Покрытие дороги
Использование: дорожное строительство. Задача: снижение материалоемкости, повышение эксплуатационных качеств дорожного покрытия. Сущность изобретения: мелкоячеистое покрытие состоит из емкостей, выполненных из полиэтилена, размещенных на минимальном расстоянии друг от друга на основании траншеи, резом вверх, с открытым нижним отверстием и заполненных сыпучим материалом. Технический результат: утилизация полимерных изделий, не применяемых ранее в дорожном строительстве, улучшение экологических свойств покрытия. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве местных дорог и площадок.
Известно покрытие дороги, состоящее из стянутых тросами элементов, вырезанных из утилизованных покрышек, размещенных на основании. Каждый элемент покрытия с плоскостью реза, проходящей по середине протекторной части, заанкерен последней в основании, при этом тросы, стягивающие элементы, размещены перпендикулярно оси дороги с образованием при деформации покрышек внутренних отверстий в виде овала с минимальным диаметром, не превышающим ширину колеи для транспортного средства (A.C. SU 1647068. Бюл. № 17 от 07.05.91).
Недостатками данного покрытия являются необходимость проведения дополнительных операций по стягиванию элементов тросами и небезопасность автопокрышек с экологической точки зрения.
Задачей настоящего изобретения является снижение материалоемкости при одновременном повышении эксплуатационных качеств.
Технический результат: утилизация полимерных изделий, не применяемых ранее в дорожном строительстве, улучшение экологических свойств покрытия.
Эти задачи решаются устройством дорожного покрытия мелкоячеистого типа, состоящего из емкостей, выполненных из полиэтилена, например утилизованных упаковочных емкостей (пластиковых бутылок), размещенных на основании на минимальном расстоянии друг от друга, резом вверх, с открытым нижним отверстием и заполненных сыпучим материалом.
Покрытие изображено на чертеже, где дан его вид в поперечном разрезе.
Покрытие состоит из емкостей 1, выполненных из полиэтилена, с открытым нижним отверстием 2 и резом 3, заполненных сыпучим материалом 4, например сухим песком. Емкости 1 расположены на основании траншеи 5 на минимальном расстоянии друг от друга, промежутки между ними также заполнены сыпучим материалом. Поверх емкостей 1 расположен защитный слой 6.
Устройство мелкоячеистого покрытия дороги осуществляется следующим образом. Полосу, отведенную под дорогу, разравнивают, а затем выбирают из нее часть грунта на глубину, равную, например, высоте емкости 1 (чертеж). В получившуюся траншею 5 выставляют емкости 1 резом 3 вверх, плотно друг к другу, в виде мелкоячеистого покрытия, которое засыпают сыпучим материалом 4, например сухим песком, с обязательным заполнением самих емкостей и промежутков между ними. Покрытие засыпают материалом до получения выше реза небольшого защитного слоя 6, который подвергается дополнительному уплотнению различными способами. Поверх этого слоя, при необходимости, устраивают еще один защитный слой, например, из укрепленного грунта. Открытые нижние отверстия 2 емкостей 1, обращенные вниз, в мелкоячеистом покрытии будут выполнять роль влагоотводящих отверстий. Мелкоячеистое покрытие может быть устроено на всю ширину дороги или на ширину колеи.
Упаковочные емкости, представляющие собой полимер-полиэтилен низкого давления, обладают большой плотностью, прочностью и растяжимостью. Каждая ячейка из такого материала в дорожном покрытии способна выдерживать значительные вертикальные нагрузки за счет прочности стенок. В результате этого колеса автотранспортного средства не разрушают защитный слой, то есть не происходит так называемое раздавливание колеи. Имеющиеся отверстия в горловинной части емкости, обращенные вниз, дают возможность ячеистому покрытию пропускать сквозь себя скапливающуюся в верхних защитных слоях влагу при различных погодных условиях.
Пример 1.
От пластиковой бутылки была отделена средняя часть в виде полого цилиндра диаметром 90 мм, высотой 100 мм и толщиной стенки 0,6 мм. Цилиндр, резом вверх, с открытым нижним отверстием установили на ровную, твердую площадку и заполнили материалом - песком средней крупности с естественной влажностью. Материал дополнительно уплотнили методом надавливания. На цилиндр сверху ставили бетонные блоки весом по 100 кг каждый. Под давлением весом от 100 до 300 кг цилиндр полностью сохраняет свою первоначальную форму, под давлением весом от 300 до 500 кг края цилиндра незначительно деформировались, но без разрыва стенок и без изменений в основной части цилиндра.
Пример 2.
Для проведения эксперимента был выбран участок грунтовой дороги, на котором в дождливую погоду проезд автотранспорта был затруднен. Участок предварительно разровняли, и на этом месте выполнили траншею размером 400×2500×5000 мм. На дно траншеи были выложены пластиковые бутылки плотно друг к другу, резом вверх, с открытым нижним отверстием. Траншею засыпали ранее выбранным рыхлым грунтом в виде суглинка таким образом, чтобы выше реза бутылок получился защитный слой толщиной 100 мм. После этого провели дополнительное уплотнение покрытия различными способами.
Проводимые проверки покрытия в разное время года показали, что участок дороги при различных погодных условиях сохранял ровную поверхность, дающую возможность прохождению автотранспорта без каких-либо затруднений и без образования колеи.
Использование утилизированных пластиковых бутылок в мелкоячеистом дорожном покрытии для строительства местных дорог значительно уменьшит объемы ежегодно растущих свалок пластиковых отходов.
Покрытие дороги, состоящее из элементов, размещенных на основании, отличающееся тем, что в качестве элементов покрытия используют емкости, выполненные из полиэтилена, размещенные на минимальном расстоянии друг от друга на основании траншеи резом вверх с открытым нижним отверстием в виде мелкоячеистого покрытия и заполненные сыпучим материалом.