Боевая машина
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к бронетанковой технике, в частности к бронекорпусам. Сущность изобретения заключается в том, что боевая машина содержит корпус, сваренный из броневых листов, с выполненными в нем проемами люков с окантовками по периметру и защитными экранами. Защитные экраны выполнены совместно с листами корпуса в виде вертикальных ребер, под которыми расположены края окантовок Г-подобного профиля. Реализация изобретения позволяет повысить пулестойкость боевой машины и снизить трудоемкость изготовления ее корпуса. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к бронетанковой колесной и гусеничной технике, которая по своему назначению принимает участие в боевых действиях и при столкновении с противником может быть обстреляна пулями и снарядами.
Известна боевая машина, содержащая корпус, сваренный из броневых листов и снабженный проемами люков с выполненными по периметру окантовками, которые закрываются крышками с размерами соответственно размерам проемов (см. книгу авторы А.А.Полежаев, И.И.Терехин, Н.А.Кучеренко "Броневая защита корпусов и башен самоходных боевых машин", ЦНИИинформации, 1976, стр.340, рис.148а и стр.341, рис.149а).
Недостатком таких боевых машин является то, что окантовки проемов люков, а также отбуртовки крышек люков выполнены из отдельных частей с помощью сварки, что приводит к большой трудоемкости изготовления боевых машин и снижению пулестойкости при изготовлении корпусов из броневой стали высокой твердости в связи с тепловым нагреванием окантовок проемов и отбуртовок крышек люков в зоне сваривания.
Наиболее близким техническим решением - прототипом является боевая машина, которая содержит корпус, сваренный из броневых листов и снабженный проемами люков, с выполненными по периметру окантовками и защитными экранами (барбетами), которые закрываются крышками с размерами соответственно размерам проемов (см. книгу авторы А.А.Полежаев, И.И.Терехин, Н.А.Кучеренко "Броневая защита корпусов и башен самоходных боевых машин", ЦНИИинформации, 1976, стр.337, рис.145в).
Недостатком этой боевой машины является то, что в результате теплового влияния на броневые листы высокой твердости корпуса во время приварки расположенных на некотором расстоянии от окантовок защитных экранов (барбетов) возникает деформация листов корпуса вокруг проемов люков. При этом появляются повышенные зазоры между торцами отбуртовок крышек люков и листами корпуса. В связи с этим для обеспечения необходимых величин зазоров с точки зрения требований пулестойкости (1/2 калибра пули) торцы отбуртовок крышек люков наваривают по периметру с последующей механической обработкой. Тепловое влияние при сваривании снижает пулестойкость отбуртовок крышек и, соответственно, всей машины. Кроме того, увеличивается трудоемкость сварочно-сборочных работ при изготовлении машин, так как появляется необходимость подваривания и механической обработки по периметру торцов окантовок проемов люков для обеспечения их плоскостности, которая нужна при установке и контроле качества уплотнения разъемных соединений.
Технической задачей изобретения является повышение пулестойкости и уменьшение трудоемкости изготовления боевой машины.
Поставленная техническая задача решается тем, что в боевой машине, содержащей корпус, сваренный из броневых листов и снабженный проемами люков, с выполненными по периметру окантовками и защитными экранами, закрывающимися крышками с размерами соответственно размерам проемов, согласно изобретению защитные экраны выполнены совместно с листами корпуса в виде вертикальных ребер, под которыми расположены края окантовок Г-подобного профиля.
Техническое решение, которое заявляется, объясняется чертежами:
- на фиг.1 изображен общий вид боевой машины;
- на фиг.2 - вид сверху на фиг.1;
- на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2.
Предложенная боевая машина содержит корпус 1, сваренный из броневых листов стали высокой твердости. Корпус снабжен проемами следующих люков, которые закрываются выступающими над листами корпуса крышками 2 - трансмиссионного, 3 - механика-водителя, 4 - двигателя, 5 и 6 - десантных и 7 и 8 - посадочных кормовых люков. По периметру проемов люков выполнены в виде вертикальных ребер совместно с листами корпуса путем штампования защитные экраны 9. Под вертикальными ребрами защитных экранов 9 установлены с помощью сварки края соответствующих окантовок 10 Г-подобного замкнутого профиля. Вторые края Г-подобного замкнутого профиля окантовок 10 прорезов каждого из люков контактируют с резиновыми уплотнителями 11, которые размещены в соответствующих металлических каркасах 12, приваренных к каждой из крышек 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 люков, установленных на корпусе с помощью петель 13. Герметичность закрывания крышек люков изнутри корпуса 1 обеспечивается поворотом на 90 градусов рукояток 14, установленных на пальцах 15. Фиксация закрытого положения рукоятки 14 осуществляется с помощью регулировочного винта 16. Закрывание и открывание крышек люков 3, 5, 6, 7 и 8 извне происходит специальным ключом. Для удобства открывания и закрывание крышек люков 2 и 4 трансмиссионного и двигателя головки некоторых пальцев имеют ручки 17.
Функционирует такая боевая машина в зоне непосредственного столкновения с противником, как правило, с закрытыми крышками люков 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8. Благодаря тому что защитные экраны (барбеты) 9 выполнены путем штамповки совместно с листами корпуса, уменьшается трудоемкость изготовления боевых машин, так как отпадает необходимость изготовления отдельных деталей экранов и их приваривание на корпусе. Изготовление окантовок 10 проемов люков Г-подобного профиля из конструкционной стали, вместо броневой стали высокой твердости, позволяет уменьшить стоимость боевой машины. Расположение же места приварки окантовок 10 под ребрами защитных экранов 9 повышает пулестойкость боевых машин, так как уменьшает до минимума тепловое влияние и, соответственно, деформации броневых листов корпуса из специальной стали высокой твердости при установке окантовок путем сварки, а также уменьшает необходимость наплавки сваркой и последующей механической обработкой торцов отбуртовок крышек люков 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8. Все эти обстоятельства привели как к повышению пулестойкости боевых машин, так и к уменьшению трудоемкости их изготовления.
На Харьковском тракторном заводе разработана конструкторская документация и макеты разъемных соединений корпуса боевой машины, проведены их испытания и получены положительные результаты.
Боевая машина, содержащая корпус, сваренный из броневых листов, с выполненными в нем проемами люков с окантовками по периметру и защитными экранами, которые закрываются крышками с размерами, соответствующими размерам упомянутых проемов, отличающаяся тем, что защитные экраны выполнены совместно с листами корпуса в виде вертикальных ребер, под которыми расположены края окантовок проемов люков Г-подобного профиля.