Способ повышения умственной работоспособности школьников

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для повышения умственной работоспособности при профилактике йодной недостаточности школьников. Врачи проводят индивидуальную работу со школьниками и определяют основную репрезентативную систему восприятия информации. В соответствии с системой восприятия разбивают школьников на группы по 8-10 человек. Проводят рациональную психотерапию с разъяснением этиопатогенеза заболевания и необходимости проводимого лечения, путем беседы. Причем 50% времени беседы проводят с использованием категорий выявленной основной репрезентативной системы и по 25% времени беседы с использованием двух других категорий восприятия. Способ позволяет повысить умственную работоспособность детей путем приема йодсодержащих препаратов, за счет сокращения отрывов от профилактического лечения и повышения регулярности приема препарата. 4 з.п. ф-лы.

Реферат

Способ относится к медицине, в частности к гигиене детей и подростков. Способ позволяет повысить умственную работоспособность школьников в возрасте 8-11 лет, проживающих на йоддефицитной территории.

В настоящее время к умственной способности ребенка предъявляются все более высокие требования. В связи с высоким темпом научно-технического прогресса объем информации постоянно увеличивается, внедряются новые школьные программы и учебники, усложняются методы обучения. В таких условиях обучения современный школьник должен обладать не только хорошо развитыми интеллектуальными параметрами, но и обладать способностью осуществлять определенную умственную деятельность с требуемым качеством в определенный интервал времени.

В последнее время педагогами отмечается снижение успеваемости у школьников, что требует поиска способов и методов ее повышения (Немковский И.Б. Состояния когнитивных функций у детей школьного возраста с психогенной головной болью: Автореф. дис.... кан. мед. наук. - М., 1997. - 24 с.; Русова Т.В. Факторы, влияющие на темп интеллектуального развития детей в младшем школьном возрасте. // Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгр. педиатров России. - М., 1998).

Умственная работоспособность является приспособительным механизмом в деятельности мозга и зависит от медико-биологических, алиментарных и социальных факторов среды, которые воздействуют на познавательную сферу как непосредственно, так и опосредованно, через соматические процессы, личностные изменения, генетический, неврологический, психологический статусы организма.

В настоящее время требования образования превышают биологические возможности мозга детей, поэтому предлагаются различные способы повышения умственной работоспособности школьников.

В современных условиях наиболее известным способом, улучшающим умственное развитие детей в возрасте 8-11 лет, является профилактический прием йодсодержащих препаратов. Это обусловлено, во-первых, тем, что гормоны щитовидной железы, для синтеза которых так необходим йод, участвуют в структурном и функциональном формировании коры головного мозга ребенка, и, следовательно, участвуют в формировании познавательных функций мозга. Во-вторых, по географическому положению и биогеохимическим особенностям окружающей среды более 50% населенной территории России является эндемичной по зобу, т.е. йоддефицитной. В очагах эндемии дети и подростки составляют контингент, наиболее склонный к последствиям дефицита йода. У них отмечаются различные йоддефицитные заболевания, в том числе и отставание в умственном и физическом развитии (Селятицкая В.Г., Пальчикова Н.А., Одинцов С.В. и др. Частота увеличения щитовидной железы и экскреция йода с мочой у детей Новосибирска. // Клиническая эндокринология, 1997. - №5. - С.3-5; Щеплягина Л.А., Макулова Н.Д., Маслова О.И. и др. Состояние когнитивной сферы у детей в районах с дефицитом йода. // Консилиум Медикум. Педиатрия, 2001). В связи с этим, предлагается систематически проводить профилактический прием различных йодсодержащих препаратов.

Однако такая профилактика проводится не учитывая психологические особенности личности ребенка, помогающие заинтересовать ребенка и убедить его в необходимости применения препарата йода.

А.В. Древаль, О.А. Нечаева, Т.С. Камынина оценивали эффективность профилактики йодного дефицита методом биологического мониторинга у детей и подростков в г. Павловском Посаде. Авторы выявили, что регулярное (в течение 5 лет) включение в пищевой рацион детей йодированной йодатом калия поваренной соли нормализует насыщенность йодом организма, снижает (по данным УЗИ) частоту зоба с 22,5 до 7,3% и предотвращает увеличение частоты зоба в пубертатный период (Древаль А.В., Нечаева О.А., Камынина Т.С. и др. Оценка эффективности долгосрочной профилактики йодного дефицита методом биологического мониторинга. // Проблемы эндокринологии. 2002. - №2. - С.42-45).

К.В. Поляков, определяя психосоматический статус детей, проживающих в условиях йодного дефицита, выявил положительную взаимосвязь между концентрацией внимания (с помощью теста «Тулуз-Пьерона») и профилактическим приемом йода и частотой употребления морепродуктов (Поляков В.К. Психосоматический статус детей, проживающих в условиях йоддефицита. Актуальные проблемы современной эндокринологии: Материалы 4-го Всероссийского конгресса эндокринологов. - С-Пб., 2001. - 617 с.).

Но все вышеназванные авторы предлагают общеизвестный способ, влияющий на развитие умственных способностей ребенка - профилактический прием йодсодержащих препаратов или коррекцию питания, без конкретных приемов убеждения школьников и их родителей в необходимости каждодневной профилактики и о значимости препарата йода для повышения умственной работоспособности.

По способу осуществления и получаемым результатам прототипом заявляемого способа является работа Л.А. Проскуряковой (Проскурякова Л.А. Умственная работоспособность детей школьного возраста, проживающих на йоддефицитной территории. Автореферат дисс... канд. биол. наук. Иркутск, 2003. - 23 с.). В работе предлагается проводить коллективную работу врача эндокринолога и педагогов с учащимися и родителями для разъяснения роли йода в повышении успеваемости, прием школьниками для этой цели йодсодержащего препарата. В результате работы показатели умственной работоспособности улучшились: уменьшилось количество школьников с низким уровнем внимания с 49,8% до 20,7%, памяти - с 38,7% до 22,5%, мышления - с 23,2% до 15,1%. В результате приема йодсодержащего препарата медиана йодурии (выделение йода с мочой) повысилась с 83,9 мкг/л до 89,1 мкг/л.

Однако такой способ коллективной работы врача эндокринолога и педагогов с учащимися для повышения умственной работоспособности школьников, без применения методов психологического убеждения и без учета основной репрезентативной системы восприятия информации ребенком, малоэффективен, так как школьники не осознают значимость приема йодсодержащих препаратов для повышения умственной работоспособности. Кроме этого они часто забывают принимать препарат по рекомендуемой схеме, даже если и хотят повысить свою успеваемость. Необязательность школьников и их родителей, особенно во время каникул, не позволяет добиться хороших результатов, позволяющих повысить умственную работоспособность школьников.

Задачей настоящего изобретения является повышение умственной работоспособности детей путем приема йодсодержащих препаратов, за счет сокращения отрывов от профилактического лечения и повышения регулярности приема препарата, используя психологические приемы для разъяснения и убеждения проведения профилактического постоянного приема йодсодержащих препаратов.

Поставленная задача достигается тем, что для повышения умственной работоспособности школьников 8-11 лет проводится коллективная работа врачей с учащимися для разъяснения роли йода в повышении успеваемости школьников с приемом школьниками йодсодержащего препарата. Дополнительно врачи проводят индивидуальную работу со школьниками и определяют основную репрезентативную систему восприятия информации: визуальную, или аудиальную, или кинестетическую и в соответствии с системой восприятия разбивают школьников на группы по 8-10 человек. Затем проводят рассудочную психотерапию путем беседы с использованием категорий зрительных образов, слуховых впечатлений, посредством ощущений, причем 50% времени беседы проводят с использованием категорий выявленной основной репрезентативной системы и по 25% времени беседы с использованием двух других категорий восприятия. Параллельно работают два врача, врач эндокринолог и врач психотерапевт. Врач эндокринолог и психотерапевт при общении с группой детей, имеющих ведущую кинестетическую систему, говорят спокойным монотонным голосом с использованием слов, характеризующих чувственное восприятие. Врач эндокринолог и психотерапевт при общении с группой детей, имеющих ведущую визуальную и аудиальную систему, говорят громким голосом с использованием слов, которые выражают зрительное и звуковое восприятие. В качестве йодсодержащего препарата используют препарат, выбранный из ряда: «Йодомарин-100», «Ламинарин».

Новизна способа:

- Одновременно работают врач эндокринолог и врач психотерапевт, что позволяет укрепить уверенность школьников в необходимости применения йодсодержащих препаратов для повышения умственной работоспособности и успеваемости, делает работу эмоционально насыщенной, создает контакт в общении между врачами и школьниками, в свою очередь, это позволяет повысить восприятие школьниками информации.

- Определяют основную репрезентативную систему восприятия информации у школьников.

- Рассудочную психотерапию проводят с учетом выявленной основной репрезентативной системы восприятия информации для разъяснения роли йода в повышении умственной работоспособности, что улучшает усвоение важной информации и готовность школьников беспрерывного систематического приема йодсодержащего препарата в течение учебы и каникулярного периода.

- Рассудочную психотерапию проводят в группах по 8-10 человек путем беседы с использованием категорий зрительных образов, слуховых впечатлений, посредством ощущений, что усиливает психологическое воздействие на школьников и повышает стремление выполнять рекомендации врачей и активно участвовать в процессе повышения умственной работоспособности.

- Для усиления психологического воздействия во время рассудочной психотерапии 50% времени беседы проводят с использованием категорий выявленной основной репрезентативной системы, так как большая часть информации воспринимается основной репрезентативной системой, а остальные 50% времени беседы делят поровну между категориями не основных систем восприятия информации по 25% на каждую.

- Врач эндокринолог и психотерапевт при общении с группой детей, имеющих ведущую кинестетическую систему, говорят спокойным монотонным голосом с использованием слов, характеризующих чувственное восприятие.

- Врач эндокринолог и психотерапевт при общении с группами детей, имеющих ведущую визуальную и аудиальную систему, говорят громким голосом с использованием слов, которые выражают зрительное и звуковое восприятие.

Такие приемы при ведении беседы позволяют усилить психологическое воздействие и добиться лучших результатов.

Проведение рассудочной психотерапии путем беседы с использованием категорий зрительных образов, слуховых впечатлений и посредством ощущений позволяет добиться лучшего понимания школьниками значения йода в организме и его влияния на повышение умственной работоспособности, а следовательно, и успеваемости.

Формирование и закрепление смысловой установки и убеждение максимального количества школьников в необходимости ежедневного применения йодсодержащих препаратов способствует повышению регулярности приема препарата йода и сокращению числа отрывов от профилактического лечения.

Указанная информация, предъявленная школьникам путем воздействия на органы обоняния, слуха, зрения, сформирует у них некие образы и ощущения, которые создадут качественно новую психологическую установку для повышения умственной работоспособности путем применения йодсодержащих препаратов.

Способ осуществляется следующим образом.

В начале учебного года в школе на общем родительском собрании в начальных классах (8-11 лет) врачом эндокринологом и врачом психотерапевтом проводится беседа с родителями и детьми о значении йода для детского организма, его роли в повышении успеваемости и умственной работоспособности.

Беседа: йод относится к жизненно необходимым микроэлементам, без которого невозможно нормальное развитие организма ребенка, особенно его эндокринной, иммунной и центральной нервной систем. Территории, где в почве, в воде, а значит и в продуктах питания отсутствует йод либо содержится в очень небольшом количестве, называют эндемичными по йоду или йоддефицитными. Наш город расположен именно в таком йоддефицитном регионе. Нехватка этого жизненно важного микроэлемента, из которого состоят гормоны щитовидной железы, часто является скрытой причиной многих заболеваний, называемых йоддефицитными. Что это за заболевания? Сначала появляется зоб - это увеличение размеров щитовидной железы, которая располагается на передней поверхности шеи. Вырабатываемые железой активные вещества - гормоны - выполняют множество жизненно важных функций. Они отвечают за обмен белков, жиров, углеводов и энергии в организме; регулируют работу головного мозга, нервной и сердечно-сосудистой системы, половых и молочных желез, рост и развитие ребенка. Чтобы щитовидная железа вырабатывала свои важные гормоны, человеку в любом возрасте необходим йод, т.к. он является частью этих гормонов. И если не хватает йода, то не хватает и гормонов, а значит будет развиваться болезнь. А если это ребенок или подросток, во время развития которого и происходит становление всех систем и функций организма, то значение йода как источника гормонов чрезвычайно высоко. Дефицит йода является причиной не только заболеваний щитовидной железы, но и приводит к отставанию в умственном и физическом развитии, снижению интеллекта, иммунитета, развитию анемии и заболеваний центральной нервной системы. Гормональные нарушения, возникающие из-за дефицита йода, часто не имеют выраженных клинических признаков. Он может проявляться в виде вялости, слабости, утомляемости, сонливости днем, плохого настроения, всевозможных умственных нарушений. Особенно страдают от недостатка йода дети: начинают хуже учиться в школе, теряют интерес к познавательным процессам. В настоящее время уже доказано, что одной из значимых причин трудностей в усвоении учебного процесса у школьников России является дефицит йода в организме и растущему организму ребенка просто не хватает йода. Предотвратить «утечку мозгов», а именно решить эту сложную проблему очень просто, нужно дать организму то, чего ему не хватает - йод. Его дефицит можно восполнить, употребляя продукты, богатые йодом, либо принимая йодсодержащие препараты. К сожалению, достаточное количество йода содержится в продуктах, которые не являются ежедневными продуктами в нашем рационе. Йода много только в морской рыбе и морепродуктах. Лишь небольшое количество семей употребляют рыбу в пишу регулярно, 2 раза в неделю. У большинства семей морская рыба присутствует в рационе очень редко, нерегулярно, 1 раз в неделю. В результате сложившихся пищевых привычек, школьники не любят рыбу и отдают предпочтение другим продуктам. А йод, особенно для ребенка, должен поступать в организм ежедневно. Поэтому, в настоящее время самым простым и эффективным способом восполнить дефицит йода является прием йодсодержащих препаратов.

Врачом эндокринологом и врачом психотерапевтом предложен эффективный способ повышения успеваемости и умственной работоспособности для детей 8-11 лет. Способ включает совместную работу двух врачей: врача эндокринолога и врача психотерапевта. Врачом эндокринологом на основании осмотра школьников определяется состояние щитовидной железы и в соответствии с этим каждому школьнику назначается йодсодержащий препарат в физиологической дозе. Прием препарата 1 раз в день длительно - курс составляет 9 месяцев. Для повышения приверженности к лечению (комплаентности) школьников и их родителей необходима помощь врача психотерапевта. Поэтому врач психотерапевт объясняет, из чего будет состоять его работа с детьми.

Врач психотерапевт сообщает, что у человека существует три системы восприятия информации и каждый человек передает и обрабатывает ее своим уникальным способом. Различают три системы получения информации: визуальная, кинестетическая, аудиальная. Если репрезентативной системой является визуальная, то в выражении своих переживаний человек использует выражения типа: «я вижу», «мне ясно» «это выглядит», «лучше показать»; он как бы рисует словами картины и старается, чтобы окружающие как бы увидели его переживания. Человек с кинестетической системой получения информации использует язык чувств, ощущений. Он употребляет выражения типа «я чувствую», «мне неприятно», «я напряжен», «я не могу справиться с этим», «я ощущаю дискомфорт». Человек с аудиальной системой получения информации имеет тенденцию использовать много слов, чтобы добиться лучшего понимания, он используют фразы типа: «хочу вам рассказать», «звучит плохо», «я вас слушаю». В зависимости от ведущей репрезентативной системы - аудиальной, визуальной или кинестетической, школьники будут разбиты на подгруппы. В сформированных подгруппах будет проведена рассудочная психотерапия путем беседы с учетом ведущей репрезентативной системы получения информации школьников о значении приема йодсодержащих препаратов по рекомендуемой врачом эндокринологом схеме. Когда информация подается с учетом ведущей репрезентативной системы, она лучше усваивается и воспринимается человеком.

После родительского собрания определяется дата и время осмотра школьников. В назначенный день врач эндокринолог проводит пальпаторно-визуальный осмотр школьников 8-11 лет, определяет размеры щитовидной железы. Увеличение щитовидной железы врач эндокринолог диагностирует по критериям ВОЗ: 1 степень увеличения - щитовидная железа не видна, но пальпируется, при этом размеры каждой из ее долей больше дистальной фаланги большого пальца руки обследуемого; 2 степень - зоб или щитовидная железа видна на расстоянии (Дедов И.И., Свириденко Н.Ю., 2001). Школьникам с увеличением щитовидной железы 2 степени назначается дальнейшее обследование, включающее ультразвуковое исследование щитовидной железы и при клинических признаках снижения работы щитовидной железы - лабораторное исследование гормонов в крови. Всем остальным школьникам назначается йодсодержащий препарат в физиологической для данного возраста дозе - 100 мкг.

Затем для оценки эффективности способа повышения умственной работоспособности врач психотерапевт проводит по методике «Кольца Ландольта» оценку состояния умственной работоспособности детей на начало учебного года. Каждому школьнику раздается анкета-тест «Кольца Ландольта» и дается следующая инструкция: «Сейчас мы с Вами поиграем в игру, которая называется «будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре Вы будете соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата каждый из Вас добился в соревновании». Далее школьникам врач психотерапевт показывает анкету-тест «Кольца Ландольта» и объясняет, что они должны, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном порядке (месте), и зачеркивать их. Работа проводится в течение 5 минут, через каждую минуту врач-психотерапевт произносит слово «черта», в этот момент школьники должны поставить черту в том месте анкеты-теста «Кольца Ландольта», где их застала эта команда. После того как 5 минут истекли, врач психотерапевт произносит слово «стоп» и в этот момент школьники ставят на бланке двойную вертикальную черту. Все, заполненные школьниками, бланки собираются врачом психотерапевтом для дальнейшей обработки результатов. Результаты оцениваются в баллах: 10 баллов - очень высокая степень развития продуктивности и устойчивости внимания; 8-9 баллов - высокая; 4-7 баллов - средняя; 2-3 балла - низкая; 0-1 балл - очень низкая.)

После проведения анкеты-теста «Кольца Ландольта» врач психотерапевт путем беседы, спрашивая: «Как Вы сегодня проснулись и добрались до школы?», определяет ведущую репрезентативную систему школьников. При основной визуальной репрезентативной системе школьники рассказывали: «я проснулась и увидела, что за окном ясное небо», «я взяла свой яркий халат» «посмотрела в зеркало», «просмотрела глазами, заданное стихотворение», «попила чай из своей любимой кружки с котятами», «съела румяный бутерброд»; они как бы рисуют словами картины. Школьники с кинестетической системы восприятия используют язык чувств, ощущений, они при рассказе употребляют выражения типа «я проснулась в теплой постели», «почувствовала, что рядом лежит пушистый кот», «я сунула ноги в мягкие тапочки», «затем умылась теплой водой», «я съела вкусный бутерброд и почувствовала себя бодрой». Школьники с аудиальной системой восприятия информации используют много слов, чтобы добиться лучшего понимания, это были фразы типа: «хочу вам рассказать. Как я сегодня утром проснулась», «зазвучал громко будильник», «услышала голос мамы, который доносился с кухни, что пора вставать», «включила любимый фильм, пока собиралась в школу», «услышала, что закипел чайник, мама позвала завтракать».

На основании полученных данных сформировали группы школьников по 8-10 человек в зависимости от ведущей репрезентативной системы.

В группах школьников, у которых основной репрезентативной системой является визуальная и аудиальная, врач эндокринолог начинает вести разговор о значении йода для школьников, его роли в повышении успеваемости и умственной работоспособности. Для этого, взяв цветные мелки, врач эндокринолог на доске нарисовал рисунок-схему организма человека, в ней расположение щитовидной железы, головного мозга. Затем громким, уверенным голосом с использованием слов, которые выражают зрительное и звуковое восприятие «В поле Вашего зрения наш большой организм. Посмотрите, какая маленькая, по сравнению с нашим телом, щитовидная железа, но какую огромную роль она играет в таком большом организме. Вы видите (показывая рукой на рисунок), как йод поступает по кровеносным сосудам в щитовидную железу, где из него щитовидная железа образует важные вещества, которые называются гормонами. Посмотрите, для чего эти гормоны нужны детям. Для работы сердца (рисует цветным мелом сердце и показывает на него рукой), для роста мышц и костей (рисует мелом такого же цвета и показывает на рисунок рукой), для роста и хорошей работы мозга (рисует мелом другого цвета и показывает на рисунок рукой)». Врач психотерапевт во время рассказа врача эндокринолога находится в классе и в конце рассказа обобщает основную идею, сказанную врачом эндокринологом о роли йода для работы мозга. Врач психотерапевт говорит при этом также громким четким голосом, показывая на схему, нарисованную на доске. 50% времени беседы врачами проводится с использованием зрительных образов, 25% - слуховых впечатлений, 25% - посредством ощущений.

После беседы врачи отметили, что все школьники слушали рассказ заинтересованно и стали интересоваться, где приобрести назначенные для повышения успеваемости и умственной работоспособности йодсодержащие препараты. Детям были розданы красочные информационные проспекты с информацией о йодсодержащем препарате, ручки и блокноты с логотипом йодсодержащего препарата и еще раз напомнили, что йодсодержащий препарат необходимо принимать каждый день, 1 раз в сутки в течение 9 месяцев.

В группе школьников, у которых основной репрезентативной системой является кинестетическая, врач эндокринолог начал вести разговор о значении йода для школьников, его роли в повышении успеваемости и умственной работоспособности. Для этого, используя мел только одного цвета, врач эндокринолог на доске нарисовал рисунок-схему организма человека, в ней расположение щитовидной железы, головного мозга. Затем спокойным, монотонным голосом с использованием слов, передающих язык чувств, ощущений, начинает вести беседу: «Посмотрите на данную схему и ощутите, как работает Ваш организм. Прочувствуйте, что щитовидная железа играет в организме ощутимую роль. Для ее работы необходим йод, который поступает из вкусных морепродуктов или йодсодержащих препаратов. Йод по кровеносным сосудам направляется в щитовидную железу, где из него щитовидная железа образует важные вещества, которые называются гормонами. Эти гормоны нужны для спокойной работы сердца, для роста мышц и костей, для роста и работы мозга». Врач психотерапевт во время рассказа врача эндокринолога находится в классе. После рассказа врача эндокринолога врач психотерапевт, на фоне тихой, спокойной музыки, обобщает основную идею, сказанную врачом эндокринологом о роли йода для работы мозга. Врач психотерапевт говорит при этом тихим спокойным монотонным голосом. 50% времени беседы врачами проводится посредством ощущений и по 25% с использованием зрительных образов и слуховых впечатлений.

После беседы врачи отметили, что все школьники слушали рассказ заинтересованно и стали интересоваться, где приобрести назначенные для повышения успеваемости и умственной работоспособности йодсодержащие препараты. Детям были розданы приятные на ощупь (из глянцевой бумаги) информационные проспекты с информацией о йодсодержащем препарате, ручки и блокноты с логотипом йодсодержащего препарата и еще раз напомнили, что йодсодержащий препарат необходимо принимать каждый день, 1 раз в сутки в течение 9 месяцев. Родителям и детям предлагалось использовать препарат «Йодомарин-100» или «Ламинарин».

Пример 1.

В начале учебного года в школе на общем родительском собрании в начальных классах врачом эндокринологом и врачом психотерапевтом проведена беседа о значении йода для детского организма и его роли в повышении успеваемости и умственной работоспособности школьников.

Врачом эндокринологом и врачом психотерапевтом предложен эффективный способ повышения успеваемости и умственной работоспособности для детей 8-11 лет. Способ включает совместную работу двух врачей: врача эндокринолога и врача психотерапевта. Врачом эндокринологом на основании осмотра школьников определено состояние щитовидной железы и в соответствии с этим каждому школьнику назначен йодсодержащий препарат в физиологической дозе. Прием препарата 1 раз в сутки длительно - курс составляет 9 месяцев. Для повышения приверженности к лечению (комплаентности) школьников и их родителей необходима помощь врача психотерапевта. Поэтому врач психотерапевт объясняет, из чего будет состоять его работа с детьми.

Врач психотерапевт сообщает, что у человека существует три системы восприятия информации и каждый человек передает и обрабатывает ее своим уникальным способом: «Различают три системы получения информации: визуальную, кинестетическую, аудиальную. Если репрезентативной системой является визуальная, то в выражении своих переживаний человек использует выражения типа: «я вижу», «мне ясно» «это выглядит», «лучше показать»; он как бы рисует словами картины и старается, чтобы окружающие как бы увидели его переживания. Человек с кинестетической системы получения информации использует язык чувств, ощущений. Он употребляет выражения типа «я чувствую», «мне неприятно», «я напряжен», «я не могу справиться с этим», «я ощущаю дискомфорт». Человек с аудиальной системой получения информации имеет тенденцию использовать много слов, чтобы добиться лучшего понимания, он используют фразы типа: «хочу вам рассказать», «звучит плохо», «я вас слушаю». В зависимости от ведущей репрезентативной системы - аудиальной, визуальной или кинестетической, школьников разбивают на подгруппы. В сформированных подгруппах проведена рассудочная психотерапия путем беседы, с учетом выявленной ведущей репрезентативной системы получения информации школьников, о значении приема йодсодержащих препаратов по рекомендуемой врачом эндокринологом схеме.

После родительского собрания определяется дата и время осмотра школьников. В назначенный день врач эндокринолог проводит пальпаторно-визуальный осмотр школьников 8-11 лет, определяет размеры щитовидной железы. Из 3-х классов, 67 человек, было выявлено 7 человек с увеличением щитовидной железы 2 степени. Этим школьникам врачом эндокринологом было назначено дальнейшее обследование: ультразвуковое исследование щитовидной железы и лабораторное исследование гормонов щитовидной железы в крови. Всем остальным 60 школьникам был назначен йодсодержащий препарат в физиологической для данного возраста дозе - 100 мкг.

Затем для оценки эффективности способа повышения умственной работоспособности врач психотерапевт проводит по методике «Кольца Ландольта» оценку состояния умственной работоспособности детей на начало учебного года.

После проведения анкеты-теста «Кольца Ландольта» врач психотерапевт путем беседы, спрашивая: «Как Вы сегодня проснулись и добрались до школы?», определяет ведущую репрезентативную систему школьников. Врач психотерапевт определил 6 групп: 5 групп - 50 человек с основной репрезентативной системой визуальной и аудиальной и 1 группу - 10 человек с основной репрезентативной системой кинестетической.

В группе школьников, у которых основной репрезентативной системой является визуальная и аудиальная, врач эндокринолог начал вести разговор о значении йода для школьников, его роли в повышении успеваемости и умственной работоспособности. Для этого, взяв цветные мелки, врач эндокринолог на доске нарисовал рисунок-схему организма человека, в ней расположение щитовидной железы, головного мозга. Затем громким, уверенным голосом с использованием слов, которые выражают зрительное и звуковое восприятие: «В поле Вашего зрения наш большой организм. Посмотрите, какая маленькая, по сравнению с нашим телом, щитовидная железа, но какую огромную роль она играет в таком большом организме. Вы видите (показывая рукой на рисунок), как йод поступает по кровеносным сосудам в щитовидную железу, где из него щитовидная железа образует важные вещества, которые называются гормонами. Посмотрите, для чего эти гормоны нужны детям. Для работы сердца (рисует цветным мелом сердце и показывает на него рукой), для роста мышц и костей (рисует мелом такого же цвета и показывает на рисунок рукой), для роста и хорошей работы мозга (рисует мелом другого цвета и показывает на рисунок рукой)». Врач психотерапевт во время рассказа врача эндокринолога находится в классе и в конце рассказа обобщает основную идею, сказанную врачом эндокринологом о роли йода для работы мозга. Врач психотерапевт говорит при этом также громким четким голосом, показывая на схему, нарисованную на доске. 50% времени - 20 минут беседы врачами проводится с использованием зрительных образов, 25% времени - 10 минут - слуховых впечатлений, 25% времени 10 минут - посредством ощущений.

После беседы врачи отметили, что все школьники слушали рассказ заинтересованно и стали узнавать, где приобрести назначенные для повышения успеваемости и умственной работоспособности йодсодержащие препараты. Детям объяснили, где приобрести йодсодержащий препарат, были розданы красочные информационные проспекты с информацией о йодсодержащем препарате «Ламинарин», ручки и блокноты с логотипом «Ламинарин» и еще раз напомнили, что «Ламинарин» необходимо принимать каждый день, 2 таблетки 1 раз в сутки в течение 9 месяцев.

В группе школьников, у которых основной репрезентативной системой является кинестетическая, врач эндокринолог начал вести разговор о значении йода для школьников, его роли в повышении успеваемости и умственной работоспособности. Для этого, используя мел только одного цвета, врач эндокринолог на доске нарисовал рисунок-схему организма человека, в ней расположение щитовидной железы, головного мозга. Затем спокойным, монотонным голосом с использованием слов, передающих язык чувств, ощущений, начинает вести беседу: «Посмотрите на данную схему и ощутите, как работает Ваш организм. Прочувствуйте, что щитовидная железа играет в организме ощутимую роль. Для ее работы необходим йод, который поступает из вкусных морепродуктов или йодсодержащих препаратов. Йод по кровеносным сосудам направляется в щитовидную железу, где из него щитовидная железа образует важные вещества, которые называются гормонами. Эти гормоны нужны для спокойной работы сердца, для роста мышц и костей, для роста и работы мозга. Врач психотерапевт во время рассказа врача эндокринолога находится в классе. После рассказа врача эндокринолога врач психотерапевт, на фоне тихой, спокойной музыки, обобщает основную идею, сказанную врачом эндокринологом о роли йода для работы мозга». Врач психотерапевт говорит при этом тихим спокойным монотонным голосом. 50% времени - 20 минут беседы врачами проводится посредством ощущений, 25% времени - 10 минут - с использованием зрительных образов, 25% времени - 10 минут - с использованием слуховых впечатлений.

После беседы врачи отметили, что все школьники слушали рассказ заинтересованно и стали спрашивать, где приобрести назначенные для повышения успеваемости и умственной работоспособности йодсодержащие препараты. Детям были розданы приятные на ощупь (из глянцевой бумаги) информационные проспекты с информацией о йодсодержащем препарате «Йодомарин-100», ручки и блокноты с логотипом «Йодомарин-100» и еще раз напомнили, что «Йодомарин-100» необходимо принимать каждый день, 1 таблетку 1 раз в сутки в течение 9 месяцев.

Через 9 месяцев, в конце учебного года, врачом психотерапевтом был проведена оценка эффективности способа повышения умственной работоспособности по методике «Кольца Ландольта». В результате проведенной работы показатели умственной работоспособности улучшились: увеличилось количество школьников с высоким уровнем внимания с 18,6% до 47,1%, памяти - с 20,1% до 40,5%, мышления - с 14,4% до 21,4%. В результате регулярного приема йодсодержащих препаратов «Йодомарин-100» и «Ламинарин», достигнутого за счет сокращения отрывов от профилактического лечения, медиана йодурии (выделение йода с мочой) повысилась с 79,9 мкг/л до 94,5 мкг/л.

Таким образом, предложенный способ повышения умственной работоспособности детей путем приема йодсодержащих препаратов, за счет сокращения отрывов от профилактического лечения и повышения регулярности приема препарата, благодаря психотерапевтическому компоненту воздействия на школьников, является эффективным.

Способ доступен в применении в реальных условиях обучения, он безвреден, не дает отрицательного результата. Способ может быть успешно использован в любых образовательных учреждениях.

Способ используется в школах города Новокузнецка (№56, 67), на кафедре медицинской экологии и здорового образа жизни ГОУ ДПО Новокузнецкого ГИУВа, в межрегиональном отделе питания ГУ НИИ КПГПЗ СО РАМН.

1. Способ повышения умственной работоспособности при профилактике йодной недостаточности школьников 8-11 лет, включающий коллективную работу врачей с учащимися для разъяснения роли йода в повышении успеваемости школьников, прием школьниками йодсодержащего препарата, отличающийся тем, что дополнительно врачи проводят индивидуальную работу со школьниками и определяют основную репрезентативную систему восприятия информации: визуальную, или аудиальную, или кинестетическую и в соответствии с системой восприятия разбивают школьников на группы по 8-10 человек, проводят рациональную психотерапию с разъяснением этиопатогенеза заболевания и необходимости проводимого лечения путем беседы с использованием категорий зрительных образов, слуховых впечатлений, посредством ощущений, причем 50% времени беседы проводят с использованием категорий выявленной основной репрезентативной системы и по 25% времени беседы с использованием двух других категорий восприятия.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве йодсодержащего препарата используют препарат, выбранный из ряда: Йодомарин-100, Ламинарии.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что параллельно работают два врача, врач эндокринолог и врач психотерапевт.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что врач эндокринолог и психотерапевт при общении с группой детей, имеющих ведущую кинестетическую систему, говорят спокойным монотонным голосом с использованием слов, характеризующих чувственное восприятие.

5. Способ по п.3, отличающийся тем, что врач эндокринолог и психотерапевт при общении с группой детей, имеющих ведущую визуальную и аудиальную систему, говорят громким голосом с использованием слов, которые выражают зрительное и звуковое восприятие.