Механизм перемещения и фиксации крышки

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам для приведения в действие крышек люков летательных аппаратов и может быть использовано в ракетно-космической технике для обеспечения термостатирования внутренних отсеков летательных аппаратов. Согласно изобретению механизм перемещения и фиксации крышки размещен на основании, устанавливаемом на корпусе летательного аппарата, и содержит кронштейн, пружинный привод, приводной рычаг с валом, поворотную защелку и направляющую с пазом. Кронштейн снабжен сферическим роликом и взаимодействует с крышкой, снабженной эластичным уплотнительным элементом. Пружинный привод взаимодействует с кронштейном и стойками, установленными на основании с возможностью регулировки их положения. Вал приводного рычага установлен посредством уплотнения и с возможностью вращения в дне упомянутого основания и снабжен водилом. Водило выполнено с пазом и размещено на валу со стороны, противоположной приводному рычагу относительно дна основания. При этом приводной рычаг снабжен цилиндрическим выступом, размещенным внутри паза направляющей и выполненным с образованием зазора и возможностью контакта между его наружной поверхностью и внутренним торцом дна паза направляющей соответственно при открытом положении крышки и после ее закрытия. Поворотная защелка подвижно установлена на оси, закрепленной на основании, и выполнена с возможностью контакта в точке наружной поверхностью и поверхностью выемки с роликом кронштейна. В проходящей через ее ось вращения и каждую точку контакта с роликом кронштейна плоскости поворотная защелка снабжена пальцем со сферической законцовкой, взаимодействующей с пазом водила. Техническим результатом изобретения является повышение надежности конструкции. 9 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к космической технике и может быть использовано для обеспечения термостатирования внутренних отсеков летательных аппаратов.

Наиболее близким к заявленному механизму является узел монтажа крышки люка системы термостатирования летательного аппарата, содержащий кронштейн, снабженный роликом и взаимодействующий с крышкой, снабженной эластичным уплотнительным элементом, пружинный привод, приводной рычаг с валом, поворотную защелку, выполненную с возможностью контакта наружной поверхностью и поверхностью выемки с роликом кронштейна, и направляющую с пазом (патент Российской Федерации RU №2158215 С1, кл. В 64 G 1/22, В 64 С 1/14 от 06.12.1999 г.).

Однако ограниченная возможность наземной отработки, наличие жестких связей между взаимодействующими элементами, приводящее к появлению дополнительных напряжений в конструкции, и возможность повреждения эластичного уплотнительного элемента при закрытии крышки снижают надежность известной конструкции.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности конструкции.

Указанный результат достигается тем, что механизм перемещения и фиксации крышки, содержащий кронштейн, снабженный роликом и взаимодействующий с крышкой, снабженной эластичным уплотнительным элементом, пружинный привод, приводной рычаг с валом, поворотную защелку, выполненную с возможностью контакта наружной поверхностью и поверхностью выемки с роликом кронштейна, и направляющую с пазом, в соответствии с предлагаемым изобретением размещен на основании, устанавливаемом на корпусе летательного аппарата, пружинный привод выполнен взаимодействующим с кронштейном и стойками, установленными на основании с возможностью регулировки их положения, вал приводного рычага установлен посредством уплотнения и с возможностью вращения в дне упомянутого основания и снабжен водилом, выполненным с пазом и размещенным на валу со стороны, противоположной приводному рычагу относительно дна основания, ролик кронштейна выполнен сферическим, поворотная защелка установлена подвижно на оси, закрепленной на основании, каждой из контактирующих с роликом кронштейна поверхностей выполнена взаимодействующей с ним в точке и в проходящей через ее ось вращения и каждую точку контакта с роликом кронштейна плоскости снабжена пальцем со сферической законцовкой, взаимодействующей с пазом водила, при этом приводной рычаг снабжен цилиндрическим выступом, размещенным внутри паза направляющей и выполненным с образованием зазора и возможностью контакта между его наружной поверхностью и внутренним торцом дна паза направляющей соответственно при открытом положении крышки и после ее закрытия.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен механизм перемещения и фиксации крышки, на фиг.2, 3, 4 - виды А, Б, В соответственно, на фиг.5, 6 показан разрез Г-Г соответственно при открытом и закрытом положении крышки, на фиг.7 изображен разрез Д-Д, на фиг.8, 9 показан разрез Е-Е при закрытом и открытом положении крышки.

Механизм перемещения и фиксации крышки содержит устанавливаемое на корпусе летательного аппарата (не показано) основание 1 с отверстием 2. На основании 1 установлена направляющая 3, часть которой с пазом 4 и внутренним торцом 5 его дна, располагается в углублении основания, имеющем дно 6. Посредством оси 7 с основанием соединен кронштейн 8, на котором установлены подвижный сферический ролик 9 и при помощи винта 10 со сферическим наконечником и штифта 11 крышка 12, что обеспечивает крышке необходимое положение относительно отверстия 2 и подвижность, а также равномерность обжатия эластичного уплотнительного элемента 13 на основании 1. На основании 1 установлены с возможностью регулировки их положения для надежной работы механизма стойки 14. С кронштейном 8 и стойками 14 подвижно скреплены гильзы 15, 16, внутри которых установлены пружины сжатия. На оси 17, закрепленной на основании 1 параллельно оси вращения сферического ролика 9, подвижно установлена поворотная защелка 18 и взаимодействующая с ней пружина кручения 19. Поворотная защелка имеет выемку 20 и наружную торцевую поверхность 21, выполненные так, что их образующие параллельны оси вращения поворотной защелки 18, что вместе с ее подвижной установкой на оси 17 обеспечивает взаимодействие со сферическим роликом 9 в точке, снижающее трение. При этом наружная торцевая поверхность 21 выполнена с таким, например, радиусом, чтобы в закрытом положении крышки 12 исключить ее самопроизвольное открытие. Приводной рычаг 22 размещен в углублении основания 1 так, что его вал 23 проходит сквозь дно 6 основания, где он герметизирован уплотнением 24. На валу 23 закреплено водило 25, выполненное с пазом 26. Поворотная защелка 18 в плоскости, перпендикулярной ее оси вращения 17 и проходящей через точки контакта как поверхности выемки 20, так и поверхности 21 со сферическим роликом 9, снабжена пальцем 27 со сферической законцовкой 28, которая взаимодействует с пазом водила 25. Приводной рычаг 22 снабжен цилиндрическим выступом 29, размещенным внутри паза 4 направляющей 3. В качестве приводного устройства (после установки механизма на корпус летательного аппарата) применен трос 30, надеваемый петлей одного конца на направляющую 3 и цилиндрический выступ 29 приводного рычага 22, а другим концом закрепляемый, например, на стартовом комплексе.

Работает механизм перемещения и фиксации крышки следующим образом.

После необходимой наземной отработки основание 1 герметично устанавливается на корпусе летательного аппарата так, чтобы его углубление, в котором установлена часть направляющей 3 с пазом 4, располагалось снаружи упомянутого корпуса. Приводной рычаг 22 поворачивается и после выхода его цилиндрического выступа 29 из паза направляющей 3 на нее надевается петля троса 30. Крышка 12 открывается, сжимая пружины, находящиеся внутри гильз 15, 16. Приводной рычаг 22 и крышка 12 устанавливаются так, чтобы сферический ролик 9 кронштейна 8 вошел в выемку 20 поворотной защелки 18 и удерживался в ней. При этом между наружной поверхностью цилиндрического выступа 29 и торцом 5 дна паза 4 направляющей 3 образуется зазор 5, После старта летательного аппарата петля троса 30, двигаясь по направляющей 3 и взаимодействуя с цилиндрическим выступом 29, перемещает приводной рычаг 22, который вместе с валом 23 смещает водило 25. За счет размещения в пазу 26 сферической законцовки 28 вместе с водилом 25 двигается палец 27 и поворотная защелка 18, которая, поворачиваясь, освобождает сферический ролик 9. Крышка 12 закрывается, эластичный уплотнительный элемент 13 равномерно деформируется на основании 1, закрывая отверстие 2 основания 1 и герметизируя внутреннюю полость летательного аппарата. Петля троса 30 соскакивает с направляющей 3, пружина 19 поворачивает поворотную защелку 18 так, что она своей наружной торцевой поверхностью 21 взаимодействует со сферическим роликом 9, создавая усилие, препятствующее открытию крышки 12. При этом цилиндрический выступ 29 приводного рычага 22 взаимодействует своей наружной поверхностью с внутренним торцом 5, исключая деформирование эластичного уплотнительного элемента 13 больше допустимой величины.

Таким образом, снижение усилий при расфиксации и стопорении крышки, надежное деформирование эластичного уплотнительного элемента при обеспечении необходимой герметичности внутренней полости летательного аппарата и снижение напряжений путем развязки взаимодействующих элементов повышает надежность конструкции.

Механизм перемещения и фиксации крышки, содержащий кронштейн, снабженный роликом и взаимодействующий с крышкой, снабженной эластичным уплотнительным элементом, пружинный привод, приводной рычаг с валом, поворотную защелку, выполненную с возможностью контакта наружной поверхностью и поверхностью выемки с роликом кронштейна, и направляющую с пазом, отличающийся тем, что он размещен на основании, устанавливаемом на корпусе летательного аппарата, пружинный привод выполнен взаимодействующим с кронштейном и стойками, установленными на основании с возможностью регулировки их положения, вал приводного рычага установлен посредством уплотнения и с возможностью вращения в дне упомянутого основания и снабжен водилом, выполненным с пазом и размещенным на валу со стороны, противоположной приводному рычагу относительно дна основания, ролик кронштейна выполнен сферическим, поворотная защелка установлена подвижно на оси, закрепленной на основании, каждой из контактирующих с роликом кронштейна поверхностей выполнена взаимодействующей с ним в точке и в проходящей через ее ось вращения и каждую точку контакта с роликом кронштейна плоскости, снабжена пальцем со сферической законцовкой, взаимодействующей с пазом водила, при этом приводной рычаг снабжен цилиндрическим выступом, размещенным внутри паза направляющей и выполненным с образованием зазора и возможностью контакта между его наружной поверхностью и внутренним торцом дна паза направляющей соответственно при открытом положении крышки и после ее закрытия.