Состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий
Изобретение относится к области получения битумных композиций, содержащих полимерные добавки и предназначенных для использования в дорожном строительстве. Описывается состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий, включающий смесь битума и 1,2-полибутадиена, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности от 30 до 70%, содержанием 1,2-звеньев от 70 до 93% и среднемассовой молекулярной массой от 8000 до 120000; содержание синдиотактического 1,2-полибутадиена в битумной композиции находится в пределах от 1 до 7 мас.ч./100 мас.ч. битума. Достигается повышение качества и эксплуатационных свойств битумных композиций, повышается трещиностойкость получаемых на их основе асфальтобетонных покрытий, увеличивается срок эксплуатации асфальтобетонных покрытий. 3 з.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к области получения битумных композиций, содержащих полимерные добавки и предназначенных для использования в дорожном строительстве.
При строительстве автомобильных дорог широко применяются асфальтобетонные покрытия, одним из основных компонентов которых являются вяжущие - вязкие дорожные битумы, качество которых должно удовлетворять требованиям ГОСТ 22245-90.
Выпускаемые нефтеперерабатывающими заводами дорожные битумы зачастую не соответствуют техническим требованиям по таким показателям, как температура хрупкости, характеризующая морозостойкость битума, и температура размягчения, характеризующая устойчивость битума к действию повышенных температур. Кроме того, битумы и асфальтобетонные покрытия на их основе не обладают эластичностью, хотя известно, что это свойство имеет определяющее значение при эксплуатации дорожного покрытия в условиях многократных динамических нагрузок, особенно при пониженных температурах. Низкая растяжимость битумов при пониженных температурах и отсутствие эластичности являются основными причинами образования трещин в дорожном покрытии [Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства.- Автомоб. дороги: Обзорн. информ./Информавтодор; вып.4. - М., 2002, с.2-4].
С целью улучшения качества битумных композиций и придания им эластичности используют полимерно-битумные вяжущие - составы на основе битумов, содержащие полимерные добавки. В качестве полимерных добавок наибольшее применение нашли термоэластопласты и каучуки, в том числе полибутадиеновые каучуки.
Известен состав полимерно-битумного вяжущего для дорожного строительства на основе дорожного битума, включающий полимерную структурирующую добавку - масляный раствор синтетического высокомолекулярного полибутадиенового каучука (СВБ-М) 1,6-3% мас. и поверхностно-активную добавку - нефтеполимерную смолу 0,4-1,0% мас. (патент РФ №2119464). Использование данного состава позволяет несколько повысить тепло- и трещиностойкость асфальтобетонных покрытий.
Недостатком данного полимерно-битумного вяжущего является низкая температура размягчения, которая составляет 48-50°С (метод кольца и шара). Согласно ОСТ 218010-98 на полимерно-битумные вяжущие температура размягчения битумной композиции должна быть не ниже 56°С (табл.1). Недостаточная теплостойкость битумной композиции может привести к деформации дорожного полотна, особенно в условиях его эксплуатации при повышенных температурах.
Известен состав битумной композиции для дорожных покрытий (патент РФ №2238955, прототип), включающий битум, жидкий полибутадиеновый каучук и углеводородное масло при соотношении битум: полибутадиеновый каучук: масло от 94:4:2 до 96:3:1. В качестве жидкого каучука используют: цис-1,4-полибутадиен с молекулярной массой 200-70000 и содержанием 1,4-цис-звеньев от 30 до 75% или 1,2-полибутадиен с молекулярной массой 500-40000 и содержанием 1,2-звеньев от 20 до 70%. Использование данного состава, содержащего жидкий полибутадиеновый каучук, позволяет упростить технологию производства, повысить однородность получаемой композиции и снизить энергозатраты.
Недостатком данной композиции является низкая растяжимость при 25°С (25-30 см) и, особенно, при 0°С (11-12 см) (табл.1), что обусловлено низкой пластичностью битумной композиции при указанных условиях. Следствием низкой растяжимости битумной композиции при пониженных температурах является возможность образования трещин в дорожном покрытии.
Техническим результатом изобретения является улучшение качества битумной композиции для асфальтобетонных покрытий за счет повышения ее растяжимости (при 25 и 0°С) и стабильности при повышенных температурах, что приводит к повышению трещиностойкости дорожных покрытий и увеличению сроков их эксплуатации.
Указанный технический результат достигается тем, что в составе битумной композиции, включающей смесь битума и 1,2-полибутадиена, используется синдиотактический 1,2-полибутадиен при следующем соотношении компонентов, в мас.ч.: битум - 100, синдиотактический 1,2-полибутадиен - 1-7; используется синдиотактический 1,2-полибу-тадиен со степенью синдиотактичности от 30 до 70%, содержанием 1,2-звеньев от 70 до 93% и среднемассовой молекулярной массой от 8000 до 120000.
Синдиотактический 1,2-полибутадиен получают полимеризацией 1,3-бутадиена в растворе органического растворителя в присутствии катализатора (Патент РФ №2072362). Данное изобретение иллюстрируется следующими примерами. Пример 1.
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 70%, содержанием 1,2-звеньев 93% и среднемассовой молекулярной массой 120000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 1 мас.ч./100 мас.ч. битума.
Пример 2.
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 61%, содержанием 1,2-звеньев 88% и среднемассовой молекулярной массой 112000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 3 мас.ч./100 мас.ч. битума.
Пример 3.
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 60/90 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 55%, содержанием 1,2-звеньев 82% и среднемассовой молекулярной массой 71000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 4 мас.ч./100 мас.ч. битума.
Пример 4.
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 42%, содержанием 1,2-звеньев 78% и среднемассовой молекулярной массой 24000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 5 мас.ч./100 мас.ч. битума.
Пример 5.
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 60/90 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 30%, содержанием 1,2-звеньев 70% и среднемассовой молекулярной массой 8000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 7 мас.ч./100 мас.ч. битума.
Пример 6 (граничный).
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 90/130 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 70%, содержанием 1,2-звеньев 93% и среднемассовой молекулярной массой 120000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 0,5 мас.ч./100 мас.ч. битума.
Пример 7 (граничный).
Для получения битумной композиции для асфальтобетонных покрытий смешивают битум марки БНД 60/90 и синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности 20%, содержанием 1,2-звеньев 60% и среднемассовой молекулярной массой 7000. Синдиотактический 1,2-полибутадиен в битумную композицию вводят в количестве 8 мас.ч./100 мас.ч. битума.
Примеры №6 и 7 приведены в качестве граничных для обоснования выбранного интервала концентраций синдиотактического 1,2-полибутадиена в битумной композиции.
Полученные битумные композиции используются в составе асфальтобетонных смесей для дорожных покрытий при следующем соотношении компонентов, мас.ч.: щебень фракции 10-20 мм - 45-50, песок - 15-20, отсевы дробления - 30-35, минеральный порошок - 4-6, полимерно-битумная композиция, содержащая синдиотактический 1,2-полибутадиен - 4-5.
Из данных табл.1 следует, что полимерно-битумные композиции, полученные на основе нефтяных дорожных битумов и синдиотактического 1,2-полибутадиена, полностью удовлетворяют требованиям ОСТ 218010-98 на полимерно-битумные вяжущие и обладают по сравнению с прототипом существенно более высокой (в 1,6-2,3 раза) растяжимостью. Это обеспечивает более высокую пластичность битумной композиции и асфальтобетонного покрытия при низких температурах и, как следствие, существенно уменьшает возможность трещинообразования. Предложенные полимерно-битумные композиции характеризуются стабильностью при повышенных температурах: после прогрева при 163°С в течение 5 час. температура размягчения композиции изменяется не более, чем на 2,9°С, при норме 5°С. Кроме того, получаемые битумные композиции характеризуются высокой эластичностью, значения которой на 20-35% превышают показатели, указанные в ОСТ 218010-98.
Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет:
- повысить качество и эксплуатационные свойства битумных композиций;
- повысить трещиностойкость получаемых на их основе асфальтобетонных покрытий;
- увеличить стабильность битумных композиций при повышенных температурах;
- увеличить срок эксплуатации асфальтобетонных покрытий.
Таблица 1Результаты испытаний полимерно-битумных вяжущих на основе синдиотактического 1,2-полибутадиена (1,2-СПБ) | ||||||||||
№ п/п | Наименование показателей | ОСТ 218.010-98 | Прототип | № примера | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Содержание 1,2-СПБ, м ч./100 м.ч. битума | 1 | 3 | 4 | 5 | 7 | 0,5 | 8 | |||
1 | Глубина проникновения иглы в 0,1 мм, при 25°С | не менее 60 | 97 | 89 | 87 | 88 | 85 | 80 | 95 | 60 |
при 0°С | не менее 32 | 42 | 42 | 42 | 42 | 43 | 42 | 33 | 43 | |
2 | Температура размягчения по КИШ, °С | не ниже 54 | 54 | 56 | 56 | 56 | 57 | 56 | 48 | 51 |
3 | Растяжимость (см), при 25°С | не менее 25 | 32 | 56 | 54 | 52 | 50 | 54 | 68 | 40 |
при 0°С | не менее 11 | 12 | 25 | 26 | 26 | 27 | 28 | 8 | 11 | |
4 | Температура хрупкости, по Фраасу, °С | не выше -20 | -27 | -27 | -28 | -27 | -27 | -28 | -20 | -24 |
5 | Температура вспышки, °С | не ниже 230 | - | 233 | 234 | 233 | 237 | 234 | 232 | 233 |
6 | Изменение температуры размягчения после прогрева (163°С, 5 час.), °С | не более 5,0 | - | 2,9 | 2,8 | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 3,0 | 4,0 |
7 | Изменение массы после прогрева, % | не более 0,4 | - | 0,36 | 0,37 | 0,35 | 0,38 | 0,36 | 0,4 | 0,45 |
8 | Эластичность, %, при 25°С | не менее 80 | - | 100 | 105 | 103 | 105 | 108 | 74 | 78 |
при 0°С | не менее 70 | 84 | 89 | 88 | 90 | 88 | 50 | 69 | ||
* Примеры №6 и 7 приведены в качестве граничных для обоснования выбранного интервала концентраций полимерной добавки в составе битумной композиции. |
1. Состав битумной композиции для асфальтобетонных покрытий, включающий смесь битума и 1,2-полибутадиена, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:
Битум | 100 |
Синдиотактический 1,2-полибутадиен | 1-7 |
2. Состав по п.1, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со степенью синдиотактичности от 30 до 70%.
3. Состав по п.1, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен с содержанием 1,2-звеньев от 70 до 93%.
4. Состав по п.1, отличающийся тем, что используют синдиотактический 1,2-полибутадиен со среднемассовой молекулярной массой от 8 тысяч до 120 тысяч.