Фрикционная муфта
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания. Фрикционная муфта содержит ведущую полумуфту, установленную на валу и снабженную фигурным резиновым диском, и ведомую полумуфту. При этом ведущая полумуфта выполнена в виде фланца со ступицей, а фигурный резиновый диск закреплен на фланце, подвижно контактируя со ступицей. Фигурный резиновый диск со ступицей и фланцем образует полость изменяемого объема. Между ведомой полумуфтой и фигурным резиновым диском дополнительно установлен фрикционный диск, причем шипы фрикционного диска входят в глухие отверстия фигурного резинового диска, в которые вставлены металлические стаканы. Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности муфты. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является изобретение (авторское свидетельство РФ №2107851, МПК F 16 D 25/04, 1998 г.), содержащая ведущую полумуфту установленную на валу на шлицах, выполненную в виде фланца со ступицей, на котором обечайкой и болтами закреплен фигурный резиновый диск с уплотнительным буртиком, подвижно контактирующим со ступицей и образующим с ней и фланцем замкнутую полость изменяемого объема, ведомую полумуфту, установленую на радиально-упорном подшипнике и имеющую резьбовые отверстия, в которые ввернуты болты, крепящие крыльчатку вентилятора. В валу и ступице выполнены каналы подачи рабочей среды.
Недостатком фрикционной муфты является большая вероятность износа уплотнительного буртика фигурного резинового диска в момент его соприкосновения с ведомой полумуфтой и выравнивания их угловых скоростей, что может привести к просачиванию рабочей среды во время поступления ее в замкнутую полость и, как следствие, понижению эффективности работы вентилятора и системы охлаждения двигателя в целом.
Технический результат изобретения направлен на повышение надежности и долговечности фрикционной муфты.
Технический результат достигается тем, что фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту, установленную на валу, и ведомую полумуфту, снабженную фигурным резиновым диском, причем ведущая полумуфта выполнена в виде фланца со ступицей, а фигурный резиновый диск закреплен на фланце, подвижно контактируя со ступицей, причем фигурный резиновый диск со ступицей и фланцем образует полость изменяемого объема, при этом между ведомой полумуфтой и фигурным резиновым диском дополнительно установлен фрикционный диск, причем шипы фрикционного диска входят в глухие отверстия фигурного резинового диска, в которые вставлены металлические стаканы.
Отличительными признаками от прототипа является то, что между ведомой полумуфтой и фигурным резиновым диском дополнительно установлен фрикционный диск, причем шипы фрикционного диска входят в глухие отверстия фигурного резинового диска, в которые вставлены металлические стаканы.
Предлагаемая фрикционная муфта представлена на чертеже. Она содержит ведущую полумуфту 1, установленную на валу 2 и снабженную фигурным резиновым диском 4, и ведомую полумуфту 3, при этом ведущая полумуфта 1 выполнена в виде фланца 5 со ступицей 6, а фигурный резиновый диск 4 закреплен на фланце 5, подвижно контактируя со ступицей 6, причем фигурный резиновый диск 4 со ступицей 6 и фланцем 5 образует полость 7 изменяемого объема, между ведомой полумуфтой 3 и фигурным резиновым диском 4 установлен фрикционный диск 8, причем шипы 9 фрикционного диска 8 входят в глухие отверстия 10 фигурного резинового диска 4, в которые вставлены металлические стаканы 11.
Устройство работает следующим образом. Вал 2 получает вращение через шестерни от коленчатого вала двигателя. Ему передаются и крутильные колебания, возникающие на коленчатом валу. При низких температурах охлаждающей жидкости полумуфты разомкнуты. При повышении температуры охлаждающей жидкости двигателя сверх нормы открывается подача масла из системы смазки (не показана), которое под заданным давлением по каналам 12 и 13 поступает в полость 7 и давит на фрикционный диск 8 через шипы 9 и резиновый диск 4, прижимая его к торцевой поверхности полумуфты 3. Происходит сцепление полумуфт, вентилятор получает вращение. Крутильные колебания от фланца 5 передаются диску 4 в месте его соединения с фланцем, но в силу большой инерционности вентилятора они демпфируются на кольцевом участке диска 4 между радиусами R и r. Происходят окружные изгибы резины, и поверхность диска 4, контактирующая с торцом полумуфты 3 через фрикционный диск 8, крутильных колебаний не испытывает. При понижении температуры охлаждающей жидкости двигателя подача масла в полость 7 прекращается, давление сбрасывается и диск 4 приходит под действием сил упругости в исходное положение, полумуфты разъединяются.
В результате достигается повышение надежности и долговечности фрикционной муфты.
Фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту, установленную на валу и снабженную фигурным резиновым диском, и ведомую полумуфту, при этом ведущая полумуфта выполнена в виде фланца со ступицей, а фигурный резиновый диск закреплен на фланце, подвижно контактируя со ступицей, причем фигурный резиновый диск со ступицей и фланцем образует полость изменяемого объема, отличающаяся тем, что между ведомой полумуфтой и фигурным резиновым диском дополнительно установлен фрикционный диск, причем шипы фрикционного диска входят в глухие отверстия фигурного резинового диска, в которые вставлены металлические стаканы.