Устройство для исследования бинокулярного зрения
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для определения характера бинокулярного зрения у взрослых и детей. Данное устройство имеет два полосчатых растровых светофильтра, установленных в очковой оправе. При этом светофильтры разных цветов, полосы которых установлены под прямым углом друг к другу. Насечки светофильтра для правого глаза расположены под углом 135°, а для левого глаза - под углом 45°. Использование данного изобретения позволит упростить интерпретацию видимой ребенком картины и сократить время исследования бинокулярного зрения. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для определения характера бинокулярного зрения у взрослых и детей.
Известно устройство для исследования бинокулярного зрения (цветотест), включающее очки с линзами, выполненными из светофильтров дополнительных цветов, и экран с тест-объектами в виде отдельных фигур со светофильтрами. Экран содержит 4 отверстия-теста в виде кружков (1-3).
Однако исследование бинокулярного зрения с помощью цветотеста, как правило, удается у детей старше 5 лет, т.к. требует от испытуемых свободно считать до пяти (1). Кроме того, данное устройство предусматривает «жесткое» цветовое разделение полей зрения правого и левого глаз (1-3). В связи с этим представленный тест могут выполнить пациенты с относительно уже сформировавшимся бинокулярным зрением (сотрудничеством) двух глаз.
Известно устройство - линзы Баголини и тест Баголини для исследования бинокулярного зрения. Эти линзы - растровые очки выполнены из прозрачного бесцветного материала, на поверхность которых нанесены тончайшие параллельные непрозрачные полоски. При взгляде на источник света через эти светофильтры наблюдается узкая световая линия, проецируемая перпендикулярно к нанесенным полоскам на линзе. Ориентируя в очках разное направление (наклон) полос, можно определить, какому глазу принадлежит тот или иной видимый тест. Данная методика основана на разобщении слабой степени изображений двух глаз, на «мягкой» растровой гаплоскопии, которая практически не нарушает нормального зрительного восприятия (2-3).
Недостатком данного устройства является формирование в ходе исследования двух сходных фигур - световых полос. Для ребенка младшего дошкольного возраста анализ этих подобных полос вызывает некоторые трудности и требует определенного времени на осознание теста и методики в целом. Например, при монокулярном зрении ребенок должен объяснить, какую полоску он видит, куда она наклонена - вправо или влево. Опыт работы с детьми показал, что многие младшие дошкольники не могут объяснить и понять, что от них требуют.
Технической задачей изобретения является расширение возможностей применения устройства за счет уменьшения возраста исследуемых пациентов и времени тестирования.
Поставленная техническая задача решается тем, устройство для исследования бинокулярного зрения, включающее два полосчатых растровых светофильтра, установленных в очковой оправе, имеет светофильтры разных цветов, полосы которых установлены под прямым углом друг к другу, при этом насечки светофильтра для правого глаза расположены под углом 135°, а для левого глаза - под углом 45°.
Расширение возможностей применения устройства за счет уменьшения возраста исследуемых пациентов и времени тестирования достигается предъявлением световых фигур (полос), различно окрашенных для правого и левого глаз, а также их расположения под прямым углом друг к другу (под углом 135° и под углом 45°). Это упрощает интерпретацию видимой ребенком картины и сокращает время исследования бинокулярного зрения.
При выполнении данного предложения необходимо было устранить технические противоречия. Определение бинокулярного зрения в условиях «мягкой» гаплоскопии (приближенных к естественным) (2, 3) требовало использование растровых линз (светофильтров). Однако представленные линзы формировали достаточно сходные тестовые фигуры (световые полосы) для правого и левого глаз, что создавало трудности для интерпретации результатов тестирования при исследовании детей младшего дошкольного возраста. Необходимо было иметь достаточно точные и простые критерии оценки изображений, принадлежащих каждому глазу. Заслуживало внимание техническое решение, заключающееся в различном окрашивании изображений. В то же время применение известных цветных светофильтров (цветотеста) для идентификации световых полос приводило к «жесткой» гаплоскопии (разделению) и нарушало нормальное зрительное восприятие.
Данные противоречия были решены с помощью принципа изменения окраски однородных объектов. Были использованы разные цветные светофильтры для правого и левого глаз. При этом световая полоска (тест) для правого глаза окрашивалась в один цвет, а для левого - в другой цвет. Это позволяло надежно определять, какому глазу принадлежит видимое изображение, даже у детей младшего дошкольного возраста, и достаточно быстро интерпретировать результаты исследования. Обращаем внимание, что были использованы светофильтры с минимальным порогом цветовосприятия. При этом полоски для правого и левого глаз окрашивались в разные цвета и, в то же время, сохранялась «мягкая» гаплоскопия, и не нарушалось нормальное зрительное восприятие.
Таким образом, предлагаемое решение задачи содержит новые признаки и имеет изобретательский уровень, отличительные признаки необходимы и достаточны для достижения поставленной задачи. Исходя из вышеизложенного, заявляемое техническое решение в целом отвечает критериям изобретения.
На фиг.1 изображена общая схема предлагаемого устройства, которая поясняет сущность заявляемого.
Устройство имеет очки 1, растровые линзы, выполненные из пластика одного цвета 2, растровые линзы, выполненные из пластика другого цвета 3.
Пример конкретного выполнения.
Первый вариант.
Очки 1 стандартные (пробная оправа из набора НС-2 очковых линз промышленного образца). Растровые светофильтры (линзы) 2 и 3 изготовлены из тонкого пластика (оргстекла) различного цвета или другого прозрачного цветного материала. Для этого из цветных заготовок вырезают светофильтры (по образцу оптических линз из набора). Были использованы светофильтры с минимальным порогом цветовосприятия. Затем на одной из поверхностей этих линз формируют насечки (полосы). Для этого наждачной бумагой проводят по линзе с определенным усилием и только в одном направлении. Готовые растровые цветные линзы разного цвета устанавливают в очковую оправу так, чтобы полосы (насечки) располагались в косых меридианах и под прямым углом друг к другу (135° на правом глазу и 45° на левом). Устройство готово к использованию.
Второй вариант.
Очки 1 стандартные (пробная оправа из набора НС-2 очковых линз промышленного образца). Растровые светофильтры (линзы) 2 и 3 стандартные промышленного образца линзы Баголини. Затем дополнительно из тонкого пластика (оргстекла) различного цвета или другого прозрачного материала вырезают цветные светофильтры (по образцу оптических линз из набора). Были использованы светофильтры с минимальным порогом цветовосприятия. Стандартные растровые линзы Баголини устанавливают в очковую оправу так, чтобы полосы (насечки) располагались в косых меридианах и под прямым углом друг к другу (135° на правом глазу и 45° на левом). Затем приготовленные разного цвета светофильтры (без полос-насечек) вставляют в оправу перед или за стандартными линзами Баголини. Устройство готово к использованию.
Методика исследования.
Ребенок надевает очки с растровыми цветными светофильтрами (линзами) и смотрит на точечный источник света, как по известной (принятой) методике (1-3). Видимые пациентами изображения отражены на фиг.2. При бинокулярном зрении пациент увидит фигуру крестика или буквы «X», образованной световыми полосами разного цвета, и одну лампочку. При одновременном зрении - «неправильный, несимметричный» крестик и два источника света. При монокулярном зрении правого глаза ребенок увидит одну световую полоску, окрашенную в цвет светофильтра, стоящего перед правым глазом, и одну лампочку. При монокулярном зрении левого глаза он увидит одну световую полоску, окрашенную в цвет светофильтра, стоящего перед левым глазом, и одну лампочку.
Преимущества и положительный эффект заявляемого устройства.
Предлагаемое устройство для исследования бинокулярного зрения позволило определить характер зрения у детей младшего дошкольного возраста. Цветовое окрашивание наблюдаемых фигур (полос) значительно упрощало методику и сокращало время исследования. При этом не страдало качество диагностики.
Источники информации
1. Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. М., 1977. - c.166-186.
2. Глазные болезни: Учебник. / Под ред. В.Г.Копаевой. - М.: Медицина, 2002. - С.396-398.
3. Сомов Е.Е. Введение в клиническую офтальмологию. СПб., Изд. ПМИ, 1991. - С.165-169.
Устройство для исследования бинокулярного зрения, включающее два полосчатых растровых светофильтра, установленных в очковой оправе, отличающееся тем, что имеет светофильтры разных цветов, полосы которых установлены под прямым углом друг к другу, при этом насечки светофильтра для правого глаза расположены под углом 135°, а для левого глаза - под углом 45°.