Способ нормализации мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича
Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физической культуре. У детей со спастическими формами церебрального паралича с помощью методистов проводят расслабление ребенка на не полностью накачанном мяче диаметром 120 см. Ребенка укладывают на мяч лицом вниз, при этом один методист фиксирует его плечи на поверхности мяча, руки - симметрично вдоль туловища, другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча и по мере достижения расслабления разводит их, выполняя медленные покачивания вперед-назад, вправо-влево и по кругу. При этом голову ребенка через несколько покачиваний поворачивают то в одну, то в другую сторону, затем выполняют упражнения на растяжение конечностей и туловища ребенка симметрично, с одинаковым усилием, в одной горизонтальной плоскости, последовательно, начиная с верхних конечностей и плечевого пояса, в течение 3-5-секунд, с усилием 3-5 кг у детей младшего школьного возраста или 6-8 кг - старшего, с последующим выполнением растяжений нижних конечностей и в исходном положении на спине, причем нормализацию мышечного тонуса проводят 2-3 раза в неделю, курсами 10-12 процедур, продолжительностью 5-10 минут. Способ нормализует мышечный тонус и повышает эффективность физической реабилитации в поздней резидуальной стадии. 1 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре, и может быть использовано для лечения детского церебрального паралича.
Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитационно-восстановительных учреждениях для восстановления амплитуды движений в суставах и повышения двигательных возможностей больных со спастическими формами детского церебрального паралича.
Известен способ восстановления нормального мышечного тонуса у детей в возрасте до 5 лет со спастической формой детского церебрального паралича (Патент RU 2214209, Рыбакова Н.А. и др., опубл. 20.10.2003), который заключается в том, что для каждой мышцы с выраженным высоким тонусом диагностируют наличие ее отклика на силовое воздействие руками методиста, выражающегося в возникновении резкого механического сопротивления при определенной величине воздействия и тактильно ощущаемого методистом, принимают установленную величину в качестве верхнего предела воздействия, далее в процессе проведения манипуляций осуществляют многократные, случайные по направлению силовые воздействия, по величине не превосходящие ранее установленного, упомянутого верхнего предела воздействия.
Недостатками способа является ограничение его применения для больных со спастическими формами детского церебрального паралича в школьном и старшем школьном возрасте, когда наиболее велика опасность формирования контрактур суставов, которые могут быть устранены только хирургическим путем.
Известен способ нормализации мышечного тонуса и воспитания нормализованных двигательных навыков у больных детским церебральным параличом (ДЦП) по методикке Б. Бобат и К. Бобат, описанной в книге (М.Вейсс, А.Зембатый // Физиотерапия. М.: Медицина, 1986, с.114-131), согласно которому на мяче большого диаметра (шаре), покачивая больного ДЦП из стороны в сторону, вперед-назад и манипулируя телом ребенка переводят его из исходных положений на спине и животе в положения на четвереньках, сидя, с опорой на руки, а также покачивая шар и направляя его соответствующим образом, тренируется опора на руки, на ноги, повороты тела ребенка.
Мяч используют для расслабления, подавления патологических рефлексов, но, прежде всего - для освоения больным этапов физического развития - научить сидеть и при этом сохранять равновесие, стоять на коленях, улучшить опору на руки и т.д. Это хорошо до определенного возраста и физического развития, а когда ребенок уже передвигается самостоятельно, но у него есть проблемы - повышенный тонус, начинающие формироваться контрактуры, он имеет достаточный вес - нужны 2-3 - методиста и способы коррекции его уже сформированной позы и ходьбы.
Недостатком способа является отсутствие сочетания выполняемых упражнений с упражнениями на растяжение мышц, способствующими нормализации мышечного тонуса.
Известен способ достижения релаксации с помощью упражнений на растяжение мышц и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, выполняемых с помощью партнеров с целью снятия ненервного напряжения (Зуев Е.И. // Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990. С.65).
Способ заключается в том, что при растяжении мышц разных частей тела и всего тела в соответствующих направлениях, меняя силу и направление нагрузки, используя различные приемы и комбинируя их в определенных сочетаниях, растяжению подвергаются многие группы мышц, чем достигается выраженное состояние релаксации здоровых детей и подростков, занимающихся спортом.
Недостатком способа является то, что данный способ не применим для детей, больных ДЦП, так как выполнение упражнений на растяжение осуществляется без предварительного расслабления мышц, необходимого при спастических формах ДЦП. Отсутствует возможность манипулирования телом ребенка с целью коррекции патологических поз и движений во время выполнения растяжений, а также отсутствие тренировки вестибулярного аппарата, способствующей нормализации мышечного тонуса.
Задачей данного изобретения является создание способа нормализации мышечного тонуса со спастическими формами церебрального паралича у детей дошкольного и школьного возраста.
Поставленная задача решается тем, что проводят упражнения на растяжение мышц и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, с помощью методистов, для чего расслабляют ребенка на не полностью накачанном мяче диаметром 120 см, для чего вначале ребенка укладывают на мяч лицом вниз, при этом один методист фиксирует его плечи на поверхности мяча, руки - симметрично вдоль туловища, другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча, и по мере достижения расслабления, разводит их и выполняя медленные покачивания вперед-назад, вправо-влево и по кругу, при этом голову ребенка через несколько покачиваний поворачивают то в одну, то в другую сторону, затем выполняют упражнения на растяжение конечностей и туловища ребенка симметрично, с одинаковым усилием, в одной горизонтальной плоскости, последовательно, начиная с верхних конечностей и плечевого пояса, в течение 3-5-секунд, с усилием 3-5 кг у детей младшего школьного возраста или 6-8 кг - старшего, с последующим выполнением растяжений нижних конечностей и в исходном положении на спине, причем нормализацию мышечного тонуса проводят 2-3 раза в неделю, курсами 10-12 процедур, продолжительностью 5-10 минут.
При выраженной сторонности поражения у ребенка со спастической диплегией поворот головы сначала выполняют в сторону спастичных мышц до полного их расслабления, а затем выполняют медленный поворот в противоположную сторону.
Сущностью изобретения является то, что расслабление проводят ребенка на не полностью накачанном мяче диаметра 120 см, для чего вначале ребенка укладывают на мяч лицом вниз, при этом один методист фиксирует его плечи на поверхности мяча, руки - симметрично вдоль туловища, другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча и по мере достижения расслабления разводит их, выполняя медленные покачивания вперед-назад, вправо-влево и по кругу, при этом голову ребенка через несколько покачиваний поворачивают то в одну, то в другую сторону, затем выполняют упражнения на растяжение конечностей и туловища ребенка симметрично, с одинаковым усилием, в одной горизонтальной плоскости, последовательно, начиная с верхних конечностей и плечевого пояса, в течение 3-5 - секунд, с усилием 3-5 кг у детей младшего школьного возраста или 6-8 кг - старшего, с последующим выполнением растяжений нижних конечностей и в исходном положении на спине, причем нормализацию мышечного тонуса проводят 2-3 раза в неделю, курсами 10-12 процедур, продолжительностью 5-10 минут. При выраженной сторонности поражения у ребенка со спастической диплегией поворот головы сначала выполняют в сторону спастичных мышц до полного их расслабления, а затем выполняют медленный поворот в противоположную сторону.
Существенным отличием заявляемого способа от известных является выполнение упражнений на растяжение на не полностью накачанном мяче диаметром 120 см, после общего расслабления спастических мышц и сочетание их с тренировкой вестибулярного аппарата, оказывающей положительное влияние на спастический мышечный тонус.
Эти отличительные признаки в известных способах не обнаружены.
Изобретение является новым, так как оно не известно из уровня медицины в области лечебной физкультуры для больных детей со спастическими формами церебрального паралича.
Способ осуществляется проведением комплекса упражнений, выполняемых с помощью методистов следующим образом.
Упражнение 1. Исходное положение (И.П.) на животе. Методист разводит руки ребенка и ладонями вниз укладывает на мяч. Продолжая колебания мяча вверх-вниз, руки, обхватывая мяч, медленно перемещаются вверх, сопровождаются поворотами головы. Два методиста выполняют упражнение на растягивание рук в стороны, третий фиксирует на поверхности мяча ноги в максимально возможном разведении. Растяжение осуществляется с захватом рук за предплечья, с поддержкой локтевых суставов в положении разгибания, продолжительностью - 3-5 секунд, при необходимости голова ребенка поддерживается с соблюдением ритма колебательных движений. Растяжения повторяются 2-3 раза, чередуются с паузами общего расслабления. Первое растягивание по методике «Мяч-батут-растяжение» (МБР) всегда направлено на расслабление мышц плечевого пояса, шеи и верхних конечностей.
Упражнение 2. И.П. то же. Руки располагаются на мяче вверх относительно туловища, голова повернута в сторону. Методист сгибает одну ногу до 90-130° в коленном и тазобедренном суставах, скользя по поверхности мяча. Если выявляется ограничение сгибания, обусловленное выраженной спастичностью мышц, конечность фиксируется в достигнутом положении рукой методиста и, продолжая покачивание, ребенок расслабляется в сформированной позе. Объем сгибания через отведение постепенно увеличивается от процедуры к процедуре. Вторая нога фиксируется другим методистом в среднем положении.
Упражнение 3. При выявлении у больного эквинусной установки стоп из этого исходного положения выпрямленная нога ребенка мягко выводится в среднее положение так, чтобы надколенник ее располагался строго вниз, к поверхности мяча. Удерживая одной рукой стопу за голеностопный сустав, а другой рукой коленный сустав в разогнутом положении, стопа осторожно опускается на поверхность пола. Колебания мяча прекращаются и, слегка прокатывая мяч вперед-назад, достигается опора на полную стопу. С целью увеличения амплитуды разгибания в голеностопном суставе, с каждым покачиванием мяча эта нога «отступает» от мяча и тем самым увеличивалось тыльное сгибание (разгибание) стопы.
Варианты поддержки коленного сустава при выполнении этого упражнения зависят от его установки: при наличии у ребенка сгибательной установки в коленном суставе, методист одной рукой фиксирует стопу на поверхности пола, а другой содействует разгибанию в коленном суставе, при тенденции к рекурвации коленного сустава - с удержанием коленного сустава в согнутом состоянии. Упражнение на растяжение повторяется 2-3 раза. Упражнение 4. Одновременное растяжение всех конечностей и позвоночника. Руки направлены вверх и несколько в стороны в виде буквы «У», ноги в положении возможного разведения. Длительность растяжения 3-5 секунд, число повторений 2-3.
Упражнение 5. И.П. на спине. Один методист находится со стороны головы ребенка и надежно фиксирует плечевые суставы и руки ребенка в положении вдоль туловища своими ладонями и предплечьем. Второй методист, управляя движениями мяча и фиксируя тело ребенка на мяче с захватом в нижней трети бедер, прокатывает мяч на себя с тем, чтобы создать возвышенное положение для головы - облегченное положение для сгибателей шеи, находящихся в состоянии некоторого растяжения вследствие запрокинутого положения головы на круглой поверхности мяча. Выполняется тренировка правильного сгибания головы - без смещения ее к грудине. Важность этой тренировки обусловлена усилением шейного лордоза с наклоном головы кпереди у больных при ходьбе. Подъем головы из положения лежа на спине или на животе осуществляют с помощью блока с перемещением верхней части туловища, а повороты головы из стороны в сторону в неполном объеме, амплитуда их может быть различна, особенно при выраженной сторонности поражения. Достигнутая в результате этих мероприятий стабилизация положения головы является в ряде случаев показателем значительного улучшения в состоянии ребенка.
Упражнение 6. ИП на спине. Упражнение на растяжение мышц плечевого пояса и верхних конечностей. После растягивания руки укладываются вдоль туловища или свободно располагаются на мяче.
Упражнение 7. ИП то же. Сгибание головы сопровождается сгибанием одной ноги и подтягиванием ее к животу до образования туловищем вогнутой дуги. Если во время сгибания у ребенка выявляется тибиальная синкинезия, методист неподвижно фиксирует стопу в положении сгибания и, приложив адекватное усилие, растянув разгибатели стопы, удерживает ее в этом положении. Вторая нога фиксируется на мяче.
Упражнение 8. И.П. то же. Руки ребенка несколько в отведении, плечи надежно фиксируются ладонями и предплечьем методиста со стороны головы ребенка. Второй методист, стоя справа от ребенка, заводит левую руку (ладонью вниз) под правое бедро ребенка, захватывает левую ногу и перемещает ее к себе свободной, осуществляя постепенный плавный поворот таза влево и оказывая правой рукой содействие повороту ладонью, лежащей на крестце. Третий участник поддерживает колено и голень правой ноги, совершающей поворот, в одной плоскости с поверхностью, выполняя синхронные покачивания вместе со всеми участниками процедуры. По показаниям, предварительно может выполняться локальная гипотермия или криоконтраст на спастичные мышцы, ответственные за формирование у больного патологической установки.
Упражнение выполняют очень плавно, с приложением адекватных усилий в момент поворота, до постепенного, этапного достижения поворота таза по отношению к туловищу не более 90-130°. После фиксации в конечном положении в течение 2-3 секунд следует медленный возврат туловища и конечностей в исходное положение и расслабление. Аналогично выполняется поворот в другую сторону.
Под контролем деятельности сердечно-сосудистой системы осуществлялся медленный перевод ребенка в вертикальное положение.
Абсолютным противопоказанием для применения методики МБР является наличие у больного органических контрактур и деформаций суставов, врожденных и приобретенных заболеваний и деформаций позвоночника. Относительным противопоказанием является чувство страха перемещений тела (в нашем наблюдении у 1 ребенка). Далее приведены примеры конкретного осуществления способа.
Пример 1. Больной К., 12 лет, с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия, эквинусная установка правой стопы. Получил 3 курса комплексного лечения с использованием методики МБР. С целью растяжения икроножных мышц, обуславливающих сгибательную способность правого коленного и голеностопных суставов в положении стоя и при ходьбе, при выполнении упражнений по методике МБР, учитывая асимметричность поражения, делался акцент на использование растяжений голеностопного и коленного суставов - на упражнения 3 и 8.
В результате лечения улучшилась вертикальная поза больного, он стал более устойчив при ходьбе, значительно уменьшилось припадание на правую ногу. Биомеханически установлено увеличение амплитуды разгибания в коленных и голеностопных суставах на 23° и 14° соответственно. Стабилографические исследования подтвердили выявляемое клинически улучшение устойчивости больного в вертикальной стойке - площадь статокинезиграммы при открытых глазах уменьшилась на 48%, при закрытых - на 25%.
Пример 2. Больная У., 14 лет, диагноз: ДЦП, спастическая диплегия, вторичный тибиальный синдром легкой степени. Получила 2 курса комплексной физической терапии с применением методики МБР. Во время лечения делался акцент на использование упражнений 3 и 7, особое внимание уделялось устранению проявлений тибиального синдрома.
В результате лечения больная передвигается с выпрямлением коленных суставов в фазу опоры, с координированным участием верхних конечностей при ходьбе, стала более устойчива, увеличился темп ходьбы, уменьшилась утомляемость за счет опоры на костный скелет нижних конечностей. Биомеханическое исследование выявило увеличение амплитуды разгибания в коленном суставе на 18° и усиление заднего толчка - увеличилось сгибание стопы на 12°. При стабилографическом исследовании отмечено усилении роли зрительного анализатора в контроле вертикальной устойчивости - зрительный коэффициент увеличился с 1,45 до лечения до 1,9 после лечения (норма 2,2).
Пример 3. Больная Г., 6 лет, диагноз ДЦП, спастическая диплегия, состояние после оперативного лечения эквинусной деформации стоп с обеих сторон. При осмотре: у больной выражены последствия влияния патологического симметричного шейно-тонического рефлекса - больная передвигается самостоятельно с разгибательной установкой туловища, гиперлордозом поясничного отдела позвоночника, выраженным наклоном таза кпереди, рекурвацией коленных суставов в фазу опоры и негрубо выраженными сагиттальными и фронтальными колебаниями туловища. Пятки при ходьбе полностью не нагружает, неустойчива, быстро утомляется. Получила 3 курса восстановительного лечения с использованием методики МБР. Акцент делался на упражнения 1, 3 и 5, 6, 8. После лечения у больной отмечены значительные улучшения: нормализовалась осанка и положение таза, исчезли патологические раскачивания туловища, больная полностью нагружает стопы в фазу опоры, рекурвация коленных суставов нивелируется ношением «восьмерки» из эластичного бинта на правый коленный сустав и левый коленный сустав самостоятельно удерживается в правильном положении. Стала самостоятельно проходить значительные расстояния с меньшей утомляемостью, уверенно выполняет повороты, верхние конечности принимают координированное участие при ходьбе. Биомеханические исследования указывают на уменьшение разгибания коленных суставов в фазу опоры на 14° справа и на 8° слева.
Впервые установлено, что используя упражнения на растяжение на фоне предварительного расслабления, возможно добиться снижения спастического тонуса и устранения патологических установок суставов, свойственных больным со спастическими формами церебрального паралича дошкольного и школьного возраста.
Преимуществом заявляемого способа является:
- использование не полностью накачанного мяча, обладающего эффектом батута, как поддержки тела больного, при этом возможны покачивания тела ребенка вверх-вниз, аналогичные колебаниям батута с большой поверхностью (55-60 колебаний в минуту);
- указанные покачивания больного на мяче сопровождаются появлением ускорений, оказывающих тренирующее воздействие на вестибулярный аппарат больного;
- достигается сочетание использования эффекта батута и выполняемых упражнений на растяжение с целью расслабления спастичных мышц и восстановления объема движений в суставах туловища и конечностей больного;
- при использовании не полностью накачанного мяча увеличивается его условно горизонтальная поверхность, соприкасающаяся с телом, он более устойчив, что способствует более уверенному и спокойному поведению больного во время процедуры;
- с помощью мяча облегчается управление телом ребенка с целью коррекции его патологических поз при выполнении упражнений, особенно детей школьного возраста;
- предварительное расслабление всех мышц тела перед выполнением упражнений на растяжение соответствует одному из основополагающих принципов лечебной физкультуры для детей с церебральным параличом в любой стадии заболевания, в том числе поздней резидуальной.
Отличие предложенной методики «Мяч-батут-растяжение» (МБР) от общепринятых упражнений на растяжение в том, что общепринятые упражнения на растяжение, затрагивают, как правило, один или несколько суставов и выполняется на фоне медикаментозного лечения, тепловых процедур, спирт-новокаиновых блокад.
Воздействию подвергаются как спастичные мышцы, так и их антагонисты. Группа наблюдаемых детей, которым в программу индивидуальной реабилитации была включена методика МБР, состояла из 137 детей, двигательное развитие которых соответствовало различным уровням двигательного развития - с Ш по У. Занятия по указанной методике проводились 2-3 раза в неделю, курсами, 2-3 раза в год. В результате лечения с применением методики «Мяч-батут-растяжение» значительное улучшение было констатировано у 33 детей (24,1%) и у 104 детей, - улучшение (75,9%). Отрицательной динамики в состоянии больных не было выявлено.
После комплексного лечения с использованием методики МБР отмечалась положительная динамика временных и пространственных характеристик походки у всех 137 больных, выявлена нормализация объема движений, прежде всего в саггитальной плоскости, в тазобедренных и коленных суставах.
Следовательно, использование методики «Мяч-батут-растяжение» в сочетании с дифференцированным применением основных средств ЛФК в составе комплексного, этапного лечения больных ДЦП позволяет повысить эффективность физической реабилитации в поздней резидуальной стадии.
1. Способ нормализации мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича, включающий упражнения на растяжение мышц и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, с помощью методистов, отличающийся тем, что проводят расслабление ребенка на не полностью накачанном мяче диаметром 120 см, для чего вначале ребенка укладывают на мяч лицом вниз, при этом один методист фиксирует его плечи на поверхности мяча, руки - симметрично вдоль туловища, другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча и по мере достижения расслабления разводит их, выполняя медленные покачивания вперед-назад, вправо-влево и по кругу, при этом голову ребенка через несколько покачиваний поворачивают то в одну, то в другую сторону, затем выполняют упражнения на растяжение конечностей и туловища ребенка симметрично, с одинаковым усилием, в одной горизонтальной плоскости, последовательно, начиная с верхних конечностей и плечевого пояса, в течение 3-5-с, с усилием 3-5 кг у детей младшего школьного возраста или 6-8 кг - старшего, с последующим выполнением растяжений нижних конечностей и в исходном положении на спине, причем нормализацию мышечного тонуса проводят 2-3 раза в неделю, курсами 10-12 процедур, продолжительностью 5-10 мин.
2. Способ по п.1 отличающийся тем, что при выраженной сторонности поражения у ребенка со спастической диплегией поворот головы сначала выполняют в сторону спастичных мышц до полного их расслабления, а затем выполняют медленный поворот в противоположную сторону.