что несъемную шину на коронках изготавливают металлокерамической, при этом шину укрепляют на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, посредством ортодонтической проволоки-флекс, для чего при моделировании в блоке коронок одновременно моделируют паз для размещения шинирующей ортодонтической проволоки-флекс, который выполняют с возможностью ретенции проволоки, при этом паз керамикой не покрывают, готовую шину примеряют, после чего в паз закладывают ортодонтическую проволоку-флекс и закрепляют ее клеящим материалом, при этом края ортодонтической проволоки оставляют выступающими, а на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, выполняют паз на длину выступающей части проволоки на одном уровне с пазом в блоке коронок, затем шину укрепляют на цемент, с помощью композита закрывают паз, а выступающую по краям шины ортодонтическую проволоку-флекс также с помощью композита замуровывают в пазы, выполненные на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, выполняют коррекцию в области каждого зуба шинируемой группы с последующей полимеризацией композита, шлифуют, полируют. Кроме того, паз выполняют в форме равнобокой трапеции, причем открытая сторона паза соответствует меньшему основанию трапеции, длину которого выполняют не более величины диаметра ортодонтической проволоки-флекс, а длину большего основания и высоту трапеции выполняют с возможностью продвижения проволоки вдоль паза с усилием. При этом паз перекрывают ретенционными элементами, которые выполняют как одно целое с блоком коронок.

Технический результат достигается следующим образом.

В результате препаровки шинируемых зубов под коронки, изготовления несъемной шины на коронках, фиксирующей подвижные зубы и заменяющей включенные дефекты зубного ряда, а также укрепления шины на устойчивых зубах, обеспечивается иммобилизация подвижных зубов с одновременным устранением дефекта зубного ряда. Это одновременно обеспечивает возможность шинирования подвижных зубов при наличии включенного дефекта зубного ряда и позволяет восстановить зубной ряд пациента, обеспечивает физиологичность способа и эстетичности шинирования. Изготовление несъемной шины на коронках металлокерамической повышает эстетичность способа шинирования, поскольку позволяет подобрать цвет керамического покрытия очень близким к естественному цвету эмали зубов. Кроме того, керамическое покрытие намного прочнее пластмассы и не изменяет своего первоначального цвета. При этом нанесение в дальнейшем на поверхность блока коронок и мостовидного протеза керамики (несъемную шину на коронках изготавливают металлокерамической) повышает физиологичность способа шинирования, исключает возникновение аллергических реакций на материал коронок в полости рта, исключает возможность возникновения гальванических явлений в полости рта, облегчает уход за зубами благодаря очень гладкой поверхности. Последнее снижает, по сравнению с пластмассовым покрытием, скорость образования налета на поверхности покрытия коронок, а следовательно снижает скорость развития микроорганизмов, оказывающих патологическое воздействие на слизистую оболочку протезного ложа.

Кроме того, изготовление несъемной шины на коронках металлокерамической повышает прочность конструкции, изготовленной по способу, поскольку керамическое покрытие и металлическая основа блока коронок представляют собой одно целое. В результате повышается срок службы конструкции, изготовленной по способу.

Благодаря тому, что при моделировании в блоке коронок одновременно моделируют паз для размещения шинирующей ортодонтической проволоки, заявленный способ позволяет использовать для стабилизации зубов комбинированное шинирование: посредством шинирования несъемной шиной на коронках, фиксирующей подвижные зубы и заменяющей включенные дефекты зубного ряда, и посредством ортодонтической проволоки, что повышает физиологичность способа. Это обусловлено тем, что используемая в способе в качестве цитирующего материала ортодонтическая проволока-флекс обладает упругостью при изгибании, что не дает ей деформироваться при жевании и хорошо сохраняет приданную ей форму дуги зубного ряда. В заявленном решении ортодонтическая проволока-флекс приобретает форму дуги зубного ряда благодаря размещению в пазу, выполненном в теле блока коронок. При этом предварительное закрепление ортодонтической проволоки в пазу блока коронок клеящим материалом позволяет фиксировать приданную ей форму и требуемое положение с возможностью сохранения визуального контроля до закрытия паза композитом. Это позволяет установить шину в требуемое физиологичное положение, что повышает эстетичность шинирования. При этом благодаря тому, что края ортодотической проволоки-флекс оставляют выступающими, а на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, выполняют паз на длину выступающей части проволоки, обеспечивается возможность закрепления ортодонтической проволоки-флекс с помощью композита в пазах опорных зубов. В результате благодаря закреплению ортодонтической проволоки-флекс в пазу блока коронок и закреплению ортодонтической проволоки-флекс в пазах на опорных зубах обеспечивается надежная стабилизация несъемной шины на опорных устойчивых зубах без обточки их под коронки, что повышает физиологичность способа, а также повышает эстетичность заявленного способа шинирования.

Выполнение на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, паза на одном уровне с пазом в блоке коронок, а также способность ортодонтической проволоки-флекс запоминать приданную ей форму обеспечивают возможность окончательной установки всего протеза в требуемое физиологичное положение. Закрепление проволоки композитом в пазе блока коронок и в выполненном на одном уровне с ним пазе опорных устойчивых зубов обеспечивает надежную фиксацию требуемого физиологичного положения подвижных зубов и искусственного зуба, что повышает физиологичность и эстетичность заявленного способа.

Кроме того, упругость проволоки несколько компенсирует нагрузку на зубы от тяжести коронок, так как проволока их дополнительно поддерживает и фиксирует, что также повышает физиологичность заявленного способа шинирования.

Из вышеизложенного следует, что в заявленном способе стабилизация подвижных зубов осуществляется в два этапа: первый -шинирование зубов несъемной шины на коронках, фиксирующей подвижные зубы и заменяющей включенные дефекты зубного ряда, и второй этап - установка шины в физиологичное положение посредством ортодонтической проволоки и фиксация достигнутого положения закреплением композитом проволоки в пазах блока коронок и опорных устойчивых зубов. При этом благодаря тому, что паз для размещения шинирующей ортодонтической проволоки выполняют в блоке коронок и в опорных устойчивых зубах, это позволяет полностью скрыть второй шинирующий элемент - ортодонтическую проволоку, что обеспечивает эстетичность шинирования.

Выполнение паза и ретенционных элементов при моделировании блока коронок позволяет оставлять паз не покрытым керамикой. Благодаря тому, что паз керамикой не покрывают, сохраняются первоначально заданные геометрические размеры паза, что обеспечивает возможность размещения и надежное удержание в пазу ортодонтической проволоки, что обеспечивает надежное сохранение проволокой приданной ей формы, а следовательно, позволяет надежно фиксировать физиологичное положение шины, что повышает физиологичность способа и повышает эстетичность шинирования.

Выполнение паза с возможностью ретенции ортодонтической проволоки, в частности паз выполняют в форме равнобокой трапеции, причем открытая сторона паза соответствует меньшему основанию трапеции, длину которого выполняют не более величины диаметра ортодонтической проволоки, а длину большего основания и высоту трапеции выполняют с возможностью продвижения ортодонтической проволоки вдоль паза с усилием, обеспечивает ее надежное закрепление в пазу. Благодаря тому, что паз перекрывают ретенционными элементами, которые выполняют как одно целое с единым каркасом блока коронок и мостовидного протеза, обеспечивается дополнительное более надежное удержание ортодонтической проволоки. Кроме того, при выполнении паза на жевательной поверхности (для боковой группы зубов) ретенционные элементы уменьшают площадь открытой поверхности паза, обеспечивая прочность конструкции, что позволяет выдерживать высокие жевательные нагрузки. Все это также повышает физиологичность и эстетичность заявленного способа шинирования.

Примерка готового протеза обеспечивает его физиологичность и эстетичность шинирования.

Укрепление протеза на цемент обеспечивает прочное удержание протеза на зубах, что обеспечивает физиологичность способа. Благодаря тому, что с помощью композита закрывают паз, а выступающую по краям шины ортодонтическую проволоку-флекс также с помощью композита замуровывают в пазы, выполненные на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами в шине, обеспечивается прочность и эстетический вид результатов шинирования. Коррекция в области каждого зуба шинируемой группы с последующей полимеризацией композита, далее шлифование, полировка также придают конструкции по способу эстетический вид.

Кроме того, заявленный способ позволяет получить дополнитеный технический результат: расширение функциональных возможностей.

Заявленный способ позволяет выполнять шинирование небольшими группами зубов (обычно по 4-6 зубов), а затем объединять их по дуге с помощью ортодотической проволоки-флекс, предварительно устанавливая, также с помощью ортодонтической проволоки-флекс, группы зубов, шинированных несъемной шиной на коронках, фиксирующей подвижные зубы и заменяющей включенные дефекты зубного ряда, в требуемое физиологичное положение. Это возможно благодаря тому, что проволоку берут длиной, несколько выступающей за края шинируемой группы зубов, что позволяет совместить с образованием единого ложа концы проволок шинируемых групп зубов или в пазах устойчивых зубов, соседних с шинируемыми, или в пазах в блоке коронок шины. В результате расширяются функциональные возможности способа.

Таким образом, заявленный способ шинирования зубов при пародонтите при осуществлении обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в повышении физиологичности способа, в повышении эстетичности шинирования, в повышении срока службы конструкции, изготовленной по способу.

На фиг.1 изображен схематично металлический каркас несъемной шины на коронках, фиксирующей подвижные зубы и заменяющей включенные дефекты зубного ряда, изготовленный в соответствии с заявленным способом для передней группы зубов, вид с оральной стороны; на фиг.2 - сечение каркаса протеза по зубу, вид сбоку.

Металлический каркас 1 содержит блок коронок 2 с искусственным зубом 3, выполненных как одно целое. С оральной стороны в каркасе выполнен паз 4 с ретенционными элементами 5 для ортодонтической проволоки-флекс 6. Размещение проволоки 6 в пазу 4 проиллюстрировано на фиг.2. Паз выполнен 4 в форме равнобокой трапеции. Открытая сторона паза 4 соответствует меньшему основанию трапеции, длину которого выполняют не более величины диаметра ортодонтической проволоки-флекс 6. Длина большего основания и высота трапеции выполнена с возможностью продвижения проволоки 6 вдоль паза 4 с усилием. Паз 4 перекрыт ретенционными элементами 5, которые выполнены как одно целое с каркасом 1 блока коронок шины.

Заявленный способ шинирования зубов при пародонтите осуществляют следующим образом.

Способ применяют в случае, если зубы имеют подвижность первой или второй степени; подвижные зубы находятся по обе стороны от дефекта зубного ряда (не более двух зубов); в шинируемых зубах имеются зубы, образующие диастемы и тремы, имеются ранее обточенные или значительно восстановленные пломбировочным материалом зубы, имеются зубы со значительной атрофией костной ткани.

Изготавливают несъемную шину на коронках, фиксирующую подвижные зубы и заменяющую включенные дефекты зубного ряда. Шину укрепляют на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, посредством ортодонтической проволоки-флекс. Шину изготавливают следующим образом. Все зубы, входящие в шину, препарируют под коронки. Зубы, входящие в шину, препарируют с расположением края коронок на уровне или выше уровня десны. Это обеспечивает минимальное травмирование краевого пародонта и в дальнейшем обеспечивает доступ при терапевтическом лечении. После снятия двойных оттисков с отпрепарированных зубов и вспомогательного антогонирующего ряда моделируют каркас блока коронок. Одновременно в блоке коронок моделируют паз с ретенционными элементами для размещения шинирующей ортодонтической проволоки. При этом паз моделируют с оральной стороны - для передней группы зубов, или на жевательной поверхности зубов - для боковой группы зубов. Для этого в металлическом каркасе делают пропил в форме трапеции, который выполняют с возможностью ретенции ортодонтической проволоки, а именно выполняют в форме равнобокой трапеции. Причем открытая сторона паза соответствует меньшему основанию трапеции, длину которого выполняют не более величины диаметра ортодонтической проволоки, а длину большего основания и высоту трапеции выполняют с возможностью продвижения проволоки вдоль паза с усилием. Например, при использовании проволоки, диаметром 0,4 и 0,6 мм меньшее основание трапеции выполняют длиной соответственно 0,3 и 0,5 мм, а высоту трапеции и большее основание, обращенное вовнутрь каркаса шины, берут 0,7 и 0,8 мм. Кроме того, дополнительно для более надежного удержания проволоки паз перекрывают ретенционными элементами, например, по краям шины и в межзубных промежутках, Ретенционные элементы выполняют как одно целое с каркасом блока коронок. Затем из восковой репродукции отливают каркас шины, на который наносят керамику. При этом паз керамикой не покрывают. После примерки готовой конструкции шины в паз блока коронок закладывают ортодонтическую проволоку и проклеивают ее "Дурбодоном". При этом проволока выступает за края блока коронок на 1 см. Выступающую проволоку примеряют и оставляют длину такой, чтобы она располагалась на 2/3 ширины поверхности опорных устойчивых зубов, соседних с зубами, взятыми в шину. На опорных устойчивых зубах выполняют паз на длину выступающей части проволоки на одном уровне с пазом на блоке коронок, глубиной от 1 до 2 мм (в зависимости от толщины проволоки и степени подвижности шинируемых зубов). Затем шину укрепляют на цемент, с помощью композита закрывают паз, а выступающую по краям протеза ортодонтическую проволоку-флекс также с помощью композита замуровывают в пазы, выполненные на опорных устойчивых зубах. Выполняют коррекцию в области каждого зуба шинируемой группы с последующей полимеризацией композита, шлифуют, полируют.

Шинирование небольшими группами зубов (обычно по 4-6 зубов) для последующего объединения их по дуге выполняют аналогично вышеизложенному. Предварительно устанавливают шинированные группы в требуемое физиологичное положение. Затем фиксируют это положение с помощью ортодотической проволоки-флекс. Для чего совмещают концы проволок шинируемых групп зубов в пазах опорных устойчивых зубов с образованием единого ложа или в пазах блока коронок и закрепляют композитом. Далее выполняют коррекцию в области каждого зуба шинируемой группы с последующей полимеризацией композита, шлифуют, полируют.

1. Способ шитирования зубов при пародонтите, включающий препаровку шинируемых зубов под коронки и изготовление несъемной шины на коронках, фиксирующей подвижные зубы и заменяющей включенные дефекты зубного ряда, укрепление шины на устойчивых зубах, отличающийся тем, что несъемную шину на коронках изготавливают металлокерамической, при этом шину укрепляют на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, посредством ортодонтической проволоки-флекс, для чего при моделировании в блоке коронок одновременно моделируют паз для размещения шинирующей ортодонтической проволоки-флекс, который выполняют с возможностью ретенции проволоки, при этом паз керамикой не покрывают, готовую шину примеряют, после чего в паз закладывают ортодонтическую проволоку-флекс и закрепляют ее клеящим материалом, при этом края ортодонтической проволоки оставляют выступающими, а на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, выполняют паз на длину выступающей части проволоки на одном уровне с пазом в блоке коронок, затем шину укрепляют на цемент, с помощью композита закрывают паз, а выступающую по краям шины ортодонтическую проволоку-флекс также с помощью композита замуровывают в пазы, выполненные на устойчивых зубах, соседних с крайними зубами, взятыми в шину, выполняют коррекцию в области каждого зуба шинируемой группы с последующей полимеризацией композита, шлифуют, полируют.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что паз выполняют в форме равнобокой трапеции, причем открытая сторона паза соответствует меньшему основанию трапеции, длину которого выполняют не более величины диаметра ортодонтической проволоки-флекс, а длину большего основания и высоту трапеции выполняют с возможностью продвижения проволоки вдоль паза с усилием.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что паз перекрывают ретенционными элементами, которые выполняют как одно целое с блоком коронок.