Способ коррекции вегетативного дисбаланса у детей

Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, и может быть использовано для коррекции вегетативного дисбаланса у детей младшего школьного возраста. Для этого назначают 200 мл водного настоя амаранта, полученного завариванием 10 г сухих листьев на 200 мл кипяченой воды при t 80 градусов С и настаиванием в течение 20 минут, причем настой амаранта вводят через 2 часа после еды, 1 раз в день, курсом 30 дней. Способ позволяет нивелировать клинические признаки вегетативной дистонии за счет нормализации регулирующего влияния симпатического и парасимпатического отдела BHC.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии.

Охрана здоровья детей является приоритетным направлением педиатрии. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников, среди которых отмечается выраженный рост распространенности морфофункциональных отклонений, пограничных состояний. Способствуют этому ухудшение социально-экономической ситуации, экологических условий, ухудшения качества жизни, отсутствие рационального питания школьников, особенно младших классов, смена образа жизни при поступлении в школу, большие нагрузки. Все это вызывает развитие у детей вегетативного дисбаланса, частота его возникновения у школьников - до 60-70%. Для коррекции возникающего дисбаланса используется целый комплекс как медикаментозных средств, так и немедикаментозная терапия. Особое место отводится препаратам растительного происхождения. Поэтому появление новых средств воздействия на вегетативную разрегуляцию растительного происхождения является актуальным.

Прототипом заявленного способа авторы предлагают применение растительных психостимуляторов, обладающих адаптогенными свойствами (Л.В.Царегородцева. Лечение синдрома вегетативной дистонии. // Педиатрия. - 2003. - №2. - С.52-55). Автор использовал растительные препараты - психостимуляторы - адаптогены (кофеин, дуплекс, настойка женьшеня, лимонника китайского, элеутерококка, родиолы розовой, заманихи) при лечении детей с ваготонической направленностью синдрома вегетативной дистонии. Спиртовые настойки назначались больным по 1-2 капли на 1 год жизни в первой половине дня два раза в день за 30 минут до еды, в течение 1-2 месяцев, чередуя их между собой, с перерывами по 2-3 недели. Приведенные выше препараты повышают активность симпатической нервной системы.

Однако данный способ по мнению заявителей имеет некоторые недостатки: длительное применение; спиртовые растворы препаратов, что нежелательно использовать в детской практике; частота применения - два раза в день, неудобная при оздоровлении детей, посещающих школьные занятия; использование растительных психостимуляторов детям только с ваготонической направленностью синдрома вегетативной дистонии.

Заявители предлагают использовать для регуляции вегетативного баланса у детей младшего школьного возраста растительный препарат - настой амаранта.

Амарант - уникальное растение, содержащее в листьях и семенах низкомолекулярный белок, сбалансированный по аминокислотному составу и подавляющий рост бактерий, а также питательные и лечебные для человека вещества: крахмал, витамины С, Е, А, пигменты, пектины, микроэлементы, флавоноиды. Высокая комплекснообразующая способность молекул пектина по отношению ряда тяжелых металлов и токсичных для организма веществ делает это соединение особенно ценным. Обладает адаптогенными свойствами.

Настой амаранта назначали в суточной дозе 10,0 г один раз в день между приемами пищи через 2 часа после еды. Сухие листья амаранта заваривали кипяченой водой при температуре 80°С из расчета 10,0 г на 200 мл воды, настаивали в течение 20 минут и применяли в качестве питьевого напитка. Курс применения настоя - 1 месяц. Настой амаранта имеет приятный вкус, дети его охотно пили.

Для оздоровления детей методом случайного отбора были взяты школьники младших классов (1 и 2 класса) гимназии №10 г.Твери. Всего обследовано 72 ребенка, из них у 47 выявлены симптомы синдрома вегетативной дистонии. Из обследованных детей было сформировано 2 группы наблюдения, стандартизированных по полу, возрасту и группе здоровья (средний возраст 7,8 лет, мальчики и девочки примерно поровну в обеих группах, 3/4 детей обеих групп имели 2-ю группу здоровья, 1/4 - третью группу здоровья).

Дети основной группы (26 человек) получали настой амаранта, дети группы сравнения (21 человек) - зеленый чай. Зеленый чай обладает многими полезными свойствами, тонизирует, содержит микроэлементы, поэтому использован у детей группы сравнения.

Состояние вегетативной нервной системы (ВНС) исследовалось с помощью вегетотестора с программой "Полиспектр" фирмы "Нейрософт" (Россия). Регистрировалось от 300 до 500 кардиоциклов. Изучались следующие показатели: Мо, с (мода) - наиболее часто встречающееся значение кардиоинтервала;

АМо, % (амплитуда моды) - число значений интервалов, соответствующих моде и выраженное в процентах от общего числа кардиоциклов. Характеризует тонус симпатического отдела ВНС.

ΔХ, с - вариационный размах - разница между максимальным и минимальным значениями кардиоциклов, отражает уровень активности парасимпатического отдела ВНС.

ИН - индекс напряжения, интегральный показатель исходного вегетативного тонуса.

ИВР, усл.ед. (индекс вегетативного равновесия);

ПАПР, усл.ед. (показатель адекватности процессов регуляции);

ВПР, усл.ед. (вегетативный показатель ритма)

При переходе из клино- в ортоположение определялась вегетативная реактивность. С этой целью вычислялось отношение ИН2 в ортоположении к ИН1 в покое с выделением нормального (симпатикотонического), гиперсимпатикотонического и асимпатикотонического типов вегетативной реактивности.

Интерпретация полученных данных проводилась по критериям Е.А.Соболевой (1984).

Ведущими субъективными болевыми симптомами у обследованных были головные боли и боли в животе. Кроме того, отмечались жалобы вегетативного характера - утомляемость, нарушение сна, метеочувствительность и другие. Жалобы во время первичного осмотра предъявляли 30,8% детей основной группы и 36,4% детей группы сравнения. В ходе оздоровительного лечения отмечено значительное снижение частоты жалоб в основной группе - 11,5% (на 19,3% меньше), в группе сравнения частота жалоб не изменилась.

Показатели вегетативного статуса обследованных детей представлены в таблице 1.

Таблица 1Показатели кардиоинтервалографии у обследованных детей (М±м)
ПоказателиОсновная группа (n=27)Группа сравнения (n=20)
До оздоровленияПосле оздоровленияДо оздоровленияПосле оздоровления
Мо, с0,79±0,040,78±0,040,78±0,050,80±0,05
АМо, %32,5±1,5941,90±2,05*31,00±1,9233,80±2,09
ΔХ, с0,76±0,041,51±0,07*0,44±0,030,67±0,04
ИИ, усл.ед50,78±1,8842,36±2,0854,30±3,3645,30±2,81
ПАПР, усл.ед41,90±2,0550,30±2,4640,50±2,5143,40±2,69
ВПР, усл.ед3,80±1,872,90±0,143,92±0,243,40±0,21
ИВР, усл.ед71,25±3,4959,3±2,9184,20±5,2272,44±4,49
Примечание: * - достоверность различий с данными до оздоровления

Как видно из данных таблицы 1, показатель Мо практически не изменился у детей основной группы и незначительно увеличился в группе сравнения. Показатель АМо при повторном обследовании у детей основной группы вырос на 28,9%, в то время как в группе сравнения - только на 9,0% (р<0,01), а показатель ΔX - в основной группе вырос на 98,7%, в то время как в группе сравнения - на 52,3% (р<0,001). ИН у детей обеих групп снизился на 16,6% и остался в пределах цифр, характеризующихся эйтонией. При сравнении показателей вегетативного равновесия в основной группе можно отметить повышение ПАПР на 20,04%, снижение ВПР - на 23,7% и снижение ИВР - на 16,7%, а в группе сравнения при повторном обследовании можно отметить повышение ПАПР на 7,2%, снижение ВПР - на 13,2% и снижение ИВР - на 14,0%.

Таким образом, анализ показателей, характеризующих вегетативное равновесие у детей основной группы, свидетельствует, что несмотря на сохраняющуюся эйтонию отмечено усиление влияния нервного контура регуляции по сравнению с гуморальным (по увеличению ПАПР) и парасимпатического влияния (по снижению ВПР и ИВР) в большей степени, чем в группе сравнения. В то же время основные показатели кардиоинтервалограммы говорят об усилении активности и симпатического отдела ВНС (по данным АМо) и парасимпатического (по данным ΔХ), также в большей степени выраженное у детей основной группы.

Изучение вегетативной реактивности показало, что у детей обеих обследованных групп увеличилось количество с нормальной и гиперсимпатикотонической вегетативной реактивностью и значительно снизилось количество детей с асимпатикотонией (ACT), в большей степени выраженные изменения касаются основной группы, где снижение ACT произошло в 4 раза, а в группе сравнения - в 2,3 раза.

Это свидетельствует о гармоничности процессов вегетативной регуляции под действием настоя амаранта и повышении у детей трофотропных процессов. Учитывая значимость показателя вегетативной реактивности в оценке адаптационных возможностей ребенка, авторы считают оздоровительные мероприятия эффективными.

Преимуществами предложенного авторами способа коррекции вегетативного дисбаланса у детей младшего школьного возраста являются:

1. Коррекционное действие настоя амаранта заключается в нормализации регулирующего влияния симпатического и парасимпатического отдела ВНС, способствующего восстановлению вегетативного баланса у детей.

2. Уменьшение клинических проявлений вегетативного дисбаланса.

3. Эффективность воздействия настоя амаранта у детей с различными вариантами синдрома вегетативной дистонии;

4. Простота применения у детей: в виде раствора для питья 1 раз в день;

5. Водная форма амаранта с приятными органолептическими свойствами;

6. Возможность использования в образовательных, лечебных и санаторных учреждениях;

7. Возможность применения настоя амаранта в домашних условиях.

Клинический пример. Ребенок К., 8 лет, учащийся 2-го класса гимназии №10, в течение 6 мес наблюдался по поводу вегетативной дистонии. Предъявлялись жалобы на головные боли, колющие боли в области сердца, повышенную потливость, утомляемость после школьных занятий, нарушения сна. При обследовании были выявлены лабильность артериального давления и пульса, красный стойкий дермографизм, болевые ощущения в паравертебральных зонах. Показатели вегетативного дисбаланса сводились к высокой парасимпатической активности (ΔХ=0,76 с; АМо=19,2%; Мо=0,78 с; ИН=32 у.е.). Получал настой амаранта в течение 1 мес. Эффективность проведенной коррекции заключалась в нивелировании клинических признаков вегетативной дистонии, стабилизации функциональных параметров артериального давления и частоты сердечных сокращений, восстановлении вегетативного баланса (ΔХ=0,35 с; АМо=24,3%; Мо=0,77 с; ИН=90,0 у.е.). В контрольной группе ребенок С., 8 лет, обучающийся в том же классе и имеющий аналогичную клинику вегетативной дистонии и аналогичные показатели вегетативного баланса (ΔХ=0,74 с; АМо=20,1%; Мо=0,75 с; ИН=33,5 у.е.), получал "зеленый чай". Через 1 мес контрольное обследование показало лишь частичное улучшение клинических проявлений. Параметры вегетативного баланса остались без существенных изменений (ΔХ=0,71 с; АМо=22,7%; Мо=0,75; ИН=45,4 у.е.).

Способ коррекции вегетативного дисбаланса у детей, включающий лечение синдрома вегетативной дистонии фитопрепаратами адаптогенного действия, отличающийся тем, что детям младшего школьного возраста назначают 200 мл водного настоя амаранта, полученного завариванием 10 г сухих листьев на 200 мл кипяченой воды при 80°С и настаиванием в течение 20 мин, причем настой амаранта вводят через 2 часа после еды, 1 раз в день, курсом 30 дней.