Устройство пожаротушения высотных зданий с применением вертолета
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к устройствам пожаротушения с применением авиации, а именно вертолетов. Устройство пожаротушения включает в себя резервуары с огнетушащим составом, гибкий трубопровод для подачи огнетушащего состава, выносную штангу, узел аварийной расстыковки, дистанционно управляемое в вертикальной плоскости сопло и снабжено дистанционно управляемым замком, закрепленным на вертолете, подставкой, закрепленной на внешней грузовой подвеске к дистанционно управляемому замку, перекрывным краном. Каждый резервуар установлен на подставке и снабжен газогенератором, обратным клапаном, дистанционно управляемым узлом воспламенения, заправочным узлом и дистанционно управляемым устройством слива огнетушащего состава. Гибкий трубопровод для подачи огнетушащего состава выполнен в виде напорного рукава, состоящего из подвесной секции напорного рукава, закрепленной на внешней тросовой подвеске, и стационарной секции напорного рукава, закрепленной на выносной штанге, при этом резервуары сообщаются с подвесной секцией напорного рукава через обратные клапаны, а со стационарной секцией напорного рукава - через узел аварийной расстыковки и дистанционно управляемый перекрывной кран, а управляемое сопло установлено на свободном конце стационарной секции напорного рукава. Применяется данное устройство для тушения пожаров в высотных зданиях и площадных пожаров. Технической задачей изобретения является повышение надежности, упрощение конструкции и расширение эксплуатационных возможностей вертолета за счет размещения быстросъемного оборудования. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к системам пожаротушения с применением авиации, а именно вертолетов.
Известно изобретение "Наземная и бортовая система пожаротушения и способ пожаротушения в высотных зданиях" (патент США №5135055 по классу А 62 С 31/00; А 62 С 27/00 от 04.08.1992), принятое за прототип, содержащее наземный насос, такой как пожарная машина, резервуар с огнетушащим составом, гибкий трубопровод для подачи огнетушащего состава с помощью бортового насоса от резервуара к двум разнесенным по разным бортам вертолета выдвижным штангам с управляемыми соплами на концах, который имеет узел аварийной расстыковки.
К недостаткам этой системы следует отнести наличие сложной конструкции гибкого трубопровода для подачи огнетушащего состава на вертолет, встроенных в конструкцию вертолета резервуаров для огнетушащего состава, двух разнесенных по разным бортам выдвижных штанг, требующих обеспечение герметичности. Также к недостаткам этой системы следует отнести невозможность выполнения в течение одного вылета операций по тушению пожара и спасению людей, так как объемы транспортной кабины заняты специальным противопожарным оборудованием.
Кроме того, наличие на борту вертолета насоса подачи огнетушащего состава в гибкий трубопровод приводит к отбору мощности от силовой установки вертолета, а разнесенные по разным бортам фюзеляжа штанги могут привести к утомляемости летчика из-за повышенного к ним внимания.
Предлагаемое изобретение обладает простотой и надежностью и позволяет решать множество задач за счет быстросъемного сменного оборудования.
Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности, упрощение конструкции и расширение эксплуатационных возможностей вертолета за счет размещения быстросъемного оборудования.
Технический результат предлагаемого изобретения, включающего в себя резервуары с огнетушащим составом, гибкий трубопровод для подачи огнетушащего состава, выносную штангу, узел аварийной расстыковки, дистанционно управляемое в вертикальной плоскости сопло, достигается тем, что сопло снабжено дистанционно управляемым замком, закрепленным на вертолете, подставкой, закрепленной на внешней грузовой подвеске к дистанционно управляемому замку, перекрывным краном, при этом каждый резервуар установлен на подставке и снабжен газогенератором, обратным клапаном, дистанционно управляемым узлом воспламенения, заправочным узлом и дистанционно управляемым устройством слива огнетушащего состава, гибкий трубопровод для подачи огнетушащего состава выполнен в виде напорного рукава, состоящего из подвесной секции напорного рукава, закрепленной на внешней тросовой подвеске и стационарной секции напорного рукава, закрепленной на выносной штанге, при этом резервуары сообщаются с подвесной секцией напорного рукава через обратные клапаны, а со стационарной секцией напорного рукава - через узел аварийной расстыковки и дистанционно управляемый перекрывной кран, а управляемое сопло установлено на свободном конце стационарной секции напорного рукава.
Предлагаемое устройство поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено устройство пожаротушения высотных зданий с применением вертолета - вид спереди, на фиг.2 показано устройство пожаротушения высотных зданий с применением вертолета - вид сбоку, на фиг.3 изображен блок из двух резервуаров на подставке, подвешиваемых на замок с помощью двухстроповой внешней грузовой подвески, а на фиг.4 показан дистанционно управляемый узел аварийной расстыковки.
Устройство пожаротушения высотных зданий с применением вертолета состоит из резервуаров 1 с газогенераторами 2, размещенных на подставке 3. Подставка 3 через серьги 4 закреплена с помощью тросов 5 двухстроповой внешней грузовой подвески к дистанционно управляемому замку 6 вертолета 7. Резервуары 1 между собой связаны через обратные клапаны 8 и гибкий трубопровод для подачи огнетушащего состава, выполненный в виде напорного рукава, состоящего из подвесной секции 9, проложенной по одному из тросов 5 внешней грузовой подвески и соединенной с узлом аварийной расстыковки 10 и далее к дистанционно управляемому перекрывному крану 11, к которому закреплена стационарная секция рукава 12, проложенная внутри выносной штанги 13, закрепленной к борту вертолета. На свободном конце стационарной секции 12 напорного рукава закреплено сопло 14.
В верхней части каждого из резервуаров 1 установлен твердотопливный газогенератор 2 с узлом воспламенения 15, к которому от вертолета 7 подведена электропроводка по одному из тросов 5 внешней грузовой подвески. В нижней части каждого резервуара 1 установлен заправочный узел 16 с вентилем 17, к которому в наземных условиях подстыковывается заправочный рукав, например, пожарного автомобиля.
Также в нижней части установлено устройство слива 18, дистанционно управляемое кнопкой в кабине летчика посредством пиропатрона. Выносная штанга 13 оборудована дистанционно управляемым механизмом поворота 19, который обеспечивает движение сопла 14 в вертикальной плоскости.
Устройство работает следующим образом.
Для тушения пожара путем подачи горизонтальной струи рабочей жидкости в окна горящего здания летчик, при висящем напротив горящего здания вертолете 7, нажимает кнопку управления узлом воспламенения 15 газогенератора 2 одного из резервуаров 1. Срабатывает узел воспламенения 15 газогенератора 2 и под действием газа, образовавшегося при воспламенении заряда, огнетушащий состав вытесняется из резервуара 1 через обратный клапан 8 в подвесную секцию 9 напорного рукава, при этом обратный клапан 8 на втором резервуаре 1 закрыт, а перекрывной кран 11 открыт, в чем летчик убеждается перед началом работы. Через открытый перекрывной кран 11 огнетушащий состав поступает в стационарную секцию 12 напорного рукава и далее в сопло 14.
Управление струей выходящего из сопла 14 огнетушащего состава в горизонтальной плоскости летчик обеспечивает путем поворота вертолета 7 в горизонтальной плоскости, а в вертикальной - путем дистанционно управляемого механизма поворота 19 сопла 14. После опорожнения одного резервуара 1, аналогичным образом приводится в действие газогенератор 2 второго резервуара 1.
Для тушения горящих кровельных и им подобных сооружений, когда необходимо подавать огнетушащий состав вертикально вниз, летчик кнопкой управления закрывает перекрывной кран 11, приводит в действие газогенератор 2 одного из резервуаров 1 и кнопкой включает дистанционно управляемое устройство слива 18. Огнетушащий состав под давлением выбрасывается вниз через устройство слива 18. Действия летчика для срабатывания второго резервуара 1 аналогичны.
Возможна и поочередная работа резервуаров 1. В этом случае рабочая жидкость подается горизонтально или вертикально, либо огнетушащий состав из первого резервуара 1 подается горизонтально, а из второго резервуара 1 вертикально вниз. В случае заправки резервуаров 1 разным огнетушащим составом, порядок их срабатывания определяется характеристикой конкретного пожара.
Заявленное устройство пожаротушения высотных зданий с применением вертолета, по сравнению с прототипом, обладает новизной и важными преимуществами: универсальностью в части многофункционального использования вертолета на противопожарных или спасательных операциях, простотой и надежностью в работе, возможностью поочередного применения различных огнетушащих составов.
На указанное устройство пожаротушения высотных зданий с применением вертолета разработана конструкторская документация и изготовлен опытный образец, который проходит стендовые наземные испытания.
Устройство пожаротушения высотных зданий с применением вертолета, включающее в себя резервуары с огнетушащим составом, гибкий трубопровод для подачи огнетушащего состава, выносную штангу, узел аварийной расстыковки, дистанционно управляемое в вертикальной плоскости сопло, отличающееся тем, что оно снабжено дистанционно управляемым замком, закрепленным на вертолете, подставкой, закрепленной на внешней грузовой подвеске к дистанционно управляемому замку, перекрывным краном, при этом каждый резервуар установлен на подставке и снабжен газогенератором, обратным клапаном, дистанционно управляемым узлом воспламенения, заправочным узлом и дистанционно управляемым устройством слива огнетушащего состава, гибкий трубопровод для подачи огнетушащего состава выполнен в виде напорного рукава, состоящего из подвесной секции напорного рукава, закрепленной на внешней тросовой подвеске, и стационарной секции напорного рукава, закрепленной на выносной штанге, при этом резервуары сообщаются с подвесной секцией напорного рукава через обратные клапаны, а со стационарной секцией напорного рукава - через узел аварийной расстыковки и дистанционно управляемый перекрывной кран, а управляемое сопло установлено на свободном конце стационарной секции напорного рукава.