Муфта сцепления с пневмогидравлическим упругим элементом
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, работающих в условиях неустановившихся режимов движения. В трансмиссию транспортного средства установлен блок нелинейного гидравлического демпфирования, который содержит регулируемый дроссель и, по крайней мере, два пневмогидравлических аккумулятора с различной жесткостью. При этом один вход дросселя соединен с основным пневмогидравлическим аккумулятором, а второй - со входами каждого из дополнительных пневмогидравлических аккумуляторов. Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности работы деталей силовой передачи путем плавного изменения передаваемого крутящего момента от двигателя к движителям. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, работающих в условиях неустановившихся режимов движения.
Известна планетарная муфта с изменяемой характеристикой, содержащая планетарную передачу, связанную шестерней внешнего зацепления с установленным на раме гидродвигателем, а напорная магистраль двумя напорными золотниками параллельно подключена между дросселем и гидроаккумулятором и имеет электромагниты, присоединенные к управляющему устройству [1].
Недостатками известной муфты является сложность конструкции, отсутствие возможности работы в реверсивном режиме и регулирования упруго демпфирующей характеристики.
Известен гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины, содержащий зубчатый понижающий редуктор, последовательно установленный в кинематической цепи трансмиссии, связанную с редуктором гидромашину постоянного рабочего объема, в напорной гидролинии которой установлен регулятор потока с органом управления и гидробак. Ее недостатками являются сложность конструкции, отсутствие возможности демпфирования и изменения рабочей характеристики привода [2].
Известна трансмиссия транспортного средства, взятая нами за прототип, содержащая связанный с двигателем планетарный редуктор, гидроаккумулятор, гидронасос, связанный механически с одним из звеньев планетарного редуктора, и распределитель, первая линия которого сообщена с нагнетательной магистралью гидронасоса, а вторая - со сливом. Ее недостатками являются сложность конструкции механической части и отсутствие возможности изменение характеристики упругого элемента в широких пределах в зависимости от крюковой нагрузки [3].
Задача изобретения - упрощение конструкции и повышение долговечности за счет снижения износа деталей трансмиссии, устранения динамических нагрузок в силовой передаче путем плавного изменения передаваемого крутящего момента и расширения функциональных возможностей при установке муфты в трансмиссию.
Технический результат - устранение динамических нагрузок и повышение долговечности деталей силовой передачи путем плавного изменения передаваемого крутящего момента от двигателя к движителю.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известную трансмиссию транспортного средства установлен блок нелинейного гидравлического демпфирования, содержащий регулируемый дроссель и, по крайней мере, два пневмогидравлических аккумулятора с различной жесткостью, при этом один вход дросселя соединен с основным пневмогидравлическим аккумулятором, а второй - со входами каждого из дополнительных пневмогидравлических аккумуляторов.
На чертеже представлена гидрокинематическая схема муфты в приводе трансмиссии. Предлагаемая муфта содержит маховик 1, к которому болтами 2 крепится коронная шестерня 3, внутри которой расположено водило 4, соединенное с ведомым валом 5 муфты сцепления, сателлиты 6 входят в зацепление с солнечной шестерней 7, которая соединена с приводом гидронасоса 8.
Гидронасос имеет всасывающую магистраль 9 и нагнетающую 10, в которой смонтирован распределитель 11 и сливная магистраль 12, гидроаккумулятор 13 и блок гидравлического демпфирования, состоящий из дросселя 14, магистрали 15 и двух пневмогидравлических аккумуляторов переменной жесткости 16, 17.
Работа предлагаемой муфты, например, в приводе трансмиссии транспортного средства осуществляется следующим образом.
Крутящий момент от маховика 1 передается на коронную шестерню 3, она начинает вращаться и передает вращение на сателлиты 6, приводя в движение солнечную шестерню 7 и привод масленого насоса 8, который, вращаясь, закачивает в его всасывающую магистраль 9 масло из гидросистемы транспортного средства. Масло под давлением поступает в нагнетательную магистраль 10 и подходит к распределителю 11. Если же распределитель закрыт, то масло уходит на слив в магистраль 12, также соединенную с гидросистемой транспортного средства. При закрытом положении распределителя 11 муфта находится в выключенном положении, транспортное средство не приводится в движение, даже если включена передача. Если же распределитель 11 открыт, то масло поступает в гидроаккумулятор 13. Насос подает масло до тех пор, пока давление масла не достигнет величины, уравновешивающейся давлением в годроаккумуляторе. В этом случае насос 8 остановится, в результате этого солнечная шестерня 7 остановится, но при этом сателлиты 6 начнут вращаться вокруг своей оси, обегая солнечную шестерню 7, и передают момент через водило 4 на вал силовой передачи 5.
Транспортное средство движется вперед, при увеличении крюковой нагрузки в трансмиссии вступает в работу регулируемый дроссель 14, который направляет поток дросселирования ее в магистраль 15, соединяющую пневмогидравлические аккумуляторы 16 и 17 в единую демпфирующую систему с изменяемой характеристикой в процессе работы.
Накопленная энергия в пневмогидроаккумуляторах в процессе трогания периодически возвращается на элементы трансмиссии. При этом происходит плавное перемещение транспортного средства в период трогания с места и разгона транспортного средства с нагрузкой на крюке, в зависимости от выполняемой работы степень дросселирования регулируется.
Таким образом, блок гидравлического демпфирования позволяет плавно соединять ведущий и ведомый валы с постепенным нарастанием передаваемого крутящего момента, что позволяет значительно снижать динамические нагрузки, возникающие в трансмиссии и двигателе транспортного средства при трогании и разгоне.
Источники информации
1. А.С. СССР №684215, кл. F 16 D 43/20, 1979. Планетарная муфта с изменяемой характеристикой. Заявлена 11.07.77. Опубликовано 05.09.79. Бюл. №33.
2. А.С СССР №1482829 А1, кл. В 60 К 17/10, 1989. Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины. Заявлено 16.09.87. Опубликовано 30.05.89. Бюл №20.
3. А.С. СССР №1592173 А1, кл. В 60 K 7/10, 1988. Трансмиссия транспортного средства. Заявлена 12.12.88. Опубликовано 15.09.90. Бюл. №34.
Трансмиссия транспортного средства, содержащая связанный с двигателем планетарный редуктор, пневмогидравлический аккумулятор, гидронасос, механически связанный с одним из звеньев планетарного редуктора, и гидрораспределитель, отличающаяся тем, что она снабжена блоком нелинейного демпфирования, содержащим регулируемый дроссель и, по крайней мере, два дополнительных пневмогидравлических аккумулятора с различной жесткостью, при этом один вход регулируемого дросселя соединен с основным пневмогидравлическим аккумулятором, а второй - со входами каждого из дополнительных пневмогидравлических аккумуляторов.