Способ прогнозирования вероятности возникновения нарушений речи у детей
Изобретение относится к медицине, а также к логопедии, и может быть использовано для прогнозирования вероятности возникновения нарушений речи у детей, для анализирования индивидуальных факторов риска возникновения нарушений речи у детей. Учитывают воздействие неблагоприятных биологических и социальных факторов на организм матери: до беременности, во время беременности, сопутствующие соматические и гинекологические заболевания, наследственную предрасположенность, социально-бытовые условия жизни, течение беременности, сопутствующие соматические заболевания ребенка, его стоматологический статус. При этом присваивают каждому фактору определенное количество баллов. Затем рассчитывают общую сумму баллов. При сумме баллов от 103 до 108 прогнозируют низкую вероятность развития нарушений речи, при 108,1-154 баллов прогнозируют среднюю вероятность, а при 154,1-282 балла прогнозируют высокую вероятность возникновения нарушения речи. 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, физиологии и наркологии.
Наличие нарушений артикуляционного аппарата у детей часто приводит в дальнейшем к школьной и социальной дезадаптации. Ранние и адекватные коррекционные воздействия позволяют эффективно компенсировать нарушения в речевом развитии ребенка и тем самым смягчить, а, возможно, и предупредить вторичные отклонения. Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, выделяют неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы. При изучении расстройств речи у детей важно учитывать не только социальные, но и биологические факторы, способствующие возникновению зубочелюстных аномалий (ЗЧА), а следовательно, и нарушению речи. Под воздействием различных этиологических факторов возникают морфологические и функциональные отклонения, которые могут быть нестойкими и самоустраняются в процессе роста ребенка, но могут оказаться и устойчивыми. Функциональные нарушения артикуляционного аппарата часто играют ведущую роль и определяют характер косноязычия. Они являются очень стойкими и даже после проведения ортодонтического лечения требуются длительные сроки для формирования правильной функции. Выяснение ведущих этиологических факторов позволяет избрать наиболее рациональные методы лечения для преодоления нарушений артикуляции. Важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Причем четкая и правильная артикуляция в значительной степени зависит от состояния полости рта, в частности, наличия ЗЧА, которые являются частыми причинами возникновения нарушений артикуляционного аппарата.
Известен способ прогнозирования речевых расстройств, основанный на определении влияния течения беременности и родов, генеалогического анамнеза матери и сопутствующих соматических заболеваний ребенка на формирование речи (Е.А.Бочарова и соавт., 2002). Однако данный способ не учитывает такие факторы, как стоматологический статус ребенка и социальный статус их родителей.
Цель изобретения: создание алгоритма выявления групп риска детей с нарушениями развития артикуляционного аппарата для разработки прогноза нарушений речи.
Для достижения цели нами обследовано 250 детей школьного и дошкольного возраста и 200 человек родителей.
Методика обследования включала сбор генеалогического анамнеза матери, анализ медицинской документации, выяснение особенностей течения беременности и родов. В разработанной карте регистрировали течение антенатального периода, особенности развития ребенка на первом году жизни, перенесенные и сопутствующие заболевания. Комплексная оценка состояния здоровья детей предусматривала определение группы здоровья детей по основным критериям: наличию или отсутствию отклонений в раннем онтогенезе, уровню физического развития и степени его гармоничности, уровню нервно-психического развития, резистентности организма, функциональному состоянию функциональных органов и систем, наличию или отсутствию хронических заболеваний и пороков развития. Сбор социального статуса заключался в выяснении социально-бытовых условий, семейного положения, а также в выявлении алкогольной зависимости у родителей обследованных детей.
Объективное обследование проводили с использованием общепринятых стоматологических методик, предусматривающих выявление и регистрацию состояния основных функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, смыкания губ), аномалий уздечек губ и языка, состояния зубов, зубных рядов и прикуса (Т.Ф.Виноградова, 1977).
При анализе данных обследования определяли распространенность и интенсивность кариеса зубов, некариозных поражений эмали, заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта, ЗЧА, патологии височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС). Интенсивность кариеса зубов определяли по показателям «кариес-пломба-удаленный зуб» (кп, кпу + КПУ, КПУ). Состояние тканей пародонта оценивали с помощью папилляро-маргинально-альвеолярного индекса (РМА), уровень гигиены полости рта определяли на основании гигиенического индекса по Грин-Вермильону, а также использовали комплексный пародонтальный индекс по Леусу.
Состояние ВНЧС оценивали на основе ведущих клинических признаков, выделенных экспертами ВОЗ - щелканье, боль, затрудненное открывание рта, смещение челюсти в сторону при открывании рта. На основании анонимного анкетного опроса (Saunders JB, Aasland OG, Babor TF De La Fuente, Grant M: Development of the alcohol use disorder identification test (AUDIT). Addiction 88:791-804; 1993) и изучения амбулаторных карт установлено, что 64,6% матерей и 87,7% отцов из обследованных злоупотребляли алкоголем.
Для обработки данных использовали программы «Электорат» и Excel 2000.
Из 250 обследованных детей нарушения артикуляционного аппарата обнаружены у 151 (54%).
В результате обработки полученных данных все факторы, влияющие на развитие речи, были расположены в порядке убывания. В процентном отношении наиболее редко встречаемый признак был условно обозначен как 1 балл, а все остальные баллы вычислялись как соотношение процентного значения признака к редко встречаемому признаку. Все виды патологии были распределены по следующим группам:
1) течение беременности,
2) генеалогический анамнез матери,
3) сопутствующие соматические заболевания,
4) стоматологический статус,
5) социальный статус родителей.
Баллы в группах были также расположены в порядке убывания. Таким образом, был создан блок совокупных признаков, при анализе которого каждый ребенок характеризовался определенным количеством баллов.
Течение беременности
1) гестоз второй половины беременности - 13 баллов,
2) осложнения в родах (предлежание плаценты, родовспоможение с использованием акушерских щипцов, вакуумэкстракции, кесарево сечения) - 6,3 балла,
3) гипоксия плода - 6,3 балла,
4) недоношенность - 5,5 балла,
5) гестоз первой половины беременности - 5,3 балла,
6) переношенность - 1 балл.
Максимальное количество баллов - 37,4.
Генеалогический анамнез матери
1) употребление алкоголя в течение всей беременности - 21 балл,
2) заболевания ССС (пороки сердца, гепертензия и гипотензия) - 5,8 балла,
3) наследственная предрасположенность к кариесу, к аномалиям прикуса - 5,3 балла,
4) прерывания беременности, закончившиеся медицинскими абортами - 4,9 балла,
5) заболевания, передаваемые половым путем - 4 балла,
6) заболевания ЖКТ (гепатиты, холециститы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки) - 3,8 балла,
7) эндокринные нарушения (заболевания щитовидной железы, надпочечников) - 3,8 балла,
8) специфические и неспецифические заболевания почек и мочевыводящих путей - 2 балла,
9) заболевания крови (анемии, тромбоцитопении, ДВС-синдром) - 1,5 балла.
Максимальное количество баллов - 52,1.
Сопутствующие соматические заболевания
1) заболевания сюганов дыхания - 15,5 баллов,
2) 3 группа здоровья - 14 баллов,
3) острые и хронические инфекционные респираторные заболевания и аномалии развития ЛОР-органов - 10,8 балла,
4) заболевания ЖКТ - 4,3 балла,
5) нарушение осанки - 3,8 балла,
6) 2 группа здоровья - 2,8 балла,
7) болезни органов зрения - 2 балла.
Максимальное количество баллов - 53,2.
Стоматологический статус
1) аномалия уздечки языка - 15 баллов,
2) патология прикуса - 14 баллов,
3) ротовое или смешанное дыхание - 11,5 балла,
4) инфантильное глотание - 9,8 балла,
5) парафункция языка - 9,5 балла,
6) готическое небо - 9,3 балла,
7) дефекты зубных рядов - 9 баллов,
8) аномалия уздечки верхней губы - 8,8 балла,
9) нарушения прорезывания зубов - 7,8 балла,
10) скученность зубов - 7,5 балла,
11) аномалийное положение отдельных зубов - 7,5 балла,
12) тремы и диастемы - 6,3 балла.
Максимальное количество баллов - 116.
Социальный статус родителей
1) неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, низкий материальный уровень жизни - 10 баллов,
2) не имеют места работы - 7 баллов,
3) разведены - 6,3 балла.
Максимальное количество баллов - 23,3.
Общее количество баллов - 282.
Для стандартизации полученных данных использовали метод пятибалльной шкалы (Парасов С.Г., 1999), в соответствии с которой все испытуемые были распределены на пять групп.
В дальнейшем в связи с количеством обследованных с нарушениями артикуляционного аппарата (151 детей) было выделено три основных интервала процентного распределения детей: 24% выборки составили низкую вероятность возникновения нарушений речи в результате возникновения ЗЧА, 52% - среднюю, 24% - высокую (табл.1).
Самое низкое значение баллов среди всех обследуемых детей с нарушениями речи по совокупности признаков составило 103, максимальное - 282. Оценка вероятности возникновения нарушений речи представлена в табл.1.
Таблица 1 | |||
Оценка вероятности возникновения нарушений речи, в баллах. | |||
Группы | Распределение обследованных детей по степени выраженности признаков, % | ||
1 | 2 | 3 | |
Выраженность признаков | низкая | средняя | высокая |
Балловый интервал | 103-108 | 108,1-154 | 154,1-282 |
Интервал низкой вероятности развития нарушений речи составил от 103 до 108 баллов; 108,1-154 баллов - средней вероятности; 154,1-282 баллов - высокой.
Клинические примеры.
Пример 1.
Ребенок от 2 беременности, протекающей с токсикозом первой половины беременности (5,3 балла), доношенный. Общий балл по группе «течение беременности» составил 5,3 балла.
Генеалогический анамнез матери: гипертоническая болезнь (5,8 балла), эндокринные нарушения - заболевание щитовидной железы (3,8 балла). Общий балл по группе «генеалогический анамнез» матери составил 9,6.
Сопутствующие соматические заболевания ребенка: 3 группа здоровья (14 баллов), острые респираторные заболевания органов дыхания и ЛОР-органов - катаральная ангина, частые острые респираторные вирусные заболевания (11 баллов), заболевания органов дыхания - хронический тонзиллит (15,5 балла). Общий балл по группе «сопутствующие соматические заболевания» ребенка составил 40,5.
Стоматологический статус ребенка: смешанное дыхание (11,5 балла), тремы (6,3 балла). Общий балл по группе «стоматологический статус» составил 17,8.
Общий итоговый балл по всем группам составил 5,3+9,6+40,5+17,8=73,2 балла. При обследовании логопедом нарушения речи не были выявлены.
Пример 2.
Ребенок от 3 беременности, протекающей с выраженным гестозом второй половины беременности (13 баллов), осложнениями в родах (6,3 балла) и гипоксией плода (6,3 балла). Общий балл по группе «течение беременности» составил 25,6 баллов.
Генеалогический анамнез матери: употребление алкоголя в течение всей беременности (21 балл), прерывание беременности, закончившейся медицинским абортом (4,9 балла), заболевания ССС - гипертензия, пороки сердца (5,8 балла), эндокринные нарушения - заболевание щитовидной железы (3,8 балла), заболевания, передаваемые половым путем, - трихомониаз (4 балла), заболевания ЖКТ - язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (3,8 балла). Общий балл по группе «генеалогический анамнез» матери составил 43,7.
Сопутствующие соматические заболевания ребенка: острые респираторные заболевания органов дыхания и ЛОР-органов - катаральная ангина, аденоиды II степени (11 баллов), заболевания органов дыхания - хронический ринит, хронический бронхит (15,5 балла), 3 группа здоровья (14 баллов), нарушение осанки - сколиоз II степени (3,8 балла). Общий балл по группе «сопутствующие соматические заболевания» ребенка составил 44,3.
Стоматологический статус ребенка: аномалия прикуса - открытый прикус (14 баллов), парафункция языка (9,5 балла), дефекты зубных рядов (9 баллов), скученность зубов на верхней челюсти (7,5 балла), аномалия уздечки верхней губы (8,8 балла), аномалийное положение отдельных зубов (7,5 балла), диастемы (6,3 балла). Общий балл по группе «стоматологический статус» составил 62,6.
Социальный статус родителей: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, низкий материальный уровень жизни (10 баллов), разведены (7 баллов). Общий балл по группе «социальный статус родителей» составил 17.
Общий итоговый балл по всем группам составил 25,6+43,7+44,3+62,6+17=193,2 балла. Следовательно, данный ребенок по таблице оказался в интервале от 154,1 до 282 баллов, что позволяет предположить у него высокую вероятность развития патологии артикуляционного аппарата.
Источники информации
1. Клинико-диагностические аспекты алкогольного синдрома плода / Л.Г.Киселева, Г.Н.Чумакова, А.Г.Соловьев, Н.С.Ишеков./Под. ред. акад. РАМН П.И.Сидорова. - Архангельск, 2001. - 24 с.
2. Руководство по ортодонтии / З.М.Акодис, Э.Я.Варес, Т.Ф.Виноградова и др./Под ред. Ф.Я.Хорошилкиной. - М., 1982. - 464 с.
3. Сидоров П.И. Соматогенез алкоголизма: руководство для врачей / - П.И.Сидоров, Н.С.Ишеков, А.Г.Соловьев. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 224 с.
4. Saunders JB, Aasland OG, Babor TF De La Fuente, Grant M: Development of the alcohol use disorder identification test (AUDIT). Addiction 88. - p.791-804; 1993.
5. Бочарова Е.А. Медико-биологические факторы риска формирования психоречевой патологии в детском возрасте / Е.А.Бочарова, П.И.Сидоров, А.Г.Соловьев // Педиатрия. - 2002. - №1. - С.91-93.
Способ прогнозирования вероятности возникновения нарушений речи у детей, основанный на анализе индивидуальных факторов риска, отличающийся тем, что риск возникновения нарушений речи определяют путем расчета суммы баллов, характеризующих выраженность воздействия неблагоприятных биологических и социальных факторов на организм матери: гестоз первой половины беременности - 5,3 балла, гестоз второй половины беременности - 13 баллов, осложнения в родах - 6,3 балла, употребление алкоголя в течение всей беременности - 21 балл, заболевания ССС матери - 5,8 балла, наследственная предрасположенность к кариесу, к аномалиям прикуса - 5,3 балла, прерывание беременности, закончившееся медицинским абортом - 4,9 балла, заболевания, передаваемые половым путем - 4 балла, заболевания ЖКТ - 3,8 балла, эндокринные нарушения - 3,8 балла, специфические и неспецифические заболевания почек и мочевыводящих путей - 2 балла, заболевания крови - 1,5 балла, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, низкий материальный уровень жизни - 10 баллов, отсутствие места работы - 7 баллов, разведена - 6,3 балла, гипоксия плода - 6,3 балла, недоношенность - 5,5 балла, переношенность - 1 балл, сопутствующие соматические заболевания ребенка: заболевания органов дыхания - 15,5 балла, 3 группа здоровья - 14 баллов, острые или хронические инфекционные респираторные заболевания или аномалии развития ЛОР-органов - 10,8 балла, заболевания ЖКТ - 4,3 балла, нарушение осанки - 3,8 балла, 2 группа здоровья - 2,8 балла, болезни органов зрения - 2 балла, аномалия уздечки языка - 15 баллов, патология прикуса - 14 баллов, ротовое или смешанное дыхание - 11,5 баллов, инфантильное глотание - 9,8 балла, парафункция языка - 9,5 балла, готическое небо - 9,3 балла, дефекты зубных рядов - 9 баллов, аномалия уздечки верхней губы - 8,8 балла, нарушения прорезывания зубов - 7,8 балла, скученность зубов - 7,5 балла, аномальное положение отдельных зубов - 7,5 балла, тремы и диастемы - 6,3 балла, и при сумме баллов от 103 до 108 прогнозируют низкую вероятность развития нарушений речи, при 108,1-154 баллов прогнозируют среднюю вероятность, а при 154,1-282 балла прогнозируют высокую вероятность возникновения нарушения речи.