Система осушения заболоченных лесов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области лесного хозяйства, а именно к осушительным системам. Система осушения заболоченных лесов включает магистральные каналы и боковые осушители, шлюзы на каналах для регулирования уровня воды, противопожарные водоемы и дорожную сеть. Магистральные каналы выполнены в виде двух каналов с дорогой посередине, причем берега каналов покрыты слоем песка, а дорога имеет уплотненное минеральное основание и песчано-щебенистый слой сверху. Дорожная сеть выполнена с возможностью регулирования уровня воды посредством шлюзования, переходные шлюзы имеют шпунты с возможностью размещения в них в пожароопасный период перегородок, а стены и дно противопожарных водоемов выполнены на бетонном основании. Это позволит решить задачу создания осушительной системы лесов с учетом пожарной безопасности. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к лесному хозяйству, а именно, к осушению заболоченных лесов.

Известно, что тушение лесных подземных пожаров и осушенных торфяников относится к самым трудным, недоступным мероприятиям. Часто сопровождается провалами противопожарной техники и гибелью людей. Подземные пожары длятся месяцами, вплоть до зимы, уничтожая большие запасы энергетического ресурса [1, 2, 3, 4].

Известно также о том, что осушительной системой называется комплекс гидротехнических сооружений, обеспечивающих создание оптимального водного режима на переувлажненных землях. Части осушительной системы: регулирующие проводящие каналы, водоприемники и оградительные каналы, гидротехнические сооружения, противопожарные водоемы и дорожная сеть. Основная часть осушительной системы состоит из множества регулирующей и проводящей сети. К каналам регулирующей сети относятся осушители, нагорные, ловчие и тальвеговые каналы. Проводящая сеть служит для сбора воды из регулирующей сети и отвода ее в водоприемники. К проводящей сети относятся собиратели и магистральные каналы. Магистральные каналы располагают в местах с наибольшей глубиной торфа. Проходящий по просеке канал обеспечивает осушение прилегающих территорий по обе стороны от него. Одновременно просеки признаются основными местами для транспортного освоения [5]. Противопожарные водоемы заполняются с помощью гидравлического тарана и эрлифтов. Дорожно-транспортные сооружения включают: одно - трехпролетные мосты, трубчатые переезды, пешеходные мостки, акведуки, дюкеры. Ширина трасс включает ширину бермы с верховой стороны (от бровки до стены леса 2 м), ширину бермы между каналом и кавальером, ширину канала по верху, ширину полосы дороги. В осушительной системе современного периода предусмотрены также регулирующие шлюзы-регуляторы [5]. Глубина каналов зависит от мощности торфа: мощности торфа 0,1-0,5 м - 0,9-1,0 м, более 1,3 - 2,5 м. Свайные мосты и трубчатые переезды устраиваются при глубине торфа более 2 м [5] - прототип.

Известно также, что каналы регулирующей, проводящей сети и собиратели, а также магистральные одноканальные легко при эксплуатации заиливаются или загораживаются плотинами бобров. Надземные пожары чаще всего возникают по высохшему торфу по краям канала (бермам).

Изобретение позволяет устранить эти недостатки.

Технический результат достигается тем, что система осушения заболоченных лесов, включает магистральные каналы и боковые осушители, шлюзы на каналах для регулирования уровня воды, противопожарные водоемы и дорожную сеть, причем новым является то, что магистральные каналы выполнены в виде двух каналов с дорогой посередине, причем берега каналов покрыты слоем песка, а дорога имеет уплотненное минеральное основание и песчано-щебенистый слой сверху, при этом дорожная сеть выполнена с возможностью регулирования уровня воды посредством шлюзования, переходные шлюзы имеют шпунты с возможностью размещения в них в пожароопасный период перегородок, а стены и дно противопожарных водоемов выполнены на бетонном основании.

На фиг. 1 представлена схема осушения заболоченных лесов, на фиг.2 - разрез А-А по шлюзам регулирования уровня воды; на фиг.3 - разрез Б-Б по водопропуску под дорогой.

Система осушения заболоченных лесов включает сдвоенные параллельные магистральные каналы 1 с боковыми осушителями 1a, между каналами имеется дорога 2, между каналами 1 и дорогой 2 имеются разделительные бермы 3, под дорогой 2 имеются водопропускные трубы 4 и шлюзы 5 для регулирования уровня воды, по берегам каналов 1 выполнены песчаные насыпи 6, также имеется противопожарный водоем 7. Дорога 2 выполнена с уплотненным минеральным основанием и песчано-щебенистым слоем сверху. Трубный переход устраивается под дорогой 2 через 250-500 м со шлюзованием для перевода воды с одного канала 1 в другой. При прокладке каналов 1 слой минерального грунта толщиной 10-20 см засыпают на ширину бермы 3 до 3-4 м для предотвращения возникновения надземного пожара. Боковые осушители 1а также выполняются сдвоенными с дорогой 2 посередине. Переходные шлюзы 5 имеют шпунты 8 с возможностью размещения в них в пожароопасный период перегородок 9. Стены и дно противопожарных водоемов 7 имеют бетонное снование.

При двухканальной системе облегчается двухстороннее действие каналов, в сухую погоду каналы перекрываются шлюзами с обеспечением уровня воды в болотной системе до 20-30 см. По дорогам легко можно перебрасывать противопожарную технику. Во влажные годы и на зиму шлюзы оставляют открытыми. Для заполнения пожарного водоема водой весной на некоторое время шлюзы закрываются, а затем вновь открываются вплоть до наступления засушливой погоды. Высокий уровень воды в пожарном водоеме в летний период поддерживается с помощью шлюза.

При возникновении любого пожара дороги являются надежным барьером на пути распространения подземного пожара.

Источники информации

1. Вомперский С.З., Сабо В.Д., Формин А.С. Лесоосушительная мелиорация. - М.: Лесная пром-сть, 1975. - 293 с.

2. Елпатьевский М.М., Елпатьевский М.П., Константинов В.К. Осушение и освоение заболоченных лесных земель. - М.: Лесная пром-сть, 1970.-229 с.

3. Писарьков Х.А., Тимофеев А.Ф., Бабиков Б.В. Гидротехническая мелиорация лесных земель. - М.: Лесная пром-сть, 1978. - 246 с.

4. Сабо Е.Д., Иванов Ю.Н., Шатило Д.А. Справочник гидролесомелиоратора. - М.: Лесная пром-сть, 1981.- 200 с.

5. Бабиков Б.В. Гидротехнические мелиорации: Учебник. - Спб.: 2002. - 293 с.

Система осушения заболоченных лесов, включающая магистральные каналы и боковые осушители, шлюзы на каналах для регулирования уровня воды, противопожарные водоемы и дорожную сеть, отличающаяся тем, что магистральные каналы выполнены в виде двух каналов с дорогой посередине, причем берега каналов покрыты слоем песка, а дорога имеет уплотненное минеральное основание и песчано-щебенистый слой сверху, при этом дорожная сеть выполнена с возможностью регулирования уровня воды посредством шлюзования, переходные шлюзы имеют шпунты с возможностью размещения в них в пожароопасный период перегородок, а стены и дно противопожарных водоемов выполнены на бетонном основании.