Ригель
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к скобяным изделиям, в частности к конструкции ригеля, и может быть широко использовано при изготовлении замков и запорных систем для предотвращения несанкционированного доступа. Ригель содержит подвижную и неподвижную части. Неподвижная часть образована корпусом с направляющей. Подвижная часть образована головкой и хвостовиком, скрепленными друг с другом, и установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль неподвижной части на величину, равную ходу перемещения, посредством элементов трения качения и/или элементов трения скольжения и опорных элементов для их фиксации. Ригель снабжен крепежными изделиями, образующими друг с другом соединения винт-гайка, распорными втулками с торцевыми поверхностями, имеющими длину, равную расстоянию между установленными друг против друга листами, образующими головку и хвостовик. На корпусе выполнены сквозные отверстия для размещения в них крепежных изделий, соединяющих друг с другом листы, с образованием полости, в которой размещен корпус. Толщина корпуса меньше толщины полости. Распорные втулки размещены в полости и частично в сквозных отверстиях и установлены коаксиально относительно крепежных изделий. Изобретение может быть широко использовано при изготовлении замков. 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к скобяным изделиям, в частности к конструкции ригеля, и может быть широко использовано при изготовлении замков и запорных систем для предотвращения несанкционированного доступа.
Известен ригель, содержащий подвижную и неподвижную части, сообщенные друг с другом, причем подвижная часть образована головкой и хвостовиком, скрепленными друг с другом, а неподвижная часть образована корпусом с направляющей, при этом подвижная часть сообщена с корпусом и установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль неподвижной части на величину, равную ходу перемещения, посредством элементов трения качения и/или элементов трения скольжения и опорных элементов для их фиксации, причем последние закреплены, по меньшей мере, на одном листе подвижной части, а элементы трения качения и/или элементы трения скольжения размещены в полости между корпусом и опорными элементами (RU 2247207 С2). Известное техническое решение является наиболее близким с заявляемым техническим решением как по совокупности существенных признаков, так и по достигаемому техническому результату.
Задача, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, состоит в расширении арсенала технических средств определенного назначения, в частности создание ригеля новой конструкции.
Технический результат, который может быть при этом получен, заключается в реализации указанного назначения - расширение арсенала технических средств определенного назначения, в частности создание ригеля новой конструкции.
Сущность заявляемого устройства заключается в том, что ригель, содержащий подвижную и неподвижную части, сообщенные друг с другом, причем подвижная часть образована головкой и хвостовиком, скрепленными друг с другом, а неподвижная часть образована корпусом с направляющей, при этом подвижная часть сообщена с корпусом и установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль неподвижной части на величину, равную ходу перемещения, посредством элементов трения качения и/или элементов трения скольжения и опорных элементов для их фиксации, причем последние закреплены, по меньшей мере, на одном листе подвижной части, а элементы трения качения и/или элементы трения скольжения размещены в полости между корпусом и опорными элементами, согласно изобретению снабжен крепежными изделиями, образующими друг с другом соединение винт-гайка, распорными втулками с торцевыми поверхностями, имеющими длину, равную расстоянию между установленными друг против друга листами, образующими головку и хвостовик, на корпусе выполнены сквозные отверстия для размещения в них крепежных изделий, соединяющих друг с другом листы, с образованием полости, в которой размещен корпус, при этом толщина корпуса меньше толщины полости, распорные втулки размещены в полости и частично в сквозных отверстиях и установлены коаксиально относительно крепежных изделий так, что их торцевые поверхности взаимодействуют с листами, причем ширина сквозного отверстия равна сумме толщины торцевых поверхностей распорных втулок и величины хода перемещения подвижной части относительно неподвижной части.
Именно предлагаемое исполнение конструкции ригеля обеспечивает расширение арсенала технических средств определенного назначения путем создания новой конструкции ригеля, которая позволяет вынести суждение о достижении указанного технического результата благодаря наличию новых конструктивных элементов и новой функциональной взаимосвязи между ними.
Из приведенного перечня признаков заявляемого ригеля и решения поставленной задачи наглядно видно, что заявляемое техническое решение представляют собой новую совокупность признаков как сочетание известных и новых признаков, обеспечивающих получение нового технического результата. Новый технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в расширении арсенала технических средств для конструкции ригеля.
Заявляемый объект промышленно применим, т.к. может быть использован в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства, где используются замки, запорные системы и их составные части. Для изготовления ригеля могут быть использованы известные средства и методы, используемые в машиностроении при изготовлении деталей и узлов, преимущественно, из стального металлопроката. Ряд деталей ригеля может быть изготовлен из стандартизованного металлопроката известными методами. С использованием известных средств и методов действительно возможно осуществление изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в формуле изобретения.
Техническое решение заявляемого объекта соответствует критерию "новизна", т.к. оно не известно из уровня техники на данный момент. Не известна из уровня техники совокупность существенных признаков заявляемого технического решения и их влияние на получение требуемого технического результата.
Техническое решение заявляемого ригеля соответствует критерию "изобретательский уровень", т.к. не выявлены решения, имеющие признаки, совпадающие с его отличительными признаками, и не обнаружена известность влияния отличительных признаков на получаемый технический результат. Между существенными признаками заявляемого объекта и достигаемым техническим результатом существует причинно-следственная связь.
Таким образом, заявляемое техническое решение - "Ригель" соответствует всем критериям, предъявляемым к изобретению, и обеспечивает получение нового технического результата.
На фиг.1 - показан общий вид ригеля; на фиг.2 - сечение А-А фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.3 - общий вид корпуса ригеля (вид спереди); на фиг.4 - сечение Б-Б фиг.2 (вариант 1); на фиг.5 - сечение Б-Б фиг.2 (вариант 2); на фиг.6 - вид В на фиг.3.
Ригель содержит подвижную и неподвижную части, сообщенные между собой, причем подвижная часть образована головкой и хвостовиком, которые скреплены друг с другом, и включает: листы 1, 2 (см. фиг.1, 2) со сквозными отверстиями 14 (см. фиг.4) (сквозные отверстия 14 выполнены на листе 2 и аналогичные сквозные отверстия выполнены на листе 1, но условно не обозначены в силу очевидности), полость 3 толщиной, равной h1, крепежные изделия 4, 5 скрепленные друг с другом и образующие соединения винт-гайка, причем крепежные изделия 5 являются гайками со сквозными отверстиями 13 (они необходимы для захвата и последующего поворота крепежного изделия), а крепежные изделия 4 являются винтами, распорные втулки с торцевыми поверхностями 6, которые имеют длину, равную h1, и толщину, равную d1, опорные элементы 7 со сквозными отверстиями 8 с диаметром, равным d, и фиксаторы 15 (см. фиг.3 их может и не быть), а неподвижная часть образована корпусом 10 (см. фиг.1-3) со сквозными отверстиями 12, каждое из которых имеет высоту, равную h6, и ширину, равную h5, с направляющей, причем направляющая образована в виде отдельных отверстий 11 (см. фиг.1, 3, 6) длиной, равной h4, и шириной, равной h3 (на корпусе 10, в качестве примера, показано четыре отверстия 11). Корпус 10 образован в виде, по меньшей мере, двух вертикальных стоек, выполненных, преимущественно, из труб, которые отстоят друг от друга на некотором расстоянии и скреплены друг с другом посредством горизонтально ориентированных соединительных элементов, выполненных, преимущественно, из швеллеров или труб, на которых выполнены сквозные отверстия 12. Ригель содержит в своем составе элементы трения качения или/и элементы трения скольжения 9 (на фиг.1 в качестве указанных элементов, для примера, показаны элементы трения качения, образованные шарами (шариками) с диаметром, равным d2). Наибольший практический интерес представляют элементы трения скольжения (на фиг.1 их показано четыре штуки) с точки зрения эффективности эксплуатации ригеля и срока службы указанного изделия. В качестве элементов трения могут быть использованы стандартизованные шарики или ролики как элементы подшипников качения. В качестве элементов трения скольжения могут быть использованы ролики, размещенные вдоль направления перемещения подвижной части ригеля, при этом ролики не будут вращаться и они будут реализовывать процесс трения скольжения. В конструкции ригеля могут быть использованы одновременно элементы трения скольжения и трения качения, например два ролика и два шарика, в этом случае будут одновременно реализовываться процессы трения скольжения и трения качения. Таким образом, заявителем доказана возможность использования в формуле изобретения словесной конструкции "или/и".
Подвижная часть, образованная головкой и хвостовиком, сообщена с корпусом и установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль последней на величину, равную ходу перемещения h. Головка и хвостовик образованы листами 1 и 2, которые установлены друг против друга на расстоянии, равном h1, согласно фиг.2, скрепленными друг с другом с образованием полости 3, причем размер h2 определен между поверхностями листов 1 и 2, обращенными в сторону полости 3, и в связи с этим толщина полости 3 равна h1. Листы 1 и 2 скреплены друг с другом, например, крепежными изделиями 4 и 5, согласно фиг.2, причем крепежные изделия 4 образованы винтами или болтами, а крепежные изделия 5 образованы гайками с резьбовыми участками. Крепежные изделия 4 и 5 размещены соосно друг напротив друга и взаимодействуют друг с другом посредством резьбовых поверхностей и образуют разъемное соединение винт-гайка. Распорные втулки 6 (см. фиг.2), имеющие длину, равную h1, размещены в полости 3 и установлены коаксиально крепежным изделиям 4 и 5, причем торцевые части распорных втулок 6 контактируют с поверхностями листов 1 и 2 и обеспечивают расположение листов 1 и 2 друг относительно друга на расстоянии, равном h1. Опорные элементы 7 (см. фиг.1) со сквозными отверстиями 8 закреплены, по меньшей мере, к одному листу 1 или 2, причем d меньше d2. Элементы трения качения или/и элементы трения скольжения 9 размещены в полости 3 между корпусом 10 и опорными элементами 7 и взаимодействуют с краями отверстий 11, длина которых равна h4, a ширина, равна h3 (см, фиг.6), причем h3 меньше d2, а h4 равна или больше (h+d2), где h ход перемещения подвижной части относительно неподвижной части. Толщина неподвижной части, т.е. корпуса 10, - h2, причем h2 меньше h1. Листы 1 и 2 выполнены, преимущественно, из стали и имеют толщину, преимущественно, 2-4 мм. Корпус 10 (см. фиг.1, 4) образован, преимущественно, из стали и содержит в своем составе вертикальные и горизонтальные участки. Для изготовления корпуса 10 могут быть использованы стандартизованные - труба, или уголок, или швеллер, а также разные их сочетания. Отверстия 11 образованы на горизонтальных участках корпуса 10, Крепежные изделия 4, 5 проходят через сквозные отверстия, выполненные в листах 1 и 2, и обеспечивают соединение листов 1 и 2 друг с другом. Для обеспечения более эффективного завинчивания крепежных изделий 5 (гайки) и формирования соединения винт-гайка, крепежные изделия 4 не должны при этом проворачиваться в сквозных отверстиях 14 (см. фиг.4). Для обеспечения данного свойства отверстия 14 и ответные части крепежных изделий 4 (винтов или болтов) выполняются некруглой формы (см. фиг.4) или используют фиксаторы 15 (см. фиг.6), h5 равен сумме d1 и h, где h - ход перемещения подвижной части относительно неподвижной части.
Ригель работает следующим образом.
Для перемещения подвижной части ригеля относительно неподвижной его части, закрепляют неподвижную часть, т.е. корпус 10, к опорной поверхности, а затем перемещают подвижную часть относительно неподвижной части (направление перемещения на фиг.1 показано стрелками) на величину хода h, в результате такого перемещения элементы, например, качения 9, прокручиваясь и взаимодействуя с краями отверстий 11 и сквозных отверстий 8, переместятся совместно с подвижной частью, а внешняя поверхность одной из распорных втулок 6 (см. фиг.2) войдет во взаимодействие с краем сквозного отверстия 12. Одна из распорных втулок 6 выполняет функцию ограничителя перемещения подвижной части ригеля или засова относительно его неподвижной части на величину, равную ходу перемещения h. В предложенной конструкции ригеля обеспечивается перемещение подвижной части относительно неподвижной части на заданную величину h. Кроме того, предложенный ригель имеет повышенные прочностные свойства, которые обеспечиваются определенным выполнением корпуса, головки и хвостовика, а также определенной функциональной взаимосвязью отдельных элементов конструкции, которые описаны выше.
В результате предложенных конструктивных особенностей отдельных элементов ригеля, а также их размещения друг относительно друга, обеспечивается новая функциональная связь элементов ригеля и получение нового технического результата.
Таким образом, заявляемое техническое решение обеспечивает достижение поставленной задачи и получение нового технического результата.
Ригель, содержащий подвижную и неподвижную части, сообщенные друг с другом, причем подвижная часть образована головкой и хвостовиком, скрепленными друг с другом, а неподвижная часть образована корпусом с направляющей, при этом подвижная часть сообщена с корпусом и установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль неподвижной части на величину, равную ходу перемещения, посредством элементов трения качения и/или элементов трения скольжения и опорных элементов для их фиксации, причем последние закреплены, по меньшей мере, на одном листе подвижной части, а элементы трения качения и/или элементы трения скольжения размещены в полости между корпусом и опорными элементами, отличающийся тем, что он снабжен крепежными изделиями, образующими друг с другом соединение винт-гайка, распорными втулками с торцевыми поверхностями, имеющими длину, равную расстоянию между установленными друг против друга листами, образующими головку и хвостовик, на корпусе выполнены сквозные отверстия для размещения в них крепежных изделий, соединяющих друг с другом листы, с образованием полости, в которой размещен корпус, при этом толщина корпуса меньше толщины полости, распорные втулки размещены в полости и частично в сквозных отверстиях и установлены коаксиально относительно крепежных изделий так, что их торцевые поверхности взаимодействуют с листами, причем ширина сквозного отверстия равна сумме толщины торцевых поверхностей распорных втулок и величины хода перемещения подвижной части относительно неподвижной части.