Устройство для измерения момента проворачивания вала

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения момента закручивания вала, а также усилия завинчивания резьбового соединения. Устройство содержит стержень, имеющий рукоятку и головку, связанный с ним упругий элемент, шкалу и указательную стрелку. В головке стержня установлена защелка. Упругий элемент выполнен в виде храповика с несколькими упругими зубьями, имеющими Г-образную форму и различную жесткость стержня и жестко соединенными основанием зуба со ступицей, а свободным концом взаимодействующими с защелкой. В центре ступицы выполнено отверстие в виде многогранника. Технический результат заключается в расширении диапазона измеряемых моментов проворачивания вала, предохранении конструкции устройства при перегрузке и обеспечении возможности применения устройства для измерения моментов на различных по конструкции валах. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, может найти применение при измерении момента закручивания вала, а также, например, для определения усилия завинчивания резьбового соединения.

Известно устройство для измерения момента проворачивания вала (см а.с. №537269; МКИ - G 01 L 3/00; 1976 г.). Устройство содержит головку, соединяемую с рукояткой при помощи упругого элемента, деформирующегося при приложении момента проворачивания вала к рукоятке. Величина деформации упругого элемента, определяемая по шкале, позволяет оценить величину момента проворачивания вала.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство для измерения момента проворачивания вала (а.с. №651210; МКИ - G 01 L 3/00; 1979 г.), которое содержит упругий стержень с головкой и рукояткой, а также указательную стрелку и шкалу. При приложении к рукоятке момента проворачивания вала указательная стрелка поворачивается на некоторый угол относительно шкалы пропорционально величине прилагаемого момента.

Недостатком такого решения являются ограниченные технологические возможности, вызванные: во-первых, конструкцией головки, допускающей ее применение только для цепных приводов, во-вторых, конструкцией упругого стержня, обуславливающей ограниченный диапазон измеряемых моментов проворачивания вала, в-третьих, отсутствием предохранения от перегрузки при замере момента проворачивания вала.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков.

Поставленная задача достигается тем, что устройство для измерения момента проворачивания, содержащее стержень, имеющий рукоятку и головку, связанный с ним упругий элемент, шкалу и указательную стрелку, снабжено защелкой, установленной в головке стержня, а упругий элемент выполнен в виде храповика с несколькими упругими зубьями, имеющими Г-образную форму и различную жесткость. Каждый зуб жестко соединен основанием со ступицей, а свободным концом взаимодействует с защелкой. В центре ступицы выполнено отверстие в виде многогранника.

Наличие нескольких упругих зубьев различной жесткости позволяет проводить замеры различных по величине моментов закручивания вала путем замыкания с собачкой необходимого зуба.

При замере момента закручивания вала выше допустимого для упругого зуба, последний деформируется до исчезновения зазора между торцом зуба Г-образной формы и соседним зубом, после чего дальнейшая деформация зуба прекращается.

В отверстие в центре ступицы может устанавливаться ключ любого размера и конфигурации, что позволяет использовать устройство не только для цепных приводов.

Все это позволяет расширить технологические возможности заявляемого изобретения по сравнению с прототипом.

На фиг.1 представлено устройство для измерения момента проворачивания вала, на фиг.2 - вид сбоку.

Устройство содержит головку 1, жестко соединенную с рукояткой 2, храповик 3 и взаимодействующую с ним защелку 4, расположенные в головке 1. На наружной поверхности головки 1 закреплена шкала 5, а на ступице храповика 3 установлена стрелка 6, закрепленная винтом 7.

Устройство работает следующим образом. Перед замером упругий храповик 3 поворачивается против часовой стрелки до упора зуба храповика в защелку 4. Указательная стрелка 6 выставляется в нулевое положение по шкале 5 и жестко фиксируется при помощи винта 7. Нагрузка Р, прикладываемая к рукоятке 2, передает усилие на зуб храповика 3 с помощью защелки 4. Зуб деформируется под действием нагрузки Р, что фиксируется поворотом шкалы относительно указательной стрелки 6. Контролируемая величина нагрузки Р возможна только до выбора зазора между торцом зуба Г-образной формы и соседним зубом. При превышении нагрузки Р, допустимой для зуба, горизонтальная часть упругого зуба сомкнется с упругим соседним зубом, дальнейшая деформация зуба прекратится, что предохранит его от повреждения.

При замере момента проворачивания вала, превышающего величину, допустимую для замера используемой шкалой, следует перед стопором установить зуб большей жесткости путем поворота храповика по часовой стрелке. При необходимости замера момента против часовой стрелки ключ поворачивают на 180° относительно оси рукоятки перед установкой. В этом случае контроль осуществляется по шкале 5 на боковой поверхности корпуса.

Устройство для измерения момента проворачивания вала, содержащее стержень, имеющий рукоятку и головку, связанный с ним упругий элемент, шкалу и указательную стрелку, отличающееся тем, что оно снабжено защелкой, установленной в головке стержня, а упругий элемент выполнен в виде храповика с несколькими упругими зубьями, имеющими Г-образную форму и различную жесткость стержня, жестко соединенными основанием зуба со ступицей, а свободным концом взаимодействующими с защелкой, при этом в центре ступицы выполнено отверстие в виде многогранника.