Способ коррекции стрессорной реакции и адаптационной стратегии организма при выполнении оперативных вмешательств

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в анестезиологии, общей хирургии, нейрохирургии. Перед планируемым оперативным вмешательством пациенту вводят селективный бета-блокатор небилет и препарат группы оксикамов мовалис и на этом фоне за двое суток до операции внутривенно капельно вводят 500000 ЕД рекомбинантного интерлейкина -2. Способ позволяет снизить реакцию организма на хирургический стресс, что достигается за счет целенаправленного влияния на центральное звено регуляции стрессорной реакции. 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в анестезиологии, общей хирургии, нейрохирургии.

Из уровня техники известен способ длительной антистрессорной терапии у хирургических больных (Патент №2061507, опубликован 1996.06.10, МПК: А 61 М 21/00), включающий использование наркотических анальгетиков - промедола 1% - 1,0-2,0 мл, фентанила 0,005% - 1,0-2,0 мл через 20 минут; ваголитика - атропина 0,1% - 0,5-1,0 мл; антигистаминного препарата 1% - димедрола 0,5-1,5 мл, малого транквилизатора - реланиума, седуксена 0,5% - 0,5-1,5 мл, барбитурата - тиопентала натрия 1% - 300-400 мг, миорелаксантов - дитилина 2% - 5-10 мл, ардуана 2-4 мг, закисно-кислородной смеси (2:1). Новым в способе является то, что больному дополнительно в предоперационном периоде внутримышечно вводят ганглиоблокатор - пентамин 5% - 0,5-1,0 мл, альфа-адренолитик - пирроксан 1% - 0,5-1,0 мл и бета-адренолитик - обзидан 0,1% - 0,5-1,0 мл; во время операции капельно вводили альфа-адренолитик - пирроксан 1% - 0,5-1,0 мл, ганглиоблокатор - пентамин дробно по 5-15 мг в общей дозе 1-1,5 мг/кг; после операции в течение 5-7 дней внутримышечно пентамин 5% - 0,5-1,0 × 4 раза, пирроксан 1% - 0,5-1,0 мл × 3 раза, обзидан 0,1% - 0,5-1,0 мл × 3 раза.

Данный способ не позволяет превентивно воздействовать на центральные механизмы активации стрессорной реакции, а воздействует на уже запущенный каскад патологических стрессорных ответов на операционную травму.

Известен способ пртивоишемической защиты тканей конечности при операциях и травмах опорно-двигательной системы (Патент №2082396, опубликован 27.06.1997 г., МПК: А 61 К 31/00; 31/74). Данный способ включает введение до, во время и после операции реополиглюкина, трентала, компламина, витамина Е. При этом во время операции регионарную пролонгированную анестезию проводят раствором анестетика, дополнительно содержащим препарат, обладающий свойствами синовиальной жидкости, водорастворимый антиоксидант и глюкокортикостероидный препарат в средних терапевтических дозах при температуре раствора +4, +5°С, заканчивают анестезию введением антидезагреганта, а в восстановительном периоде указанный раствор вводят в сухожильно-мышечную зону паратендинально и параневрально до начала и в процессе реабилитации, кроме того, дополнительно до и после операции или после травм вводят альфа-адреноблокатор в средних терапевтических дозах.

Данный способ обеспечивает противоишемическую защиту тканей путем снижения метаболизма в них, но требует применения препаратов в охлажденном (до +4, +5°С) виде, а также влияет на уже развивающиеся изменения, не затрагивая центральных механизмов их запуска.

Наиболее близким к заявляемому является способ профилактики стрессорной реакции при оперативных вмешательствах (Патент №2008000, опубликован 1994.02.28, МПК: А 61 К 31/00), который и выбран в качестве прототипа. Сущность данного способа заключается в том, что при его осуществлении способа больному вводят седуксен за 1,5-2 ч до операции, сразу после нее и через 18-20 ч после операции. В те же самые сроки вводят кальция пантотенат, аскорбиновую кислоту, токоферола ацетат.

Данный способ не позволяет снизить регуляторное влияние цитокиновой системы активации стрессорной реакции, поскольку предлагаемые лекарственные препараты по своему фармакологическому эффекту не затрагивают цитокиновую систему, участвующую в активации стрессорной реакции организма на операционную травму.

Технический результат предлагаемого способа коррекции стрессорной реакции и адаптационной стратегии организма при выполнении оперативных вмешательств заключается в снижении реакции организма на хирургический стресс и формировании адаптационной стратегии.

Данный результат достигается тем, что способ коррекции стрессорной реакции и адаптационной стратегии организма при выполнении оперативных вмешательств включает введение лекарственных средств и отличается тем, что перед планируемым оперативным вмешательством пациенту вводят селективный бета-блокатор небилет, обладающий влиянием на систему NO-образования в стенках сосудов и головного мозга, и препарат группы оксикамов мовалис, способный проникать через гематоэнцефалический барьер и оказывать влияние на центральные структуры, и на этом фоне за двое суток до операции внутривенно капельно вводят 500000 ЕД рекомбинантного интерлейкина-2, который приводит к повышению уровня аденокортикотропного гормона (АКТГ).

Известные способы коррекции выраженности реакции организма на хирургический стресс и формирование адаптационной стратегии традиционно ограничены использованием средств и методов защиты тканей от уже развившейся гиперреактивности и включают использование бета-блокаторов, витаминов в достаточно высоких дозах, антиоксидантов, нестероидных противовоспалительных средств, агонистов гонадотропин-релизинг-гормонов, антицитокинов, или препаратов с невыясненным механизмом воздействия - адаптогенов. В то же время в литературе не описано четких схем, позволяющих целенаправленно влиять на центральное звено регуляции стрессорной реакции.

Предоперационное введение рекомбинантной формы интерлейкина-2 ведет к уменьшению эндогенного уровня ИЛ-2 и ИЛ-1 в ряде структур головного мозга, снижению количества рецепторов (CD25) к интерлейкину и увеличению концентрации растворимой формы рецептора ИЛ-2. Таким образом, при выполнении оперативного вмешательства снижается регуляторное влияние цитокиновой системы активации стрессорной реакции, интенсивность которой зависит от степени тканевого повреждения, то есть травматичности оперативного приема. Применение бета-блокатора с эффектом воздействия на сосудистую систему оксида азота не только предотвращает интерлейкин-зависимую стимуляцию синтеза и секреции АКТГ и оказывает периферическую гистопротекцию, свойственную всем бета-блокаторам. В то же время функционирование всех других систем реализации стрессорного ответа остается в физиологических границах. Применение нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) группы оксикамов предотвращает такие нежелательные эффекты введения ИЛ-2, как озноб и повышение температуры.

Проведенные исследования подтверждают эффективность данного способа коррекции стрессорной реакции и адаптационной стратегии организма при выполнении оперативных вмешательств на приведенных ниже примерах.

Пример 1. Пациентка А., 58 лет, поступила в хирургическое отделение для проведения планового оперативного лечения по поводу желчно-каменной болезни (ЖКБ), хронического калькулезного холецистита. Сопутствующие заболевания: ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения 2 функционального класса, гипертоническая болезнь 2 стадии, 2 степени, риск 2, язвенная болезнь желудка (ремиссия), мочекаменная болезнь (МКБ), хронический пиелонефрит в стадии ремиссии, варикозная болезнь вен нижних конечностей 3 стадии, посттромбофлебитический синдром (ПТФС), реканализованная форма, хроническая венозная недостаточность (ХВН) 2 степени, ожирение 3 степени, метаболический синдром.

В предоперационном периоде за 4 суток до оперативного вмешательства был назначен препарат «Небилет» по 1 т × 1 раза в сутки и мовалис 1 т (7,5 мг) × 1 раз в сутки, на фоне этого за двое суток до операции внутривенно капельно введено 500000 ЕД «Ронколейкина». Пациентка оперирована лапароскопическим доступом, выполнена холецистэктомия от шейки.

Интраоперационные уровни стресс-индикаторных гормонов отображены в таблице 1.

В послеоперационном периоде проводилась профилактическая антибактериальная терапия (амикацин 1,0×1 р/сут 3 дня), анальгезия осуществлялась в/м 2-кратным введением мовалиса в первые сутки, затем перорально. Нормализация уровня пролактина отмечалась к 3 суткам, фазическая и тоническая секреция АКТГ к 5 суткам, экскреция 17-ОН кортикостероидов (кортизол, кортизон, 17-окси-11-дезоксикортикостерон, тетрагидрокортизон, тетрагидрокортизол, тетрагидро-17-окси-11-дезоксикортикостерон) к восьмым суткам. Для сравнения у пациенток данного возраста нормализация показателей происходит соответственно к 5, 9 и 15 суткам.

Пациентка выписана на седьмые сутки в удовлетворительном состоянии, общеклинические лабораторные анализы в пределах нормы, ухудшения течения сопутствующих соматических заболеваний не отмечено.

Пример 2. Пациентка В., 48 лет, поступила в хирургическое отделение для проведения планового оперативного лечения по поводу миомы матки, роста опухоли, гиперполименореи, ЖКБ, хронического калькулезного холецистита. Сопутствующие заболевания: ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения 2 функционального класса, гипертоническая болезнь 3 стадии, 3 степени, риск 3, язвенная болезнь желудка в стадии ремиссии, МКБ, хронический пиелонефрит в стадии ремиссии, варикозная болезнь вен нижних конечностей 3 стадии, ХВН 2 степени, ожирение 3 степени, метаболический синдром.

В предоперационном периоде за четверо суток до оперативного вмешательства был назначен препарат «Небилет» по 1 т × 1 раз в сутки и мовалис 1 т (7,5 мг) × 1 раз в сутки, на фоне этого за двое суток до операции внутривенно капельно введено 500000 ЕД «Ронколейкина». Пациентка оперирована лапароскопическим доступом, выполнена холецистэктомия от шейки и надвлагалищная ампутация матки.

Интраоперационные уровни стресс-индикаторных гормонов показаны в таблице 2.

В послеоперационном периоде проводилась профилактическая антибактериальная терапия (Цефазолин 1,0×3 раза в сутки 3 дня), анальгезия осуществлялась внутримышечно двукратным введением мовалиса в первые сутки, затем перорально. Нормализация уровня пролактина отмечалась к четвертым суткам, фазическая и тоническая секреция АКТГ к пятым суткам, экскреция 17-ОН кортикостероидов (кортизол, кортизон, 17-окси-11-дезоксикортикостерон, тетрагидрокортизон, тетрагидрокортизол, тетрагидро-17-окси-11- дезоксикортикостерон) к восьмым суткам. Для сравнения у пациенток данного возраста нормализация показателей происходит соответственно к седьмым, двенадцатым и восемнадцатым суткам.

Пациентка выписана на седьмые сутки в удовлетворительном состоянии, общеклинические лабораторные анализы в пределах нормы, ухудшения течения сопутствующих соматических заболеваний не отмечено.

Табл.1
ПоказательКонтрольная группаГруппа сравнения
Пролактин (мкед/л)1806,4*3220±180
АКТГ (нг/мл)42,5*96,2±12,4
Кортизол (нмоль/л)510,2*780,4±26,9

Примечание: * Р<0,001.

Табл.2
ПоказательКонтрольная группаГруппа сравнения
Пролактин (мкед/л)1724,3*3220±180
АКТГ (нг/мл)40,8*96,2±12,4
Кортизол (нмоль/л)518,4*780,4±26,9

Примечание: * Р<0,001.

Способ коррекции стрессорной реакции и адаптационной стратегии организма при выполнении оперативных вмешательств, включающий введение лекарственных средств, отличающийся тем, что перед планируемым оперативным вмешательством пациенту вводят селективный бета-блокатор небилет и препарат группы оксикамов мовалис, и на этом фоне за двое суток до операции внутривенно капельно вводят 500000 ЕД рекомбинантного интерлейкина-2.