Способ герметизации свинцового аккумулятора
Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении свинцовых аккумуляторов. Изобретение направлено на решение задачи увеличения надежности герметизации бака с крышкой свинцового аккумулятора. Поставленная задача достигается тем, что крышка, имеющая скосы боковых стенок 3-5°, помещается внутрь бака с образованием сквозного паза, дно которого закрывается установкой легкосжимаемой прокладки из вспененного полимерного материала, а герметизация осуществляется заполнением паза под давлением высокопрочным ударопрочным адгезивом (прочность склеивания 90-120 кгс/см2). Герметизация по предлагаемому способу обеспечивает надежное заполнение герметизируемого зазора адгезивом, устраняет контакт с ним электролита, за счет чего повышается надежность и срок службы аккумулятора, что является техническим результатом изобретения. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при изготовлении свинцовых аккумуляторов.
Известен способ герметизации свинцового аккумулятора (М.А. Дасоян, В.В. Новодережкин, Ф.Ф. Томашевский "Производство электрических аккумуляторов", "Высшая школа". М., 1970, стр.132-134, стр.282-283), выбранный в качестве аналога, заключающийся в заливке битумными мастиками зазора между внутренними верхними кромками баков и торцами крышек, имеющими соответствующие скосы, с применением асбестового или резинового шнуров.
Недостатком известного способа герметизации свинцового аккумулятора является способность заливочных мастик трескаться, размягчаться и терять свои диэлектрические свойства в широком интервале температур, недостаточная механическая прочность.
В качестве прототипа выбран способ герметизации свинцового аккумулятора (Патент РФ № 2158989 от 21.09.1998 "Способ герметизации свинцового аккумулятора большой мощности"), заключающийся в герметизации опирающейся на бак крышки с помощью штифтов, размещаемых в отверстиях боковых стенок бака и соосно расположенных с ними глухих отверстиях торцевых кромок крышек на герметизируемых компаундах.
Недостатком прототипа является то, что такой способ герметизации не обеспечивает надежное заполнение герметиком зазора между боковыми стенками бака и крышки. При воздействии ударных нагрузок может происходить разрушение крышки и боковых стенок бака. Кроме того, при данном способе герметизирующий компаунд находится в контакте с сернокислотным электролитом, в результате чего происходит его химическая деструкция, приводящая к разрушению герметизирующего слоя и снижению срока службы аккумулятора.
Предлагаемое изобретение направлено на устранение указанных недостатков аналога и прототипа и на решение задачи увеличения надежности герметизации бака с крышкой свинцового аккумулятора.
Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом способе герметизации свинцового аккумулятора, сущность которого заключается в помещении крышки на блок электродов, ее герметизации с полюсными выводами с помощью уплотнительных колец и гаек, установке штифтов, размещаемых в отверстиях бака и соосно расположенных с ними глухих отверстиях торцевых кромок крышек, герметизация осуществляется в помещении крышки, имеющей скосы боковых стенок 3-5°, внутрь бака с образованием сквозного паза, дно которого закрывается установкой легкосжимаемой прокладки из вспененного полимерного материала, и заполнением паза под давлением высокопрочным ударопрочным адгезивом (прочность склеивания 90-120 кгс/см2).
Сопоставительный анализ с известными способами герметизации свинцового аккумулятора показывает, что предлагаемое решение является новым.
Сущность изобретения поясняется чертежом и состоит в следующем. Блок электродов с крышкой после ее герметизации с полюсными выводами посредством уплотнительных колец и гаек опускают в бак 2 так, чтобы крышка 1, имеющая скосы боковых стенок, вошла внутрь бака и между боковыми стенками бака и крышкой образовался сквозной паз. В боковых стенках бака просверливаются сквозные отверстия, соосно с ними в крышке высверливаются глухие отверстия. В отверстия устанавливаются штифты 3, фиксирующие положение крышки. В паз между стенками бака и крышкой устанавливается прокладка 5 из вспененного полимерного материала, имеющая многократную степень сжатия и образующая дно паза, предотвращая контакт герметизирующего адгезива с сернокислотным электролитом аккумулятора. Подготовленный паз заполняется с помощью ручного пистолета или другого устройства высокопрочным ударопрочным адгезивом 4, при этом создаваемое давление обеспечивает стопроцентное заполнение паза. Герметизация по предлагаемому способу обеспечивает надежное заполнение герметизируемого зазора адгезивом, устраняет контакт с ним электролита, за счет чего повышается надежность и срок службы аккумулятора, а применение высокопрочного герметика обеспечивает требования ударовибропрочности аккумуляторов. Способ обеспечивает надежный визуальный контроль проведения процесса герметизации.
Пример осуществления способа (см. чертеж). В бак 2 опускают крышку 1 с блоком электродов. Верх крышки с помощью подъемного устройства выравнивают с верхними торцами бака, после чего просверливаются отверстия в стенках бака и соосные глухие отверстия в крышке диаметром 10,1 мм, в которые устанавливают стеклопластиковые штифты 3 диаметром 10 мм. В паз между баком и крышкой (шириной в верхней части 3 мм и нижней части 1 мм) с помощью тонкой пластины устанавливают прокладку так, чтобы она образовала дно паза толщиной 8-10 мм. В качестве прокладочного материала используется полоска из вспененного полиэтилена, имеющего исходную толщину 10 мм. Подготовленный паз заполняют под давлением 0,2-0,3 кг/см2 кремнийсодержащим эпоксидным адгезивом с помощью ручного пистолета для герметиков. Отверждение адгезива проводят при температуре 20-35°С в течение суток. После отверждения прочность соединения бака с крышкой не менее 110 кгс/см2, что обеспечивает надежную прочность и ударостойкость герметизации.
Способ герметизации свинцового аккумулятора, заключающийся в помещении крышки на блок электродов, ее герметизации с полюсными выводами с помощью уплотнительных колец и гаек, установке блока в бак, установке штифтов, размещаемых в отверстиях боковых стенок бака и соосно расположенных с ними глухих отверстиях торцевых кромок крышки, отличающийся тем, что крышка выполнена со скосами боковых стенок 3-5° и образует паз между стенками бака и крышки, в который устанавливают прокладку, образующую дно паза и выполненную из вспененного полимерного материала, имеющего многократную степень сжатия, после чего паз заполняют под давлением кремнийорганическим эпоксидным адгезивом, обеспечивающим прочность склеивания 90-120 кгс/см2.