Двухцикличный роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания двойного действия и способ осуществления рабочего цикла в данном двигателе

Иллюстрации

Показать все

Изобретения относятся к области машиностроения, в частности к конструкции двигателей внутреннего сгорания, а именно к роторным двигателям с качающимися или вращающимися рабочими органами. Двухцикличный роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания двойного действия содержит корпус с кольцевой емкостью, закрытой торцевыми крышками и разграниченной равномерно по окружности, по меньшей мере, четырьмя радиальными перегородками, ротор с, по меньшей мере, четырьмя радиальными лопастями, ограничивающими совместно с радиальными перегородками кольцевой емкости образованные между ними камеры, и установленный соосно корпусу с возможностью вращательно-колебательного движения вокруг своей оси, впускные и выпускные коллекторы, силовой механизм, преобразующий вращательно-колебательное движение ротора во вращательное движение вала с маховиком двигателя. В корпусе установлены две кольцевые емкости, каждая из которых закрыта торцевыми крышками. Камеры каждой кольцевой емкости сообщаются между собой посредством клапанов, расположенных в корпусе между кольцевыми емкостями через отверстия в торцевых крышках, а в радиальных перегородках также установлены клапаны, причем, по меньшей мере, каждая из двух диаметрально противоположных камер одной из кольцевых емкостей сообщается с двумя коллекторами для подачи топливовоздушной смеси или воздуха, по меньшей мере, каждая из двух диаметрально противоположных камер другой кольцевой емкости - с двумя коллекторами для подачи воздуха, по меньшей мере, две - с коллекторами для выпуска отработавших газов. Силовой механизм установлен в корпусе и выполнен в виде кривошипно-ползункового механизма, содержащего ползун, установленный в направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения и сочлененный с кривошипами, установленными на валу ротора, с одной стороны, и на валу двигателя, с другой стороны. Обеспечивается возможность создания технологичного, мощного, надежного, долговечного, экономичного, менее металлоемкого двигателя, и осуществление протекания рабочего процесса с максимальной эффективностью сгорания топлива. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции двигателей внутреннего сгорания, а именно роторным двигателям с качающимися или вращающимися рабочими органами.

Известен роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания, который содержит цилиндрический корпус с радиальными перегородками, размещенный в корпусе вал с лопастями (RU, п. №2070981, МПК F 02 B 53/00, от 14.06.94., опубл. 27.12.96).

Двигатель содержит цилиндрический корпус, внутри которого установлены радиальные перегородки, соосно корпусу смонтирован с возможностью колебательного движения ротор с радиальными лопастями. Лопасти ротора совместно с радиальными перегородками ограничивают рабочие и нагнетательные камеры. Двигатель содержит впускной и выпускной коллекторы, привод.

Недостатком указанной конструкции двигателя является невозможность достичь протекания рабочего цикла без разделения его на такты.

Указанная конструкция двигателя принята заявителями в качестве ближайшего аналога (прототипа).

Техническими задачами предлагаемого изобретения являются создание технологичного, мощного, надежного, долговечного, экономичного, менее металлоемкого двигателя путем создания конструкции, которая позволяет осуществить протекание рабочего процесса с максимальной эффективностью сгорания топлива за счет того, что впуск топливовоздушной смеси (воздуха), сжатие, воспламенение, сгорание, выпуск отработавших газов и вентиляция рабочих камер происходит одновременно с рабочим ходом лопастей ротора, что позволяет получить два полных рабочих цикла за один оборот вала двигателя.

Поставленные задачи достигаются тем, что в двухцикличном роторно-лопастном двигателе внутреннего сгорания двойного действия, содержащем корпус с кольцевой емкостью, закрытой торцевыми крышками и разграниченной равномерно по окружности, по меньшей мере, четырьмя радиальными перегородками, ротор с, по меньшей мере, четырьмя радиальными лопастями, ограничивающими совместно с радиальными перегородками кольцевой емкости образованные между ними камеры и установленный соосно корпусу с возможностью вращательно-колебательного движения вокруг своей оси впускные и выпускные коллекторы, силовой механизм, преобразующий вращательно-колебательное движение ротора во вращательное движение вала с маховиком двигателя, согласно изобретению в корпусе установлены две кольцевые емкости, каждая из которых закрыта с двух сторон торцевыми крышками, образуя замкнутые кольцевые емкости, по меньшей мере, причем камеры каждой кольцевой емкости сообщаются между собой посредством клапанов, расположенных в корпусе между кольцевыми емкостями через отверстия в торцевых крышках, а в радиальных перегородках также установлены клапаны, причем, по меньшей мере, каждая из двух диаметрально противоположных камер одной из кольцевых емкостей сообщается с двумя коллекторами для подачи топливовоздушной смеси или воздуха, по меньшей мере, каждая из двух диаметрально противоположных камер другой кольцевой емкости - с двумя коллекторами для подачи воздуха, по меньшей мере, две - с коллекторами для выпуска отработавших газов, при этом силовой механизм установлен в корпусе и выполнен в виде кривошипно-ползункового механизма, содержащего ползун, установленный в направляющих, с возможностью возвратно-поступательного перемещения и сочлененный с кривошипами, установленными на валу ротора с одной стороны, и на валу двигателя - с другой стороны.

Связь камер обеих кольцевых емкостей с впускными коллекторами осуществляется посредством клапанов, установленных в коллекторах.

В корпусе выполнены отверстия для связи камер обеих кольцевых емкостей с впускными и выпускными коллекторами.

В корпусе выполнены отверстия для связи камер сгорания с устройствами для зажигания топливовоздушной смеси или впрыска топлива.

Установка в корпусе двух кольцевых емкостей, разграниченных, по меньшей мере, четырьмя радиальными перегородками с установленными в них клапанами и закрытых с двух сторон торцевыми крышками, позволяет образовать две замкнутые кольцевые емкости.

Лопасти ротора, количество которых соответствует количеству радиальных перегородок емкостей, установленные в каждой из замкнутых кольцевых емкостей, образуют в них совместно с радиальными перегородками, по меньшей мере, по четыре камеры.

Камеры, образованные радиальными перегородками совместно с радиальными лопастями ротора одной из в кольцевых емкостей, представляют собой чередующиеся диаметрально-противоположные камеры сгорания и вентиляционные камеры, т.е. рабочие. А камеры другой кольцевой емкости представляют собой чередующиеся диаметрально-противоположные всасывающие и нагнетающие, т.е компрессорные. В одной кольцевой емкости образованы, по меньшей мере, две диаметрально противоположные камеры, которые являются рабочими, две - вентиляционными. В другой кольцевой емкости, по меньшей мере, две диаметрально противоположные камеры являются всасывающими, две - нагнетающими. Рабочий цикл происходит сразу в двух рабочих камерах так же, как и вентиляция их осуществляется двумя вентиляционными камерами. Всасывание и нагнетание осуществляется также, соответственно, двумя всасывающими и двумя нагнетающими камерами. Таким образом, рабочий цикл происходит одновременно в двух диаметрально противоположных рабочих камерах при ходе лопастей, например, по часовой стрелке и против часовой стрелки, т.е. за каждый ход лопастей, поочередно с каждой стороны лопасти, чем достигается эффект двойного действия, что повышает мощность двигателя. При этом за один оборот вала двигателя происходит два рабочих цикла, т.е. двигатель можно охарактеризовать как двухцикличный.

Наличие клапанов, установленных в корпусе между кольцевыми емкостями, позволяет осуществлять через них и отверстия в торцевых крышках при вращательно-колебательном движение ротора нагнетание его лопастями топливо-воздушной смеси или воздуха из компрессорных камер в рабочие.

Установка в радиальных перегородках кольцевых емкостей клапанов, например золотниковых, позволяет осуществить через них подачу топливовоздушной смеси или воздуха из всасывающих камер в нагнетающие в одной кольцевой емкости, выпуск отработавших газов, и вентиляцию рабочих камер в другой кольцевой емкости.

Связь, по меньшей мере, каждой из двух диаметрально-противоположных камер компрессорной емкости с двумя коллекторами для подачи топливовоздушной смеси или воздуха позволяет осуществить нагнетание топливовоздушной смеси или воздуха сразу в две диаметрально-противоположные рабочие камеры лопастями ротора при его вращательно-колебательном движении как по часовой, так и против часовой стрелки, т.е. достичь эффекта двойного действия.

Всасывание и нагнетание осуществляется двумя всасывающими и двумя нагнетающими камерами.

Связь каждой из двух диаметрально-противоположных камер рабочей кольцевой емкости с двумя коллекторами для впуска воздуха обеспечивает поступление в них свежего заряда для одновременного наполнения и продувки рабочих камер после сгорания в них топлива, связь двух других диаметрально-противоположных радиальных камер с выпускными коллекторами обеспечивает одновременно выпуск отработавших газов из рабочих камер лопастями ротора при его вращательно-колебательном движении как по часовой, так и против часовой стрелки, т.е. достичь эффекта двойного действия.

Сгорание топлива происходит сразу в двух камерах сгорания камерах так же, как и вентиляция их осуществляется двумя вентиляционными камерами. Таким образом, рабочий цикл происходит одновременно в двух диаметрально противоположных камерах одновременно с рабочим ходом лопастей ротора, например, по часовой стрелке и против часовой стрелки, т.е за каждый ход лопастей, происходит рабочий цикл - всасывание рабочей смеси или воздуха, нагнетание ее в камеры сгорания, выпуск отработавших газов и вентиляция камер, т.е. исключается разделение рабочего цикла на такты, что исключает потери мощности. Кроме того, повышается литровая мощность двигателя, т.е. мощность, приходящаяся на 1 л рабочего объема двигателя. Если принять условно объем одной камеры сгорания 0,5 л, то за один ход лопастей, например, по часовой стрелке - пол-оборота вала ротора - рабочий объем соответствует 1 литру и против часовой стрелки - тоже 1 - литру. Общий объем за два рабочих цикла, т.е. за два хода лопастей ротора (что соответствует одному обороту вала двигателя), составит 2 литра. Если сравнивать с рабочим процессом с разделением его на такты традиционного поршневого двигателя с объемом одного цилиндра 0,5 литра, то за один оборот вала двигателя, т.е. за два рабочих цикла, происходит сгорание всего 0,5 литра рабочей смеси в одном цилиндре, что в четыре раза меньше, чем в предлагаемом двигателе.

Выполнение силового механизма в виде кривошипно-ползункового механизма, установленного в направляющей, ползун которого с одной стороны связан с кривошипом вала ротора, а с другой - с кривошипом вала двигателя, прост в изготовлении, имеет небольшой вес. Кроме того, при работе двигателя такая конструкция привода исключает возникновение «мертвых точек», т.к. кинематика кривошипно-ползункового механизма исключает это явление в отличие от кривошипно-шатунного механизма, возникающего при нахождении поршня на максимальном и минимальном расстоянии от оси коленчатого вала.

Установленные во впускных коллекторах клапаны позволяют осуществить подачу через них топливовоздушной смеси или воздуха в камеры обеих кольцевых емкостей.

Выполненные в корпусе отверстия связывают камеры кольцевых емкостей, установленных в корпусе, с впускными и выпускными коллекторами, и камеры сгорания - с устройствами для зажигания (свечи) или устройствами для впрыска топлива (форсунки).

В способе осуществления рабочего цикла в двухцикличном роторно-лопастном двигателе внутреннего сгорания двойного действия, включающем - впуск топливовоздушной смеси или воздуха, нагнетание, сгорание, выпуск отработавших газов, вентиляцию камер сгорания, в котором рабочий цикл осуществляется в чередующихся всасывающих и нагнетающих камерах, образованных радиальными перегородками совместно с лопастями ротора в кольцевой емкости, при вращательно-колебательном движении ротора в одном направлении, например, по часовой стрелке, одновременно с рабочим ходом лопастей, а при колебательно-вращательном движении ротора в другом направлении, например против часовой стрелки, рабочий цикл повторяется, согласно изобретению, топливовоздушную смесь или воздух подают одновременно в две диаметрально противоположные всасывающие камеры, образованные в одной замкнутой кольцевой емкости радиальными перегородками совместно с лопастями ротора, с одной из сторон, ограничивающих их лопастей, другой стороной этих лопастей через клапаны в радиальных перегородках этой емкости нагнетают смесь или воздух в две диаметрально противоположные нагнетающие камеры, чередующиеся с всасывающими камерами, из которых через клапаны, установленные в корпусе, нагнетают смесь в две диаметрально противоположные, образованные аналогичным образом, камеры сгорания другой замкнутой кольцевой емкости, в которых одной стороной ограничивающих их лопастей смесь сжимается, происходит воспламенение и сгорание смеси, вследствие чего лопасти перемещаются, например, по часовой стрелке, с этой же стороны лопастей осуществляют наполнение камер сгорания и чередующихся с ними двух диаметрально-противоположных вентиляционных камер воздухом из впускных коллекторов, а другой стороной этих лопастей через клапаны в радиальных перегородках этой емкости осуществляют выпуск отработавших газов в выпускной коллектор и одновременную вентиляцию камер сгорания поступившим воздухом, что обеспечивает два рабочих цикла за один оборот вала двигателя, включающих впуск топливовоздушной смеси или воздуха, нагнетание, сгорание, выпуск отработавших газов, вентиляцию камер сгорания, в котором рабочий цикл осуществляется в чередующихся всасывающих и нагнетающих камерах, образованных радиальными перегородками совместно с лопастями ротора в кольцевой емкости, при вращательно-колебательном движении ротора в одном направлении, например, по часовой стрелке, одновременно с рабочим ходом лопастей, а при колебательно-вращательном движении ротора в другом направлении, например против часовой стрелки, рабочий цикл повторяется, при этом преобразование вращательно-колебательного движения ротора во вращательное движение вала с маховиком двигателя осуществляют кривошипно-ползунковым приводом, ползун которого перемещается из одного крайнего положения в другое, передавая движение через кривошип на вал двигателя и ротор начинает движение в обратном направлении.

Осуществление рабочего цикла двигателя, т.е. подача топливовоздушной смеси, ее нагнетание, сжатие, сгорание, выпуск отработавших газов, вентиляция камер сгорания одновременно с рабочим ходом лопастей ротора при его вращательно-колебательном движении в одном и другом направлении позволяет не разделять рабочий цикл на такты, что исключает потери мощности двигателя.

Осуществление всасывания и нагнетания, а также сжатия, сгорания, выпуска отработавших газов, вентиляции камер сгорания одновременно двумя диаметрально-противоположными соответствующими камерами позволяет повысить мощность двигателя за счет увеличения рабочего объема.

Кривошипно-ползунковый привод, примененный для осуществления способа, исключает возникновение «мертвых точек» при протекании рабочих циклов.

Сущность изобретений поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид двигателя в изометрии с закрытой компрессорной частью; на фиг.2 - общий вид двигателя в изометрии; на фиг.3 - поперечный разрез двигателя по А-А на фиг.1, на фиг.4 - продольный разрез двигателя по Б-Б на фиг.2, на фиг.5 - поперечный разрез двигателя по В-В на фиг.4 при положении лопастей 18 в крайней точке; на фиг.6 - поперечный разрез двигателя по В-В на фиг.4 при выпуске отработавших газов через выпускные коллекторы; на фиг.7 - поперечный разрез двигателя по Г-Г на фиг.4.

Двухцикличный роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания двойного действия с кривошипно-ползунковым приводом, содержит корпус 1, привод, установленный в корпусе 1, состоящий из маховика 2 с валом 3, на котором установлен кривошип 4, связанный с ползуном 5, возвратно-поступательно взаимодействующим с направляющей 6, кривошип 7, связанный с ползуном 5 и валом 8 ротора 9, установленным внутри корпуса 1 соосно ему. В корпусе 1 установлены две кольцевые емкости 10 и 11, разделенные каждая, по меньшей мере, четырьмя радиальными перегородками 12 и 13 и закрытые с двух сторон торцевыми крышками 14, 15, 16, 17. Ротор 9 содержит радиальные лопасти 18 и 19, закрепленные на валу 8 и размещенные в замкнутых кольцевых емкостях 10 и 11 между радиальными перегородками 12 и 13, соответственно образуя в них радиальные камеры 20, 21 и 22, 23. В радиальных перегородках 12 и 13 установлены золотниковые клапанные механизмы 24 и 25. В торцевых крышках 15 и 16 выполнены отверстия 26, связанные с клапанами 27, установленными в корпусе 1 между торцевыми крышками 15 и 16. В корпусе 1 выполнены отверстия, сообщающиеся через клапаны 28 и 29 с впускными коллекторами 30 и 31 и выпускным коллекторами 32, а также отверстия 33 для связи камер сгорания 20 с устройствами для зажигания смеси или впрыска топлива (не показаны). Работа двигателя осуществляется следующим образом. Приводят во вращение маховик 2, на валу 3 которого установлен кривошип 4, который через ползун 5, взаимодействующий с направляющей 6, связанный со вторым кривошипом 7, установленном на валу 8 ротора 9, преобразует вращательное движение вала 3 с маховиком 2 в колебательно-вращательное движение вала 8 с лопастями 18 и 19. Из системы подачи топливовоздушной смеси или воздуха через коллекторы 31 клапаны 29 топливовоздушная смесь или воздух поступает в две диаметрально противоположные всасывающие радиальные камеры 22. За счет вращательно-колебательного движения ротора 9, лопастями 19 топливовоздушная смесь или воздух нагнетается в камеры 23, из которых через клапаны 25, и через клапаны 27 подается в камеры 20. Лопастями 18, при направлении движения, например по часовой стрелке, топливо-воздушная смесь или воздух сжимается и воспламеняется либо от свечи (не показана), либо от впрыска топлива из форсунки (не показана). Происходит сгорание рабочей смеси, т.е рабочий цикл, выпуск отработавших газов в выпускные коллекторы 32 с одновременной подачей через клапаны 28 из впускных коллекторов 30 свежего заряда (воздуха) для продувки камер 20 вентиляционными камерами 21 через клапаны 24. Кривошип 7 перемещает ползун 5 из одной крайней точки в другую, ползун 5 перемещает кривошип 4 вала 3 двигателя на пол-оборота. Тоже происходит при движении против часовой стрелки с точностью наоборот.

Для более четкого представления рассмотрим принцип работы двигателя в зависимости от расположения радиальных лопастей ротора в радиальных камерах в процессе их вращательно-колебательного движения.

На фиг.5 представлена ситуация, при движении ротора по часовой стрелке, когда положение лопастей 18 в камерах 20 находится в крайней точке, т.е. со стороны Б лопастей 18 произошло сжатие смеси или воздуха, поступивших из нагнетающих камер 23, воспламенение и сгорание, т.е рабочий цикл. Со стороны А лопастей 18 произошло наполнение из вентиляционных камер 21 воздухом из впускных коллекторов 30, через установленные в них клапаны 28.

На фиг.6 представлено положение лопастей ротора, когда происходит выпуск отработавших газов через выпускные коллекторы 32 и начало вентиляции камер сгорания 20 через клапаны 24 воздухом из вентиляционных камер 21 со стороны Б лопастей 18 и одновременно со стороны Б лопастей 18 происходит нагнетание рабочей смеси или воздуха в камеры сгорания 20 из нагнетающих камер 23 через клапаны 27 с одновременным сжатием этой рабочей смеси либо воздуха лопастями 18 в камерах 20. Далее происходит воспламенение рабочей смеси (либо впрыск топлива) т.е. происходит рабочий цикл и ротор начинает колебательно-вращательное движение против часовой стрелки.

Работа компрессорной части двигателя представлена на фиг.7.

При движении ротора 9 по часовой стрелке рабочая смесь или воздух поступает во всасывающие камеры 22 через клапаны впускных коллекторов 31 со стороны Г лопастей 19. Со стороны В лопастей 19 происходит закачивание рабочей смеси или воздуха в нагнетающие камеры 23 через клапаны 25, расположенные в перегородках 13. Со стороны Б лопастей 19 нагнетающих камер 23 происходит их наполнение рабочей смесью или воздухом. Со стороны А лопастей 19 происходит нагнетание рабочих камер 20 через клапаны 27.

При движении ротора 9 против часовой стрелки процесс повторяется с точностью наоборот.

Рабочий цикл в двухцикличном роторно-лопастном двигателе внутреннего сгорания осуществляют следующим образом.

При вращательно-колебательном движении ротора в одном направлении, например по часовой стрелке, одновременно с рабочим ходом лопастей ротора, топливовоздушную смесь или воздух подают одновременно в две диаметрально противоположные всасывающие камеры, образованные в одной замкнутой кольцевой емкости радиальными перегородками совместно с лопастями ротора с одной из сторон ограничивающих их лопастей, другой стороной этих лопастей через клапаны в радиальных перегородках этой емкости нагнетают смесь или воздух в две диаметрально противоположные нагнетающие камеры, чередующиеся с всасывающими камерами, из которых через клапаны, установленные в корпусе, нагнетают смесь в две диаметрально противоположные, образованные аналогичным образом, камеры сгорания другой замкнутой кольцевой емкости, в которых одной стороной, ограничивающих их лопастей, смесь сжимается, происходит воспламенение и сгорание смеси, вследствие чего лопасти перемещаются, например, по часовой стрелке, с этой же стороны лопастей осуществляют наполнение камер сгорания и чередующихся с ними двух диаметрально противоположных вентиляционных камер воздухом из впускных коллекторов, а другой стороной этих лопастей, через клапаны в радиальных перегородках этой емкости осуществляют выпуск отработавших газов в выпускной коллектор и одновременную вентиляцию камер сгорания поступившим воздухом, при этом ползун кривошипно-ползункового механизма перемещается из одного крайнего положения в другое, передавая движение через кривошип на вал двигателя и ротор начинает движение в обратном направлении, рабочий цикл повторяется.

Способ позволяет осуществить рабочий цикл без разделение его на такты. Осуществление всасывания и нагнетания, а также сжатия, сгорания, выпуска отработавших газов, вентиляции камер сгорания одновременно двумя диаметрально-противоположными соответствующими камерами позволяет повысить эффективность двигателя за счет увеличения рабочего объема.

Таким образом, заявляемый двухцикличный роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания двойного действия технологичный, мощный, надежный, долговечный, экономичный, менее металлоемкий, а заявляемый способ осуществления рабочего цикла в данном двигателе обеспечивает протекание его с максимальной эффективностью сгорания топлива за счет того, что впуск топливовоздушной смеси (воздуха), сжатие, воспламенение, сгорание, выпуск отработавших газов и вентиляция рабочих камер происходит одновременно с рабочим ходом лопастей ротора двигателя.

1. Двухцикличный роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания двойного действия, содержащий корпус с кольцевой емкостью, закрытой торцевыми крышками и разграниченной равномерно по окружности, по меньшей мере, четырьмя радиальными перегородками, ротор с, по меньшей мере, четырьмя радиальными лопастями, ограничивающими совместно с радиальными перегородками кольцевой емкости образованные между ними камеры, установленный соосно с корпусом с возможностью вращательно-колебательного движения вокруг своей оси, впускные и выпускные коллекторы, силовой механизм, преобразующий вращательно-колебательное движение ротора во вращательное движение вала с маховиком двигателя, отличающийся тем, что в корпусе установлены две кольцевые емкости, каждая из которых закрыта торцевыми крышками, причем камеры каждой кольцевой емкости сообщаются между собой посредством клапанов, расположенных в корпусе между кольцевыми емкостями через отверстия в торцевых крышках, а в радиальных перегородках также установлены клапаны, причем, по меньшей мере, каждая из двух диаметрально противоположных камер одной из кольцевых емкостей сообщается с двумя коллекторами для подачи топливовоздушной смеси или воздуха, по меньшей мере, каждая из двух диаметрально противоположных камер другой кольцевой емкости - с двумя коллекторами для подачи воздуха, по меньшей мере, две - с коллекторами для выпуска отработавших газов, при этом силовой механизм установлен в корпусе и выполнен в виде кривошипно-ползункового механизма, содержащего ползун, установленный в направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения и сочлененный с кривошипами, установленными на валу ротора с одной стороны и на валу двигателя с другой стороны.

2. Двухцикличный роторно-лопастной двигатель по п.1, отличающийся тем, что связь камер обеих кольцевых емкостей с впускными коллекторами осуществляется посредством клапанов, установленных в коллекторах.

3. Двухцикличный роторно-лопастной двигатель по п.1, отличающийся тем, что в корпусе выполнены отверстия для связи камер обеих кольцевых емкостей с впускными и выпускными коллекторами.

4. Двухцикличный роторно-лопастной двигатель по п.1, отличающийся тем, что в корпусе выполнены отверстия для связи камер сгорания с устройствами для зажигания топливовоздушной смеси или впрыска топлива.

5. Способ осуществления рабочего цикла в двухцикличном роторно-лопастном двигателе внутреннего сгорания двойного действия, включающий впуск топливовоздушной смеси или воздуха, нагнетание, сгорание, выпуск отработавших газов, вентиляцию камер сгорания, в котором рабочий цикл осуществляется в чередующихся всасывающих и нагнетающих камерах, образованных радиальными перегородками совместно с лопастями ротора в кольцевой емкости, при вращательно-колебательном движении ротора в одном направлении, например, по часовой стрелке, одновременно с рабочим ходом лопастей, а при колебательно-вращательном движении ротора в другом направлении, например против часовой стрелки, рабочий цикл повторяется, отличающийся тем, что топливо-воздушную смесь или воздух подают одновременно в две диаметрально противоположные всасывающие камеры с одной из сторон ограничивающих их лопастей, другой стороной этих лопастей через клапаны в радиальных перегородках этой емкости нагнетают смесь или воздух в две диаметрально противоположные нагнетающие камеры, чередующиеся с всасывающими камерами, из которых через клапаны, установленные в корпусе, нагнетают смесь в две диаметрально противоположные камеры сгорания другой замкнутой кольцевой емкости, в которых одной стороной ограничивающих их лопастей смесь сжимается, происходит воспламенение и сгорание смеси, вследствие чего лопасти перемещаются, например, по часовой стрелке, с этой же стороны лопастей осуществляют наполнение камер сгорания и чередующихся с ними двух диаметрально противоположных вентиляционных камер воздухом из впускных коллекторов, а другой стороной этих лопастей через клапаны в радиальных перегородках этой емкости осуществляют выпуск отработавших газов в выпускной коллектор и одновременную вентиляцию камер сгорания поступившим воздухом, при этом преобразование вращательно-колебательного движения ротора во вращательное движение вала с маховиком двигателя осуществляют кривошипно-ползунковым приводом, ползун которого перемещается из одного крайнего положения в другое, передавая движение через кривошип на вал двигателя, и ротор начинает движение в обратном направлении.