Тормозная жидкость и способ ее получения
Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей, и к способам их получения. Сущность: тормозная жидкость содержит в мас.%: поликонденсат борной кислоты полиалкиленгликолей и их моноэфиров 38-45, моноэтиловый эфир диэтиленгликоля 2-7, ионол 0,3-0,6, бензотриазол 0,05-0,50, морфолин 0,05-0,30, пластификатор 4-7, полипропиленгликоль со средней молекулярной массой 500 2-5, монобутиловый эфир трипропиленгликоля до 100. Жидкость получают путем смешения поликонденсата борной кислоты с полипропиленгликолем и раствором присадок: ионола, пластификатора, бензотриазола и морфолина в моноалкиловых эфирах полиалкиленгликолей. Поликонденсат борной кислоты полиалкиленгликолей и их моноэфиров получают этерификацией из реакционной смеси, включающей 14-16 мас.% борной кислоты, 11-20 мас.% ди- (или три-) этиленгликоля, 60-70 мас.% моноэтилового эфира диэтиленгликоля, 0,05-3,00 мас.% N-метилдиэтаноламина, 1-15 мас.% монобутилового эфира трипропиленгликоля. Кроме того, в реакционную смесь могут дополнительно вводить 0,15-0,30 мас.% насыщенного водного раствора едкого натра. Технический результат - улучшение низкотемпературных свойств, повышение антикоррозионных свойств и стабильности при хранении и эксплуатации. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 6 табл.
Реферат
Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей, и к способам их получения.
Для гарантированной и безопасной работы тормозов в экстремальных рабочих и климатических условиях тормозные жидкости (ТЖ) должны длительно выдерживать высокие механические и термические нагрузки, обеспечивать защиту от износа, коррозии и образования отложений, нарушающих нормальную работу тормозной системы. Серьезную опасность для работы тормозов представляет образование в жидкости при высокотемпературных режимах эксплуатации пузырьков пара из-за низкой температуры кипения самой жидкости и наличия в ней воды.
Наибольшее значение в качестве основы современных тормозных жидкостей приобрели композиции на основе органических эфиров борной кислоты. Бораты характеризуются достаточно высокой температурой кипения, хорошими смазочными свойствами, высокой термоокислительной стойкостью. Они не разрушают резину и обладают антикоррозионными свойствами. Легкая гидролизуемость борных эфиров позволяет связывать свободную воду и предотвращать негативные последствия ее влияния.
В зависимости от фактических характеристик в соответствии с требованиями международных стандартов по безопасности FM USS 116 а тормозные жидкости подразделяют на классы ДОТ-3, ДОТ-4 и ДОТ-5. Температура кипения «сухой» жидкости для классов ДОТ-3, ДОТ-4 и ДОТ-5, °С, составляет соответственно: не менее 205, 230 и 260, температура кипения «увлажненной» жидкости, содержащей 3,5% воды, °С, - не менее 140, 155 и 180, кинематическая вязкость при минус 40°С, мм2/с, - не более 1500, 1800 и 900, вязкость при 100°С, мм2/с, - не менее 2,0, 2,0 и 1,5, вязкость при 50°С, мм2/с, для всех типов - не менее 5.
Известна тормозная жидкость и способ ее получения (патент РФ №2124043, опубл. 27.12.98). Тормозная жидкость содержит эфиры борной кислоты и моноалкиловых эфиров полиалкиленгликолей общей формулы B[O(R1CHCH2O]nR]3, где R=СН3 или С2Н5, R1=H или СН3, n - целое число 3-6, моноалкиловые эфиры полиалкиленгликолей общей формулы R2(OCH2CHR1)mОН, где R2 - алкильный радикал С3-С5, m - число 2-3, буферный компонент на основе бората щелочного металла, антиокислительную и антикоррозионную присадки - дифенилолпропан, толлилтриазол, бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%: эфиры борной кислоты - 40-89, моноалкиловые эфиры полиалкиленгликоля - 10-54, буферный компонент - 0,5-5,0, антикоррозионная присадка - 0,01-0,20. Тормозную жидкость получают взаимодействием оксида алкилена с метиловым или этиловым спиртом в присутствии щелочного катализатора. После оксиалкилирования спирта из полученной смеси простых эфиров гликолей отгоняют низкомолекулярные компоненты. Остающуюся смесь метиловых (или этиловых) эфиров полиалкиленгликолей подвергают взаимодействию с борсодержащим реагентом. В качестве борсодержащего реагента используют борную кислоту, борный ангидрид или триметилборат. Образующуюся смесь борных эфиров после отгонки легкокипящих компонентов смешивают с моноалкиловыми эфирами полиалкиленгликолей, содержащими в качестве заместителя алкильные радикалы от С3 до C5. Свойства получаемой тормозной жидкости соответствуют требованиям спецификации ДОТ-4.
Недостатком описанного способа получения тормозной жидкости является то, что процесс получения ТЖ помимо этерификации борной кислоты оксиалкилированными спиртами дополнительно включает стадию оксиалкилирования спиртов, в результате которой образуется смесь продуктов неопределенного состава. Известная жидкость, кроме того, характеризуется высокой вязкостью при минус 40°С (1437 мм2/с).
Наиболее близкой к предлагаемому составу и способу получения является тормозная жидкость по патенту РФ 2176664 (опубл. 10.12.2001 г.). Известная жидкость содержит смесь боратов гликолей и их моноэтиловых эфиров, (43-48) мас.%, полипропиленгликоль с молекулярной массой 1000, (10-14) мас.%, морфолин, (0,5-0,9) мас.%, бензотриазол, (0,0-0,1) мас.%, моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - до 100 мас.%. Жидкость отличается тем, что в качестве смеси боратов содержит борные эфиры смеси гликолей и их моноэтиловых эфиров следующего состава, мас.%: моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - (0-7), сумма моноэтиловых эфиров три- и тетраэтиленгликолей (80-100), в том числе моноэтиловый эфир триэтиленгликоля (75-99), сумма ди- и триэтиленгликолей (0-20). Недостатком жидкости известного состава является низкая температура кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости, соответствующая по эксплуатационным свойствам классу ДОТ-3
Задачей настоящего изобретения является создание тормозной жидкости, соответствующей требованиям класса ДОТ-4, обеспечивающей бесперебойную работу тормозов при низких температурах окружающей среды, стабильной при хранении и эксплуатации за счет повышенной гидролитической устойчивости, обладающей высокими антикоррозионными свойствами благодаря высоким значениям рН и минимальному содержанию буферных присадок в виде свободных аминов.
Поставленная задача достигается тем, что тормозная жидкость, включающая эфиры борной кислоты, моноалкиловые эфиры полиалкиленгликолей, один из которых моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, полипропиленгликоль, пластификатор и присадки: ионол, бензотриазол, морфолин, дополнительно содержит монобутиловый эфир трипропиленгликоля, полипропиленгликоль со средней молекулярной массой 500, а в качестве эфиров борной кислоты - поликонденсат борной кислоты полиалкиленгликолей и их моноэфиров при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Поликонденсат борной кислоты полиалкиленгликолей | |
и их моноэфиров | 38-45 |
Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля | 2-7 |
Ионол | 0,30-0,60 |
Бензотриазол | 0,05-0,50 |
Морфолин | 0,05-0,30 |
Пластификатор | 4-7 |
Полипропиленгликоль со средней молекулярной | |
массой 500 | 2-5 |
Монобутиловый эфир трипропиленгликоля | до 100 |
Поставленная задача достигается также тем, что в способе получения тормозной жидкости путем смешения эфиров борной кислоты с полипропиленгликолем, пластификатором и присадками: ионолом, бензотриазолом, морфолином и моноалкиловыми эфирами полиалкиленгликолей, один из которых моноэтиловый эфир диэтиленгиколя, при перемешивании и повышенной температуре, в качестве эфиров борной кислоты используют поликонденсат борной кислоты полиалкиленгликолей и их моноэфиров, который получают этерификацией из реакционной смеси, включающей (14-16) мас.% борной кислоты, (11-20) мас.% ди- или триэтиленгликоля, (60-70) мас.% моноэтилового эфира диэтиленгиколя, (1-15) мас.% монобутилового эфира трипропиленгликоля и (0,05-3,0) мас.% N-метилдиэтаноламина, а присадки перед введением в поликонденсат предварительно растворяют в моноалкиловых эфирах полиалкиленгликолей. Кроме того, в реакционную смесь могут дополнительно вводить (0,15-0,30) мас.% насыщенного водного раствора едкого натра.
Заявляемый состав тормозной жидкости и способ ее получения позволяют создать ТЖ, соответствующую требованиям класса ДОТ-4, обеспечивающую бесперебойную работу тормозов при низких температурах окружающей среды и обладающую высокими антикоррозионными свойствами.
При исследовании известного уровня техники не было выявлено аналогичных составов и способов получения тормозных жидкостей, которые характеризовались бы идентичной совокупностью существенных признаков с достижением такого же технического результата, какой получен в предлагаемом техническом решении, что позволяет сделать вывод о его соответствии критериям «новизна» и «изобретательский уровень». Заявляемая тормозная жидкость может быть получена с применением известных материалов и технических средств и использована в автомобильной промышленности, что говорит о соответствии прелагаемого технического решения критерию «промышленная применимость».
Сущность изобретения поясняется примерами его осуществления.
Пример 1
В круглодонную колбу, емкостью 500 мл, загружают 35,3 г (14,12 мас.%) борной кислоты (по ГОСТ 9656-75), 27,5 г (11,00 мас.%) диэтиленгликоля (по ТУ 18-16-136-83), 3,4 г (1,36 мас.%) N-метилдиэтаноламина, 150,0 г (60,00 мас.%) моноэтилового эфира диэтиленгликоля (по ТУ 6-01-5757583-89), 33,8 г (13,52 мас.%) монобутилового эфира трипропиленгликоля. Реакцию проводят с вакуумной отгонкой реакционной воды при температуре 140°С, остаточном давлении 70 кПа в течение 3 ч. Выдержка реакционной смеси в течение указанного промежутка времени в выбранных условиях позволяет удалять вместе с реакционной водой в виде конденсата 15,25 г (6,1 мас.%) моноэтилового эфира диэтиленгликоля, добавленного в реакционную смесь для полноты этерификации борной кислоты. Выход поликонденсата составляет 202,0 г, что составляет 99% от расчетного количества. Полученный поликонденсат характеризуется температурой кипения «сухой» жидкости 267°С, температурой кипения «увлажненной» жидкости - 201°С, вязкостью при 50°С - 9,58 мм2/с, при 100°С - 3,38 мм2/с, значением рН - 5,83.
К 200 г полученного поликонденсата добавляют раствор, содержащий 26,3 г (5 мас.%) пластификатора «ЛЗ-ЭК» (по ТУ 38.101525-75), 26,3 г (5 мас.%) полипропиленгликоля со средней молекулярной массой 500 («Лапрол-502», по ТУ 2226-012-0576-6801-93), 1,05 г (0,2 мас.%) морфолина (по ГОСТ 19433-88), 0,26 г (0,05 мас.%) бензотриазола, 2,63 г (0,5 мас.%) ионола (по ТУ 38.59011237-90), 243,4 г (46,25 мас.%) монобутилового эфира трипропиленгликоля и 26,3 г (5,0 мас.%) моноэтилового эфира диэтиленгликоля (по ТУ 6-01-5757583-89). Смесь выдерживают в течение 1 ч при атмосферном давлении при температуре 60°С и перемешивании. Характеристика полученной жидкости, содержащей 38% поликонденсата, приведена в таблице 6, пример 1.
Примеры 2 и 3 аналогичны примеру 1. Они отличаются различном соотношением реагентов при синтезе поликонденсатов и компонентов в составе ТЖ. В примерах 4 и 5 при синтезе поликонденсата борной кислоты в реакционную смесь был дополнительно введен насыщенный водный раствор едкого натра в количестве 0,15 и 0,30 мас.% соответственно.
Данные по соотношению реагентов при синтезе поликонденсатов борной кислоты приведены в таблице 1. Поликонденсаты представляют собой жидкости светло-желтого цвета с температурой кипения при атмосферном давлении (264-270)°С и уровнем кинематической вязкости при 50°С (8,79-11,23) мм2/с, необходимым и достаточным для получения тормозной жидкости с требуемыми вязкостно-температурными свойствами путем смешения с растворителем (моноалкиловыми эфирами полиалкиленгликолей) и присадками (таблица 2).
Введение в поликонденсат полиалкиленгликолей и N-метилдиэтаноламина повышает гидролитическую стабильность продукта. Испытание гидролитической стабильности проводили по исследовательской методике (Yao Y., Dong Y. Improvement of hydrolitic stability of borate esters used as lubricant additives // Lubrication Engineering. - 1995. - T.51, №6. - С.475-479). Состояние продуктов оценивали 2 раза в сутки. Сравнение производили по времени до появления мути и количеству осадка, выделившегося после двухнедельного выдерживания в эксикаторе, насыщенном парами воды. Результаты приведены в таблице 3.
Синтез поликонденсата, содержащего N-метилдиэтаноламин, а также введение в реакционную среду насыщенного водного раствора едкого натра позволяет получить на его основе тормозную жидкость с требуемым значением рН (7-11) без дополнительного введения буферной присадки (таблица 4).
Полученные поликонденсаты в количестве (38-45)% смешивают с раствором присадок, полипропиленгликоля и пластификатора в моноалкиловых эфирах полиалкиленгликолей (растворителе) при перемешивании под атмосферным давлением при температуре (60-80)°С. Уменьшение содержания поликонденсата ниже 38% снижает температуру кипения увлажненной жидкости, увеличение концентрации свыше 45% требует повышенного количества буферных компонентов.
В качестве пластификатора, улучшающего совместимость тормозной жидкости с резиновыми уплотнениями, предлагается использовать «ЛЗ-ЭК» - сложный эфир моноэтилового эфира диэтиленгликоля и фракции жирных кислот С7-С9, для улучшения термоокислительной стабильности - добавлять антиокислительную присадку - ионол или дифенилолпропан. Защиту металлов от коррозии осуществляют введением в состав тормозной жидкости антикоррозионных присадок, например смеси бензотриазола с морфолином. Возможно использование других антикоррозионных присадок, известных из уровня техники.
Состав полученных образцов жидкости приведен в таблице 5, а их физико-химические характеристики - в таблице 6. Для сравнения в таблице 6 приведены требования к тормозным жидкостям, сформулированные в спецификации ДОТ-4. Как следует из данных таблицы 6, предлагаемые тормозные жидкости соответствуют требованиям указанной спецификации, отличаются пологой вязкостно-температурной зависимостью и низким значением вязкости при минус 40°С.
Повышенная гидролитическая стабильность, возможность регулирования значений рН при минимальном использовании коррозионно агрессивных свободных аминов в качестве буферных присадок и улучшение низкотемпературных характеристик расширяет возможности применения предлагаемых тормозных жидкостей в меняющихся температурных условиях, т.е. обеспечивает получение нового технического результата.
Таблица 1Соотношение реагентов при синтезе поликонденсатов борной кислоты, мас.% | |||||
Реагент | Пример | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Борная кислота | 14,12 | 16,00 | 14,36 | 15,00 | 14,00 |
Диэтиленгликоль | 11,00 | 17,90 | - | 13,00 | 12,00 |
Триэтиленгликоль | - | - | 20,00 | - | - |
Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля | 60,00 | 58,10 | 63,99 | 70,00 | 58,65 |
Монобутиловый эфир трипропиленгликоля | 13,52 | 5,00 | 1,00 | 1,80 | 15,00 |
N-метилдиэтаноламин | 1,36 | 3,00 | 0,65 | 0,05 | 0,05 |
Насыщенный водный раствор едкого натра | - | - | - | 0,15 | 0,30 |
Таблица 2Физико-химическая характеристика поликонденсатов борной кислоты полиалкиленгликолей и их моноэфиров | ||||||
Показатели | Пример | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Температура кипения жидкости, °С | «сухой» | 267 | 265 | 270 | 264 | 266 |
«увлажненной» | 201 | 196 | 202 | 194 | 200 | |
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре, °С | +50 | 9,58 | 11,18 | 11,23 | 8,78 | 9,34 |
+100 | 3,38 | 3,37 | 3,80 | 3,10 | 3,41 | |
Время прохождения пузырька воздуха через слой жидкости после выдерживания 6 ч. при -50°С | 47 | 50 | 49 | 39 | 46 | |
Текучесть после выдерживания в течение 6 ч при -40°С в присутствии воды | 33 | 38 | 40 | 31 | 35 | |
Значение рН | 5,83 | 6,95 | 4,96 | 5,17 | 5,45 |
Таблица 3Гидролитическая стабильность поликонденсатов борной кислоты различного состава | |||||
Состав реакционной смеси при синтезе поликонденсата, мас.% | Время до появления мути, ч | Состояние жидкости через две недели | |||
Борная кислота | Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля | Диэтиленгликоль | N-метилдиэтаноламин | ||
13 | 87 | - | - | 12 | Очень большой осадок |
16 | 70 | 14 | - | 36 | Большой осадок |
16 | 70 | 9 | 3 | 48 | Небольшое количество кристаллов на стенках бюкса |
Таблица 4Значение рН тормозных жидкостей, содержащих поликонденсат эфиров борной кислоты различного состава (при концентрации поликонденсата в тормозной жидкости 38%) | ||||||
Состав реагентов в реакционной смеси при синтезе поликонденсата, мас.% | рН | |||||
Борная кислота | Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля | Монобутиловый эфир трипропиленгликоля | Диэтиленгликоль | N-метилдиэтаноламин | Насыщеный водный раствор NaOH | |
15,00 | 70,00 | 2,00 | 13,00 | - | - | 4,41 |
15,00 | 69,75 | 2,00 | 13,00 | - | 0,25 | 6,73 |
15,00 | 69,75 | 2,00 | 11,50 | 1,50 | 0,25 | 7,41 |
Таблица 5Состав образцов тормозной жидкости | |||||
Компонент | Содержание по примерам, массовая доля, % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Поликонденсат | 38,00 | 38,00 | 38,00 | 43,00 | 45,00 |
Монобутиловый эфир трипропиленгликоля | 46,25 | 56,55 | 48,25 | 44,10 | 37,80 |
Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля | 5,00 | - | 7,00 | 2,00 | 4,00 |
Пластификатор («ЛЗ-ЭК») | 5,00 | 5,00 | 4,00 | 5,00 | 7,00 |
Полипропиленгликоль («Лапрол-502») | 5,00 | - | 2,00 | 5,00 | 5,00 |
Морфолин | 0,20 | 0,05 | 0,20 | 0,20 | 0,30 |
Бензотриазол | 0,05 | 0,10 | 0,05 | 0,10 | 0,50 |
Ионол | 0,50 | 0,30 | 0,50 | 0,60 | 0,40 |
Таблица 6Физико-химические показатели тормозных жидкостей | ||||||||
Показатели | Единицы измерения | Нормы ДОТ-4 стандарта FM USS №116а | Пример | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Температура кипения жидкости | °С | |||||||
«сухой» | >230 | 244 | 243 | 240 | 243 | 246 | ||
«увлажненной» | >155 | 162 | 163 | 162 | 164 | 165 | ||
Вязкость кинематическая при | мм2/с | |||||||
температуре, °С: | +50 | >5,0 | 5,69 | 5,96 | 6,74 | 6,10 | 6,49 | |
+100 | >2,0 | 2,20 | 2,10 | 2,35 | 2,10 | 2,20 | ||
-40 | <1800 | 1115 | 1125 | 1092 | 980 | 1043 | ||
Термостабильность | °С | <3 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | 1,0 |
Продолжение таблицы 6 | |||||||
Показатели | Единицы измерения | Нормы ДОТ-4 стандарта FM USS №116а | Пример | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Низкотемпературные свойства (после выдерживания 6 ч при минус 50°С): Внешний вид | Прозрачная, без осадка | Соответствует | |||||
Время прохождения пузырька воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда | с | <35 | 18 | 20 | 19 | 18 | 21 |
Совместимость с водой при минус 40 С в течение 6 ч.: Внешний вид | Прозрачная, без осадка | Соответствует | |||||
Текучесть | с | <10 | 6 | 7 | 7 | 6 | 7 |
Внешний вид после выдерживания при плюс 60°С в течение 24 ч. | Прозрачная, без осадка | Соответствует | |||||
РН | 7-11 | 7,7 | 8,5 | 7,7 | 7,8 | 7,9 |
1. Тормозная жидкость, включающая эфиры борной кислоты, моноалкиловые эфиры полиалкиленгликолей, один из которых моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, полипропиленгликоль, ионол, бензотриазол, морфолин и пластификатор, отличающаяся тем, что дополнительно содержит монобутиловый эфир трипропиленгликоля, полипропиленгликоль со средней молекулярной массой 500, а в качестве эфиров борной кислоты - поликонденсат борной кислоты полиалкиленгликолей и их моноэфиров при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Поликонденсат борной кислоты полиалкиленгликолей | |
и их моноэфиров | 38-45 |
Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля | 2-7 |
Ионол | 0,3-0,6 |
Бензотриазол | 0,05-0,50 |
Морфолин | 0,05-0,30 |
Пластификатор | 4-7 |
Полипропиленгликоль со средней | |
молекулярной массой 500 | 2-5 |
Монобутиловый эфир трипропиленгликоля | До 100 |
2. Способ получения тормозной жидкости по п.1 путем смешения эфиров борной кислоты с моноалкиловыми эфирами полиалкиленгликолей, один из которых моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, при перемешивании и повышенной температуре с полипропиленгликолем, пластификатором и присадками: ионолом, бензотриазолом, морфолином, отличающийся тем, что в качестве эфиров борной кислоты используют поликонденсат борной кислоты полиалкиленгликолей и их моноэфиров, который получают этерификацией из реакционной смеси, включающей 14-16 мас.% борной кислоты, 11-20 мас.% ди- или триэтиленгликоля, 60-70 мас.% моноэтилового эфира диэтиленгликоля, 0,05-3,00 мас.% N-метилдиэтаноламина, 1-15 мас.% монобутилового эфира трипропиленгликоля, а присадки перед введением в поликонденсат предварительно растворяют в моноалкиловых эфирах полиалкиленгликолей.
3. Способ по п.2, отличающийся тем, что в реакционную смесь дополнительно вводят 0,15-0,30 мас.% насыщенного водного раствора едкого натра.