Способ изготовления строительных конструкций и строительные конструкции, изготовленные этим способом

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам изготовления строительных конструкций с ненапрягаемой и напрягаемой арматурой, и может быть использовано при возведении жилых, общественных и административных зданий и сооружений, а также при их восстановлении или реконструкции. Способ изготовления строительных конструкций, преимущественно плит дорожных, аэродромных, плит перекрытий, в том числе для сборно-монолитного домостроения, плит покрытий, плит под трамвайные пути, под железнодорожные пути, плит под пути метрополитенов, перемычек, стропильных балок, ограждающих конструкций - стеновых панелей, в том числе многослойных, рандбалок, балок межэтажных перекрытий, предпочтительно таврового сечения, согласно изобретению, предусматривает изготовление строительных конструкций на смонтированной универсальной технологической линии, содержащей, по крайней мере, бетоноукладчик, опалубку в виде поддона с продольными трансформируемыми бортами, зафиксированными, по крайней мере, в рабочем положении на поддоне. Продольные борта устанавливают со схождением продольной оси, по крайней мере, одного из них к продольной оси опалубки в плане на величину, составляющую (0,9-30)·10-5 м. Каждый борт выполняют с внутренней стороны скошенным кверху под углом к вертикальной плоскости, составляющим 3-5°, и фаскообразующим выступом в нижней части. Поддон опирают на неподвижные опоры, обеспечивающие возможность, по крайней мере, вертикальной юстировки положения формовочной его поверхности на стадиях монтажа и последующей эксплуатации. В средней по длине части поддон закрепляют жестко, а на остальной части длины устанавливают на опорах с возможностью проскальзывания по длине в обе стороны при температурных деформациях. При изготовлении строительных конструкций с ненапрягаемой арматурой в опалубку перед бетонированием устанавливают плоские и/или объемные арматурные каркасы, а при изготовлении строительных конструкций с предварительно напряженной арматурой в опалубку перед бетонированием укладывают арматуру в виде пучков или отдельных проволок и осуществляют их предварительное напряжение с использованием якорной станции и станции натяжения и снятия напряжения, которыми оснащают универсальную технологическую линию. Описанным способом изготавливают строительную конструкцию, являющуюся самостоятельным объектом изобретения. Технический результат изобретения состоит в сокращении трудо- и материалозатрат при одновременном уменьшении сроков производства работ и обеспечении возможности их проведения при любых погодных условиях, преимущественно, в регионах, относящихся к суровым климатическим зонам с низкими отрицательными температурами в зимнее время, повышение надежности конструкций, при улучшении совместности работы элементов конструкций и более полного использования прочностных свойств материалов и несущей способности конструкций за счет повышения технологических характеристик и качества изготавливаемых изделий. 2 н. и 22 з.п. ф-лы, 43 ил.

Реферат

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам изготовления строительных конструкций с ненапрягаемой и напрягаемой арматурой, и может быть использовано при возведении жилых, общественных и административных зданий и сооружений, а также при их восстановлении или реконструкции.

Из уровня техники известна технологическая линия, применяемая для изготовления предварительно напряженных строительных конструкций (см. RU 2107784 С1, 27.03.1998, Е 04 В 1/35). Изделия бетонируют в несъемной опалубке и/или в формообразующих элементах - формах, каждую из которых предназначают для изготовления по меньшей мере четырех изделий одновременно и выполняют из нижнего горизонтального основания, на котором жестко закреплен центральный ряд стоек с расположенными на них щитами, образующими центральную неподвижную продольную стенку, шарнирно закреплены с возможностью откидывания и фиксации боковые стойки с расположенными на них щитами, образующими боковые, фиксируемые в заданном положении, откидные стенки, между каждой из которых и центральной стенкой установлены, с обеспечением возможности отклонения от вертикали на заданный угол, по крайней мере, один ряд промежуточных стоек с расположенными на них щитами, образующими промежуточные стенки, а между стенками смонтированы горизонтальные опалубочные поддоны, причем центральную стенку выполняют высотой, большей высоты остальных стенок. При этом отклонение стенок формы может быть осуществлено домкратами, а фиксация - затягиваемыми винтами.

Из уровня техники известна строительная конструкция из железобетона и способ ее изготовления, предусматривающий использование универсальной технологической линии, включающей поддон-опалубку, установленную на фундаменте, и бетоноукладчик (см., например, SU 1148950 А, 17.04.1985, Е 04 G 21/12).

Недостатком известных конструкций, изготовленных на известной технологической линии и самой универсальной технологической линии, является высокие трудо- и материалозатраты при изготовлении, большие сроки производства работ и ограниченность типоразмеров изготавливаемых изделий.

Задачей настоящего изобретения как в части способа изготовления строительных конструкций, так и в части самих строительных конструкций является сокращение трудо- и материалозатрат при одновременном уменьшении сроков производства работ и обеспечении возможности их проведения при любых погодных условиях, преимущественно, в регионах, относящихся к суровым климатическим зонам с низкими отрицательными температурами в зимнее время, повышение надежности возводимых конструкций зданий, сооружений при улучшении совместности работы элементов конструкций и более полного использования прочностных свойств материалов и несущей способности конструкций.

Поставленная задача в части способа изготовления строительных конструкций изготовления строительных конструкций, преимущественно плит дорожных, аэродромных, плит перекрытий, в том числе для сборно-монолитного домостроения, плит покрытий, плит под трамвайные пути, под железнодорожные пути, плит под пути метрополитенов, перемычек, стропильных балок, ограждающих конструкций - стеновых панелей, в том числе многослойных, рандбалок, балок межэтажных перекрытий, предпочтительно таврового сечения, согласно изобретению, способ предусматривает изготовление строительных конструкций на смонтированной универсальной технологической линии, содержащей, по крайней мере, бетоноукладчик, опалубку в виде поддона с продольными трансформируемыми бортами, зафиксированными, по крайней мере, в рабочем положении на поддоне, причем продольные борта устанавливают со схождением продольной оси, по крайней мере, одного из них к продольной оси опалубки в плане на величину, составляющую (0,9-30)·10-5 м, каждый борт выполняют с внутренней стороны скошенным кверху под углом к вертикальной плоскости, составляющим 3-5°, и фаскообразующим выступом в нижней части, при этом поддон опирают на неподвижные опоры, обеспечивающие возможность, по крайней мере, вертикальной юстировки положения формовочной его поверхности на стадиях монтажа и последующей эксплуатации, причем поддон в средней по длине части закрепляют жестко, а на остальной части длины устанавливают на опорах с возможностью проскальзывания по длине в обе стороны от середины при температурных деформациях, при этом при изготовлении строительных конструкций с ненапрягаемой арматурой в опалубку перед бетонированием устанавливают плоские и/или объемные арматурные каркасы, а при изготовлении строительных конструкций с предварительно напряженной арматурой универсальная технологическая линия дополнительно содержит устройство для подачи, установки в проектное положение и натяжения арматуры со станцией натяжения и снятия напряжения и якорной станцией, а в опалубку перед бетонированием укладывают арматуру в виде пучков или отдельных проволок и осуществляют их предварительное напряжение с использованием якорной станции и станции натяжения и снятия напряжения, которыми оснащают универсальную технологическую линию.

Каждый борт могут фиксировать на поддоне жестко и с наружной стороны борта дискретно по его длине в нижней его части образуют для исключения искривления при сварке монтажные открытые с нижней продольной поверхности выемки, поверхность которых в верхней их части имеет форму полуцилиндра, а в нижней - примыкающие к полуцилиндру прямоугольные участки, причем выемки выполняют с шагом, составляющим 0,002-0,004 длины борта высотой, составляющей не более половины высоты борта, и глубиной, не меньшей суммарной толщины борта и фаскообразователя.

Или каждый борт по длине могут выполнять составным из несоединенных между собой секций, шарнирно прикрепленных к поддону с возможностью поворота, и выполняют каждую с внутренней стороны с продольным фаскообразующим выступом в нижней части, причем ось шарнира располагают со смещением наружу относительно наружной кромки секции борта.

Поддон следует выполнять по длине составным из секций, каждая из которых состоит из жесткого каркаса, расположенного по контуру секции и имеющего продольные ребра жесткости, причем смежные секции объединяют стяжными элементами по продольным торцам, и жестко прикрепляют к каркасу сверху металлический лист, причем поддон снабжают поперечными балками, которые располагают под поперечными контурными элементами каркасов смежных секций, а листы всех секций жестко соединяют между собой, предпочтительно сплошными сварными швами, при этом опоры, к которым поддон прикрепляют жестко, располагают под поперечными балками смежных секций.

Поперечную балку рекомендуется выполнять в виде двутавра, предпочтительно сварного из листового металла, с дискретно установленными на верхней полке опорными пластинами под лист, причем каждую пластину выполняют с парой монтажных отверстий под болты крепления поперечных контурных элементов каркасов секций, при этом одно из отверстий выполняют открытым с продольной грани балки для заведения болтов крепления каркаса смежной секции, а на нижней полке каждой поперечной балки на концевых ее участках устанавливают направляющие пластины для опирания на неподвижные опоры с возможностью проскальзывания.

Каждая опора, на которую поддон опирают с возможностью проскальзывания, могут выполнять с установленной на фундаменте опорной частью, состоящей из направляющей плиты, жестко прикрепленной к ней снизу втулки с наружной резьбовой поверхностью, и расположенных под ней верхней и нижней кольцевых опорных плит, причем верхнюю опорную плиту выполняют с внутренней резьбовой поверхностью, взаимодействующей с наружной резьбовой поверхностью втулки и наружной ее боковой цилиндрической в верхней части, имеющей глухие горизонтальные гнезда под ключ, поверхностью, сопряженной с нижней частью ее поверхности, которую выполняют в виде выпуклого участка сферы, а нижнюю опорную плиту выполняют с цилиндрической боковой поверхностью и углублением в верхней части стенок также в виде участка сферы, в котором свободно устанавливают сферический нижний участок верхней опорной плиты.

Якорную станцию могут выполнять в виде установленных нижними концами в фундаменте поперек поддона стоек со скосами со стороны, обращенной к поддону, объединенных в верхних частях со скошенной стороны пластиной, поверху - плитой с ребрами жесткости, а понизу - пластинами, одну из которых устанавливают с наружной стороны, а другую - по нижним торцам стоек, причем на верхней плите со стороны, обращенной к поддону, образуют гнездо, в котором закрепляют гребенку с пазами под подлежащие натяжению элементы арматуры с высаженными головками, причем гребенку выполняют с установленной на верхней плите вертикальной пластиной с прорезями под элементы арматуры, откидным упором, шарнирно соединенным через рычаг с верхней плитой с возможностью перекрытия сверху высаженных головок элементов арматуры и предотвращения их выпадения вверх из прорезей пластины и пазов гребенки.

Станцию натяжения и снятия напряжения следует выполнять из траверсы, к которой одними концами прикрепляют тяги, другие концы которых закрепляют к каретке, установленной с возможностью перемещения на раме, прикрепленной к фундаменту и якорному упору, установленных на раме гидроцилиндров, одними концами взаимодействующих с кареткой, а другими - с якорным упором, причем тяги выполняют со стопорными муфтами, расположенными в их средних частях с возможностью взаимодействия с якорным упором, при этом на конце траверсы, обращенной к поддону, устанавливают гребенку с прорезями под высаженные головки подлежащих натяжению элементов арматуры.

Могут использовать бетоноукладчик, содержащий силовой привод, который монтируют на установленной с возможностью перемещения пространственной раме, приемный бункер с, по крайней мере, одним выходным проемом в днище и лопастным рабочим органом, пульт управления, по крайней мере, один расположенный ниже соответствующего выходного проема питатель, который выполняют с рабочим органом в виде шнека, который устанавливают в охватывающем его корпусе, выполненном в нижней части с проемом в виде продольной щели, перекрытой снизу в рабочем положении предпочтительно откидным приводным поддоном, и комплект вибраторов с автономными приводами, при этом вибраторы выполняют плавающими с протяженными корпусами, соединенными кабелем с источником электропитания или с приводами посредством гибких валов, и подвешивают их на гибких связях на поперечной относительно направления укладки бетонной смеси штанге, которую устанавливают ниже питателя со смещением относительно него в направлении, противоположном направлению укладки бетонной смеси с возможностью перемещения вибраторов в подлежащей виброуплотнению бетонной смеси, причем продольные оси корпусов каждого из вибраторов ориентируют преимущественно в направлении рабочего перемещения бетоноукладчика.

Пространственную раму могут выполнять в виде пары продольных относительно направления укладки бетонной смеси плоских рам, объединенных поверху парой поперечных балок, причем каждая плоская рама выполнена в виде объединенных ригелем двух стоек с опорными плитами на нижних концах, при этом нижние концы пар стоек каждой плоской рамы опирают на соответствующую нижнюю продольную балку, которую устанавливают на не менее чем две катковые опоры с образованием соответствующей тележки для перемещения по рельсовым направляющим в направлении укладки бетонной смеси.

Бетоноукладчик могут снабжать расположенной в уровне нижних продольных балок площадкой оператора с рабочим креслом, площадкой обслуживания с перильным ограждением, закрепленной в верхней части пространственной рамы, а пульт управления закрепляют на поперечной балке и связывают с ножной педалью управления, расположенной на площадке оператора, при этом механизм перемещения бетоноукладчика выполняют в виде расположенного на каждой тележке управляемого с пульта управления мотор-редуктора с цепной передачей на одну из катковых опор каждой тележки, которую выполняют ведущей, и на ножную педаль управления, кроме того, бетоноукладчик снабжают устройством регулирования скорости перемещения, а тележки снабжают четырьмя буферами безопасности с концевыми выключателями и механизмом перемещения, при этом буферы безопасности закрепляют один на свободном торце площадки оператора, а три остальных по торцам нижних продольных балок в уровне тележек выполняют качающимися вокруг вертикальной оси и закрепляют на двух подпружиненных горизонтальных верхнем и нижнем элементах с возможностью освобождения концевого выключателя для блокирования перемещения бетоноукладчика при соприкосновении с посторонним предметом и возврата посредством пружины в исходное положение при освобождении буфера от соприкосновения с посторонним предметом.

Бункер могут устанавливать на пространственной раме на четырех опорах и снабжают двумя концевыми выключателями, расположенными в верхней части бункера со стороны площадки обслуживания, и перекрывающей бункер сверху защитной решеткой с размером ячеек, исключающим случайное попадание в бункер вместе с бетонной смесью посторонних включений, которую устанавливают с возможностью открывания и закрывания и возможностью отключения лопастного рабочего органа и шнека питателя при открытом положении защитной решетки, при этом лопастной рабочий орган устанавливают на валу, взаимодействующем через цепную передачу, червячный редуктор и зубчатую ременную передачу с электродвигателем привода лопастного рабочего органа, который устанавливают на кронштейне, закрепленном на бункере, причем цепную передачу снабжают натяжным приспособлением для регулирования ее натяжения, кроме того, корпус шнека каждого питателя выполняют из высокопрочного металла с внутренней многогранной, предпочтительно восьмигранной, поверхностью, причем продольную щель в корпусе выполняют с концевыми участками в виде полусфер и сопрягающим их средним цилиндрическим участком, а шнек закрепляют в корпусе на подшипниковой опоре консольно и соединяют посредством цепной муфты с валом мотор-редуктора, причем мотор-редуктор и подшипниковую опору закрепляют на кронштейне корпуса питателя, а поддон питателя закрепляют к его корпусу на шарнирах с возможностью открывания и закрывания посредством двух гидроцилиндров, закрепленных к боковым поверхностям бункера и поддону, причем поддон снабжают дополнительными замками для предотвращения случайного открывания, кроме того, вибраторы подвешивают на штанге с возможностью подъема и опускания с помощью двух гидроцилиндров, присоединенных к штанге.

Могут использовать устройство для прогрева бетонной смеси, предпочтительно в виде системы форсунок или перфорированного паропровода, расположенных под поддоном и соединенных с источником подачи острого пара через распределительное автоматическое устройство, изотермический чехол с устройством его разматывания с барабана и сматывания на барабан, причем чехол используют шириной и длиной, обеспечивающими полное укрытие по длине и ширине технологической линии, и заводят продольными кромками в лотки конденсатосборника, образованные в полу по обоим продольным сторонам технологической линии за ее пределами.

Могут использовать бороздообразователь, который рекомендуется устанавливать с возможностью перемещения над поддоном с уложенным в нем твердеющим материалом, причем бороздообразователь выполняют в виде пространственной рамы на катковых опорах, предпочтительно для перемещения по рельсовым направляющим и закрепленных на раме прутков разной длины для образования на поверхности уложенного бетона крупношероховатой фактуры.

Более длинные и менее длинные прутки могут располагать на раме с чередованием.

Опалубку могут снабжать набором инвентарных поперечных диафрагм и/или дополнительными продольными бортами предпочтительно из металла, или древесины, или пенополистирола, а также подвижным, перемещаемым вдоль технологической линии стеллажом для складирования диафрагм по мере их извлечения из свежеуплотненного бетона.

Могут использовать устройства с программным управлением для автоматизации, по крайней мере, части технологических процессов.

Вышеописанным способом изготавливают строительную конструкцию, преимущественно плиту дорожную, аэродромную, плиту перекрытия, плиту покрытия, плиту под трамвайные пути, под железнодорожные пути, плиту под пути метрополитена, перемычку, строительную балку, ограждающую конструкцию - стеновую панель, в том числе многослойную, рандбалку, балку межэтажных перекрытий, предпочтительно таврового сечения, являющуюся самостоятельным объектом изобретения.

Строительная конструкция может быть выполнена сплошного сечения или, по крайней мере, с одним проемом, или она выполнена с пустотами, при этом она выполнена в плане в виде многоугольника, предпочтительно прямоугольника, или в виде фигуры, контур которой образован сочетанием кривых и прямых линий.

Строительная конструкция может быть изготовлена из бетона, предпочтительно класса не ниже В-30 с армированием напрягаемой арматурой предпочтительно из проволоки, например Ф5 класса Вр - II, в виде пучков, а также дополнительной конструктивной арматурой, предпочтительно в виде сетки из проволоки, например, класса Вр - I.

Строительная конструкция может быть выполнена в виде несъемной опалубки высотой, составляющей часть проектной высоты плиты, и с бороздами на верхней поверхности для лучшего сцепления при последующем примоноличивании остальной по высоте части плиты в процессе монтажа каркаса здания, сооружения.

Строительная конструкция может быть выполнена толщиной 50-200 мм и максимальной шириной, равной рабочей ширине поддона опалубки.

Строительная конструкция может быть выполнена с армированием ненапрягаемой арматурой, высотой, равной полной проектной ее высоте, или в виде несъемной опалубки высотой, составляющей часть проектной высоты плиты, и с бороздами на верхней поверхности для лучшего сцепления при последующем примоноличивании остальной по высоте части плиты в процессе возведения каркаса здания, сооружения.

Строительная конструкция может быть выполнена трехслойной и состоит из слоя в виде несъемной опалубки из твердеющего материала, слоя теплоизоляции и размещенного на нем дополнительного слоя из твердеющего материала, причем слои панели объединены преимущественно гибкими связями.

Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью существенных признаков, состоит в сокращении трудо- и материалозатрат при одновременном уменьшении сроков производства работ и обеспечении возможности их проведения при любых погодных условиях, преимущественно, в регионах, относящихся к суровым климатическим зонам с низкими отрицательными температурами в зимнее время, повышение надежности конструкций, при улучшении совместности работы элементов конструкций и более полного использования прочностных свойств материалов и несущей способности конструкций за счет повышения технологических характеристик и качества изготавливаемых изделий.

Признак «продольные борта установлены со схождением продольной оси, по крайней мере, одного из них к продольной оси опалубки в плане на величину, составляющую (0,9-30)·10-5 м» и соответствует установленному диапазону значений изменения полуширины изготавливаемых на технологическом комплексе строительных конструкций, преимущественно плит для сборно-монолитных перекрытий и соответствует градиенту сходимости в плане продольной оси борта и продольной оси поддона до величины 30 мм/100 погонных м длины опалубки ручьевого типа.

Превышение этой величины существенно снизит качество изготавливаемых конструкций за счет общего расхождения ширины панелей в центре «ручья» опалубки и на ее концах, выходящего за пределы допустимых отступлений от номинала проектной ширины изделия, а также к недопустимо высоким технологическим отклонениям ширины каждой плиты по ее концам.

Уменьшение схождения ниже значения 0,9 мм на 100 погонных м длины «ручья» сделает линию неработоспособной, т.к. технологические допуски колебания этой величины будут превышать эту величину и создаст возможность реального технологического заклинивания изделия в бортах опалубки при снятии усилий предварительного напряжения продольной арматуры станцией натяжения и снятия напряжения и передачи их на бетон изделия.

Скос внутренней стороны борта опалубки необходим для обеспечения работоспособности технологической линии при свободной и высококачественной распалубки. Для этого в изобретении принят скос под углом 3-5° к вертикальной плоскости, нормальной к формовочной поверхности поддона. При этом плоскость борта отклонена от указанной вертикальной плоскости преимущественно во внешнюю сторону. Границы углового диапазона приняты из условия осуществимости свободной распалубки - при значениях менее 3° резко возрастают величины фрикционного сопротивления распалубке и энергетические затраты на преодоление сил технологического сцепления примыкающих поверхностей изделия и борта, а при углах более 5° существенно возрастают отклонения геометрических размеров изделия от проектных, что вызывает дополнительные неоправданные сложности при последующем монтаже и в обеспечении совместной работы смежных конструктивных элементов в здании.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображена универсальная технологическая линия, вид с торца с частичным вырезом;

на фиг.2 - фрагмент универсальной технологической линии, вид вдоль с частичным вырезом;

на фиг.3 - фрагмент продольного борта, вид вдоль технологической линии;

на фиг.4 - вид по А - А на фиг.3;

на фиг.5 - поперечная балка, вид сбоку;

на фиг.6 - то же, вид сверху;

на фиг.7 - фрагмент поддона в плане;

на фиг.8 - станция натяжения, вид вдоль технологической линии;

на фиг.9 - то же, вид в плане;

на фиг.10 - якорная станция, вид с торца технологической линии;

на фиг.11 - то же, вид по стрелке В на фиг.10;

на фиг.12 - узел С на фиг.11;

на фиг.13 - направляющая плита опоры со втулкой;

на фиг.14 - то же, разрез по D - D на фиг.13;

на фиг.15 - опора, вид сбоку с частичным разрезом;

на фиг.16 - бетоноукладчик, вид сбоку;

на фиг.17 - то же, вид сверху;

на фиг.18 - то же, вид со стороны питателя;

на фиг.19 - вид по Е - Е на фиг.18;

на фиг.20 - бункер, вид сбоку;

на фиг.21 - то же, вид сверху;

на фиг.22 - то же, вид по F - F на фиг.20;

на фиг.23 - то же, вид сверху (решетка, питатель и лопастной рабочий орган сняты);

на фиг.24 - питатели, вид спереди;

на фиг.25 - то же, в плане;

на фиг.26 - корпус питателя, вид спереди;

на фиг.27 - пространственная рама, вид спереди;

на фиг.28 - то же, вид сверху;

на фиг.29 - то же, вид сбоку;

на фиг.30 - тележка с приводом хода, вид сбоку;

на фиг.31 - вид по стрелке Н на фиг 30;

на фиг.32 - рельсовая направляющая, в аксонометрии;

на фиг.33 - вибратор, вид сбоку;

на фиг.34 - привод лопастного рабочего органа, вид спереди;

на фиг.35 - вид по G - G на фиг.24;

на фиг.36 - форсунка, вид сбоку с частичным вырезом;

на фиг.37 - фрагмент устройства для укладки изотермического чехла, вид с торца технологической линии;

на фиг.38 - то же, вид сбоку;

на фиг.39 - бороздообразователь, вид с торца технологической линии;

на фиг.40 - то же, вид по стрелке I на фиг.39;

на фиг.41 - плита перекрытия с проемом;

на фиг.42 - то же, вид по J - J на фиг.41;

на фиг.43 - плита перекрытия в аксонометрии с нанесенными бороздами.

Способ изготовления строительных конструкций предусматривает изготовление строительных конструкций на смонтированной универсальной технологической линии 1.

Универсальная технологическая линия 1 для изготовления предварительно напряженных строительных конструкций, преимущественно плит дорожных (на чертежах не показано), аэродромных (не показано), плит перекрытий 2, в том числе для сборно-монолитного домостроения, плит покрытий (не показано), плит под трамвайные пути (не показано), под железнодорожные пути (не показано), перемычек (не показано), плит под пути метрополитенов (не показано), перемычек, стропильных балок (не показано), ограждающих конструкций - стеновых панелей (не показано), в том числе многослойных, рандбалок (не показано), балок межэтажных перекрытий (не показано), предпочтительно таврового сечения, содержит, по крайней мере, один бетоноукладчик 3, опалубку 4 в виде поддона 5 с продольными бортами 6, зафиксированными, по крайней мере, в рабочем положении на поддоне 5, устройства (на чертежах не показано) для подачи, установки в проектное положение и натяжения арматуры со станцией 7 натяжения и снятия напряжения, расположенной у одного торца опалубки 4, и якорной станцией 8, расположенной у другого торца опалубки 4.

Продольные борта 6 установлены со схождением продольной оси, по крайней мере, одного из них к продольной оси опалубки 4 в плане на величину, составляющую (0,9-30)·10-5 м.

Поддон 5 оперт на неподвижные опоры 9, обеспечивающие возможность, по крайней мере, вертикальной юстировки положения формовочной его поверхности 10 на стадиях монтажа и последующей эксплуатации. Поддон 5 в средней по длине части закреплен жестко, а на остальной части длины установлен на опорах 9 с возможностью проскальзывания по длине в обе стороны от середины при температурных деформациях.

Каждый борт 6 зафиксирован на поддоне 5 жестко и выполнен с внутренней стороны скошенным кверху под углом к вертикальной плоскости, составляющим 3-5°, и фаскообразующим выступом 11 в нижней части. С наружной стороны борта 6 дискретно по его длине в нижней его части образованы для исключения искривления при сварке монтажные открытые с нижней продольной поверхности выемки 12, поверхность которых в верхней их части 13 имеет форму полуцилиндра, а в нижней 14 - примыкающие к полуцилиндру прямоугольные участки. Выемки 12 выполнены с шагом, составляющим 0,002-0,004 длины борта 6 высотой, составляющей не более половины высоты борта 6, и глубиной, не меньшей суммарной толщины борта 6 и фаскообразователя 11.

Каждый наружный борт 6 по длине выполнен составным из несоединенных между собой секций (на чертежах условно не показано), шарнирно прикрепленных к поддону 5 с возможностью поворота и выполненных каждая с внутренней стороны с продольным фаскообразующим выступом в нижней части (на чертежах не показано), причем ось шарнира расположена со смещением наружу (не показано) относительно наружной кромки секции борта 6.

Поддон 5 выполнен по длине составным из секций 15, каждая из которых состоит из жесткого каркаса 16, расположенного по контуру секции 15 и имеющего продольные ребра жесткости 17. Смежные секции 15 объединены стяжными элементами 18 по продольным торцам 19, и жестко прикрепленного к каркасу 16 сверху металлического листа 20. Поддон 5 снабжен поперечными балками 21, расположенными под поперечными контурными элементами 22 каркасов 16 смежных секций 15. Листы 20 всех секций 15 жестко соединены между собой, предпочтительно сплошными сварными швами (на чертежах не показано), при этом опоры 9, к которым поддон 5 прикреплен жестко, расположены под поперечными балками 21 смежных секций 15.

Каждая поперечная балка 21 выполнена в виде двутавра, предпочтительно сварного из листового металла, с дискретно установленными на верхней полке 23 опорными пластинами 24 под лист 20. Каждая пластина 24 выполнена с парой монтажных отверстий 25 и 26 под болты 27 крепления поперечных контурных элементов каркасов 16 секций 15. Одно из отверстий 26 выполнено открытым с продольной грани 28 балки 21 для заведения болтов 27 крепления каркаса 16 смежной секции 15. На нижней полке 29 каждой поперечной балки 21 на концевых ее участках 30 установлены направляющие пластины 31 для опирания на неподвижные опоры 9 с возможностью проскальзывания.

Каждая опора 9, на которую поддон 5 оперт с возможностью проскальзывания, выполнена с установленной на фундаменте 32 опорной частью, состоящей из направляющей плиты 33, жестко прикрепленной к ней снизу втулки 34 с наружной резьбовой поверхностью 35, и расположенных под ней верхней 36 и нижней 37 кольцевых опорных плит. Верхняя опорная плита 36 выполнена с внутренней резьбовой поверхностью 38, взаимодействующей с наружной резьбовой поверхностью 35 втулки 34 и наружной ее боковой цилиндрической в верхней части, имеющей глухие горизонтальные гнезда 39 под ключ, поверхностью 40, сопряженной с нижней частью 41 ее поверхности, выполненной в виде выпуклого участка сферы. А нижняя опорная плита 37 выполнена с цилиндрической боковой поверхностью 42 и углублением в верхней части стенок 43 также в виде участка сферы 44, в котором свободно установлен сферический нижний участок 41 верхней опорной плиты 36.

Якорная станция 8 выполнена в виде установленных нижними концами 45 в фундаменте 32 поперек поддона 5 стоек 46 со скосами 47 и 48 со стороны, обращенной к поддону 5, объединенных в верхних частях со скошенной стороны пластиной 49, поверху - плитой 50 с ребрами жесткости 51, а понизу - пластинами 52 и 53, одна из которых 53 установлена с наружной стороны, а другая 52 - по нижним торцам стоек 46. Причем на верхней плите 50 со стороны, обращенной к поддону 5, образовано гнездо 54, в котором закреплена гребенка 55 с пазами (на чертежах условно не показано) под подлежащие натяжению элементы арматуры (на чертежах не показано) с высаженными головками (не показано). Гребенка 55 выполнена с установленной на верхней плите 50 вертикальной пластиной 56 с прорезями (на чертежах не показано) под элементы арматуры (не показано), откидным упором 57, шарнирно соединенным через рычаг 58 с верхней плитой 50 с возможностью перекрытия сверху высаженных головок (на чертежах не показано) элементов арматуры (не показано) и предотвращения их выпадения вверх из прорезей пластины 56 и пазов гребенки 55.

Станция 7 натяжения и снятия напряжения состоит из траверсы 59, к которой одними концами прикреплены тяги 60, другими концами закрепленные к каретке 61, установленной с возможностью перемещения на раме 62, прикрепленной к фундаменту 32 и якорному упору 63, установленных на раме 62 гидроцилиндров 64, одними концами взаимодействующих с кареткой 61, а другими - с якорным упором 63, причем тяги 60 выполнены со стопорными муфтами (на чертежах не показано), расположенными в их средних частях с возможностью взаимодействия с якорным упором 63. На конце траверсы 59, обращенной к поддону 5, установлена гребенка 65 с прорезями 66 под высаженные головки (на чертежах не показано) подлежащих натяжению элементов арматуры (не показано).

Бетоноукладчик 3 содержит силовой привод, смонтированный на установленной с возможностью перемещения пространственной раме 67 приемный бункер 4 с, по крайней мере, одним выходным проемом 69 в днище 70 и лопастным рабочим органом 71, пульт управления 72, по крайней мере, один расположенный ниже соответствующего выходного проема 69 питатель 73. Питатель 73 выполнен с рабочим органом в виде шнека 74, который установлен в охватывающем его корпусе 75, выполненном в нижней части с проемом в виде продольной щели 76, перекрытой снизу в рабочем положении предпочтительно откидным приводным поддоном 77, и комплект вибраторов 78 с автономными приводами. Вибраторы 78 выполнены плавающими с протяженными корпусами 79, соединенными кабелем 80 с источником электропитания (не показано) или с приводами посредством гибких валов (не показано), и подвешены на гибких связях 81 на поперечной относительно направления укладки бетонной смеси штанге 82, установленной ниже питателя 73 со смещением относительно него 73 в направлении, противоположном направлению укладки бетонной смеси с возможностью перемещения вибраторов 78 в подлежащей виброуплотнению бетонной смеси. Продольные оси 83 корпусов 79 каждого из вибраторов 78 ориентированы преимущественно в направлении рабочего перемещения бетоноукладчика 3.

Пространственная рама 67 выполнена в виде пары продольных относительно направления укладки бетонной смеси плоских рам 84, объединенных поверху парой поперечных балок 85. Каждая плоская рама 84 имеет объединенные ригелем 86 две стойки 87 с опорными плитами 88 на нижних концах. Нижние концы пар стоек 87 каждой плоской рамы 84 оперты на соответствующую нижнюю продольную балку 89, которая установлена на не менее чем две катковые опоры 90 с образованием соответствующей тележки 91 для перемещения по рельсовым направляющим 92 в направлении укладки бетонной смеси.

Каждая катковая опора 90 каждой тележки 91 установлена с возможностью поворота относительно вертикальной оси и фиксации в требуемом положении для перевода на другие направления перемещения.

На верхней поверхности каждого ригеля 86 установлены проставки 93 с закрепленными на них штырями 94 для фиксации бункера 68.

Пространственная рама 67 выполнена предпочтительно сварной, причем ригели 86, стойки 87 и балки 85, 89 пространственной рамы 67 выполнены преимущественно коробчатого сечения, предпочтительно из прокатных элементов или листовых элементов.

Бетоноукладчик 3 снабжен расположенной в уровне нижних продольных балок 89 площадкой оператора 95 с рабочим креслом 96, площадкой обслуживания 97 с перильным ограждением 98, закрепленной в верхней части пространственной рамы 67. Пульт управления 72 закреплен на поперечной балке 85 и связан с ножной педалью управления 99, расположенной на площадке оператора 95. Бетоноукладчик 3 снабжен дросселем регулирования скорости перемещения (не показано), установленным на раме у площадки оператора 95.

Тележки 91 снабжены четырьмя буферами безопасности 100 с концевыми выключателями (не показано) и механизмом перемещения 101. Буферы безопасности 100 закреплены один на свободном торце площадки оператора 95, а три остальных по торцам нижних продольных балок 89 в уровне тележек 91, выполнены качающимися вокруг вертикальной оси и закреплены на двух подпружиненных горизонтальных верхнем и нижнем элементах с возможностью освобождения концевого выключателя (не показано) для блокирования перемещения бетоноукладчика 3 при соприкосновении с посторонним предметом и возврата посредством пружины в исходное положение при освобождении буфера 100 от соприкосновения с посторонним предметом.

Механизм перемещения 101 бетоноукладчика 3 выполнен в виде расположенного на каждой тележке 91 управляемого с пульта управления 72 мотор-редуктора 102 с цепной передачей 103 на одну из катковых опор 90 каждой тележки 91, которая выполнена ведущей, и на ножную педаль 99 управления.

Бункер 68 установлен на пространственной раме 67 на четырех опорах 104 и снабжен двумя концевыми выключателями (не показано), расположенными в верхней части бункера 68 со стороны площадки 97 обслуживания, и перекрывающей бункер 68 сверху защитной решеткой 105 с размером ячеек, исключающим случайное попадание в бункер 68 вместе с бетонной смесью посторонних включений, установленной с возможностью открывания и закрывания и возможностью отключения лопастного рабочего органа 71 и шнека 74 питателя 73 при открытом положении защитной решетки 105.

Лопастной рабочий орган 71 установлен на валу 106, взаимодействующем через цепную передачу 107, червячный редуктор 108 и зубчатую ременную передачу 109 с электродвигателем 110 привода лопастного рабочего органа 71, который установлен на кронштейне (не показано), закрепленном на бункере 68, причем цепная передача 107 снабжена натяжным приспособлением (не показано) для регулирования ее натяжения.

Корпус 75 шнека 74 каждого питателя 73 выполнен из высокопрочного металла с внутренней многогранной, предпочтительно восьмигранной, поверхностью. Продольная щель 76 в корпусе 75 выполнена с концевыми участками в виде полусфер и сопрягающим их средним цилиндрическим участком. Шнек 74 закреплен в корпусе 75 на подшипниковой опоре 111 консольно и соединен посредством цепной муфты 112 с валом 113 мотор-редуктора 114. Мотор-редуктор 114 и подшипниковая опора 111 закреплены на кронштейне 115 корпуса 75 питателя 73.

Поддон 77 питателя 73 закреплен к его корпусу 75 на шарнирах 116 с возможностью открывания и закрывания посредством двух гидроцилиндров 117, закрепленных к боковым поверхностям бункера 68 и поддону 77. Поддон 77 снабжен дополнительными