Способ формирования легкой противорикошетной и противоосколочной защиты транспортного модуля и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области противопулевой и противоосколочной защиты транспортных средств. При реализации способа создают наружную защиту из слоя листовой металлической брони, жестко соединенной с внутренним пространственным каркасом, а также внутреннюю защиту. В качестве внутренней защиты используют слой гибкой брони. Гибкую броню укладывают в виде отдельных элементов - экранов на расстоянии от наружного слоя. Каждый элемент растягивают, а устройства для растяжения элементов гибкой брони располагают на пространственном каркасе. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надежности защиты за счет предотвращения рикошета от внутренних стенок обитаемого модуля с целью минимизации нанесенного ущерба при обеспечении минимальной массы бронированного транспортного средства. 2 н. и 8 з.п. ф-лы. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к области противопулевой и противоосколочной защиты транспортных средств.

Известны способы формирования противопулевой и противоосколочной защиты транспортных средств путем крепления на их пространственном каркасе броневых листов (патент РФ №2082634, МПК B 60 R 21/12, опуб. 27.06.1997).

Недостатками известного технического решения является отсутствие надежности защиты внутреннего обитаемого пространства транспортного средства, так как характеристики стрелкового оружия постоянно растут, и в настоящее время практически не существует материалов, не пробиваемых современным оружием, а постоянное наращивание толщины брони приводит к утяжелению транспортного средства, переходящего при этом в класс тяжелых бронированных машин.

Известны способы формирования защиты путем использования многослойной брони, в которой слои отстоят на расстоянии друг от друга (авторское свидетельство СССР №66138, опуб. 30.04.1946).

Недостатками аналога являются также значительное утяжеление конструкции, так как все слои защиты выполнены из брони.

То есть в известных технических решениях ставится задача предотвратить проникновение внутрь обитаемого отсека пуль и осколков.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надежности защиты за счет предотвращения рикошета от внутренних стенок обитаемого модуля с целью минимизации нанесенного ущерба при обеспечении минимальной массы бронированного транспортного средства.

Поставленная задача в части способа достигается тем, что при формировании легкой противорикошетной и противоосколочной защиты транспортного модуля, путем создания наружной защиты, в качестве которой используют, по меньшей мере, один слой листовой металлической брони, жестко соединенной с внутренним пространственным каркасом, а также путем создания внутренней защиты, согласно изобретению в качестве внутренней защиты модуля используют, по меньшей мере, один слой гибкой брони, причем гибкую броню укладывают в виде отдельных элементов (экранов) на расстоянии от наружного слоя, каждый элемент растягивают, а устройства для растяжения элементов гибкой брони располагают на пространственном каркасе.

Поставленная задача достигается также тем, что элемент гибкой брони могут демпфировать во время действия на него нагрузки.

Поставленная задача достигается также тем, что гибкую броню могут растягивать при помощи шнура, продетого в отверстия гибкой брони и через петли, выполненные на пространственном каркасе модуля, при этом отверстия для пропуска шнура, выполненные в гибкой броне, могут герметизировать по их внутреннему периметру для предотвращения впитывания влаги материалом гибкой брони.

Поставленная задача достигается также тем, что в качестве материала для гибкой брони могут использовать кевлар, тварон или ткани из параарамидных волокон.

Поставленная задача в части устройства достигается тем, что в легкой противорикошетной и противоосколочной защите транспортного модуля, состоящей из пространственного каркаса, с которым соединен слой наружной защиты, выполненной в виде металлических броневых листов, и слоя внутренней защиты, расположенного на расстоянии от слоя наружной защиты, согласно изобретению слой внутренней защиты выполняют из отдельных элементов (экранов) гибкой брони, каждый из которых растянут по своему периметру и закреплен на пространственном каркасе модуля.

Поставленная задача достигается также тем, что по периметру элементов гибкой брони могут быть выполнены сквозные отверстия, в которые пропущен натяжной шнур, причем внутренний периметр отверстий в гибкой броне может быть загерметизирован при помощи герметизирующих втулок, а натяжной шнур закреплен на пространственном каркасе посредством петель.

Поставленная задача достигается также тем, что элементы гибкой брони могут быть закреплены на пространственном каркасе посредством демпфирующих устройств, при этом в качестве демпфирующих устройств могут быть использованы петли крепления шнура, либо натяжной шнур для демпфирования выполняют упругим.

Заявленное изобретение поясняется при помощи чертежей.

На фиг.1 представлен поперечный разрез бронированного модуля транспортного средства.

На фиг.2 показан пример крепления элемента гибкой брони.

На фиг.3 - вариант герметизации отверстий гибкой брони.

Описываемое изобретение реализуется при помощи следующих средств. Транспортное средство содержит пространственный каркас 1, с которым соединен слой наружной защиты, выполненной в виде металлических броневых листов 2. На расстоянии от слоя из броневых листов 2 расположен слой внутренней защиты, выполненный из отдельных элементов (экранов) 3 гибкой брони, каждый из которых растянут по своему периметру и закреплен на пространственном каркасе 1 модуля.

По периметру элементов 3 выполнены сквозные отверстия 4, в которые пропущен натяжной шнур 5, стягивающий элементы 3 с петлями 6 пространственного каркаса. Внутренний периметр отверстий 4 в гибкой броне загерметизирован при помощи герметизирующих втулок 7.

Петли 6 могут быть закреплены так, чтобы под действием нагрузки на элемент 3 гибкой брони прогнуться относительно пространственного каркаса 1 и сдемпфировать таким образом воздействие на элемент 3. Эти же функции может выполнять шнур 5 при соответствующем выборе материала для его изготовления.

Описываемое техническое решение работает следующим образом. В связи с тем, что средства нападения всегда превышают разумные средства защиты транспортных средств, то не допустить проникновения пуль или осколков внутрь защищаемого объекта практически невозможно. Тогда необходимо хотя бы минимизировать ущерб от проникновения пуль, сократив до минимума потери личного состава, предотвратив рикошет от внутренних стенок наружной брони. Легкая броня, например из кевлара, позволяет добиться указанной цели без увеличения массы транспортного средства и ухудшения его ходовых характеристик.

Пуля, в случае пробития наружного броневого листа 2, кроме угрозы непосредственного попадания в человека, приводит в момент пробития к образованию достаточно большого количества мелких осколков брони и созданию таким образом угрозы жизни находящимся в транспортном средстве людям. Легкая броня защищает внутреннее пространство от осколков брони и гасит энергетику пули, которая затем, пролетая через внутреннее защищаемое пространство, попадает в элемент 3 внутренней защиты на противоположной стенке транспортного средства. При этом пуля в случае, если все-таки его пробьет, попадает по внутренней поверхности наружного броневого листа 2, окончательно теряя энергетику, либо рикошетирует от него, перемещаясь в направлении элемента 3, но уже не острием. Так как площадь контакта пули с элементом 3 легкой брони в этом случае значительно увеличивается, то пуля не проходит в защищаемое пространство второй раз.

Таким образом, заявленное изобретение позволяет повысить надежность защиты обитаемого пространства транспортного средства без увеличения его массы и снижения его ходовых характеристик.

1. Способ формирования легкой противорикошетной и противоосколочной защиты транспортного модуля, заключающийся в создании наружной защиты, в качестве которой используют, по меньшей мере, один слой листовой металлической брони, жестко соединенной с внутренним пространственным каркасом, а также в создании внутренней защиты, отличающийся тем, что в качестве внутренней защиты модуля используют, по меньшей мере, один слой гибкой брони, причем гибкую броню укладывают в виде отдельных элементов-экранов на расстоянии от наружного слоя, каждый элемент растягивают, а устройства для растяжения элементов гибкой брони располагают на пространственном каркасе.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что элемент гибкой брони демпфируют во время действия на него нагрузки.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что гибкую броню растягивают при помощи шнура, продетого в отверстия гибкой брони, и через петли, выполненные на пространственном каркасе модуля.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что отверстия для пропуска шнура, выполненные в гибкой броне, герметизируют по их внутреннему периметру для предотвращения впитывания влаги материалом гибкой брони.

5. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в качестве материала для гибкой брони используют кевлар, тварон или ткани из параарамидных волокон.

6. Легкая противорикошетная и противоосколочная защита транспортного модуля, состоящая из пространственного каркаса, с которым соединен слой наружной защиты, выполненной в виде металлических броневых листов, и слоя внутренней защиты, расположенного на расстоянии от слоя наружной защиты, отличающаяся тем, что слой внутренней защиты выполняют из отдельных элементов-экранов гибкой брони, каждый из которых растянут по своему периметру и закреплен на пространственном каркасе модуля.

7. Легкая защита по п.6, отличающаяся тем, что по периметру элементов гибкой брони выполнены сквозные отверстия, в которые пропущен натяжной шнур, причем внутренний периметр отверстий в гибкой броне загерметизирован при помощи герметизирующих втулок, а натяжной шнур закреплен на пространственном каркасе посредством петель.

8. Легкая защита по п.7, отличающаяся тем, что элементы гибкой брони закреплены на пространственном каркасе посредством демпфирующих устройств.

9. Легкая защита по п.8, отличающаяся тем, что в качестве демпфирующих устройств используют петли крепления шнура.

10. Легкая защита по п.8, отличающаяся тем, что для демпфирования натяжной шнур выполняют упругим.