Смазка для металлических форм

Использование: в промышленности строительных материалов при производстве бетонных и железобетонных изделий. Сущность: смазка содержит в мас.%: омыленный талловый лигнин 0,08-0,24, карбоксиметилцеллюлоза 0,008-0,024, вода остальное, отработанное моторное масло 30-50. Технический результат - снижение адгезии бетона к форме, получение ровной и гладкой поверхности бетонных изделий без жирных пятен, улучшение экологической обстановки. 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к промышленности строительных материалов, а именно к смазкам для металлических форм при производстве бетонных и железобетонных изделий.

Смазка форм - обязательная технологическая операция при производстве бетонных и железобетонных изделий.

Известная смазка для металлических форм при изготовлении бетонных и железобетонных изделий, включающая отработанное моторное масло, эмульгатор - омыленный талловый пек, добавку - азотную кислоту, и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%:

отработанное моторное масло20,0-30,0
омыленный талловый пек2,3-3,0
азотная кислота0,2-0,4
водаостальное

Недостатком данного состава смазки является то, что при использовании смыленного таллового пека Братского ЛПК не исключается образование жирных пятен на поверхности бетонных изделий.

Задача изобретения - повышение качества поверхности бетонных изделий, повышение стабильности смазки, исключение коррозии металлических форм, снижение стоимости смазки, расширение ассортимента компонентов из отходов сульфатно-целлюлозного производства для приготовления смазки.

Указанная задача достигается тем, что смазка для металлических форм при производстве бетонных и железобетонных изделий, включающая отработанное моторное масло, воду, отличается тем, что дополнительно содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый лигнин, в качестве добавки - карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

омыленный талловый лигнин0,08-0,24
карбоксилметилцеллюлоза0,008-0,024
водаостальное
отработанное моторное масло30,0-50,0

Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту серого цвета, легко наносимую на поверхность формы растиранием или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических форм и обеспечивает нанесение смазки тонким слоем равномерной толщины.

Нанесение смазки можно производить как в холодном, так и в горячем состоянии.

Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый лигнин (ОТЛ) - отход сульфатно-целлюлозного производства Братского ЛПК (ТУ-13-7308 058-08-88), карбоксиметилцеллюлозу и воду.

Примеры состава смазки, позволяющие исключить образование жирных пятен на поверхности бетонных изделий, исключить коррозию металлических форм, повышение стабильности смазки, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

омыленный талловый лигнин0,08-0,16-0,24
карбоксиметилцеллюлоза0,008-0,016-0,024
вода69,912-59,824-49,736
отработанное моторное масло30,0-40,0-50,0

Приготовление смазки производится в лопастном смесителе, поэтому смазку можно готовить в условиях любого завода или полигона ЖБИ. Общая продолжительность перемешивания компонентов определяется временем получения однородной пасты и ориентированно 20-40 минут.

При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность компонентов: смыленный талловый лигнин, карбоксиметилцеллюлоза, вода и отработанное моторное масло. Карбоксилметилцеллюлоза вводится вместе с расчетным количеством воды.

Для улучшения смазки после длительного хранения желательно кратковременное перемешивание в течение 1 мин.

Введение омыленного таллового лигнина в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе лигнина смоляных и жирных кислот. В результате реакции компонентов: омыленного таллового лигнина с карбоксиметилцеллюлозой и отработанным моторным маслом, образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа «масло в воде», являясь пластификатором цементных систем, омыленный талловый лигнин уменьшает адгезию металла к поверхности бетонных изделий, этим обеспечивается хорошая распалубливаемость, высокое качество поверхности бетонных изделий.

При производстве бетонных изделий были проведены испытания предлагаемой смазки при пропаривании в пропарочной камере (см. табл.).

Из таблицы видно, что при количестве отработанного моторного масла 20-28 мас.% формы после нанесения смазки: имеют плохое сцепление, слой смазки неровный, плохо удерживается на вертикальных поверхностях форм; формы после извлечения изделий: образцы плохо отделяются от форм, на вертикальных поверхностях форм образуются наросты; бетонные изделия: на изделиях образуются жирные пятна и раковины.

При количестве отработанного моторного масла 30-50 мас.% формы после нанесения смазки: имеют хорошее сцепление, слой смазки тонкий, равномерной толщины, хорошо удерживается на вертикальных поверхностях: формы после извлечения изделий: образцы изделий легко отделяются от форм, наростов бетона нет; бетонные изделия: имеют гладкую ровную поверхность без жирных пятен и раковин.

В результате испытаний установлено, что:

смазка имеет хорошее сцепление - удерживается на вертикальных поверхностях форм;

образцы легко отделяются от форм - это снижение адгезии бетона к форме;

обеспечивает гладкую, ровную поверхность бетонных изделий - без раковин и жирных пятен;

может быть использована для металлических форм при нормальном твердении и при пропаривании в пропарочной камере;

повышение стабильности смазки - 1 год не предел;

замена смыленного таллового пека на омыленный талловый лигнин - расширение ассортимента компонентов из отходов сульфатно-целлюлозного производства для приготовления смазки для металлических форм, что позволяет снизить нагрузку на окружающую среду - улучшение экологической обстановки.

Смазка для металлических форм при производстве бетонных и железобетонных изделий, включающая отработанное моторное масло, воду, отличающаяся тем, что дополнительно содержит в качестве эмульгатора омыленный талловый лигнин, в качестве добавки - карбоксиметилцеллюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Омыленный талловый лигнин0,08-0,24
Карбоксиметилцеллюлоза0,008-0,024
Отработанное моторное масло30-50
ВодаОстальное