Способ н.п. захарова психотерапии депрессивных состояний

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при коррекции депрессивных состояний. При анализе анамнеза и личностно-психологических особенностей выявляют индивидуальный когнитивно-поведенческий стиль реагирования на негативные психотравмирующие факторы, вызывающий депрессию. При его наличии выстраивают иерархическую шкалу удовольствий. Проводят рациональную психотерапию, затем лечебно-корригирующее суггестивное воздействие, формируя мотивацию к антидепрессивному когнитивно-поведенческому стилю. С помощью суггестии и тренингов поэтапно проводят обучение пациента приемам психологического самовоздействия. На первом этапе осваивают комплекс приемов, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния в ситуации "здесь и сейчас", включающих: вчувствование по всем каналам сенсорного восприятия в состояние факторов внешней среды и собственного состояния, регистрацию возникших при этом ощущений и эмоций, объективную оценку негативных факторов и отводят им реальное место в иерархической шкале возможных психотравм, позитивную интерпретацию зарегистрированных неприятных ощущений, пролонгирование и вербализацию позитивных ощущений и эмоций, подкрепляют их адекватной мимикой и пантомимикой, а на втором этапе осваивают приемы, включающие ретроспективную аккумуляцию радости, усиление степени приятных ощущений путем отсрочки исполнения желаний, получение удовольствия по контрасту, индукцию радости, адекватные гедонистические поступки и акции, с использованием иерархической шкалы удовольствий, при этом балльное значение этой акции должно зеркально отражать эмоциональное состояние пациента, курс лечения включает в себя 3-10 сеансов с параллельным назначением контролируемых домашних заданий, обеспечивающих хорошее настроение. Способ позволяет добиться устойчивой перестройки и замены негативных моделей поведения, вызывающих эмоциональное расстройство, позитивными, адаптивными, исключающими развитие этой патологии.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии.

Современная ситуация психического здоровья в развитых странах характеризуется высоким уровнем эмоционально дефицитарных отклонений, в частности депрессивных, которые представляют собой самостоятельные нарушения или входят в структуру практически всех пограничных психических и аддиктивных расстройств. Однако до настоящего времени отсутствуют способы целенаправленной эффективной психотерапии эмоционального дефицита.

Известен способ психотерапии депрессивных состояний (У.У.Хьюит "Гипноз", пер. с англ., "Гранд", Москва, 1999, 196-197). В данном способе в состоянии бодрствования, самогипноза или внушенного гипнотического транса проводят самовнушение или внушение с помощью формул следующего содержания: 1."Позитивные мысли приносят мне пользу и дают те преимущества, в которых я нуждаюсь". 2. "Вы будете ненавязчиво направлять свой разум к позитивным, радостным, конструктивным мыслям". 3. "Вы не позволите никому и ничему определять ваши чувства. Вы полностью распоряжаетесь собой, и теперь вы приняли решение чувствовать себя достойным, уважаемым и счастливым человеком". 4. "Вы являетесь самой важной личностью в вашем мире. Вы не позволите другим людям или обстоятельствам отнять у вас чувство собственного достоинства". 5. "Вы борец, который борется за свое врожденное право быть счастливым и уравновешенным человеком".

Недостатками известного способа являются: поверхностный подход, с отсутствием воздействий на патогенетически значимые уровни личности, неопределенность направленности воздействия, слабая дифференцированность инструкций, которые не показывают пациенту как именно думать в позитивном направлении на проблемные темы, а также охват лишь части проблемных внутренних состояний, сопутствующих депрессиям. Все это не позволяет получить выраженный и стабильный терапевтический эффект.

В качестве ближайшего аналога принят способ психотерапии депрессивных состояний (Л.Лекрон "Лечение самогипнозом", пер. с англ., "Спикс", Спб., 1994, с.116-117). Способ включает в себя пять этапов. На первом проводят анализ анамнеза, выявляют источник проблемы и обучают пациента оценивать свое эмоциональное состояние с помощью графика эмоциональных колебаний, в котором вверх по оси ординат откладывают весь (от легкого подъема до экстатического восторга) спектр положительных эмоций, а вниз - отрицательную половину: беспокойство, подавленность и так далее - вплоть до глубокого горя. График служит контрольным экраном для проведения работы по коррекции эмоций. На втором проводят погружение в состояние глубокой релаксации. На третьем этапе осуществляют лечебно-корригирующее воздействие. Прямым директивным образом внушают себе целенаправленные антидепрессивные формулы. На четвертом этапе осуществляют пробуждение. На пятом, в случае необходимости проводят повторение сеансов.

Недостатками данного способа, ограничивающими его применение являются: использование прямых директивных внушений - наиболее простого вида суггестии, подходящего для ограниченного контингента особо внушаемых пациентов. Кроме этого, для реализации способа требуется введение пациента в состояние транса, которое возможно вызывать лишь в особых, подходящих условиях, изолированно от окружающих. При этом меры по коррекции негативного состояния пациента откладывают до момента появления этих условий, вынуждая его переживать кризисное состояние все это время.

Способ недостаточно эффективен, так как основан на симптоматическом, а не на патогенетическом подходе, возникновение же расстройств, для лечения которых он предназначен, связано с проблемами глубокого личностного уровня, которые в данном методе не исследуются и не поддаются коррекции предлагаемыми приемами.

Задачей изобретения является создание высокоэффективного способа психотерапии депрессивных состояний различного генеза, обладающего более широкими функциональными возможностями, позволяющего получать в короткие сроки более выраженный и стабильный терапевтический эффект.

Сущность изобретения состоит в том, что в способе психотерапии депрессивных состояний, включающем анализ анамнеза, обучение пациента определению своего эмоционального состояния, рациональную психотерапию и лечебно-корригирующее суггестивное воздействие, при анализе анамнеза диагностируют индивидуальный депрессогенный когнитивно-поведенческий стиль, выявляя его глубинные концептуально-мировоззренческие основы, составляют диаграмму среднесуточного баланса положительных и отрицательных эмоций, типичного для данного пациента для точного определения исходного уровня эмоционального дефицита, иерархическую шкалу возможных психотравм, иерархическую шкалу доступных источников положительных эмоций, а эмоциональное состояние определяют по пятибалльной шкале, при рациональной психотерапии проводят коррекцию выявленных глубинных концептуально-мировоззренческих основ депрессогенного когнитивно-поведенческого стиля и формируют мотивацию к антидепрессивному когнитивно-поведенческому стилю, затем, в процессе лечебно-корригирующего суггестивного воздействия, направленного на формирование антидепрессивного когнитивно-поведенческого стиля у пациента в состоянии бодрствования с помощью суггестии, тренингов и инструкций поэтапно проводят обучение приемам психического самовоздействия, при этом на первом этапе осваивают комплекс приемов, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния в ситуации "здесь и сейчас", включающих вчувствование по всем каналам сенсорного восприятия в особенности факторов внешней среды и собственного состояния, регистрацию возникших при этом ощущений и эмоций, объективную оценку негативных факторов путем отведения им реального места в иерархической шкале возможных психотравм, позитивную интерпретацию зарегистрированных неприятных ощущений, пролонгирование и вербализацию позитивных ощущений и эмоций, которые подкрепляют адекватной мимикой и пантомимикой, на втором этапе осваивают антидепрессивные приемы, направленные на устранение эмоционального дефицита, включающие ретроспективную аккумуляцию радости с использованием пятибалльной шкалы эмоционального состояния, усиление степени приятных ощущений путем отсрочки исполнения желаний, получение удовольствия по контрасту с использованием иерархической шкалы удовольствий, индукцию радости, адекватные гедонистические поступки и акции с использованием иерархической шкалы удовольствий, курс лечения включает в себя 3-10 сеансов с параллельным назначением контролируемых домашних заданий.

Использование изобретения позволяет получить следующий технический результат.

Способ является высокоэффективным. Достигнутый результат является стабильным. Наступление положительного эффекта в виде редукции проявлений эмоционального дефицита при пограничных психических и аддиктивных расстройствах наблюдается у всех пациентов уже на первом сеансе, в дальнейшем он неуклонно нарастает и дополняется позитивными переменами в их жизни. Выраженный и стабильный терапевтический эффект достигается за минимальные сроки.

Способ имеет широкий спектр показаний, включающий донозологические (субдепрессивные) проявления эмоционального дефицита, собственно депрессии различного генеза и сочетанные с ними невротические расстройства, расстройства личности и поведения, - психосоматические расстройства, аддиктивные расстройства - пищевую зависимость (нервную анорексию и булимию), зависимость от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакизм), психологическую зависимость по отношению к отдельным лицам, а также вредные привычки и любые другие расстройства, связанные с психогенными факторами.

Другим направлением использования данного метода является психопрофилактика психологических отклонений в виде эмоционального дефицита при пограничных психических и аддиктивных расстройствах, развитие у психически здоровых лиц адаптивных способностей, невосприимчивости к психотравмирующим депрессогенным воздействиям, неизбежным в жизни каждого человека.

Полученные в процессе лечения навыки нацелены на применение в реальных условиях, в т.ч. незаметно для окружающих, без прекращения основной деятельности или общения, особенно в ситуациях непосредственного воздействия негативных факторов, запускающих аномальное поведение.

Противопоказаниями к применению данного способа являются лишь острые психотические состояния и слабоумие.

Способ не имеет возрастных ограничений, доступен для большинства людей - как пациентов с пограничными психическими и аддиктивными расстройствами, так и практически здоровых.

Он реализуется в виде инструктивно-обучающих сеансов и психологических тренингов, включает в себя специальные домашние задания, которые выполняет пациент, и может применяться самостоятельно или в комплексной терапии благодаря хорошей совместимости с любыми другими видами психотерапии, психокоррекции и психофармакотерапией.

Способ безвреден, не дает побочных эффектов, экономичен, не требует материальных затрат и может быть использован в медицинских и психологических учреждениях любого типа.

Технический результат достигается за счет сочетания когнитивных психотерапевтических воздействий на глубинные концептуально-мировоззренческие основы поведения личности с широким параллельным охватом вербально-логической и психосенсорной сфер с привлечением механизмов соматопсихического (телесно-психического) взаимодействия. В процессе лечения за счет тренировки и положительного подкрепления достигают фиксации у пациента антидепрессивных психологических реакций, корригирующих эмоциональное состояние. Это позволяет добиться устойчивой перестройки и замены негативных моделей поведения, вызывавших эмоциональное расстройство, позитивными, адаптивными, исключающими развитие этой патологии.

Способ осуществляется следующим образом.

После установления адекватного психотерапевтического контакта с пациентом проводят анализ анамнеза и личностно-психологических особенностей, диагностируют связанный с заболеванием индивидуальный депрессогенный дезадаптирующий когнитивно-поведенческий стиль реагирования на негативные психотравмирующие факторы.

Когнитивный элемент этого стиля представляет собой определенный, характерный для данного больного способ осмысления, интерпретации, преподнесения себе актуальных проблем, психотравмирующих и других значимых для развития заболевания факторов, а также лежащие в основе этого осмысления концепции.

Поведенческий элемент включает в себя вытекающие из этих когнитивных предпосылок установки (модели, стереотипы, привычные варианты поведения, психоэмоционального реагирования).

В норме личность использует адаптивный, антидепрессивный когнитивно-поведенческий стиль, помогающий преодолевать стрессы и сохранять эмоционально положительное состояние. Пограничная психическая патология и явления зависимости возникают при использовании дезадаптирующих стилей, меняющих эмоциональный фон в сторону депрессивности.

В процессе диагностической работы стремятся выявить лежащие в основе индивидуального депрессогенного стиля наиболее глубинные, "ядерные" концептуально-мировоззренческие основы, менее осознаваемые, но в то же время оказывающие определяющее влияние на поведение человека, на которых базируются концепции поверхностные, зависимые от них, осознаваемые в большей степени.

Способ направлен на увеличение "суточной дозы" положительных эмоций, устранение эмоционального дефицита, переживаемого рано или поздно каждым человеком.

С целью точного определения исходного уровня эмоционального дефицита составляют диаграмму среднесуточного баланса положительных и отрицательных эмоций, типичного для данного пациента. Это позволяет наглядно определить "эмоциональную ситуацию" и дает точку отсчета для последующей коррекции. Известно, что в норме положительные эмоции преобладают, составляя 90-95%, что обеспечивает психически здоровому человеку состояние психофизиологической удовлетворенности.

Более демонстративна круговая диаграмма, в которой выделяют два сектора, каждый из которых по своей площади пропорционален соответствующей эмоции. В левой части диаграммы отражают отрицательные эмоции, а в правой - положительные (для скрытой демонстрации их доминирования в будущем). При этом представленность каждого типа эмоций выражают в процентах:

Среднеустойчивый баланс эмоций

Пациента обучают оценивать свое эмоционально-психологическое состояние по 5-балльной шкале, в которой в 5 баллов оценивается очень хорошее состояние в 1 балл - очень плохое. Оценку 0 не используют, чтобы исключить самовнушение глубокого кризиса, ситуации безысходности, крайней тяжести состояния.

Для выявления и последующего устранения катастрофизирующего мышления (его алгоритм - гипертрофированная оценка неприятных событий, "катастрофизация" проблем, "превращение мухи в слона"), характерного для лиц с пограничными расстройствами, составляют иерархическую шкалу психотравм - негативных, депрессогенных, психотравмирующих факторов. В нее включают все возможные для данного больного неблагоприятные события, неприятности, способные стать психотравмой. Для наглядности используют метафору веса - им придают "весовые" характеристики. Шкалу изображают графически, вверху располагают максимум, внизу - минимум. При этом самая большая трагедия оценивается весом в одну тонну, самая пустяковая проблема - в полмиллиграмма, а та, что не имеет значения, - в 0 мг.

Важным здесь является выделение середины шкалы (в данном примере это будут психотравмирующие ситуации весом в 500 кг). Середина шкалы - это средние по тяжести ситуации, выше соответственно идет усиление психотравмирующего значения, а ниже - его уменьшение.

Кроме этого, выстраивают иерархическую шкалу удовольствий, источников положительных эмоций (шкалу радости), которую, как и шкалу "психотравм, выстраивают графически, по вертикали, располагая на вершине максимум, а внизу - минимум. При этом каждую позицию определяют в баллах, учитывая то, какой объем приятных впечатлений она способна давать. В 5 баллов оценивается способность определенного фактора приносить максимальное удовольствие.

В шкалу радости включают все, что доступно конкретному пациенту в качестве источника положительных эмоций - от творчества, социальной деятельности, хобби, семейного общения и т.п. до вещей более простых, "приземленных" - еды, сна, интимных отношений, водных процедур, массажа, самомассажа и др. При этом учитывают факторы, действующие не только в настоящем времени, но и в будущем ("приятные мечты") и прошлом (позитивные воспоминания, позитивная ретроспекция). Мечты о будущем, дающие радость, должны соотноситься с реальными возможностями больного.

Лица, страдающие аддикцией, в соответствующем месте шкалы, учитывая степень получаемого удовольствия, устанавливают проблемное вещество, объект или определенную личность, от которой зависят. Для них важно найти альтернативные, более высоко стоящие источники положительных эмоций или набрать противодействующий, конкурентоспособный объем радости путем суммирования какого-то количества удовольствий. Для демонстрации отказа от зависимости, отражающий ее, участок шкалы перечеркивают крест накрест.

Затем проводят рациональную психотерапию. На основе данных анамнеза и клинико-психологической диагностики больному разъясняют механизмы возникновения характерных для него негативных эмоций. При этом эмоционально-поведенческие реакции представляют пациенту как вторичные по отношению к процессам осознаваемой или неосознаваемой, вербальной или невербальной когнитивной деятельности, направленной на оценку ситуации. Объясняют, что именно особенности этой деятельности, разворачивающейся непосредственно в конкретной ситуации или задолго до ее возникновения, занимающей различное время, - от долей секунды до нескольких лет, определяют характер эмоций и поступков.

В когнитивной психотерапии это выражается схемой АВС, где А - внешнее воздействие, В - его оценка, интерпретация, мысли об А, С - эмоционально-поведенческая реакция на А, производная от В. В является в свою очередь производной от отношения к ситуации, иерархии жизненных ценностей и мотиваций, основополагающих концепций существования и, наконец, истории развития личности.

Осуществляют рациональную коррекцию выявленных глубинных концептуально-мировоззренческих основ депрессогенного когнитивно-поведенческого стиля и связанных с ним оценок, мыслей, интерпретаций (уровень В в приведенной выше схеме). Демонстрируют больному путем убеждения и дискуссий их ошибочность, формируют у него мотивацию к антидепрессивному поведению, знакомят с особенностями предлагаемого способа.

Затем в состоянии бодрствования пациента проводят лечебно-корригирующее суггестивное воздействие, направленное на формирование антидепрессивного когнитивно-поведенческого стиля. С помощью суггестии, тренингов и инструкций осуществляют обучение приемам антидепрессивного психологического самовоздействия.

Вначале на первом этапе осваивают комплекс приемов, направленных на коррекцию эмоционального состояния в ситуации "здесь и сейчас", т.е. нормализацию тех эмоциональных отклонений, которые возникли у пациента в данный момент, в данной ситуации:

Пациента обучают умению вчувствоваться по всем каналам сенсорного восприятия в особенности факторов внешней и внутренней среды. Он должен почувствовать, осознать, "зарегистрировать" то, что он видит, слышит, воспринимает через систему обоняния, тактильное чувство, кинестетическую рецепцию, рецепторы внутренней среды организма, зарегистрировать, зафиксировать свое внимание на возникающих психофизиологических ощущениях и эмоциях, соответствующих моменту вчувствования.

Его обучают способности глубже чувствовать то, что раньше "в суете жизни" проходило мимо фокуса внимания. Это может быть довольно большой диапазон факторов и состояний, связанный с особенностями ситуации "здесь и сейчас" - от осознания степени удобства позы, ощущений от правильно подобранной одежды, вкуса пищи, удовольствия от водных процедур и прочего до состояния природы, особенностей интерьера помещения, поведения других людей и т.д.

Анализ внутреннего состояния и особенностей внешней среды инициирует весь процесс коррекции действия негативных депрессогенных психотравмирующих факторов.

Далее пациента обучают давать объективную оценку негативным факторам путем отведения им реального места в иерархической шкале возможных психотравм с целью устранения катастрофизирующего мышления.

При этом определяют условную тяжесть этих факторов, сравнивают возникающие проблемные ситуации "по весу" и отводят им адекватное место в иерархической шкале психотравм. Такому "взвешиванию" полезно подвергнуть и психотравмирующие ситуации прошлого, что позволяет натренировать данный прием и освободиться от груза неадекватных переживаний.

Кроме этого, пациента обучают приему позитивной интерпретации негативных факторов и зарегистрированных ощущений, который осуществляют практически синхронно с процессом их объективной оценки ("взвешиванием"). При этом мгновенно переводят, преобразуют зарегистрированные неприятные ощущения в приятные или, по крайней мере, в нейтральные с помощью своевременной, многократной, позитивной интерпретации в выгодном для сохранения и усиления положительного эмоционального состояния свете.

Позитивную интерпретацию проводят по схеме, альтернативной негативной интерпретации, которая имеет в качестве инициирующего такое заключение: "Как печально, как плохо, что... Как мне не повезло, что...". Для позитивной интерпретации используют прямо противоположную модель: "Какая радость, как хорошо, что... Слава богу, что..., Как мне повезло, что это не... При этом используют принцип сравнения, логику, юмор, гротеск. Важно своевременно производить переформулирование (переименование) отрицательных оценок и блокирование (остановку) их наплыва, что позволяет ослабить их конкурентоспособность по отношению к позитивным оценкам.

Например, зарегистрировав боль в желудке, вместо слов: "Как печально, как плохо, что у меня сейчас болит желудок", говорят себе: "Какая радость, как хорошо, что у меня сейчас болит желудок - он просит о помощи. И я обязательно помогу ему, все будет хорошо. Если бы он сейчас не болел, я бы не узнал, что в нем что-то не так". Или вместо: "Как ужасно, как плохо, что мне насупили на ногу в метро - это оскорбление моего достоинства" внушают: "Какая радость, как хорошо, что мне наступили на ногу в метро - это комплимент, значит я личность значительная, мимо меня так просто не пройдешь". Или вместо "развод" принимают "освобождение", вместо "негодяй" - "негодяйчик", "череду неприятностей" заменяют "испытанием", "психологическим закаливанием" и т.п.

Затем осваивают прием пролонгирования и вербализации позитивных ощущений, который осуществляют следующим образом. На приятных ощущениях задерживаются, концентрируются, осознают их полнее и глубже (пролонгация позитивных впечатлений) и вербализируют - проговаривают про себя или вслух. Вербализацию проводят в виде комментария: "Какая радость, как хорошо, как приятно, что...". Новое, заменяющее негативное, позитивное отношение и соответствующий позитивный эмоциональный отклик также пролонгируют и вербализируют. Важно, чтобы интонации комментирующей речи соответствовали эмоции радости.

Это сопровождают подкреплением адекватной мимикой и пантомимикой, тождественной положительной эмоции и целенаправленно усиленной, для поддержания, пролонгации и интенсификации позитивного настроя. Пациенту дают инструкцию как можно чаще, особенно при осуществлении антидепрессивных манипуляций, улыбаться, принимать позу человека, который пребывает в хорошем настроении, двигаться соответствующим образом и т.п. Кроме этого, чаще смотреть на себя в зеркало и корректировать выражение лица в сторону отражения эмоции радости.

На втором этапе осваивают приемы, направленные на устранение дефицита эмоционального состояния, степень которого самостоятельно оценивает пациент, используя пятибалльную шкалу. Они включают в себя ретроспективную аккумуляцию радости, усиление степени приятных ощущений путем отсрочки исполнения желаний, получение удовольствий по контрасту, индукцию радости и адекватные гедонистические поступки и акции.

Ретроспективная аккумуляция радости представляет собой использование положительных эмоциональных ресурсов прошлого - приятных воспоминаний. Их заранее "квалифицируют", устанавливают иерархическое соотношение, при желании оценивают в баллах по пятибалльной шкале. Компенсирующий эмоциональный заряд используемого воспоминания должен быть достаточным, чтобы конкурировать с негативным состоянием в настоящем.

Наиболее простым вариантом извлечения ресурса из прошлого является собственно целенаправленное воспоминание. Для облегчения "реанимации" положительных впечатлений в них выделяют элементы, соответствующие сенсорным системам, дают четкие наименования ситуациям, подкрепляют адекватной мимикой и пантомимикой, достигают стереотипности их воспроизведения.

Прием усиления степени приятных ощущений и эмоций с помощью отсрочки исполнения желаний применяют по отношению к любым потребностям и действиям, способным дать приятный эмоциональный эффект, - это может быть откладывание приятной покупки, приятной встречи, вкусной еды, посещения развлекательных заведений, удовлетворения физиологической потребности и т.п. Здесь используют человеческую особенность острее переживать "долгожданное удовольствие". При выборе времени экспозиции ожидания учитывают индивидуальное реагирование, в тех случаях, где откладывание приятного вызывает негативные реакции, действуют по принципу "дорога ложка к обеду".

Удовольствие по контрасту представляет собой переживание положительной эмоции вслед за отрицательной, это, как правило, усиливает положительную эмоцию. Предшествующие контрасты (антиподы-предшественники) не должны представлять собой слишком неприятные впечатления, эффект которых, в т.ч. следовой, сложнее нейтрализовать. При их выборе учитывают индивидуальные предпочтения больного.

Для осуществления этого варианта самовоздействий в некоторых случаях используют вкусовые ощущения - слишком сладкого или наоборот горького, чрезмерно соленого, кислого и др. (после их применения ротовую полость можно прополоскать).

В других случаях применяют неприятные тактильные ощущения - например, массаж сенситивных точек (Хэ Гу, козелков ушных раковин и др.) или умеренно сильную фиксацию зубами кончика языка.

Кроме этого, используют физические упражнения статического характера, связанные с напряжением мышц или натяжением мышц и сухожилий. Это могут быть доступные пациенту по сложности и времени выполнения неудобные позы - асаны из системы йогов, упражнения с удержанием общего или локального мышечного напряжения в течение - определенного времени, "растяжки", различные варианты "шпагата", сведение рук в "замок" за спиной, удержание головы, рук или ног в приподнятом положении под углом 45 градусов лежа, удержание тяжелых предметов, гантелей в руках и т.п. После их выполнения принимают максимально удобную позу.

Перечисленные манипуляции могут комбинироваться и проводиться повторно. Их выполнение может занимать различное время (от нескольких секунд до нескольких минут). После этого по контрасту осознают противоположные ощущения, связанные с освобождением от неприятных воздействий. На приятных ощущениях задерживаются, стараются почувствовать их глубже, полнее, тем самым усиливая их.

Индукция радости представляет собой процесс "заражения радостью" окружающих, положительный эмоциональный альтруизм. Если рядом находятся другие люди, пациенту вменяется в обязанность поделиться с ними приятным впечатлением, которое он переживает, вовлечь их в положительную эмоцию.

Другая задача, которая ставится перед больным, - это совершение действий и поступков, которые способны обрадовать других (оказание помощи и поддержки, преподнесение подарков и т.п.), высказывание комплиментов, утешительных или ободряющих слов и т.п.

Адекватные гедонистические поступки (акции) представляют собой эмоционально-позитивные манипуляции, действия, мероприятия. Пациента обучают многократно оценивать в течение дня свое эмоциональное состояние по пятибалльной шкале и, в случае неудовлетворительной оценки, выбирать адекватно компенсирующую эмоциональный дефицит гедонистическую акцию из иерархической шкалы удовольствий. При этом балльное значение этой акции должно зеркально отражать эмоциональное состояние пациента.

Например, при психологическом состоянии "на 1" используются мероприятия с положительным индексом 5, при эмоциях "на 3" - акции уровня 3 и выше. Использование количественного подхода здесь позволяет правильно организовать противодействие отрицательным эмоциям - с одной стороны экономно ("не стрелять из пушки по воробьям"), с другой - подбирая "противоядие" достаточной силы.

Лечебно-коррекционный курс включает в себя от 3 до 10 сеансов с психотерапевтом (2-3 недели) с параллельным назначением контролируемых домашних заданий, в процессе которых пациент достигает стереотипа устойчиво-привычного следования антидепрессивной модели поведения. Частоту сеансов с психотерапевтом варьируют исходя из самочувствия и возможностей пациента.

В качестве домашних заданий в зависимости от состояния больного психотерапевт назначает каждому индивидуальное количество ("дозу") положительных эмоций в сутки - соответствующее количество самостоятельных манипуляций, обеспечивающих хорошее настроение. Эту "рецептурную пропись" называют: "7 радостей в час", "33 радости" в сутки, "333 радости в сутки" и т.д.

Состояние пациента, его поведение оценивают с помощью клинико-психологического наблюдения и путем оценки дневников, вести которые ему вменяется в обязанность. В дневниках согласно приведенной выше схеме АВС отражают свои мысли относительно негативных воздействий, возникающие эмоциональные реакции и предпринятые меры.

Положительный эффект закрепляют динамическим наблюдением и коррекцией отклонений от антидепрессивного когнитивно-поведенческого стиля.

Способ психотерапии депрессивных состояний, включающий анализ анамнеза, с выявлением эмоционального состояния пациента и последующей его коррекцией, отличающийся тем, что при анализе анамнеза и личностно-психологических особенностей выявляют индивидуальный когнитивно-поведенческий стиль реагирования на негативные психотравмирующие факторы, вызывающий депрессию, и при его наличии выстраивают иерархическую шкалу удовольствий, при этом каждую позицию определяют в баллах, где в 5 баллов оценивают способность фактора приносить максимальное удовольствие, проводят рациональную психотерапию, затем лечебно-корригирующее суггестивное воздействие, формируя мотивацию к антидепрессивному когнитивно-поведенческому стилю, после чего с помощью суггестии и тренингов поэтапно проводят обучение пациента приемам психологического самовоздействия, при этом на первом этапе осваивают комплекс приемов, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния в ситуации "здесь и сейчас", включающих вчувствование по всем каналам сенсорного восприятия в состояние факторов внешней среды и собственного состояния, регистрацию возникших при этом ощущений и эмоций, при этом эмоциональное состояние оценивают по пятибалльной шкале, в которой в 5 баллов оценивают очень хорошее состояние, в 1 балл - очень плохое, объективную оценку негативных факторов и отводят им реальное место в иерархической шкале возможных психотравм, позитивную интерпретацию зарегистрированных неприятных ощущений, пролонгирование и вербализацию позитивных ощущений и эмоций, подкрепляют их адекватной мимикой и пантомимикой, а на втором этапе осваивают приемы, включающие ретроспективную аккумуляцию радости, усиление степени приятных ощущений путем отсрочки исполнения желаний, получение удовольствия по контрасту, как переживание положительной эмоции вслед за отрицательной, индукцию радости, адекватные гедонистические поступки и акции с использованием иерархической шкалы удовольствий, при этом бальное значение этой акции должно зеркально отражать эмоциональное состояние пациента, курс лечения включает в себя 3-10 сеансов с параллельным назначением контролируемых домашних заданий, обеспечивающих хорошее настроение.