Подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. Подшипник скольжения содержит втулку. На внутренней поверхности втулки закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде «ласточкиного хвоста» с заполнением оставшегося объема канавок полимерной композицией. Во втулке расположен распорный элемент, который выполнен в виде полого металлического кольца, расположенного на дне канавки с деформированной полостью. В качестве материала кольца используют мягкие металлы и сплавы, например медь или алюминий. Технический результат - повышение долговечности подшипника скольжения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения.

Известен подшипник скольжения, содержащий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка, за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде «ласточкиного хвоста» (патент RU 2047014, 27.10.1995, кл. F 16 С 33/08).

Недостатком этого подшипника скольжения является то, что при длительной эксплуатации полимерная пленка разрушается, поэтому снижается надежность работы подшипника.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является подшипник скольжения, содержащий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка, за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде «ласточкиного хвоста», с заполнением оставшегося объема канавок полимерной композицией, в которой расположен распорный элемент (патент RU 2207453, 27.06.2003, кл. F 16 С 17/00, 33/04, В 22 D 19/08).

Однако при эксплуатации с динамическими нагрузками и температурными колебаниями происходит разрушение полимерной композиции, так как распорный элемент в ней ни чем не зафиксирован, в связи с чем происходит отделение полимерной пленки от поверхности втулки, что снижает долговечность работы подшипника.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения.

Решение указанной задачи достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка, за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде «ласточкиного хвоста», с заполнением оставшегося объема канавок полимерной композицией, в которой расположен распорный элемент, согласно изобретению распорный элемент выполнен в виде полого металлического кольца, расположенного на дне канавки с деформированной полостью. Кроме того, в качестве материала кольца используют мягкие металлы и сплавы, например медь или алюминий.

Выполнение распорного элемента в виде полого металлического кольца, расположенного на дне канавки с деформированной полостью, повышает надежность крепления антифрикционной полимерной пленки независимо от старения полимерной композиции за счет обжатия пленки по дну канавки даже после разрушения полимерной композиции (например, при динамических нагрузках и температурных колебаниях). Применение для материала кольца мягких металлов и сплавов, например меди или алюминия, дает возможность деформировать кольцо (убрать полость внутри кольца) и тем самым обжать полимерную пленку в широкой части «ласточкиного хвоста» без повреждения полимерной пленки и качественного копирования сопрягаемых поверхностей.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен вид конструкции крепления антифрикционной полимерной пленки на втулке до деформации кольца.

На фиг.2 - то же, после деформации кольца и заполнения оставшегося объема канавки полимерной композицией.

Подшипник скольжения включает втулку 1 и антифрикционную полимерную пленку 2, например, из фторопласта с наполнителем из дисульфида молибдена или графита. На внутренней поверхности втулки 1 нарезаны кольцевые канавки 3 с профилем в виде «ласточкиного хвоста», в которых размещена антифрикционная полимерная пленка 2. В канавках 3 на дне расположен распорный элемент в виде полого металлического кольца 4, который после установки деформируют (например, обкаткой роликом) и тем самым увеличивают площадь соприкосновения контактирующих поверхностей и усилие обжатия с антифрикционной полимерной пленкой в широкой части «ласточкиного хвоста». Оставшаяся часть объема канавки 3 заполнена отвержденной полимерной композицией 5 (например, эпоксидной смолой с наполнителями в виде графита, фторопласта, дисульфида молибдена.

При эксплуатации подшипника скольжения распорный элемент в виде полого металлического кольца 4 надежно удерживает антифрикционную полимерную пленку 2 в канавке 3 за счет жесткого обжатия посредством пластической деформации профиля полого металлического кольца 4 (с удалением полости) в широкой части «ласточкиного хвоста». Применение мягких металлов и сплавов, например меди или алюминия, обеспечивает надежное копирование контактирующих поверхностей кольца 4, антифрикционной полимерной пленки 2 с поверхностью профиля канавки в широкой ее части, а также исключает повреждение антифрикционной полимерной пленки 2 при пластической деформации профиля (полости) кольца 4.

Таким образом, повышается долговечность подшипника скольжения, так как исключается отслоение антифрикционной полимерной пленки от поверхности втулки, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками и перепадами температур.

1. Подшипник скольжения, содержащий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде «ласточкина хвоста» с заполнением оставшегося объема канавок полимерной композицией, в которой расположен распорный элемент, отличающийся тем, что распорный элемент выполнен в виде полого металлического кольца, расположенного на дне канавки с деформированной полостью.

2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала кольца используют мягкие металлы и сплавы, например медь или алюминий.