Шина для лечения переломов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области медицины, а именно, к травматологии и ортопедии и может быть применено при лечении перломов нижних конечностей. Шина для лечения переломов нижних конечностей содержит основание с опорами, стойки, платформу, кронштейн с блоком, тягу с вытяжным грузом и каретку. Каретка выполнена из двух длинных стоек, опирающихся на шарниры основания, и двух реек, соединенных шарнирами с длинными стойками. Концы реек опираются на ролики, катящиеся по слегам платформы. На концах реек возле роликов жестко закреплены короткие стойки с перекладиной, являющейся осью блока стабилизации вытяжения. Вытяжной груз навешен на тягу через пружину. На рейках и длинных стойках укреплены гамачки. Шина снабжена автоматической системой разработки, состоящей из электродвигателя с реверсивным механизмом, имеющим тягу, соединенную с осью роликов каретки, и возвратную пружину, соединенную концами с рейкой каретки и основанием. Технический результат - возможность осуществления функциональных движений суставов конечности в процессе стабильного вытяжения. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть применено при лечении переломов нижних конечностей.

При лечении переломов нижних конечностей часто применяется скелетное вытяжение, в процессе которого нижний отломок оттягивается грузом за трос-тягу, дугу и спицу, пропущенную через него. При этом конечность укладывается на специальную подставку-шину для облегчения процесса вытяжения и комфортности больного.

Известна шина, выполненная в виде рамы, состоящей в виде рамы, состоящей из основания, опор, стоек, платформы с гамачком, кронштейнов с блоками и перекинутой через них тросом-тягой с подпружиненным грузом на конце. (см. например, Л.К.Белер "Техника лечения переломов" М.: "Медицина" 1982, с.16).

Эта шина принята за прототип.

Однако известная шина содержит конечность в статическом положении, не позволяя без снятия вытяжения осуществлять функциональную разработку коленного и тазобедренного суставов.

Известна так же шина, содержащая основание с гамачком, стойки, кронштейны с блоками и тягу с грузом (см., например, Ф.Р.Богданов и В.И.Фишкин "Ортопедия и травматология", М.: Медицина, 1959 г, стр.69-66).

Эта шина принята за базовый объект.

Однако эта шина обладает теми же недостатками, да к тому же является конструктивно сложной и громоздкой, не обеспечивающей стабильного вытяжения.

Решаемая задача - возможность осуществления функциональных движений суставов конечности в процессе стабильного вытяжения.

Технический результат достигается тем, что на шине предусмотрена подвижная каретка, позволяющая лежащую на ней конечность сгибать и разгибать при стабильном вытяжении, т.е. не изменяя направления и силы (вектора) вытяжения.

Сущность изобретения состоит в том, что каретка выполнена из соединенных стоек и реек, опирающихся на шарниры и ролики, движущихся по платформе.

На фиг.1 показана шина с согнутой конечностью.

На фиг.2 - та же шина с разогнутой конечностью.

Шина выполнена в виде рамы, состоящей из основания 1, опор 2 и 3, стоек 4-5, кронштейнов 6, 7, и 8, платформы 9 и каретки 10.

На концах кронштейнов 6, 7, и 8, укреплены блоки 11, 12 и 13, через которые перекинуты тросы-тяги 14 и 15. Тяга 16 соединена непосредственно с кареткой 10.

Тяга 14 на одном конце имеет рукоятку 17, и, будучи перекинутой через блоки 11, 12 и 13, другим концом соединена с осью 18 роликов 19 каретки 10.

Тяга 15 одним концом соединена с дугой 20, наложенной на спицу 21, пропущенной через суставной конец голени. На другом конце тяги 15, перекинутой через блоки 22 и 12, через пружину 23, навешен вытяжной груз 24.

Тяга 16 на одном конце так же имеет рукоятку 25, а другим присоединена к оси шарнира 26 каретки 10.

Каретка 10 выполнена из двух стоек 27 и 28, опирающихся на шарниры 29 и 30 основания 1, и двух реек 31 и 32, соединенных со стойками 27 и 28 шарнирами 33 и 34. Другие концы реек 31 и 32 опираются на ролики 19, катящиеся по слегам 35 и 36 платформы 9.

На концах реек 31 и 32 жестко укреплены короткие стойки 37 и 38 с перекладиной 39, являющейся осью блока стабилизации 22.

На рейках 31 и 32 и стойках 27 и 28 укреплены гамачки 40 и 41 под укладываемую на них конечность.

Шарниры 29 и 30, 33 и 34 соединены дугами 42 и 43.

Шина применяется следующим образом.

На постель больного под травмированную конечность устанавливают шину, а на гамачки 40 и 41 ее каретки 10 укладывают ногу (фиг.1).

Ниже около суставного перелома голени через кость проводят спицу 21, натягивают ее на дугу 20, за которую привязывают конец тяги 15. Далее тягу 15 пропускают через блоки 12 и 32 и к ее нижнему концу через пружину 23 прикрепляют требуемый груз 24 вытяжения.

После того как конечность уложена на каретку 10 и для больного создана комфортность, врач начинает двигать каретку 10 вдоль платформы 9, до возможно полного сгибания коленного и тазобедренного сустава (фиг.2). При этом край каретки 10 на роликах 19 катится по слегам 35 и 36 платформы 9, а стойки 27 и 28 и рейки 31 и 32 сгибаются относительно друг друга в шарнирах 33 и 34 (фиг.1).

Затем врач начинает двигать каретку 10 в обратном направлении до исходного ее положения и возможно более полного разгибания конечности.

При этом каретка 10 на роликах 19 катится обратно по слегам 35 и 36 платформы 9, разгибаясь в шарнирах 33 и 34, приводя конечность в исходное положение (фиг.2).

Так производят несколько сгибаний и разгибаний и, когда больной освоится с этим способом разработки, то постепенно сам начнет двигать каретку 10 взад-вперед, соответственно, сначала потянув за рукоятку 17, постепенно увеличивая углы сгибания и разгибания суставов конечности.

Ввиду того, что блок стабилизации вытяжения 22 выше блока 12, то оси тяги 15 относительно оси конечности имеет постоянный угол при любом положении каретки 10, т.е. угол α12const. Этим и обеспечивается однонаправленность вытяжения, а, следовательно, стабильность положения оттягиваемого отломка.

Плавность и стабильность же силы вытяжения обеспечивается наличием пружины 23 и постоянством веса груза 24, который поднимается и опускается за тягу 15, перекинутую через блок 12 при сгибании и разгибании конечности.

Блок 12 состоит из двух колес: одно под тягу 15, а другое под тягу 14, и вращаются они на одной оси.

В тех случаях, когда больной сам не в состоянии производить разработку, может быть предусмотрена автоматическая система, состоящая из электродвигателя с теверсивным механизмом 44, периодически натягивающим тягу 45 (аналогичную тяге 14 при ручном приводе).

Заставляя конечность разгибаться, и отпускающим тягу 45, в процессе чего растянутая возвратная пружина 46, закрепленная концами на рейке 32 основание 1, сжимаясь, тянет каретку 10, сгибая ее и конечность в суставах.

Шина может быть применена в травматолого-ортопедических клиниках при лечении переломов нижних конечностей.

Применение позволяет ускорить процесс реабилитации при сохранении коленного и тазобедренного суставов.

Шина для лечения переломов нижних конечностей, содержащая основание с опорами, стойки, платформу, кронштейн с блоком и тягу с вытяжным грузом, отличающаяся тем, что имеет каретку, выполненную из двух длинных стоек, опирающихся на шарниры основания, и двух реек, соединенных шарнирами с длинными стойками, концы реек опираются на ролики, катящиеся по слегам платформы, на концах реек возле роликов жестко закреплены короткие стойки с перекладиной, являющейся осью блока стабилизации вытяжения, при этом вытяжной груз навешен на тягу через пружину, а на рейках и длинных стойках укреплены гамачки, при этом шина снабжена автоматической системой разработки, состоящей из электродвигателя с реверсивным механизмом, имеющим тягу, соединенную с осью роликов каретки, и возвратную пружину, соединенную концами с рейкой каретки и основанием.