Прибор для определения рентабельности судового рейса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
fi
3. ч
ti л t
F о .
I № 22972
Класс 42m, Зб
1 йвтооекое евидетельетво не изобретенне. прибора для определения рентабельности судового рейса.
К авторскому свидетельству И. Ф. Винокура, заявленному 5 сентября
1928 года (заяв, саид. M 32223).
О выдаче авторского свидетель.тва оауоликовано 30 сентября 1931 года.
Предлагаемое изобретение касается приборов для определения рентабельности судового рейса, снабженных насаженными на валике ящика параллельно друг другу, зубчатыми колесами, диаметры которых, . с целью указания действительной себе1 стоимости реиса при различных скоростях, Ю убывают по закону гиперболы. Каждое ! колесо снабжено бесконечной перфориро- ванной лентой, выходящей наружу прибора и снабженной двумя указателями, могущими передвигаться как-вдоль ленты, так и вместе с лентой и устанавливаемыми по некоторой кривой диаграммы, указывающей размеры эксплоатационных расходов в каждом отдельном случае, с целью получения себестоимости рейса.
На чертеже фиг. 1 изображает диаграмму, себестоимости, рентабельности прибыль- ных и убыточных скоростей рейса; фиг. 2 —; фиг. 3— вид его сбоку; фиг. 4 — вид его сверху; фиг. 5 — вид подвижных указателей на перфорированных лентах.
Себестоимость одной ходовой мили; судна слагается из расходов постоянных, имеюших место независимо от того,, находится ли судно на стоянке или на ходу (амортизация, страхование, зарплата, отчисления на береговой аппарат и т.п.) и расходов переменных (топливо и смазка), которые имеют место только на ходу.
Постоянные расходы на милю падают при возрастании скорости по формуле: а= (4, V), а переменные, наоборот, возростают в квадрате по формуле: Qi/@=
= (Г /Р )2, а будучи вынесены к одной ходовой миле—
qi òv 1 lV1
&=К»- ъ
q F У т.-е. возрастают в первой степени.
Себестоимость одной мили при разных скоростях получится сложением ординаты гиперболы и прямой. На фиг. 1 а, а —гипербола Ь, Ь вЂ” прямая, с, с — суммарная кривая. Если умножить эту кривую на число миль рейса, получим себсстоимость хода за весь рейс; характер кривой от этого не изменится, а только изменится масштаб. Если себестоимость стоянки под грузовыми операциями составляет в масштабе фиг. 1 отрезок А — 4, а стоимость суток простоя о; — I . и если предпало жить, что в частном случае было четверо, суток стоянки под грузовыми операциями
;r двое суток чистого простоя, то, отложив на той же фиг. 1 четыре раза отрезок
А — А и два раза отрезок I > — В, получим полную себестоимость рейса в целом,, Если на этом же чертеже, начиная от i э
Ь> — В2, отложим вверх размер фрахта за I рейс I — E, получаем следующую картину: в точках, соответствующих скоростям
Vi V», фрахт пересекает себестоимость, т.-е. при этих скоростях рейс не поибы- i лен и не убыточен. Все скорости между;
V» и » прибыльны, так как прямая фрахта лежит выше криой себестоимости; наоборот, скорости, меньшие Г и боль-
1 шие V», убыточны, так как фрахт ниже себестоимости. Разнкца между прямой фрахтов и кривой себестоимости во, взятом масштабе сразу дает размер прибь;ли или убытка для каждой кон-, кретной скорости.
Предлагаемый прибор для определения . рентабельности судового рейса предста- вляет собой деревянную коробку, »a крышке которой, с наружи (фиг. 4), получается интересующая нас диаграмма.
Внутри коробки проходит валик, на который наглухо насажен ряд зубчатых j колес 2,2, диаметры которых убывают в .одном направлении по закону гиперболы. В верхней крышке прибора сделаны два выреза ЕЬ и ЯХ По бокам крышки в йазах вставлены масштабные линейки, которые могут вдвигаться и выдвигаться ! из прибора в обоих направлениях. Вблизи прорезов проходят два валика ТХ и I7IE, на которые свободно насажены маленькие шкивы-ролики. На каждом зубчатом, колесе имеется самостоятельная бесконеч- j ная перфорирования лента с дырочками, соответствующими зубцам своего . колеса., Ход ленты нетрудно усмотреть из фиг. 3 и 4. Охватывая зубчатое колесо, через прорез Ah, она выходит наружу, где проходит между прорезами ЛЪ и ЛИ,: входит в прорез 31iV и возвращается ,обратно на зубчатое колесо. На каждой ленте имеется по два медных указателя (фиг. 5), представляющих согнутую мед- ную пластинку, охватывающую ленту., !
Если движется лента, то с нею движется и указатель. Но, так как указатель, закреплен на ленте не наглухо, то его можно свободно передвигать от руки вдоль ленты. Наконец, в пазах Х вЂ” Х передвигается вдоль прибора целлюлоидная пластинка 3 — У (фиг. 2).
Для нахождения себестоимости, рентабельности, экономической скорости, сгоростей прибыльных и убыточных, размера прибыли или убытка и т. п. нужно на прибоое, получить диаграмму фиг. 1. Все указатели пеоедвигаются от руки но своим лентам на расстояния,хаоактеризующие расход топлива при данной осадке и данном сорте топлива. После этого проворачивается ручка так, чтобы указатель первой ленты, соответствующий наибольшей зубчатке, прошел (глядя на линейку) расстояние, соответствующее постоянному расходу в час. Тогда остальные указатели пройдут пути, изменяющиеся по закону гиперболы и покажут, таким образом, какой расход падает на милю при разных скоростях. Производя последовательно оба действия, тем самым складывают постоянные и переменные расходы и получают суммарную кривую себестоимости при разных скоростях.
Прибавление расходов, вызываемых стоянками, производится помощью выдвижения масштабной линейки наружу на нужную величину, Наконец, сравнение фрахта с себестоимостью производится путем передвижения целлюлоидной пластинки У вЂ -У на нужную величину.
Совершенно аналогично производится подсчет полного расхода топлива при разных скоростях, а следовательно, экономической скорости хода, наибольшего расстояния, которое можно пройти с данной скорость."а, и необходимого запаса топлива для прохождения известного расстояния.
Предмет изобретения.
Прибор для определения рентабельности судового рейса, отличающийся применением закрепленных на валике 1 (фиг. 3) в ящике параллельно друг другу зубчатых колес 2, 2 (фиг. 3), диаметры коих, с целью указания действительной, себестоимости рейса при различных скоростях, убывают по закону гиперболы (фиг. 2) и на которые надеты выходящие через прорезы на поверхность крышки ящика бесконечные фиг
Типография „(оиетекий Печатник". Мехова., 40. перфорированные ленты с двумя подвижными указателями 3 на каждой (фиг. 5), устанавливаемыми по некоторой конвой диаграммы, указывающей размеры эксплоатационных расходов в каждом отдельном случае, с целью получения действительной себестоимости рейса при данных условиях.