Топливо нефтяное легкое
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу топлива нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок. Топливо содержит 4-10% мазута, 2-10% гудрона, 10-30% легкого газойля каталитического крекинга, 5-10% тяжелого газойля каталитического крекинга, 8-10% прямогонного дизельного топлива и до 100 остатка висбрекинга тяжелой нефтяной фракции. В отдельных случаях топливо может содержать до 5 мас.% легкого газойля коксования и 0,02-0,1 мас.% депрессорной присадки на основе сополимеров этилена с винилацетатом. Подобранное соотношение компонентов позволит повысить стабильность топлива при транспортировании и хранении, расширить ассортимент и увеличить выработку высококачественных топлив при рациональном использовании низкокачественных продуктов, имеющихся на нефтеперерабатывающих заводах. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к составу топлива нефтяного легкого, предназначенного для использования в среднеоборотных дизельных двигателях судовых энергетических установок.
Топливо нефтяное легкое может вырабатываться на основе прямогонных дистиллятных и остаточных фракций, а также продуктов вторичного происхождения и их смесей.
Известно топливо нефтяное судовое, содержащее 36-42 мас.% прямогонного мазута, 42-48 мас.% прямогонного дизельного топлива, 10-22 мас.% газойля коксования или каталитического крекинга. ("Химия и технология топлив и масел", 1978, №3, с.28-30).
Однако это топливо характеризуется нестабильностью температуры застывания при хранении и содержания неоправданно большого количества дистиллятных фракций - до 70 мас.%.
Известно также топливо для судовых энергетических установок, содержащее 5-30 мас.% гудрона, до 25 мас.% широкой вакуумной фракции 260-510°С или продуктов висбрекинга полугудрона и широкой вакуумной фракции 260-510°С, 20-25 мас.% легкого газойля каталитического крекинга, 15-40 мас.% гидроочищенного дизельного топлива, до 0,05 мас.% депрессорной присадки и до 100 мас.% прямогонного мазута.
(Патент РФ №2155211, С 10 L 1/04, 2000 г.).
Высокое содержание (до 40 мас.%) в составе топлива высококачественного продукта - гидроочищенного дизельного топлива, а также мазута прямогонного ограничивает его выработку.
Наиболее близким к заявляемому является топливо нефтяное судовое, содержащее в мас.%:
Гудрон | 10-15 |
Легкий газойль каталитического крекинга | 15-30 |
Тяжелый газойль каталитического крекинга | 10-20 |
Гидроочищенное дизельное топливо | 19-30 |
Мазут | до 100 |
(Патент РФ №2139912, С 10 L 1/04, 1/18, 1999 г.).
Однако этот состав топлива не обладает высокой стабильностью, что приводит к расслоению судового топлива при его транспортировании и хранении, кроме того, топливо содержит в своем составе значительные количества гидроочищенного дизельного топлива и мазута прямогонного.
Задачей изобретения является повышение стабильности топлива, расширение ассортимента и увеличение производства высококачественных топлив для использования в судовых энергетических установках.
Для решения поставленной задачи предлагается топливо нефтяное легкое, содержащее в мас.%:
Мазут | 4-10 |
Гудрон | 2-10 |
Легкий газойль каталитического крекинга | 10-30 |
Тяжелый газойль каталитического крекинга | 5-10 |
Прямогонное дизельное топливо | 8-10 |
Остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции | до 100 |
Причем в отдельных случаях топливо может содержать до 5 мас.% легкого газойля коксования и 0,02-0,1 мас.% депрессорной присадки на основе сополимеров этилена с винилацетатом.
Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что в составе предлагаемого топлива прямогонный мазут максимально заменен на остаточные продукты глубокой переработки нефти и вместо гидроочищенного используют прямогонное дизельное топливо.
Подобранное соотношение компонентов позволит повысить стабильность топлива при транспортировании и хранении, расширить ассортимент и увеличить выработку высококачественных топлив при рациональном использовании низкокачественных продуктов, имеющихся на нефтеперерабатывающих заводах.
Предлагаемое топливо готовят путем смешения компонентов при перемешивании.
Для иллюстрации существа предлагаемого технического решения было приготовлено 5 образцов топлива.
Характеристика компонентов, вовлекаемых в состав топлива, приведена в таблице 1. В качестве основы предлагаемое топливо может содержать остаток висбрекинга гудрона или смеси гудрона с мазутом.
Состав приготовленных образцов и показатели качества приведены в таблице 2.
Данные, приведенные в таблице 2, показывают, что образцы предлагаемого топлива полностью соответствуют требованиям ГОСТ на топлива для судовых энергетических установок.
Таблица 1 | ||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ТОПЛИВА НЕФТЯНОГО ЛЕГКОГО. | ||||||||
№№ пп | НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ | Остаток висбрекинга гудрона | Легкий газойль кат. крекинга | Тяжелый газойль кат. крекинга | Прямогонное дизельное топливо | Гудрон | Мазут | Легкий газойль коксования |
1. | Температура застывания, °С | 10 | Минус 12 | 16 | Минус 13 | 30 | 21 | 2 |
2. | Вязкость условная при | |||||||
80°С | 6,6 | 1,20х | 2,30х | 1,32ХХ | 42,1 | 8,0 | 2,5 | |
100°С | 3,4 | - | - | - | 16,2 | 3,93 | 1,84 | |
3. | Вязкость кинематическая, мм2/с при | |||||||
80°С, | 50,2 | 2,7х | 14,8х | 4,10ХХ | 320 | 60,5 | 15,7 | |
100°С | 29,7 | - | - | - | 122,0 | 29,0 | 9,92 | |
4. | Массовая доля серы, % | 2,6 | 1,20 | 2,32 | 0,75 | 2,56 | 1,7 | 2,0 |
Коксуемость, % | 12,1 | 0,02 | 0,38 | 0,008 | 10,2 | 7,3 | 0,5 | |
х - при 50°С; хх - при 20°С |
Таблица 2 | ||||||
СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ТОПЛИВА НЕФТЯНОГО ЛЕГКОГО И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА | ||||||
№№ пп | КОМПОНЕНТЫ | Содержание компонентов, мас.% | ||||
Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 | Образец 5 | ||
1. | Легкий газойль каталитического крекинга | 30 | 20 | 10 | 15 | 22 |
2. | Тяжелый газойль кат. крекинга | 10 | 15 | 5 | 6 | 10 |
3. | Прямогонное дизельное топливо | 10 | 8 | 20 | 15 | 13 |
4. | Гудрон | 5 | 2 | 3 | 10 | 2 |
5. | Мазут | 5 | 10 | 4 | 4 | 10 |
6. | Легкий газойль коксования | 3 | - | - | - | 5 |
7. | Депрессорная присадка | - | - | - | 0,1 | - |
8. | Остаток висбрекинга | До 100 | До 100 | До 100 | До 100 | До 100 |
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА | ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ | |||||
1. | Вязкость условная при 50°С, град. ВУ | 3,80 | 4,62 | 4,80 | 4,76 | 3,71 |
2. | Вязкость кинематическая при 50°С, мм2/с | 27,6 | 34,1 | 36,4 | 35,0 | 27,0 |
3. | Температура застывания, °С | -6 | +2 | +6 | -3 | -4 |
4. | Массовая доля серы, % | 1,90 | 2,04 | 2,07 | 2,05 | 1,91 |
5. | Стабильность | |||||
- пятно | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
- общий осадок с химическим старением, % | 0,02 | 0,06 | 0,09 | 0,05 | 0,05 |
1. Топливо нефтяное легкое, содержащее мазут, гудрон, легкий газойль каталитического крекинга, тяжелый газойль каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит прямогонное дизельное топливо и остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Мазут | 4-10 |
Гудрон | 2-10 |
Легкий газойль каталитического крекинга | 10-30 |
Тяжелый газойль каталитического крекинга | 5-10 |
Прямогонное дизельное топливо | 8-10 |
Остаток висбрекинга тяжелой нефтяной фракции | До 100 |
2. Топливо нефтяное легкое по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит до 5 мас.% легкого газойля коксования.
3. Топливо нефтяное легкое по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно содержит депрессорную присадку на основе сополимеров этилена с винилацетатом в количестве 0,02-0,1 мас.%.